»»»

Поход к Семи Братьям

Ежегодно, на период нашего летнего отпуска, планируем многодневный велопоход по дорогам Курагинского района. На несколько лет мы сменили направление своего движения и регулярно ездили в Шушенский район на фестиваль Мир Сибири. В этом 2020 году стало ясно, что фестиваль будет отменен, но и без того наши мысли были уже направлены совсем в другую, таёжную сторону. Туда, от куда начинались наши путешествия и приключения.

В Чибижеке в последний раз мы были в 2008 году. Этот поход мы до сих пор считаем одним из самых сложных по прохождению и самым ярким по эмоциональности. В тот раз мы прошли через тайгу, преодолели с велосипедами Спиртоносный перевал, любовались с его высоты на гору Москву и красавицу Шинду, что серебряной лентой текла между гор. Домой возвращались по воде. В этот раз наш маршрут был полностью сухопутным и главной целью стали скалы Семь Братьев в окрестностях Чибижека.

Дорога Курагино – Кошурниково

15 июля, день первый. КурагиноКошурниково.

Уже не первый раз мы едем этой дорогой. Первая остановка на ночлег запланирована в Кошурниково, где нас уже ждала моя сестра Тоня. Дорога, по которой мы ехали, за последнее время сильно изменила свой вид. Местами проложен асфальт, иные участки разъезжены строительной техникой просто в хлам. Здесь не помогают даже постоянные отсыпки.

Река Кизир

Некоторые места просто неузнаваемы – построены новые сооружения, где-то срезаны горы и расширено дорожное полотно. Все это следствие строительства второй ветви железнодорожной трассы. Спустя 55 лет после своего открытия «трасса мужества» приобретает новый вид. Полным ходом идет модернизация.

Встреча с батюшкой Кизиром

Как и раньше мы не отказали себе в удовольствии искупаться в холодных и чистых водах батюшки Кизира после того, как преодолели Бурлукский перевал и проехали Андреев Ключ. Примерно к обеду мы были уже в Кордово.

Село Кордово

Незадолго до нашего похода я была в Кордово в командировке и обещала Марине Базаркиной, заведующей кордовской библиотекой, что непременно заедем в гости, когда будем проезжать мимо. И мы свое обещание выполнили.

В библиотечных архивах и в архивах кордовского совета ветеранов собраны уникальные документы о богатом прошлом села Кордово, о людях, которые здесь жили. На этой почве мы с Мариной мы общались около двух часов. Нам эта тема близка и очень интересна.

Почти два часа мы провели в Кордовской библиотеке

Разговоры, разговорами, а нам нужно было ехать дальше, нам предстояло преодолеть еще немалое количество километров.

На смотровой площадке возле Усть-Каспы

Ориентируясь на наши предыдущие походы, я сказала Тоне, что мы будем в Кошурниково примерно к восьми часам вечера, а мы были в посёлке уже в шесть. Если учесть, что почти два часа мы потратили на общение в Кордово, то мы прямо молодцы и без затруднений проехали этот путь в 90 километров.

Вечер мы провели в интересной компании семьи Тони и ее соседей, которые за годы жизни в этом многоквартирном доме стали ей больше чем семьей.

Вечер мы провели в компании семьи Тони и её соседей

Таких взаимоотношений сложно встретить где-то в другом месте. Как вы живете со своими соседями? В лучшем случае, знаете их по именам и здороваетесь при встрече. Здесь же совсем всё по-другому. Двери просто не закрываются, ведь в любой момент может прийти соседка со своими пирожками, чтобы попить чай или позвать тебя на обед (ужин, завтрак, полдник – в зависимости от времени суток и настроения). И вот теперь, после баньки мы сидели в беседке, кушали приготовленного на углях хариуса и слушали рассказы об их жизни. А судя по рассказам, жизнь течет рекой! От сдобренных эпичными фразами историй мы хохотали до слез.

- Вот так и живем, - говорит Тоня. – Вместе смеемся и вместе и плачем. По-другому никак нельзя!

Потому, что мы банда!

Вечером мы планировали, как плодотворно провести следующий день.

16 июля. День второй. Колокол.

Юрий Иванович Охапкин - наш давний друг, соратник и единомышленник, с которым мы знакомы ещё с первых наших поездок по Курагинскому району. Мы прошли с этим человеком много дорог по окрестностям Артемовска. Он, как историк и краевед обладает многими знаниями об этих местах. Водил здесь ни одну съемочную группу разных телекомпаний, которые интересовались историей золотодобычи и таким чудом, как город, в котором живут около двух тысяч человек.

По дороге на Колокол

Нам Юрий Иванович показывал отстойники, отвалы прошлых переработок, карьеры, водил по «тропе здоровья» на гору Чирий, с которой открывается чудный вид на окрестности Артёмовска, бродили по Золотому Коньку. А вот на соседней горе Колокол мы не были. Подъём на гору самый простой, поэтому в наших планах на этот день было просто доехать до Артёмовска, оставить на хранение велосипеды у Юрия Ивановича и сходить на гору.

Гора Колокол – цель нашего похода на этот день

Когда Юрий Иванович узнал, куда мы собираемся, то вызвался нас проводить. Мы согласились с радостью, ведь каждый поход с этим человеком превращается в увлекательную историю золотодобычи и прошлое Артёмовска. Так случилось и в этот раз. Проводя нас по дорогам Артемовска, Юрий Иванович снабжал нас информацией буквально обо всем, что мы видели. Под ногами лежит железная руда, по дороге текут ручьи из источников, которые невозможно пить, затопленные шахты, разрушенные здания бывшего рудника.

Стройный ряд дубков прижился в Восточной Сибири

Юрий Иванович обратил наше внимание на дубовую аллею, которая растёт вдоль дороги. Её высадил человек, который когда-то здесь жил. В итоге дубки прижились в непростом климате Восточной Сибири и стройным рядком стоят вдоль дороги.

Остатки самого старого в Артёмовске здания

И, наконец, изюминка нашего путешествия – остатки здания, который строил известный золотопромышленник Иваницкий. По словам Юрия Ивановича – это самое старое здание в Артемовске. Его практически не видно с дороги, по которой мы шли, самостоятельно мы бы его не отыскали, даже если захотели.

Юрий Иванович рассказал нам, что это здание 1912 года постройки. Использовалось долгое время, как контора золотого прииска и складское помещение. Здание эксплуатировалось и в советское время вплоть до 80-х годов. После того, как оно опустело, местные жители стали потихоньку его растаскивать по кирпичику, используя для собственных нужд, с него сняли крышу, и здание стало разрушаться, зарастать кустарником.

Даже в таком, полуразрушенном виде здание производит впечатление

Даже в таком, полуразрушенном виде здание производит впечатление. Толстенные стены выложены из плитняка. Верхний свод небольших зарешеченных окон искусно сделан аркой из красного кирпича. Интересно, но внутри мы не увидели следов штукатурки, побелки или хоть какой-нибудь внутренней отделки. Только плитняк, поросший мхом.

Будет бесконечно жаль, если Курагинский район лишится такой исторической достопримечательности. Это здание видело зарождение Ольховского прииска, самый расцвет Артёмовска, когда здесь кипела жизнь, стало свидетелем и его угасания. Сегодня нас ждал ещё и Колокол. Когда мы стали подниматься на гору, Юрий Иванович рассказал, что несколько лет назад водил по тропе сюда своих родственников, которые приезжали в гости. Мы попытались отыскать ту самую тропу, а когда не нашли, то пошли просто вперед прямо по зарослям.

Не смогли найти тропу на Колокол, поэтому решили пробираться сквозь заросли

Юрий Иванович шел впереди и торил нам путь, а ведь ему в этом году исполнилось 78 лет. Трудно в это даже поверить! Мы шли за ним и восхищались его бодростью не только духа, но и тела. «Юрий Иванович молодец! Будьте, как Юрий Иванович!» - написала я в тот день в соцсетях.

С Колокола открывается чудесный вид на Артёмовск

Гора Колокол возвышается над Артемовском и является практически визитной карточкой города. Высота горы около 800 метров. На её вершине виднеются телевизионные мачты и сотовые вышки. Здесь стоит побывать каждому, кто приезжает в Артёмовск. Весь город предстает, как на ладони: улочки и домишки, разбросаны по косогорам.

На Колоколе мы пробыли не долго. Попили чай из термоса и полюбовались видами. Обратно спускаться было гораздо легче, мы пошли по просеке вдоль установленных столбов.

Город Артёмовск

Возвращаясь обратно по улицам Артёмовска, беседовали с местными жителями. Видели замечательных уточек, с кокетливыми шапочками на головах. Приняли приглашение Юрия Ивановича и зашли к нему на чай. А завтра нас ждало основное приключение, ради которого мы сюда приехали.

17 июля. День третий. Семь Братьев.

В Чибижеке мы не были более десяти лет. Точнее, я была здесь не так давно по делам в редакционной командировке. В 2008 году на велосипедах мы прошли через Спиртоносный перевал, любовались с его вершины на красавицу Шинду и гору Москву, которая находилась как раз напротив нас.

Накануне нам пришлось в экстренном порядке искать провожатого, который проводил бы нас на скалы Семь братьев. И мы такого нашли.

С Сергеем мы договорились выйти в путь в 10 часов утра, а это значит, что в это время нам нужно быть уже в Чибижеке. Нам предстояло выехать из Кошурниково довольно рано, хотя путь до Чибижека не более 30 километров, но это очень непростые, таёжные километры по гравийной дороге.

Если до Артемовска шла асфальтированная дорога, то, чтобы добраться до Чибижека, нам нужно было преодолеть перевальчик. Следовательно, нам предстояло встать очень рано.

Утро для нас началось не с лишком хорошей новости. Еще не открыв глаза, мы услышали шум дождя. А это означало, что наш поход на сегодня мог просто не состояться, ведь в дождливую погоду в тайге делать нечего.

Мы засомневались, но начали потихоньку собираться. Дождь был небольшим, тучи понемногу стали расходиться. Это сомнение отняло у нас драгоценных полчаса. В итоге мы собрались и в семь утра выехали в сторону Чибижека.

Уже проезжая Артёмовск мы все-таки созвонились с Сергеем, убедились, что наш поход состоится, и он нас ждёт.

Мы очень старались к означенному времени быть в посёлке. Мы торопились, что сказывалось на распределении наших сил. К десяти часам мы подъезжали к Чибижеку, но посёлок золотодобытчиков растянулся на несколько километров, и чтобы добраться до центра посёлка, нам понадобилось ещё некоторое время.

Кроме нашего провожатого Сергея в непростой путь с нами отправились ещё его жена Елена и охотничий пёс Арчи.

Мы подъехали к их дому уже в одиннадцатом часу. Буквально минут за десять мы переоделись и попили чаю, оставили велосипеды и двинулись дальше в путь. Семь Братьев хорошо видны прямо из ограды Сергея, и он пообещал, что уже в час дня мы будем там пить чай.

Со двора нашего провожатого виднеется цель нашего похода

Вообще на скалы ходят регулярно, пару лет назад на Семь Братьев прокладывали туристическую тропу, чтобы желающие могли без проблем туда добраться, ведь там стоит побывать.

Семь Братьев

Семь Братьев по своему происхождению схожи с Красноярскими Столбами. Но вся прелесть в том, что сюда не так-то просто добраться простым туристам. Дикость и красота этих мест нас так и притягивает.

Путь к Семи Братьям неблизкий и шел в начале через болотца, где мы перепрыгивали с кочки на кочку, а потом переходили ручей Семёновский, где набрали в дорогу чистой таёжной воды

Мы пошли за Сергеем. Путь предстоял неблизкий и шел в начале через болотца, где мы перепрыгивали с кочки на кочку, а потом переходили ручей Семёновский ручей, где набрали в дорогу чистой таёжной воды. Так что, если захотите идти в эти места, то будьте любезны надеть резиновые сапоги. Мы предусмотрительно так и сделали. Сергей, как опытный охотник, шёл впереди, Арчи бежал за хозяином, а мы только успевали смотреть по сторонам, да перебирать ногами. Иной раз Сергей скрывался из нашего поля зрения, тогда Елена его окрикивала. Он отзывался, но голос отражался, и было порой даже непонятно, откуда идет звук.

- Вы же видите тропинку, вот и идите по ней, - говорил нам Сергей. Честно говоря, я вообще ничего не видела, просто шла вперед, стараясь не отставать. Порой, под ногами появлялась и тропинка, а если точнее, то охотничья тропа, на которой виднелись следы сохатого.

Недалеко от тропы был выстроен охотничий лабаз и солонец для приманки лосей. Также попадались нам старые шурфы, в которых искатели золота когда-то пытались добыть драгоценный металл. Шурфы старые, заросшие, сделаны на совесть. Стенки, чтобы шурф не осыпался, укрепили опалубком, который за это время уже серьёзно подгнил.

Непросто передвигаться по тайге. То и дело приходится перелазить через поваленные деревья

Мы шли быстро, на сколько могли, старались не отставать от провожатого. Пробирались сквозь траву, валежник, ветви деревьев. Перебирались через поваленные деревья, в основном это были ели и берёзы. Часто поваленные стволы деревьев были старые, и когда я наступала на ствол берёзы, то он оказывался сгнившим и проваливался под моим весом, а перебираясь через поваленные стволы елей, я то и дело цеплялась за обрубки сучьев. Не трудно предположить, что потом у меня ноги от полученных синяков приобрели леопардовый окрас. Буквально не осталось ни одного чистого места.

Места поистине сказочные. Кажется, что вот-вот покажется леший

Был пасмурный день, казалось, что мы идем уже очень долго. Не покидало странное чувство, что здесь, в таёжном царстве тишины и спокойствия не то, чем кажется. Казалось, что время и пространство здесь относительно. Не понятно было, где находится солнце, куда мы идём, сколько часов мы идём. Мы с Еленой шли и рассуждали, что если нас тут оставить, то потом искать нас придется очень долго, сами мы и не представляли, куда идти. Ориентиром служил только склон горы, в которую мы начали подниматься.

Когда мы только выходили из посёлка, Сергей сказал, что примерно в час дня мы уже будем пить чай на Семи Братьях и любоваться видами. Но не в час, не в два и даже не в три мы не достигли своей цели. Пока мы переводили дух, Сергей с Арчи ушли вперёд, чтобы посмотреть, куда идти дальше. Мы сидели на замшелых камнях, слушали лес. Над нами одна сосна навалилась на другую, под воздействием ветра их стволы качались, терлись друг и друга и от этого по округе разносился жуткий скрип.

Причудливые линии и образы творит природа

Я представила себе, какого здесь проводить ночь, когда лес наполнен жуткими звуками, а ты ещё знаешь, что за тонкими стенками твоей палатки ходят хищные животные. Но лично мы из диких животных встретили только бурундука.

Фантазия в этих местах просто зашкаливает. Присмотритесь и в этих камнях вы увидите рукотворные дольмены. Потому, что даже не верится, что такое может сотворить природа.

По мере нашего продвижения вверх, начала меняться и подстилающая поверхность. Высокая трава сменилась мхом. Мхом было покрыто всё вокруг. Стали всё чаще попадаться камни. Большие валуны тоже были покрыты мхом. На некоторых из них росли березки. После ветровала, который случился в начале июля некоторые берёзы, которые нашли своё пристанище на таких камнях и долгие годы росли на них, повалились, не сумев удержаться своей корневой системой. А поскольку корни остались практически целыми, то берёзки продолжали получать питательные вещества и расти. Совсем другое дело – кедры, один нас особенно впечатлил. Гигантское дерево выросло на камне, который был выше человеческого роста. Кедр обхватил этот камень своими корнями со всех сторон, давая понять, что если он и будет когда-нибудь падать, то только вместе с ним.

Кедр своими мощными корнями обнял валун

Мы стали продвигаться вверх, но вскоре стало ясно, что на Семь Братьев мы так и не вышли. Сергей, чтобы определить, где мы находимся, забрался на высоченный кедр, но даже и тогда не смог разглядеть окрестностей.

Было уже четыре часа, а нам нужно было ещё идти обратно в посёлок, а потом на велосипедах возвращаться в Кошурниково, так что было принято решение разводить костер и пить чай здесь.

Наш заслуженный привал

Провожатый наш заметно расстроился, а мы нисколько, потому, что мы ехали и шли сюда за впечатлениями и приключениями и мы их получили с лихвой. Мы ошиблись, выйдя на охотничью тропу, которая и привела нас на соседнюю с Семью Братьями сопку. А ведь возможно, что именно здесь, где мы сейчас сидели и пили чай, ни один человек и не проходил, потому, что охотники ходят по низу, где ходит зверь, а грибникам здесь, в такой глуши, делать тоже особо нечего. А еще, глядя на фотографии того места, где мы были, убеждаешься, что это просто удивительное место, или даже больше – сказочное.

Сказочная тайга

Мы расположились на сопке, развели костер, сделали импровизированный стол. Арчи – умная собачка, лёг прямо около стола, и хотя он, как и мы все, был голоден, но не выпрашивал у хозяев кусочки. Он лежал, отдыхал и ждал, когда они сами предложат своему верному другу поесть.

Немного отдохнув, мы двинулись в обратный путь. Нам предстояло сегодня ещё добраться до Кошурниково. Обратно мы двигались значительно быстрее. По дороге я успевала собирать грибочки, которые попадались мне на пути. Впереди шёл наш провожатый Сергей, Вова и Арчи, мы с Еленой старались не отставать. По дороге заметили такую закономерность, что Арчи ни разу не подошел к нам, как это было, когда мы только шли туда. Арчи шёл впереди со своим хозяином и периодически подбегал к нам, как бы убеждаясь, что с нами всё в порядке. Потом возвращался к Сергею. А теперь мы с Еленой шли одни и Арчи нашим самочувствием совсем не интересовался. Из этого мы сделали вывод, что изначально Арчи проверял исключительно Вову, а мы ему были не нужны.

Охотничий пёс Арчи за этот день стал нам верным другом

Возвращаясь обратно, мы увидели ту тропу, которая ведет на Семь Братьев, мы её попросту пропустили и прошли дальше.

Вернувшись в посёлок, Елена и Сергей предложили нам подвезти нас. В этот день к ним в гости ехала на автобусе из Красноярска дочь, и они поедут её встречать. Соответственно они могут хотя бы часть пути нас подвезти. Хотя мы люди и принципиальные, но не в этот раз. Мы с радостью согласились. Вспомнился момент, когда мы ехали в Кошурниково и Курагино и по дороге нам предлагали нас подвезти, мы в тот раз отказались, но не сейчас.

Чтобы поместиться в Жигули универсал пришлось немного разобрать велосипеды, для этого сняли передние колёса, вывернули рули. Выехали из Чибижека уже в десятом часу вечера. Мы с Вовой сидели сзади, нам в затылки бились наши колёса, а в руках навесу я держала кулёк с грибами, которые я насобирала по дороге. Сергей подвёз нас практически к Кошурниково. Мы высадились, понадобилось немного времени, чтобы привести велосипеды в рабочее состояние, и мы двинулись к Тоне.

Мы подъезжали к дому, в полной темноте, на место мы приехали в 12 часов ночи, когда хозяева уже спали. Стоит ли говорить, что если бы мы поехали своим ходом, то вряд ли подъехали к месту своего ночлега так рано. Так что, спасибо Сергею и Елене за этот день! Сегодня Семь Братьев нам не покорились, но это значит только то, что мы приедем сюда ещё раз (а может и не один). И это будут одни из лучших наших походов, как и было до сих пор. С Чибижеком у нас связаны самые тёплые воспоминания и самые крутые впечатления. Здесь на столько же круто, на сколько и сложно.

Только, когда твоё тело оказывается в покое, только тогда оно понимает, как оно устало. Весь последующий день мы провели в бесцельной лени и валянии на диване. И это тоже круто!

19 июля. Едем домой

Всегда грустно возвращаться домой

О нашем крайнем дне путешествия и рассказывать то особенно нечего. Чтобы вернуться домой мы выбрали асфальтированную дорогу. Там только стоит проехать часть дистанции, забраться в перевал, а там практически до Большой Ирбы катишься под гору. Мы с Вовой знаем практически каждый подъем и спуск по этой трассе. Простившись с Тоней около семи утра, уже к трём часам дня мы были в Курагино. А ещё радует, что лето и осень 2020 года были просто наполнены велопокатушками, сплавами и просто вылазками на природу.
С нетерпением ждём новый сезон!

Смотреть фото...

КомментарииВсего (1)

Илья 23. 03. 2021 16:53
Гость
Приветствую! Случайно как-то на ваш сайт набрёл при поиске статей о велопутешествиях. Спасибо, что делитесь своими похождениями/поездками. Я сам с Красноярска и сейчас как-то не стало объединённого активного народа в велотеме.