»»»

Нижняя-Тридцатка


Велопоход - "Курагино - Жербатиха - Имисское - Можарка - Тюхтят - Черемшанка - Гуляевка - Жаровск - о. Убинское - заимка Ниж. Казырская - Курагино"

Общее время в пути около 3-х суток, протяжённость 270 км. Попробовав единожды, оставить дела и заботы дома, и окунуться в мир велосипедных скоростей и дорог, заболели новым увлечением. Как только проходим один маршрут, уже планируем следующий, где ещё не бывали.

За 270 километров, пройденных в этот раз, по дорогам Курагинского района, мы соприкоснулись с удивительной красотой этих мест. Трагической и героической историей, с людьми, что её творили. Каждый раз мы открываем для себя что-то новое и стремимся поделиться с теми, кому интересны эти места. Впереди ещё много километров дорог и нерассказанных историй.


"На земле нет неинтересных мест: есть только неинтересующиеся люди,
люди, не умеющие находить интересное, внутренне скучные".
Д. С. Лихачёв


Схема маршрута
12 июля. День первый.

Третий год подряд наша дурная кровь, чувствуя приближение лета, начинает бродить. Срочно требуется паковать рюкзаки, смазывать велосипеды и педалить куда нормальные люди даже на машинах не часто ездят. Полчища кровососущих насекомых с неимоверным удовольствием освобождают нас от излишков дурной крови и теперь еще как минимум год можно жить спокойно. Именно это я пыталась объяснить своему начальнику, когда он узнал, куда и на чём мы едем. Уже после поездки, когда я шла на работу, он встречал меня у ворот, молча крутя пальцем у виска. На что я ему ответила: "И Вам тоже здравствуйте!"

И, всё же сравнивая эту поездку с прошлыми годами, понимаем, что с этого маршрута стоило начать нашу карьеру велосипедистов. Маршрут интересен как с туристической, так и с краеведческой точки зрения. Дорога по большей части грунтовая, без особых препятствий. В нескольких местах пересекается с большими сибирскими реками Казыром и Кизиром.

Раз от раза состав нашей команды не меняется. Тем, кто еще не в курсе, представимся - супружеская чета Никулкиных, чьё жизненное кредо: "Живите интересно!" Ужасно пафосно звучит, но, в конечном счёте, очень правильно. Супругов должно объединять что-то помимо обыденных домашних дел.

План этого маршрута назревал давно. Судя по количеству отчетов о туристических поездках, размещенных в интернете, наш район пользуется популярностью. Тем более понимаем, что живем мы в уникальном месте. Чтобы совершить хорошую поездку, нам не требуется ломать голову, как провезти своих "лошадок" в поезде, рискуя быть ссаженными на первой остановке. Нам просто достаточно выйти из дома, сесть на велосипеды и ехать в нужном направлении. Домой мы так же возвращаемся своим ходом измученные, но независимые и довольные.

Что человека гонит в такие путешествия? Жажда познания себя? Природы? Людей, которые делят с тобой эту участь? Может страсть к авантюрам? Уверена, что у каждого ответ найдется свой. Но всех этих людей объединяет одно - по-другому они уже больше не могут! После недолгого раздумья, было принято решение изменить самим себе, и весь путь преодолеть на велосипедах.

За последнее время маршрут, Курагино - Нижняя-Тридцатка, облюбовали большое количество туристов, как водоплавающих, так и не очень. И это основной критерий, по которому так не хотелось ехать в этом направлении. С Гуляевских порогов мы сплавлялись большое количество раз. И если сплавляться сейчас, то с некоторым затруднениями можно найти свободную косу для ночёвки. И нет никакой гарантии того, что позже к вам не присоединиться весёлая компания туристов. И дальше по сценарию: фейерверк в воздух, "Врагу не сдаётся наш гордый Варяг" всю оставшуюся ночь. Тихий шум реки и голос леса с пением птиц остаётся лишь вашей мечтой.

Но при всём притом, съездить в этом направлении стоило. Мы выехали из дома в половине седьмого утра. Люди опытные - понимаем, что дорога предстоит дальняя, и хочется хоть часть этого пути проехать по холодку. По сравнению с прошлыми заездами, груз у нас значительно убавился. Так как путь в этом году мы выбрали исключительно сухопутный, резиновая лодка и камера для водной транспортировки велосипедов нам не понадобились. А это как- никак минус почти 40 килограмм. Так что в этот раз едем практически налегке.

ЭктажВесь наш багаж (включая спальник и палатку) уместился в трёх больших рюкзаках. В двух маленьких за спинами - легкие вещи, которые необходимо держать под рукой.

Каждый год мы стараемся приобрести что-то из снаряжения. В этот раз серьёзно занялись рюкзаками. Задались целью заполучить рюкзаки для велосипеда "штанишки", для этого мы выбрались в город. Что уж говорить о нашем посёлке, если в городе на вопрос: "Есть ли у вас рюкзак "штанишки"? продавцы только разводили руками. У местных узнали, что самый реальный способ разжиться желаемым - заказать через Интернет, ну или на худой конец, заказать хозяину магазина. Так как ехать нам надо было уже через несколько дней, ни один, ни другой вариант нам не подходили.

Близилась дата намеченной поездки, а вопрос с рюкзаками по-прежнему оставался открытым. И тогда в простом магазине для туристов и охотников мы приобретаем два одинаковых рюкзака. Вовины золотые ручки за вечер склепали из них совсем недурной рюкзачок для велосипеда. Опробовали на "лошадке": привязали, покатали, помотали - смотрится отлично! Остаётся место еще для воды.

Мой рюкзак с продуктами, как в старые добрые времена, примотали к багажнику всем, чем можно. Впоследствии он доставлял в дороге немало неудобств. Периодически приходилось останавливаться, звонком подзывать Вову, и поправлять поклажу.

Фотоаппарат - без него не обходится ни одно наше мероприятие. Вова, как истинный фотограф, не забывает его даже если идёт в магазин за хлебом. В этом году кроме традиционного фотоаппарата решили ещё взять и видеокамеру. Так как Вова халтурить не привык, все надо делать правильно, мы еще долго не могли выехать за пределы Курагино. Эктаж

Ехали как паровозик из "Ромашково". Кто не помнит - советский мультик, где паровозик вечно опаздывает потому, что ему надо посмотреть, то как расцветает первый ландыш, то как всходит солнце и т.д. Вот так ехали и мы: надо заснять, как мы выезжаем из посёлка, все вместе да каждый по отдельности. Каждый кадр останавливались, возвращались на место и т.д. Кино - штука сложная!

До села Бугуртак мы ехали с комфортом, по асфальту. Было робкое предложение с моей стороны посетить этот край, но решили сделать это на обратной дороге. Как вы сами понимаете, и на обратной дороге в Бугуртак мы не заехали, не было не сил не желания. Но зато через некоторое время после этой поездки, когда тело отдохнуло а мысли пришли в норму, мы скатались в интересный походик.

За Бугуртаком началась грунтовая дорога, напоминающая стиральную доску (если кто знает что это такое). Сначала нас это забавляло, но спустя километры такого пути, эта забава порядком надоела. Так мы доехали до Эктажа. Место очень красивое: с одной стороны дороги Казыр, с другой - высокие скалы.

Строительство дороги 1923 г.Буквально в этом году, благодаря Интернету, мы познакомились с интересным человеком. Старший преподаватель геодезии Новосибирского государственного архитектурно-строительного университета Петр Николаевич Губонин, рассказал нам, что его дед Николай Семёнович Губонин в 20-е годы прошлого столетия строил дороги в нашем районе. В 2009 году исполняется 130 лет со дня рождения инженера Николая Семёновича Губонина - строителя дорог Сибири начала 20-го века.

Пётр Николаевич поделился с нами стереоснимками, которые ему остались от деда. Трудно утверждать с точностью, но кажется, что на некоторых из них запечатлён именно Эктаж (Иктат или Икташ?).

"Конечно, проложить шоссе проще, чем железную дорогу. Но и на пути дорожников вставали многие препятствия: бурные реки, скальные прижимы, глухая тайга. Работы велись круглый год. Немало пришлось помучиться строителям, чтобы сделать выемки для дорог у скалы Пушкарь, Кузнецовской горы, Гришкина и Кордовского камней. Много было взрывных работ, а затем расчистки обломков. Это отражено на нескольких снимках".

По дороге было желание заехать во все населённые пункты, которые нам встречались. Мне предстояло описывать наш поход в отчёте, а для этого надо составить свое впечатление о том или ином посёлке.

Для того, чтобы заехать в Жербатиху, пришлось сделать небольшой крюк. Что может дать большее представление о населенном пункте, если не магазин. Для деревни магазин, как и раньше, остаётся, прежде всего, культурным центром. Мы подъехали к одному из таких "культурных центров". Возле магазина на лужайке сидел местный мужичёк и с интересом нас рассматривал. Вообще-то трасса, которую мы выбрали, пользуется не малым интересом у туристов-велосипедистов, но в виду некоторой отдалённости деревни от объездной дороги, подобные нам заезжают сюда не часто. Я поднялась на высокое крыльцо магазина. В магазине бурлила своя жизнь.
д. Жербатиха
Две тетушки, сидя на стульях по обе стороны двери, бурно обсуждали последние местные новости с продавцом. На совдеповских полках на достаточном удалении друг от друга стоял товар: газ вода, полотенца, макароны и далее по списку. Я спросила у продавца бутылку газировки, на что получила ответ: "Пройдите и возьмите". То есть сельмаг с замашками супермаркета. В легком шоке я вышла из магазина. К мужичку на лужайке подошла женщина с вопросом: "Вы последний за хлебом будете?" Как оказалось, вся эта "очередь" ждала, когда привезут хлеб.

Первая серьёзная остановка у нас состоялась около 11-ти часов дня под Имисским мостом. К этому времени мы проехали около 40 км. Здесь мы поели, переоделись в более лёгкую форму одежды, отдохнули и поехали дальше.

За все наши путешествия, нам ни разу не приходилось серьёзно ремонтировать свои велосипеды. Здесь мы судим по отчётам велосипедистов, которые просто в массе можно найти всё в том же Интернете. В этот раз мы решили не доводить до аварии. Остановились на подъезде к Имиссу. Перестала внушать доверие задняя покрышка Вовиного велосипеда. Удобно расположившись в тени автобусной остановки, Вова переставил заднюю покрышку на переднее колесо, так как на него нагрузка лежала меньше. Ремонт занял не больше получаса. Впереди нас ждали ещё несколько километров асфальта по селу.

Село Имисское очень старинное, первое упоминание относятся к 1820 году. В глубокой древности здесь жили различные племена, о пребывании которых говорят такие названия, как: Ем Ис - много сена, Табган - перевая, гора Кара- черная, р. Кизир - воин - силач. Первопоселенцами были государственные (вольные) крестьяне, выходцы из Вятской губернии, затем из других губерний России: Пермской, Тамбовской, Пензенской, Симбирской. В 1916 году Имисс становится Центром Имисской волости, в которую входило 33 населенных пункта.

В то далекое время в деревне получило развитие таких ремесел как: деревоотделочное, пимокатное, сапожное, кожевенное, кузнечное, гончарное, шорное, столярное. Изготовляли кирпич, работала маслобойка, крупорушки. Судя по рассказам сторожил и местных Бабочкакраеведов, с этим селом связано множество интересных историй и легенд. В окрестностях села есть наскальные рисунки, курганы и еще множество свидетельств ушедшей эпохи. Есть желание сделать отдельную поездку в Имисс, для более детального ознакомления с историей этого села.

Ещё на остановке перед Имиссом, когда мы ремонтировали велосипед, обратили внимание на обилие и разнообразие бабочек, которые порхали вокруг. Когда мы выехали за пределы села, вдоль дороги, по краям пересыхающих луж, сидело огромное количество этих созданий, различных оттенков коричневого цвета. У нас в Курагино по весне бывает обилие бабочек, так называемых "капустниц", но осознание того, что это вредители, не вызывает такой радости. А тут просто детский восторг, когда целая стая бабочек кружится вокруг тебя.

Ты прав. Одним воздушным очертаньем
Я так мила.
Весь бархат мой с его живым миганьем -
Лишь два крыла.
Не спрашивай: откуда появилась?
Куда спешу?
Здесь на цветок я лёгкий опустилась
И вот - дышу.
Надолго ли, без цели, без усилья,
Дышать хочу?
Вот-вот сейчас, сверкнув, раскину крылья -
И улечу!
(Афанасий Фет)


Впереди нас ждали ещё много километров дороги. Проезжали Можарку, Тюхтята. От Тюхтят не было ни одного приличного подъёма, чтобы можно было без зазрения совести слезть с велосипеда и пройтись пешком. Спустя километры, когда мы Гуляевский порогнаконец приехали в Черемшанку (около шести часов вечера), пятая точка уже просто ныла от усталости.

Задержались возле колонки с водой. Было желание остаться ночевать прямо здесь, на лужайке в центре деревни. Тенёк, полянка, вода рядом - что еще надо? Но, как бы мы не устали, целью этого дня был Гуляевский порог. Примерно через час мы были уже в Гуляевке. Завораживающее зрелище каждый год привлекает массу туристов. И здесь есть что посмотреть. Казыр с силой бьётся о камни, рычит, пенится, злится, но продолжает нести свои воды дальше. Здесь мы перевели дух и двинулись на поиски места для ночёвки.

В половине 8-го за порогами мы остановились. На берегу Казыра большая поляна, судя по количеству костровищ на квадратный метр, пользуется большим успехом у туристов и местных отдыхающих. В этот день мы проехали 103 км. Не было сил на эмоции. Сейчас даже красота Гуляевских порогов производит меньшее впечатление, чем еда и палатка.

Вова развёл костер и вскипятил воду, я в это время под жужжание разных насекомых, поставила палатку. Казыр перед порогами быстрый и холодный. Искупаться не решились, обмыли части тела от дорожной пыли, поели пищу быстрого приготовления и легли спать.

Страница 1 из 3123»
Рейтинг

В этом разделе

КомментарииВсего (3)

артем 15. 12. 2018 13:46
Гость
у моего друга в тех краях охот угодья первая заимка у подножья восточных саян от нижней 30 еще 180 км по тайге кто желает звоните 89233019344 группы 6-10 чел набираем до конца февраля
Вячеслав 15. 12. 2018 13:44
Гость
название тридцатка... есть мнение что произошло от того что там, в тех местах стояла 30 погранзастава. Потом, после присоеденения тувы к ссср заставу убрали , а название осталось. Хотя возможно что как раз номер заставы и образовался от названия озер..
Геннадий 15. 12. 2018 13:43
Гость
мой отец там работал геологом в начале пятидесятых и написал несколько рассказов об этом http://www.proza.ru/2016/01/29/731

Добавить комментарий

Обновить

Два плюс три будет, прописью?