»»»

Легенда "Горбатой горы"

Велопоход - "Курагино - Рощинское - Подгорный - Бугуртак - Курагино".

Много удивительных мест есть на белом свете. О многих из них ходят рассказы, байки и былички, которые, передаваясь из уст в уста, становятся легендами. Современному человеку, испорченному цивилизацией, трудно воспринимать эти суеверные сказки всерьез. Но другая, более глубокая часть человеческого сознания, вспоминает, что "дыма без огня не бывает". А вдруг есть доля правды в рассказах старых людей?

Схема маршрута"Любой город, любая страна, любое место,
к поездке в которые вы не подготовились,
- неинтересны и скучны.
И наоборот, если вы знаете историю места,
оно становится в десять раз интереснее".
Д. С. Лихачёв

Когда мы только планировали совершить свой марш-бросок до Нижней-Тридцатки, у меня была мысль проехать через Бугуртак с обязательным посещением озера недалеко от села. Меня с этим местом связывают особые воспоминания. Дело было больше десяти лет назад.

Ещё, будучи школьницами, мы с подружкой проводили каникулы у её бабушки. "Школьные годы чудесные!" Мы если не сидели на черёмухе, объедаясь ягодами, то проводили время Бугуртакна озере. А место это совершенно удивительное. Вода очень тёплая, "парное молоко", посреди озера стоит высоченный камень, на котором мы, и деревенские ребята, проводили большую часть времени. Сколько местные мальчишки не ныряли, никто не мог достать дно.

В этот раз хотелось хоть немного окунуться в детство босоногое и побывать в этих местах. В начале пути было принято решение не заезжать в Бугуртак, а сделать это на обратном пути. На обратном пути, после пройденных 250 км, у нас не было ни сил, ни желания и в село, мы опять не заехали.

Уже дома, собирая информацию для отчета, обнаруживаю интересные сведения о месте, куда мы так и не добрались. Моментально принимаем решение, в очередной раз сдаем детей бабушке и едем в отличный поход выходного дня (ПВД): Курагино - Рощинское - БугуртакПодгорный - Бугуртак - Курагино.

Весь поход у нас занял времени не больше четырёх часов. Один час до Бугуртака, дорога асфальтированная, протяжённостью около 18 км, без сложных подъемов и спусков. Полтора часа у нас ушло на освоение достопримечательностей, и час на обратную дорогу.

По дороге в Бугуртак заехали в село Рощинское. Находится оно совсем недалеко от Курагино и рискует в ближайшее время стать его продолжением. А в связи со строительством железнодорожной ветки "Кызыл - Курагино" перспектива его развития очень велика.Камень

Гора Бугуртак (Пугуртаг), переводится как горбатая гора, дала название поселению, которое расположилось у его подножия. Есть свидетельства, что на скалах возле села учителем и археологом из Красноярска И.Т. Савенковым, были обнаружены петроглифы (выбитые в камне древние рисунки). К большому сожалению, эти письменные свидетельства жизни наших предков, до наших дней не сохранились.

Но привлекла нас даже не эта интересная информация. У Андюсева Б.Е., уроженец села Имисское, доцент кафедры Отечественной истории КГПУ им. В.П. Астафьева, узнаём о еще одном интересном свидетельстве. В свою очередь он узнал эту историю от Имисского краеведа, в семье которого она передавалась из поколения в поколение.

"За селом Бугуртак, (недалеко от Курагино) у подножья горы есть небольшое озеро, посреди которого стоит камень (скала), поросший деревьями. Дно у этого озера очень глубокое. Мне рассказывала 82-летняя бабушка жены; зовут ее Кронцова Марина Корнеевна. Эту историю ей рассказала ее бабушка. То было давнее время, когда Бугуртака еще не было. Озеро

В огромном камне, находившемся на вершине горы, была пустота, пещера. В ней жил двуглавый крылатый змей. Кто из людей видел его, - говорил, что от него идут искры. Ночью, после захода солнца, он выходил на свою охоту. Курагинские крестьяне, у которых там были покосы, к тому времени старались убраться из тех мест. Змей хватал все живое, будь-то человек или лошадь.

Однажды ночью разразилась страшная гроза. Беспрерывно сверкали молнии, гремел гром. Одна из молний угодила в камень, в котором обитал змей. Камень сорвался с утеса и похоронил змея под собой. А в том месте, где камень пробил землю, образовалось озеро. Сказка, можно сказать, но на юго-востоке горы есть большая каменная россыпь, и уже упомянутое озеро с камнем посередине. Не так давно на этой скале не было деревьев".

Ну, как тут не клюнуть на такую приманку и не посетить столь волшебное место? Я и раньше догадывалась, что это озеро - место не простое. Теперь узнала об этой быличке, и всё встало на свои места. С тех пор, как я была здесь последний раз, многое изменилось. Раньше от села до озера мы добирались лесной тропой, теперь она заросла и о её местонахождении можно только догадываться. Местные жители сделали к озеру дорогу так, что можно подъехать на машине. Может, виновато дождливое лето и необычно большой уровень воды в реках в этом году, но озеро разлилось и местами вышло на дорогу.
Вид с горы Бугуртак
Можно сомневаться в правдивости сказаний о змее, но мысли о русалках и водяных посещают, когда видишь этот удивительный пейзаж. Озеро в виде вытянутой капли тянется вдоль горы. Стоящий посередине широкого места камень, порос деревьями и кустарником. Раньше, когда уровень воды был ниже, зауженная часть зарастала водорослями. Зеркальную гладь озера морщит только лёгкий летний ветерок или пробегающие водомерки. Вид с горы Бугуртак

По дороге сюда намерение искупаться в озере было стойким. Хотелось доплыть до камня и забраться на самый верх, как мы это не раз делали с местными ребятами. Уже на берегу желание стало медленно пропадать. Вместо этого мы решили взобраться на соседнюю гору и посмотреть на озеро сверху.

Изучая окрестности Бугуртака по карте, мы не нашли этого озера. Есть другое, которое хорошо видно с объездной дороги, но это потаенное место как бы спрятано от посторонних глаз. Интересно, что и определённого названия оно не имеет. Многие просто называют его Бугуртакским.

Чтобы добраться до горы, нам пришлось вернуться немного назад. По дороге мы обогнули озеро, и теперь перед нами стояла задача, куда деть велосипеды. Не желая рисковать своим транспортным средством, мы затащили их на несколько десятков метров в гору. Я предложила Вове снять колёса и беседку (как советуют байкеры в Ине-те), чтобы злоумышленник не смог далеко убежать со своей добычей.

Вид с горы БугуртакОставив велосипеды, мы дальше поднимались налегке. Гора не слишком крутая, так что особых усилий затрачивать не пришлось. Дословный перевод её названия (горбатая) оправдывается вполне. По мере подъёма открываются чудные виды. Сначала озеро, которое раньше рассмотреть не удавалось из-за растущих по берегам деревьев. Потом обширные поля, изредка пронизанные дорогами. Пасущиеся на них лошади кажутся совсем крохотными. За ними синеют горы. Даже видно место слияния двух больших рек, берущих своё начало далеко в Саянах - Казыра и Амыла. Соединившись друг с другом, они образуют реку, которая нам особо дорога - Тубу.

Как говориться в сказании о двуглавом змее, мы нашли каменную россыпь. Пожалели, что не взяли с собой видеокамеру и не сняли документальный фильм в стиле "Искатели". О людях, которые рыскают по разным местам в поисках то библиотеки Ивана Грозного, то сокровища царя Соломона. Понятное дело, что они ничего не находят, но тут важен не результат, сам процесс. А может и что-то в стиле "X-fails": "Малдер и Скалли вам всё рассказали!"

Мы, конечно, не рассчитывали найти пещеру, в которой жил двуглавый крылатый змей, или наткнуться на его потомков, но кто знает? Люди зря говорить не станут! Практически в каждой народности есть свои сказки, в которых говориться то о драконах, то о змеях. Достаточно вспомнить о нашем родном, знакомом каждому ребёнку, Змее-Горыныче. Где берут начало эти сказки? Есть ли в них хоть частица правды? Это нам не известно.

Здесь, на горе, наслаждаясь красотами и захваченным с собой завтраком, мы провели около полутора часов. По дороге домой мы представляли, как покажем эти места нашим деткам. Конечно, надо еще подождать, когда они подрастут и научатся сами ездить на велосипеде. Но время бежит очень быстро. Кажется, что только вчера они не умели даже ходить.

Для детей школьного возраста этот маршрут может быть очень познавательным и интересным. Трасса без особых сложностей, но главное в походе не только преодолевать сложности с ним связанные, а ещё, кроме сбитых коленок и боли в мышцах, замечать красоту окружающей природы, понимать и ценить историю этих мест.

Никулкина Наталья,
Курагинский район, 2009 г.