»»»

Волны памяти (часть 2)


Любовь Лесова (Сараскина Любовь Евгеньевна)

Воспитанием Любочки занималась не только семья, но и школа. Восьмилетка находилась не далее двухсот метров от дома. Любочка бежала туда с радостью: учиться нравилось, да и общение требовалась. Девочка присматривалась к одноклассникам, выбирая, с кем бы подружиться. Но ее в друзья брать не спешили, тоже присматривались. Индивидуалистка Любочка — любимица мамы и бабушки столкнулась с понятием коллектив, с требованием быть как все, делать как все. И вот тут начались промахи, иногда и по маминой вине.

Например, всем классом должны были собирать макулатуру, а за Любочкой приходила мама и забирала домой, говоря, что принесут завтра (и приносили) много газет, журналов, тетрадей, а сейчас срочные дела.

Детство золотое… Продолжение

Любаша
Много внимания уделялось в советской школе трудовому воспитанию. «Вышли мы все из народа — дети семьи трудовой…» — дружно пели. Субботники устраивали, ухаживали за садом, деревьями и цветами в нем. Не всегда хотелось Любочке полоть школьный цветник или прибираться, будучи дежурной в классе. На одном мероприятии отсутствовала, на другое не пришла или трудилась спустя рукава, ну и понеслось вдогонку: «Неженка, лентяйка, белоручка!». Любочка отмалчивалась, налегала на учебу, но, как теперь говорят, буллинг только усиливался. Девочка дома ничего поначалу не рассказывала, решила «как все» участвовать во внеклассных делах, старалась не выделяться. Но однажды, собрав со всеми много металлолома, радуясь, что у ее класса самая внушительная гора железа, и, похоже, их отряд будет победителем социалистического соревнования среди четвертых классов, шагнув по направлению к дому услышала в спину «Белоручка! Врачёва дочка!». Кто-то подхватил: «Неженка!». Девочки захихикали, а мальчишки заржали.

Любочка пришла домой и разрыдалась. Рассказала, все как есть, чем очень удивила маму с бабушкой, которые не ожидали, что у девочки не складываются отношения в школе. Мама решила поговорить с учителями, те акцентировали, что нельзя отделять себя от других, что сейчас как раз закладывается коллективное сознание, нужно быть «как все»!
— Но она во всех делах класса участвует, наравне со всеми трудом занимается, я ее не забираю больше с субботников, — оправдывалась мама, — Что это еще за ругательство «врачёва дочка»?!
— Возможно, ей завидуют. Пусть не подчеркивает, что есть достаток в семье. У нас дети из рабоче-крестьянских семей, им с малолетства все трудом дается и это правильно! Детям интеллигенции следует вести себя скромнее. А у вас дома применяется трудовое воспитание?

Мама Любочки не знала, что и сказать. «Вырастет-наработается», — в душе считала родительница. Полного понимания и единства позиций семьи и школы пока не получалось.
— Есть же приличные дети в классе, пригласи кого-нибудь к нам, вкусно накормим, бабушка вам на пианино поиграет, покажешь свои игрушки, — мама уже дома предложила план дальнейших действий.

На следующий день Любочка привела домой девочку Соню, с которой сидела за одной партой и у которой не было нужного учебника для выполнения задания на завтра. Рыжеволосая улыбчивая Соня с толстой косой и веснушчатым лицом, полненькая и опрятная сразу же завоевала расположение бабушки своим отменным аппетитом.
Любочка с Любочкой
Девочки поели, поиграли в игры, выучили уроки. Наконец Соня собралась уходить. Любочка пошла ее провожать на автобусную остановку. «Мне у вас понравилось!» — сообщила Соня. — Приходи еще! — от души радовалась появлению новой подруги Любочка.

Какового было удивление Любочки, когда на первой же перемене Соня стала рассказывать всем о визите в негативном аспекте. Оказалось, что Любочка свои игрушки не прибирает, посуду за собой не моет, не подметает пол в квартире, а за нее все делают мама и бабушка! А далее шло перечисление чем и как Любочку кормят, на чем Любочка спит и какими игрушками играет. Не стесняясь того, что Любочка подошла и все слышит, Соня, видимо, чувствуя себя диверсантом после боевого задания, схватила Любочкину руку и высоко подняла. Девочка силилась вырваться из лапы недавней подруги: «Смотрите! Какая у нее маленькая и чистенькая ручка! Она белоручка!». «Белоручка, неженка, лентяйка!» — вторили одноклассники.
— Да они меня ненавидят «как класс»! Что мне делать? — рассказав все дома, теперь вопрошала Любочка. «Какое вероломство у маленькой гостьи! А ведь она мне так понравилась!» — расстроенная бабушка даже забыла сказать свою ехидную реплику «Воспитание!».
— Чтобы дети так не поступали, их нужно воспитывать в семьях, — сделала вывод мама, имея в виду всю ситуацию в классе. — Ребятишки в школе из разных семей с разным образом и уровнем жизни. Нужно искать взаимопонимание!
— А как? — развела руками Любочка. — Ругаться матом, как они? Участвовать во всех проказах? Они ведь металлолом без спроса из чужих оград могут взять...
— Ты ведь понимаешь, что хорошо, а что плохо. В плохих делах не участвуй, а в хороших всегда будь с ними, — пыталась воспитывать Любочку мать. — Интересно мне, почему у соседских ребятишек нет конфликтов с одноклассниками в школе?!

Оказалось, что у «больничных» детей трудовое воспитание в семьях было на высоте: детей даже забирали из школы, чтобы помогали картошку копать или для уборки, если какой ремонт дома предстоял.
— Так, — резюмировала родительница. — По части твоего обучения труду у нас действительно упущение: будешь в своей комнате прибирать и мыть пол для начала там же. В школе ни от каких дел не отказывайся, не отрывайся от коллектива! И еще, не хвастайся никаким обновками!
— Соню снова позвать, чтобы она увидела и рассказала, какой я работящей стала?
— Больше никаких сонь в нашем доме! Ты все должна уметь делать для себя, можно быть профессором и ставни красить — любой труд в почете.

Вскоре проблемы отношений в классе были решены. Интересные дела объединили ребят. В восьмилетке учитель-энтузиаст создал свой краеведческий музей, и все хотели вступить в Общество Юных Историков. Была даже своя эмблема у членов кружка — красный бэджик на плече с крупными буквами ОЮИ. В музее — небольшом помещении со стеллажами и полками уже яблоку негде было упасть, а школьники все несли и несли занятные находки. Где только не лазили всем классом! То на гору Каманиху взберутся в поисках обломков самолета, так как рассказывали, что в годы войны там было его крушение. То по кладбищу бродили в поисках неожиданных артефактов. Мама Любочки однажды пришла в ужас, узнав откуда принесли и поставили у их калитки небольшую плиту со склоненной плачущей фигурой. Эту находку детям тогда пришлось вернуть на место, а учителя стали контролировать все походы за находками отрядов ОЮИ.

Наконец музей открылся для посетителей и только тем, кто подготовил свои лекции и хорошо успевал по истории позволялось быть экскурсоводами. Ребята были горды возложенными на них обязанностями и не было случая, чтобы кто-нибудь не выучил текст экскурсии или не пришел к гостям музея в назначенное время. Все друг друга поддерживали и наконец подружились.

Патриотическое воспитание тоже всех объединяло. Отряды пионерской дружины были названы в честь пионеров-героев. Дружина всей школы была названа в честь Героя Советского Союза, который в свое время здесь учился, А.А.Петряева — земляка, в танке штурмовавшего Берлин. Ребята всегда приглашали мать героя и на классные часы, и на общешкольные торжественные мероприятия. Дух захватывало и у Любочки, когда председатель отряда на торжественной линейке в саду перед школой, выйдя на шаг вперед из стройных нарядных рядов одноклассников, докладывал: «Отряд имени Алеши Манаенко на торжественную линейку построен!». Первое мая, Седьмое ноября, Девятое мая — было временем самых больших праздников у советских школьников.

На Первомай, например, ребята заранее заготавливали березовые веточки, помещали их дома в банку с водой и ждали, когда они покроются живыми зелеными листиками. Из цветной гофрированной бумаги делались цветы и вместе с разноцветными шарами также привязывались к распустившимся веткам.
На демонстрации с мамой
Каждому школьнику предстояло идти с таким нарядным букетом в школьной колонне на площадь в центре поселка в день Первомая. Везде были лозунги «Мир, труд, май!». Все радовались весне, солнцу и мирной жизни. Ребята чувствовали себя частью большого общего дела, так как на площади встречались колонны всех организаций поселка с лозунгами и поздравлениями. Праздничные шествия назывались демонстрациями и участие в них было для всех обязательно.

Восьмилетка еще запомнилась вкусными обедами в школьной столовой. На десерт были булочки, шанежки, крендельки, запивались они предлагаемым на выбор соком, разливаемым тут же из трехлитровых банок. Были и кисели-компоты и, конечно-же, чай. Еще школьники очень любили экскурсии на местную фабрику, где им показывали оборудование и щедро угощали выпускаемой там газировкой и конфетами-сосульками – представляющими собой фигурки животных, чаще всего петухов, сделанными из жженого сахара на деревянных палочках. Были в качестве леденцов и просто разноцветные цилиндрические палочки из сахара с фруктовыми добавками с кисло-сладкими ароматными вкусами. Дети возвращались после таких походов счастливые, щедро одаренные вкуснейшими лакомствами. И Любочка уже всерьез подумывала, а не пойти ли ей работать после окончания восьми классов на эту фабрику.

Кто-то может и действительно пошел. По-разному сложились судьбы выпускников восьмилетки, кто-то стал ученым, кто-то кадровым военным, кто-то врачом или агрономом … А кого-то убили в семейной драке, кто-то сам отбывал срок за сроком за уголовщину. И это все происходило с выпускниками после одинакового для всех добротного советского школьного воспитания: идейно-нравственного, патриотического и, конечно же, трудового. Дивясь дома путям-дорожкам недавних Любочкиных одноклассников, мама с бабушкой рассудили, что и наследственность, и семейные традиции, и друзья, и среда играют не меньшую роль в воспитании личности, чем школа.

Огромную роль в становлении человека играет его досуг. Любочка-подросток запоем читала Дюма, Стивенсона, Скотта… Да в общем-то всю Библиотеку приключений, а потом и БВЛ (библиотеку всемирной литературы). Книжные миры представлялись реальными, продумывались собственные сюжетные линии для героев любимых книг. Кредо любимых героев запоминались сразу же. «Лишь тот, кто ничего не стоит, не имеет врагов» — цитата Рафаэля Саббатини в его «Приключениях капитана Блада» служила Любочке утешением в ее обидах.

Страшные миры Алексея Толстого, Гоголя, Эдгара По будили фантазию и интерес к сверхъестественному. Один раз, примостившись на кровать к читающей бабушке, выдала: «А я тебя стану бояться, когда ты станешь привидением!». Бабушка не растерялась: «А я к тебе не буду приходить!». И слово свое (тьфу-тьфу) держит, правда, перед серьезной операцией мне, то есть взрослой Любочке, снился сон-явь.

Сидит моя бабушка на своем месте за кухонным столом и ест свою «тюрю» из чашки. Тюря – это чай с молоком, белым хлебом, сливочным маслом и сахаром. Мягко и питательно при отсутствии зубов. На мое возмущение во сне «зачем пришла, ты же обещала!», сказала: «Пришла предупредить, что у тебя скоро будут испытания, выдержи их и потом все будет хорошо!». Спасибо ей…

Спасибо и маме, которая тоже мистическим образом помогла, когда Любочка будучи уже взрослым человеком, реставрировала родительский дом. Мамы уже лет семь не было на этом свете. Никак тогда печник толковый не находился, и кто-то вдруг вспомнил про бывшего больничного печника. Узнали его адрес и постучали в незнакомый дом. Угрюмый старик, выйдя к нам, сказал: «Знаю-знаю с чем пришла. Поджидаю. Мать твоя приходила, просила: «Сделай моей Любочке хорошую печку!». – Я и пообещал…».

– Смотрите, смотрите! Вон опять две Любочки в маскарадных костюмах по околотку гуляют! – это, сидящие на лавочке старушки приметили двух подружек, разодетых в шляпы и платья до пят. В пору ранней юности Любочка расширила круг своих интересов и подруг. Она обожала наряжаться в мамины платья и дефилировать от своего дома к дому Любочки-подружки на соседней улице. Благо родительницы подрастающих девочек были модницами в свое время, и шкафы в их домах ломились от изысканных нарядов. В голове у Любочки тогда уже была Анжелика– маркиза ангелов и прочие романтические героини. Вот со времени этих совместных перфомансов, а может и с самого рождения, Любочка-подружка стала и остается одной из ключевых фигур в жизни бывшей Любочки, а теперь взрослого человека, который в глубине души бережно хранит частичку уже далекой и другой личности маленькой девочки.

Сохранилось предание, что когда мама Любочки, будучи в интересном положении, зашла в гости к родителям подружки, то обнаружила там чудесную белокурую годовалую девочку, которую по святцам назвали Любовью. Ожидающей ребенка женщине также захотелось назвать свое будущее чадо Любовью, что вскоре и случилось. Соседская Любочка росла решительным человеком, лидером по натуре, со способностями к учению и всевозможной физкультуре. Комсомолка-спортсменка организовывала ребят и в школе, и во дворе. Воспитывали ее в любви, но строгости, вменялась ей и обязанность заботиться о младшем брате. Девочки были как Белоснежка и Краснозорька из сказки...

– Ты в мою честь названа! Слушай, что я тебе говорю! – полу в шутку, полу всерьез провозглашала Любочка-подружка. А Любочка и не возражала следовать советам и делам разумной подруги. Соперничество почти не проявлялось, так как девочки реализовывались в разных областях, друг друга развивали и дополняли. Любочка-подружка была активисткой в школе, для нее было делом чести везде быть первой. Любочка же старалась поддерживать свою успеваемость в школе на уровне четверок-пятерок, никогда не стремилась кого-либо опередить в учебе или в чем -либо еще, тратила время на то, что ей нравилось и хотелось делать.

Сфера интересов Любочки была в области гуманитарных наук и искусств. Рисовала и писала маслом картины днями напролет, живописью разных техник и эпох увлекалась, историей искусств занималась, и, соответственно, поступила в десятом классе заочно на подготовительное отделение искусствоведческого факультета МГУ. Только уговоры мамы выбрать более близкий город и вуз, отменили эту затею и привели к поступлению на иняз в Красноярске.

Но это было потом, после двух лет учебы в старших классах в Средней школе №1 поселка. А сейчас Любочка-подружка, которая уже год там проучилась, с увлечением рассказывала о классах, о традициях, об учителях и о новых друзьях. Любочка-подружка уже знала многих ребят из класса, куда только предстояло пойти Любочке. Многие ребята, по ее рассказам, увлекались чтением, спортом, общественными делами, даже вокально-инструментальный ансамбль организовали и были звездами школьных вечеринок. Любочка была заинтригована и с нетерпением ждала встречи с новым классом и школой.

Рейтинг

В этом разделе

КомментарииВсего (1)

MarinaBaykovskaya 5. 11. 2021 17:21
Гость
Прочитала на одном дыхании! Очень интересно! Вспомнилось советское детство...

Добавить комментарий

Обновить

Сколько дней в году (не високосном), цифрами?