»»

История появления немцев в России, Поволжье, Сибири, селе Кочергино


Эту исследовательскую работу я посвящаю моим родственникам и землякам немецкой национальности.


КУЛЬТУРНЫЕ ТРАДИЦИИ, ОБРЯДЫ И ОБЫЧАИ НЕМЦЕВ, ПРОЖИВАЮЩИХ НА ТЕРРИТОРИИ ПОСЕЛЕНИЯ

Исследуя появление немцев в Сибири, я решила выяснить, сохранили ли они свою культуру на новом месте жительства. Поэтому, в беседах с пожилыми немцами-земляками, я расспрашивала их о культурных традициях, обычаях, которые они до сих пор соблюдают. Посещая их дома, я отметила, что немецкие усадьбы выделяются чистотой и порядком. В них есть хоздвор, где находится скот, и чистый двор: дом, летняя кухня, гараж. Дома украшены резьбой по всему фасаду, либо только на ставнях и по карнизу и окрашены в синий и зелёный цвета. В основном украшаются новые дома, построенные в 1970 - 1990 годах. Считать, что это традиционное, национальное, нельзя. Скорее, стремление создать уют и праздничность на усадьбе.

Немцы села сохранили свой национальный язык. В семьях в основном разговаривают родном языке пожилые люди, дети чаще всего не умеют говорить по-немецки, особенно, если смешанный брак (русский и немка или наоборот). Разговорная речь жителей отличается от современного языка - она более архаична. Отличается и произношение: например, коромысло ("трагт" произносится как "трахт").

Немцы старшего поколения сохранили не только национальный язык, но и традиции. Я постараюсь рассказать об обрядах немцев, проживающих на территории нашего села. В основу рассказа легли сведения, полученные от Фертиха Якова Яковлевича, Брух Марии Андреевны, Шнайдера Роберта Генриховича, Вагнер Марии Фридриховны, Шмидта Якова Адольфовича, Дёминой Эммы Константиновны.

Хотя переселенцы Кочергино были из Волгоградской и Саратовской областей, религиозная принадлежность была единой - лютеранство. Это наложило отпечаток и на обряды немецкого населения Кочергино. Большого внимания заслуживает свадебный обряд с национальным украшением венца (розенкрабц) и букетов (страусс). Делается венец так: на основу из проволоки вплетают цветы из цветной гофрированной бумаги, ёлочные украшения, а также капельки из воска на свиной щетинке. Таким же образом делают и букеты. Эти украшения хранятся и после свадьбы.

1956 год, свадебная фотография Вагнер Марии Фридриховны
1956 год, свадебная фотография Вагнер Марии Фридриховны

Свадьбе предшествует сватовство (Фрейерен). Сватают обычно за месяц до свадьбы. Родители жениха снаряжают свата, который приходит к родителям невесты со словами: "У вас хорошая телочка, у нас хороший бычок", "У вас хорошая девушка, у нас жених неплохой". За несколько дней до свадьбы сват или дружка берёт посох и идёт по селу, заходит в каждый дом и приглашает на свадьбу. Принявшие приглашение привязывают ленточку к посоху свата. Накануне свадьбы для жениха и невесты устраивается вечер - прощание с юностью. Свадьба празднуется три дня. В первый день жених с дружками забирают невесту из родительского дома и ведут в свой дом, где собираются на свадьбу. Обычно молодых усаживали во время застолья на самое видное место, в центре. После первых танцев и речей в честь молодых начинается обряд дарения. Крёстные дарят молодожёнам деньги, подушки, ткани и т. п. Вручение сопровождается песнями, частушками, танцами. В ответ невеста угощает их вином.

Главным событием в свадебном обряде является снятие венца невесты. Молодых усаживают в центре, а гости встают вокруг и поют соответствующую обряду песню. С невесты снимают венок и надевают платок. Она становится молодой хозяйкой. На второй день свадьбы молодые угощают гостей блинами, а гости "чудят": вновь пришедших мажут сажей, требуя откупа, переодеваются в жениха и невесту. Третий день называется "хвостик". В этот день угощают сватов, поваров и всех тех, кто помогал в устройстве свадьбы.


Свадебный ритуал (Из воспоминаний Амалии Беккер).

Невесту сватали, сразу договариваясь о дне проведения свадьбы. В день свадьбы невесту наряжали в белое платье, на голову надевали венок из мелких восковых цветов; он довольно тяжёлый. Фата длинная, на грудь прикрепляли веточку из белых восковых цветов. Белые туфли. Жених в чёрном костюме, белой рубашке. На груди с левой стороны длинная белая лента, завязанная бантом, и цветок. Во время дарения жених и невеста сидели посередине комнаты, принимая подарки. Деньги прикреплялись жениху к карману костюма. Невесте дарили подарки невестины родственники: вышитые полотенца, постельное бельё или что-нибудь из одежды. Родня жениха дарила подарки, предназначенные для мужчины: инструменты, одежду, домашних животных. После вручения подарков веселились: пели, танцевали. Друг жениха вёл свадьбу. На свадьбе столы накрывали в зависимости от достатка семьи. Обычно жаркое, котлеты, сладости, свекольное повидло, пироги (тынокуха) - самое любимое у немцев, кребли.

С наступлением ночи подруги начинали снимать с невесты свадебный наряд и надевали обычную одежду. Свадебный наряд невесты - рубаха, лиф, юбка, передник.

Особая обрядовая одежда шилась для новорождённых детей: крестильный чепец, рубашка, которую надевали на ребёнка перед крещением и хранили до конца его жизни.

Сейчас свадьбы справляют так же, как и русские, но похороны всё же отличаются. Бабушки поют молитвы на похоронах, а после погребения родные обходят вокруг могилы три раза, а женщины в это время поют молитвы-отпевания. Делают только горячий обед после погребения. На поминки готовят мясные блюда, стряпают сдобы печенья, но не пекут рыбных пирогов, на третье только компот.

Рождество - один из самых значительных праздников года. Слово Рождество (Вайнахт) означает "освящённая ночь". Рождеству предшествует четырёхнедельный пост - Адвент. Смысл его - подготовка к Рождеству. К празднику старались закончить все работы по дому. В доме устанавливалась ёлка, украшенная самодельными игрушками, сладостями: пряниками, конфетами. В честь ёлки пели песню "О, Танненбаум".

24 декабря, вечером, взрослые и дети шли на праздничную литургию. Ужинали после моления не очень плотно. Многие готовили детям нуклиз: резали хлеб небольшими кубиками, толкли мак с сахаром, всё перемешивали, а затем заливали кипячёным молоком, которое стояло в печке.

Из рассказа Фертиха Якова Яковлевича: "Из всех праздников всегда отмечаем Рождество (в конце декабря), Пасху (немецкую). В Пасху утром рано молебен и поздно вечером тоже. Накануне Рождества уборка в доме, стряпня. Вечером садились за праздничный стол. Двенадцати часов не дожидались".

Главным весенним праздником по народному календарю считается Пасха (Остерн). Это подвижный праздник и отмечается каждый год в первое воскресенье после первого полнолуния, в начале весны, то есть в конце марта - середине апреля. Каждая семья перед Пасхой чистит и убирает в доме, во дворе и саду. Традиционно красили яйца. Говорили, что пасхальные яйца и подарки на Пасху приносит пасхальный заяц. В середину такого зайца помещали яйцо. Так возникла легенда о яйценесущем зайце, которую немцы, эмигрировавшие из Германии, принесли с собой в Россию.

Накануне Пасхи дети или взрослые мастерили гнёзда для пасхального зайца, куда, согласно легенде, он приносил и клал пасхальные яйца и подарки для детей. Для этого заранее в специальных ящичках, корзиночках высевали и проращивали семена пшеницы или овса. К Пасхе появлялись всходы. Туда втайне от детей выкладывались крашеные яйца, конфеты, печенье и другие сладости. Кто не высевал зёрна пшеницы, те делали гнёзда в шапке или вырывали в виде ямок во дворе, устилая сеном или мхом. В честь пасхального зайца пели песни или рассказывали стихи.

Среди детей в Пасху были популярны игры с пасхальными яйцами. Делали горку из песка и катали с них яйца. Тот, чьё яйцо катилось дальше, выигрывал. После пасхального обеда шли в гости к родственникам. На пасхальном столе у немцев обязательно можно увидеть ревелькухе, пасху, а также композицию из пирога, испечённого в виде барашка - пасхальный агнец среди зелени (зелень искусственная).

Троица тоже является одним из великих церковных праздников. Дома к этому празднику преображались. Для этого их обмазывали жёлтой или красной глиной. Внутри белили стены известью, пол устилали травой и цветами, у кровати ставили берёзы с распустившимися листочками. Берёзы ставили и у ворот дома, во дворе. Устанавливали качели на улице, молодёжь водила хороводы, пели песни, на стол ставили кребли и сладкий суп.


ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В ходе исследования я выяснила, что немцы относятся к большому по численности этносу на территории бывшего СССР. В настоящее время на территории села Кочергино проживает 87 человек немецкой национальности, о чём свидетельствует справка № 852 администрации Кочергинского сельского совета. В советское время численность немцев была гораздо больше, о чём свидетельствуют записи в "Похозяйственной книге" - архивного документа Кочергинского сельского совета. С начала 90 - х годов многие немецкие семьи выехали на жительство на свою историческую родину - в Германию.

История немецкого народа, проживающего на территории бывшего Советского Союза, во многом трагична и печальна. Работая над темой исследования, я изучила литературу, встречалась с людьми немецкой национальности, которые делились со мной воспоминаниями, показывали семейные фотографии, награды. Я посетила краеведческий музей им. Н. Мартьянова в городе Минусинске, Архив и Центр немецкой культуры посёлка Курагино.

Из бесед с немцами Поволжья, приехавшими в наше село, узнала, что они помнят свои корни, соблюдают традиции и обычаи. Многое они пережили: репрессии, ссылку, голод, холод, унижение, но остались людьми добрыми, трудолюбивыми. Имеют высокие награды за добросовестный труд. Судьба многих из них может служить примером для человека любой национальности. Я горжусь своими предками и не стыжусь, что во мне течёт немецкая кровь.

В нашем селе живут люди разных национальностей, но никто не относится друг к другу враждебно. Немцы и русские создают семьи. Когда иду по селу, то вижу, что усадьбы моих земляков, пожилых немцев, ухожены, аккуратны.

В ходе исследования и анализа полученного материала, мною сделаны следующие выводы:
1. Поволжские немцы в Сибири обрели новую родину, и вот уже много лет мирно уживаются с коренными жителями и создают интернациональные семьи.
2. Несмотря на большие трудности, немцы из Поволжья добросовестно трудились, за что многие из них были отмечены наградами.
3. Немцы в Сибири сохранили свою национальную культуру, обычаи, язык и религию.

Поставленной цели по сбору и систематизации материала по истории появления поволжских немцев в нашем селе я достигла. Кроме того, в ходе исследования собрала материал по традиционным обрядам и праздникам немцев, проживающих в селе Кочергино. Надеюсь, что моя работа станет экспозицией школьного музея, а школьники и взрослые узнают из неё много интересного и полезного.


Демина Линда Эдуардовна,
с. Кочергино, Курагинский район, МОУ Кочергинская СОШ № 19, 9 класс.

Научный руководитель
Новосельцева Валентина Николаевна,
учитель русского языка и литературы МОУ Кочергинская СОШ № 19

Ответственный за корректуру текста работы
Картавая Наталия Михайловна,
руководитель научного общества учащихся МОУ Кочергинская СОШ № 19

e-mail: s19cocergino@mail.ru


АРХИВНЫЕ ДОКУМЕНТЫ

1. Похозяйственная книга с. Кочергино. Архив администрации Кочергинского сельского совета. Том 1, 1943 - 1945 г.г. Фонд Р-122, опись3, дело № 1.
2. Справка о реабилитации № 1/3 - 8587
3. Справка № 852 о регистрации на территории села Кочергино жителей немецкой национальности.
4. Документы из семейных архивов Дёминой Эммы Константиновны (в девичестве Беккер)1951г. р., Брух Марии Андреевны (девичья фамилия Кригер село Бауэр, Каменский район, Саратовская область 1938 года рождения, Тестовой Натальи Фридриховны (Шмунк), село Николаевка Краснотуранского района 1949 г. р., Шмидта Якова Адольфовича 1931г. р., Шнайдера Роберта Генриховича место рождения - город Маркс Саратовской области 1934 г. р., Фертиха Якова Яковлевича 1926 года рождения, село Бауэр Каменского района Саратовской области, Вагнер Марии Фридриховны (Манвейлер) 1937 г. р. селе Розенберг Ждановского района Волгоградской области.


СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Бехер И.А., Калюга А.Е., К вопросу от депортации советских немцев, Красноярск, 2003 г.
2. Бугай Н. Ф., Комментарий. М., Готика, 2000 г.
3. Брюханова Е.А. Календарная обрядность у немцев в XIX - начале XX веков. Весенний цикл. Москва, Готика, 2000 г.
4. Винс Г. Немцы в России и СНГ 1763-1997., Москва - Штудгард 1998 г.
5. Ключевской В.О., О русской истории, Москва, Современник, 1994 г.
6. Люди и судьбы. XX в. Тезисы докладов и сообщений научно - практических конференций, Красноярск, 2003 г.
7. Мартьяновские краеведческие чтения, Минусинск, 1999 г.
8. Рамбо А., Живописная история древней и новой России, Москва, Просвещение, 1993 г.
9. Сталин. И.В., Сборник документов (1940 -е г.). М., Готика, 2000 г.

Страница 3 из 3«123
Рейтинг

В этом разделе

Добавить комментарий

Обновить

Два плюс три будет, прописью?