»»

Усть-Можарская трудовая колония


С каждым годом становится всё меньше и меньше живых свидетелей тех страшных времён.

Можарский сельсовет находится на территории Курагинского района Красноярского края. У этого муниципального образования, безусловно, большое будущее. Сельсовет развивается, строятся дома, налаживаются производства. Привлеченные красотами природы и возможностями отдыха, сюда приезжает все больше туристов. Многие из них выбирают местные села на постоянное жительство.

Матрёна Павловна БахметьеваМирная, размеренная жизнь течёт своим чередом, и уже ничто не напоминает о том тяжёлом времени, когда был образован посёлок Усть Можарка. И лишь поля, да леса, пропитанные слезами, потом и кровью первопоселенцев, остаются молчаливыми свидетелями многих и многих трагических судеб.

Согласно архивной справке посёлок Усть-Можарка образован с 17 января 1933 года как трудовое поселение Можарской трудовой колонии Ольховской комендатуры управления Сибирских исправительных трудовых лагерей ОГПУ при СНК СССР, куда направлялись спецпоселенцы.

С каждым годом становится всё меньше и меньше живых свидетелей тех страшных времён. Матрёна Павловна Бахметьева одна из последних, кто может рассказать новому поколению, что довелось пережить их дедам. Сама Матрена Павловна приехала в Курагинский район (в то время Артёмовский) после войны, отслужив четыре года. Здесь Матрёна Павловна увидела очень тяжёлую жизнь несчастных людей, которые за свой честный труд были сосланы. Вышла замуж за Бахметьева Митрофана, чья семья была раскулачена и выслана, и прожила в этом трудпоселении около пятнадцати лет.

В Можарскую трудовую колонию люди ссылались со всей России. В основном репрессиям подвергались семьи с большим хозяйством.
По воспоминаниям первых поселенцев, при переезде и устройстве деревни они пережили настоящий ад. Везли всех зимой, без продуктов, небольшими партиями. Одежды и обуви тоже почти не было. Обувь шили из самодельных шкур, а на платья использовали иногда мешки, которые давались под зерно.
Сначала выбирали людей покрепче, чтобы они смогли построить бараки. Когда привезли сосланных на место, то здесь не было ни одного домика, они делали шалаши, рыли землянки в мерзлой земле, рубили мерзлые деревья, чтобы хоть что-нибудь соорудить для жилья.
Муж Матрёны Павловны рассказывал, что привезли их в глухую тайгу, стали людским трудом корчевать, пилить и из этого материала делать бараки. Как только первые бараки были построены, привозили следующую партию.

Люди жили в холодных бараках по восемь семей, вдоль стен стояли нары, была одна печка и рамы в один ряд. На каждую семью в 6-8 человек полагалось 4 кв.м нар. Позже бараки достраивали и жили по четыре семьи, а когда заняли общую площадь, то стали в бараке жить по две семьи. Взрослые и дети умирали от голода, холода и непосильных работ беспощадно, каждый день увозили по 8 -10 гробов.

Трудколония в основном трудилась на лесозаготовках. Работая не покладая рук, люди получали минимум продуктов и оплаты, если она была. Кто впоследствии заводил хозяйство, должен был отдавать за него большие налоги. Люди жили в основном тем, что выращивали на своих огородах: картошкой и овощами. В то время на рабочего выдавали в месяц по 16 кг, на иждивенца - 8 кг муки, в основном жили на драниках и паренках из овощей.
Бахметьев Митрофан
До двенадцати лет дети могли на месте закончить четыре класса образования, а дальше шли работать. Редко, тех, кто был слабее здоровьем, и не мог пригодиться в работах, отпускали учиться дальше. Когда сыну Матрёны Павловны исполнилось 6 лет он уже начал работать, топтал силосные ямы. В восемь лет его ставили работать в сенокос и уборку урожая на грабли.

Спецпоселение почти не охранялось. Только в конце деревни, где можно было уплыть по Кизиру, стояли охранники, но без оружия. Люди пытались бежать, покупали документы. За попытки побега сильно строго не наказывали, тех, кого ловили, садили в каталажку на трое суток, кто сдавался сам - на сутки.
В 35-ом году Усть-Можарская трудовая колония была реорганизована в неуставную сельхозартель. В военные годы ссыльных, как преступников забирали в трудовую армию, некоторые были оправданы в 42-ом году. Спецкомендатуры упразднили и организовали колхоз имени "Чкалова", люди вздохнули свободно, стали работать за трудодни и получать заработную плату. Но до 1954 года местные власти не давали хорошим работникам уезжать из мест ссылки.

Были налажены производства: кирпичный завод, мастерская, парная. Делали дуги полозья, сани, телеги, плели корзины. В хозяйстве были два трактора, две машины, 28 быков в упряжи и 42 коня. В шестидесятых годах стали объединять колхозы и колхоз имени "Чкалова" распался. Многие из первопоселенцев переехали в соседние деревни, а большинство уехали на родину. Началась совсем другая жизнь.

Уже давно миновали те страшные годы ссылок, репрессий и политических преследований. Из первых поселенцев, которые в 33-м году были высланы в Можарку, до наших дней дожили только двое, тяжёлые первые годы подкосили здоровье многих людей и сократили годы их жизни. Советская власть решила избавиться от этой позорной страницы истории. Уничтожены многие документы, а место, где стаяли бараки спецпоселенцев и где были захоронены тысячи тел, сравняли с землёй и зарастили лесом. Эти деревья стали хранителями памяти об этих людях и их трагических судьбах.

Потомки тех угнетённых людей возвращаются на место бывшего поселения, чтобы отдать дань памяти и уважения людскому подвигу своих предков. Но до сих пор местные власти не могут установить мемориал, чтобы было, куда положить цветы.
Матрёна Павловна желает новому поколению быть умными, вдумчивыми, настойчивыми, трудолюбивыми: "Любите свою Родину, как родную мать. Наши предки наказывали нам, а теперь мы наказываем вам, хранить Россию".


Никулкина Наталья. Курагинский район.
www.nikava.ru



Использованы материалы:

1. Воспоминания Матрёны Павловны Бахметьевой
2. Красноярское общество МЕМОРИАЛ

Рейтинг

В этом разделе

КомментарииВсего (4)

Любовь 7. 07. 2022 16:47
Гость
В 1944 году мой дед Лепихин Лаврентий Исакович был мобилизован на фронт Артемовским РВК. Его жена (моя бабушка) в это время проживала в селе Можарка вместе со своими дочерями. В том числе там жила и моя мама Галина ей было тогда 15 лет. Может кто нибудь что нибудь помнит про эту семью .Меня волнует национальность моего деда. Судя по отчеству они были евреи. Откликнитесь кто нибудь. Буду очень признательна.
Любовь 7. 07. 2022 16:46
Гость
В 1944 году мой дед Лепихин Лаврентий Исакович был мобилизован на фронт Артемовским РВК. Его жена (моя бабушка) в это время проживала в селе Можарка вместе со своими дочерями. В том числе там жила и моя мама Галина ей было тогда 15 лет. Может кто нибудь что нибудь помнит про эту семью .Меня волнует национальность моего деда. Судя по отчеству они были евреи. Откликнитесь кто нибудь. Буду очень признательна. Артемьевский РВК. Проживал он в селе Можарка.
саша 12. 12. 2018 15:29
Гость
хорошее место там надо деревню строить жаль что топит.
Любовь 12. 12. 2018 15:25
Гость
Не забуду - не прощу! Когда же запретят в стране коммунистическую анти человеческую идеологию, когда мы услышим слово от палачей ПРОСТИТЕ.....наверное, никогда............

Добавить комментарий

Обновить

Сколько дней в году (не високосном), цифрами?