»»

Сибирское село - годы коллективизации


Сибирское село - годы коллективизации


3. Закон "о 3-х колосках".

Седьмого августа 1932 г. был принят написанный собственноручно Сталиным драконовский закон об охране социалистической собственности, предусматривавший высшую меру наказания - расстрел за хищения колхозного и коллективного имущества с заменой при смягчающих обстоятельствах лишением свободы на десять лет. По данным на февраль 1933 г., в целом по стране по этому закону было осуждено 103 тыс. человек, из них приговорено к высшей мере наказания 6,2%, к десяти годам лишения свободы 33%. Из общего числа осужденных 62,4% были колхозники, 9,4% - работниками совхозов, 5,8% - единоличниками. Среди осужденных было немало крестьян, срезавших колосья ржи и пшеницы, чтобы избежать голодной смерти, поэтому этот закон называли законом о "3-х колосках".

Старожилы вспоминают семью Дайничей, очень бедную, где после смерти матери, с отцом остались четверо детей. Есть у них было нечего, в доме холодно, окна заткнуты мешками, набитыми соломой, дети весь день сидели на теплой лежанке. Отец добывал еду, где мог. Примерно такое же имущественное положение было и у семей Барицких, где было трое детей, и Цурупа, у которых - пятеро детей.
И вот Протокол № 40 от 25.05.1933 г. бригады № 3: "Присутствовали: производственников тридцать человек.

Повестка дня:
1. Обсуждение Алексеевских воров.

Слушали доклад товарища Амельченко и постановили:
1. Всех Дайничей и Барицких и Цурупу и ихних жен. Применить постановление правительства и дать самую высшую меру наказания.
2. Остальных передать непосредственно через следственные органы для выяснения".

Конечно, тяжелее всех приходилось тем семьям, которые имели много детей. Можно представить себе состояние отца, который приезжает раз в неделю с поля домой, и видит голодные глаза жены и детей, а в поле давали хоть какой-то паек.
Поэтому были случаи воровства у своих товарищей.

Протокол № 69 совещания бригады № 4 от 13. 06. 1933г.
"О разборе заявления на Василенко Ивана (Никитича) о том, что он поедал пайку производственника, получавшего 800гр. А также отправлял крупу домой и хлеб. Бригада просит правление снять Василенко Ивана с работы и сдать под суд". (В семье Василенко было 13 детей).

Протокол № 71 бригады № 3 от 30 июля 1933 г.: "Постановили:
1. Василенко Ивана Н. исключить из бригады со всей семьей и ходатайствовать перед правлением об исключении из колхоза. (30 июля 1933 г. Василенко исключен из колхоза со всей семьей.)

Слушали заявление производственников бригады № 2 о хищении бригадиром Загуменных 1 булки хлеба - пайки. Производственники постановили поручить председателю с/с выяснить это дело и уточнить факты привлечь к ответственности". (В семье Загуменных было 8 детей.)

И таких примеров было немало. Надо заметить, что это были бригадиры, которые имели доступ к хлебным пайкам. Сегодня мы можем понять этих людей, но в 1933, страшном, голодном году все они, колхозные крестьяне, попавшие по вине государства в беду, были в одинаковом положении, и у всех дома были голодные дети.


4. Прием в колхоз единоличников.

Задачи объединения в колхозы единоличного крестьянства, как утверждалось в документах партии, были в основном решены к концу первой пятилетки. В то же время вне колхозов оставалось еще более 9 млн. (около 40%) крестьянских хозяйств. Но правящая элита была убеждена, что теперь, когда "колхозы победили окончательно и бесповоротно", дальнейший процесс коллективизации будет представлять "процесс постепенного всасывания и перевоспитания остатков индивидуальных крестьянских хозяйств колхозами".

В то же время со стороны обкомов партии вначале 1933 г. на места поступало немало директив о строгом отборе единоличников при приеме в колхозы. А в феврале 1933 г. Сталин на первом Всесоюзном съезде колхозников - ударников, отметив, что "единоличники есть и их нельзя сбрасывать со счета, тут же сделал оговорку о том, что часть единоличников развратилась и ушла в спекуляцию, и поэтому колхозники правильно делают, отказывая таким крестьянам в приеме в колхозы". К единоличникам стали относиться с подозрением, как к скрытым врагам колхозного строя. Теперь от единоличников требовали, чтобы безлошадные крестьяне перед вступлением в колхоз приобрели лошадь или выплатили колхозу соответствующую денежную сумму, внесли семена. А если эти условия не выполнялись, единоличников в колхозы не принимали.

Протокол №18 заседания правления колхоза "Степной пахарь" от 21 мая 1933 г.
"Слушали: заявление о приеме в колхоз Будима Демьяна и его семью. Постановили: предложить Будиму купить лошадь с упряжью, так как растранжирил две лошади, и подать второе заявление о приеме в колхоз.
Слушали: заявление о приеме в колхоз Кравченко Тимофея. Постановили, принять, обеспечить себя хлебом до нового урожая (т. е., семья должна работать все лето в колхозе, не рассчитывая на хлебный паек, а ведь это голодный год).
Слушали: заявление Заикиной Марии. Постановили: купить лошадей и подать второе заявление.
Заявление Сарана Федора П. Постановили: проверить документы".

Отношение к единоличникам.

Колхозников, которые в чем-то помогали единоличникам, строго наказывали. В деревне нравы менялись не в лучшую сторону: процветало доносительство.
Протокол №8 от 1.03.1933 г.: "Слушали заявление товарища Касьянова на Будима Никифора и Остапенко Якова в том, что они дали кулакам колхозных лошадей. За это исключить из колхоза Остапенко и Будима".
Или: Протокол №9 от 5.03.1933 г.: "Слушали заявление от Шминдюк Лукерьи на Аникиенко Макара о том, что он на колхозной лошади возил смолоть зерно единоличнику. Постановили: оштрафовать на пять трудодней. Если такое повторится, то лишить его возможности в дальнейшем ездить на лошадях".
Откуда появились единоличники - крестьяне без лошадей, которые обращаются за помощью к колхозникам? Скорее всего, это исключенные из колхоза. А исключались за разные, даже небольшие нарушения, порой невольные.

Протокол № 21 от 5.06.1933 г.: "На заявление бригадира бригады № 2 о неподчинении Карцева Ив. Ив. Постановили: добиться исключения из колхоза".
Исключенным из колхоза крестьянам, имущество не возвращалось. Их земля оставалась в колхозе. Семьи обрекались на нищенское существование, приходилось искать работу в соседних деревнях, где были совхозы, а многие стали уезжать в города: в Черногорск - на шахты, в Артемовск - на рудник, в Абакан и Минусинск - на производство. Чтобы остановить этот исход из деревни, с 1933 г. в стране вводится паспортная система. Крестьяне становились фактически крепостными и прикреплялись к земле, так как лишались свободы передвижения. Колхозному крестьянству паспорта не выдавались.

5. Стахановское движение.

Трудовая дисциплина в колхозе была низкая, нужно было держать большую армию бригадиров, учетчиков, организаторов работ, ревизоров для контроля над колхозниками. Всем им платили повышенную зарплату. Как говорилось выше, зарплата председателя ревизионной комиссии и бригадира составляла 1110 т/дней в год, а средняя зарплата рядового колхозника около 300 - 500 т/дней. Причем колхозник был занят тяжелым физическим трудом: пахота, сев, заготовка кормов, уход за скотом и т. п., а руководящий состав от тяжелой физической работы был освобожден. Для деревни, где люди ценились главным образом за умение работать физически, это было непривычно, не всегда правильно воспринималось. Со стороны колхозного начальства были случаи пьянства, грубости, использования колхозного имущества в личных целях.

Да и у государства с крестьянином правильные отношения были окончательно нарушены. Крестьянин был лишен какой бы то ни было самостояте льности, он перестал быть хозяином земли, средств производства и произведенной продукции. Все это крайне отрицательно сказалось на дальнейшем развитии сельского хозяйства и всей деревенской жизни. Государство искало пути выхода из этой ситуации и таким выходом, казалось, будет Стахановское движение.

Будим Александр Поликарпович, 1917 г. р. рассказывал о том, как колхозное начальство делало из него стахановца, чтобы не отстать от Стахановского движения, развернувшегося в районе. "Весной 1936 г., - вспоминал старый механизатор, - развернулось стахановское движение и у нас в колхозе. Из меня решили сделать стахановца. Я был молодой, сильный, работал хорошо. Определили стахановский рекорд поставить на пахоте, где длинные гоны от Краснощекова лога до Беловой горы. Обычно начинали пахать с раннего утра, запрягая в плуг пару лошадей, часов с 12 до 3-х дня лошадей кормили, давали им отдых, обедали и отдыхали сами, отбивали плуги, затем работали с 3-х часов дня до сумерек.

Я же "ставил" рекорд. Торопил лошадей, сам чуть не бегом за плугом бегал. Конюхи лошадей меняли сами. К вечеру упал от усталости, следующие три дня не мог ходить, но вместо положенной нормы - 70 соток, вспахал 3 гектара за день. Так что если бы пахали четыре мужика на тех же лошадях, столько бы и сделали". То же было и с вязкой снопов. Вначале косили осоку, развозили по дворам, ребятишки, старухи должны были ее сушить и вязать из нее перевясла (жгуты, которым связывали снопы.), затем бригадир собирал их и вывозил на поле, где женщины должны были вязать снопы. В основном перевясла раздавали стахановкам, раскладывали их по ряду скошенной жнейкой пшеницы. Стахановка только вязала снопы, а ставила их в суслоны ее помощница, она же подносила ей перевясла, воду. Так, при норме 500 снопов, стахановка с помощницей вязали 1100-800 снопов в день.

Список лучших стахановцев по колхозу "Степной Пахарь" за 1936 г.

Ф.И.О. Возраст. С какого года в колхозе. Где работает норма Фактически выработано За сезон
Власенко Анна Тарасовна 26 лет С 1934 Вязка снопов 500 1100 26885
Поздняк Наталья Наумовна 25 лет С 1934     850 23904
Свинаренко Прасковья Кирилловна 37 лет С 1930     914 22673
Лисица Марфа Митрофановна 18 лет С 1931     800 21547
Астапенко Анна Илларионовна 18 лет С 1931     800 17890
Антонова Ефросинья Парфеновна 38 лет С 1934     914 22446
Менжуренко Мария Калистратьевна 32 года С 1931     1000 14000
Огрызко Марк Федорович 27 лет С 1932 конюх 10 лошадей 22 лошади  
Заика Тимофей Потапович 36 лет С 1930 Косовица
(пара лошадей)
5 га 6 га 193 га
Амельченко Семен Яковлевич 21 год С 1931   5 га 6 га 74 га
Саленко Никита Лукич 38 лет С 1930 Косовица
Конюх
5 га
10 лошадей
5 га
10 лошадей
 
Мордин Александр Кузьмич 26 лет С 1931 Отработка хлеба 12,5 ц 15 ц 217 ц

 

Большинство крестьян испытывали неприязнь к стахановским экспериментам, которые приводили в конечном итоге к увеличению норм выработки, родолжительности рабочего времени, существенной разнице в заработной плате. И все же постепенно положение в деревне стабилизировалось. Появились первые тракторы, аботавшие от МТС на колхозных полях, правда, согласно документам на 1937 год, в колхозе была всего одна автомашина. Начиная с 1935 года, планы закупок ельскохозяйственной продукции в основном выполнялись. Государство стало проводить политику, призванную материально заинтересовать колхозников в повышении производительности труда. Накануне войны колхоз "Степной Пахарь" был уже колхозом - миллионером, участником выставки ВСХВ в Москве.


Заключение.

Ломка социальных отношений в деревне сопровождалась разрушением производительных сил, гибелью миллионов голов рабочего и продуктивного скота, главное же - разрушением человеческих отношений и крахом светлых идеалов социализма. Поддавшись призывам к вступлению в колхозы и обобществлению средств производства, крестьянство фактически оказалось обмануто, так как было отчуждено от средств производства и утратило всякое право на них. Был нанесен мощный удар по крестьянскому чувству собственника, так как крестьяне были лишены права распоряжаться результатами своего труда - произведенной продукции. Формально считавшиеся (по Уставу сельхозартели) хозяевами колхоза, колхозники фактически решали второстепенные вопросы жизни и быта коллектива, поскольку решение всех принципиальных вопросов оказалось в руках руководящих партийных и советских органов. Колхозник потерял даже право самостоятельно решать вопрос о том, где он хотел бы жить и работать. И всё же, пережив чудовищное падение производства в 1932 г., голод, унесший миллионы жизней, советская деревня в годы второй пятилетки постепенно выкарабкивалась из трудностей.


ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ РАБОТА
Автор учащийся 11 класса Алексеевской СОШ №9 Сметанин Артем Михайлович. Научный руководитель - Романченко Мария Васильевна, учитель истории. 2005 г.


Список используемой литературы и материалов.

1. Материалы Курагинского районного архива. Ф. 499. Оп.1/а. д.4., д.12., д.23., д.34., д.37.
2. История России XX века. Материалы и документы. М., 1999 г.
3. Воспоминания Ганенко М. Ф., 1919 г. р. (записанные со слов дочери, Трощенко А. И.), Бабич У. А., 1921 г.р., Будима А. П., 1917 г.р., Рузановой Ф. М., 1910 г.р.
4. История советского крестьянства. т. 1.М., 1986 г.
5. Осколков Е. Н. Нужно ли была коллективизация в СССР? См.: История России в вопросах и ответах. Ростов-на-Дону, "Феникс", 1999 г.
6. Зеленин И. Е. Коллективизация и единоличник. 1930-е годы. См.: Отечественная история. 1993. №3.
7. Зеленин И. Е. Был ли колхозный неонэп? См.: Отечественная история. 1994. №2

Страница 2 из 2«12
Рейтинг

В этом разделе

Добавить комментарий

Обновить

Десять минус три будет, прописью?