»»

Приенисейский край


Благодатная территория, на которой мы проживаем, в глубокой древности давала силы для развития высоких культур наших предков.


Новый период - ранний железный век 7 в. до н. э. - 4 в. н.э., внес большие перемены в жизни народов Приенисейского края. Они были связана с распространением культуры скифо-сибирского единства и имела ряд общих черт в культурно-этническом облике со скифами Северного Причерноморья. К скифо-сибирскому типу на территории Приенисейского края историки относят тагарскую культуру племен динлинов, которые были европеоидного типа (далее в хрониках насление Хакасско-Минусинской котловины называли динлинами.

Динлины-тагарцы вели оседлый и полуоседлый образ жизни. Основным занятием было мотыжное земледелие и пастушеское скотоводство. Они обрабатывали поля бронзовыми мотыгами, а в засушливых местах строили сети каналов, некоторые их которых достигали 15-20 км. Тагарские динлины первыми в Сибири и Центральной Азии изобрели продуктивную ручную мельницу с круглыми каменными жерновами, и, вероятно, первыми освоили плужную обработку земли. Таким образом, в 1 тысячелении до н.э. Хакасско-Минусинская котловина представляла собой уникальный для северной части Азии центр ирригационного земледелия.

Большая часть медных рудников Южной Сибири принадлежала тагарцам. Знаменитая тагарская золотистая бронза в виде изделий и слитков служила предметом экспорта, особенно в тайгу и лесостепи Западной и Средней Сибири. Общественный строй динлинов может быть отнесен к типу военной демократии - господствующее племя облагала данью подчиненные народы.

Дальнейшее расслоение в обществе динлинов могло привести к складыванию государства, но этот процесс был прерван мощной волной хуннских завоеваний Пришедшие из Центральной Азии войска гуннского шаньюя Маодуня захватили все Саяно-Алтайское нагорье и Забайкалье. Тагарцы были частью истреблены, частью вытеснены из минусинских степей или слились с завоевателями. А затем племена гяньгуней, пришедших из северо-западной Монголии и попавших в зависимость от хуннов, подчинили тагарцев, которые жили в Минусинской котловине. Постепенно гяньгуни смешивались с тагарцами и со 2-го в. до н.э. на месте тагарской культуры складывается новая - таштыкская, которая принципиально отличалась от своих предшественников широким распространением железа.

После разгрома хуннов господство в степи перешло к сяньби. Они создали свое государство во второй половине 2-го в. н.э. и покорили огромные пространства. Но их владычество было недолгим - они уступили его жужаням - тюркоязычному народу. Жужани 200 лет господствовали в центральноазиатских степях, и лишь в середине 6 в., их каганат распался.

Со второй четверти 9 в. На территории Хакасско-Минусинской котловины происходит политическое усиление енисейских кыргызов - племен, образовавшихся в результате смешения гяньгунь (монголоидными тюркоязычниками) и динлинов (рыжеволосые и голубоглазые ). Видимо племена гяньгуней главенствовали над динлинами, поскольку в древнекитайских источниках уже больше не упоминались динлины. Гяньгуни стали аристократическим династийным родом в среде местного разноязычного населения.

В древних китайских летописях эти племена известны также под другим названием - "хягас" или енисейские кыргызы. Наименование "хакас", зафиксированное письменными источниками - это имя слагавшейся в 6-12 вв. средневековой народности Саяно-Алтайского нагорья. По свидетельству древнекитайских, арабских и персидских документов древние хягасы-хакасы были европеоидами. Они имели высокий рост, белую кожу, рыжие волосы и голубые глаза. Но были и темноволосые люди с "зелеными" глазами.

После победы в 840 г. над уйгурами (жившими на границе с Китаем) во владении хягасов оказались огромные пространства Восточной Азии. Однако центр их государства всегда находился в минусинских степях. В обществе хягасов-енисейских кыргызов долго сохранялась двухэтничность населения. Господствующее положение занимали кыргызы, являвшиеся скотоводами-кочевниками, а подвластные им племена занимались земледелием и пастушестским скотоводством.

У кыргызов имелось развитое ремесло. Важное место среди прочих занятий занимала добыча и обработка металла (существовали целые поселения кузнецов и оружейников). Возникли мастера-ювелиры, изготавливавшие украшения из золота и серебра, а также плющенное золото для тиснения и обертывания деревянных, бронзовых скульптур и художественных изделий. Они освоили золочение бронзовых предметов простым и "горячим" способом с применением ртути, инкрустирование железных изделий золотом и серебром, обработку драгоценных камней и др. Работали скульпторы и художники, строители, каменотесы, косторезы и др. специалисты. Процветало керамическое производство, но еще без гончарного круга. Знать того времени выделялась костюмами из ценных мехов зимою и шелковых тканей летом.

Торговля кыргызов в основном была ориентирована на юг, на севере выменивались меха. Именно пушнина наряду с кыргызским оружием и золотом шла к тюркам, арабам, китайцам, тибетцам. С юга верблюжьи караваны с товарами приходили на верхний Енисей. Численность скота была у кыргызов мерилом общественного положения. В их обществе существовала межэтническая эксплуатация, которой подвергались покоренные таежные племена, вынужденные платить дань. Они назывались "киштымами".

Главой государства кыргызов был каган. Столицей Кыргызского каганата был большой город на реке Уйбат в черте современного Абакана. Значительный уровень хозяйства обеспечивал развитие культуры древних кыргызов. Замечательным достижением была письменность, появившаяся в 7 в. И похожая на орхонскую письменность тюрков. Среди кыргызов выделялись ученые люди, знавшие персидский, арабские языки. Религия была языческой. Существовали "камы" - шаманы.

В 10-12 в.в. Кыргызский каганат оставался самой влиятельной силой на северной окраине евразийских степей. В 1207 г. огромная армия под предводительством Чингисхана вторглась в пределы каганата, властители которого без борьбы признали власть Чингизхана. Чингизхан считал делом чести в первую очередь завладеть территорией Кыргызского каганата, которая была его прародиной. От своего предка Бодончара Тэмучен-Чингисхан унаследовал высокий рост и рыжие волосы, так как отец Бодончара был один из тех енисейских кыргызов, которые смешались с тагарцами -динлинами.

После вторжения северные территории каганата (населенные данниками енисейских кыргызов - самодийскими, кетскими и тунгусскими народами) также стали владением монголов. С 1218 по 1293г. енисейский кыргызы трижды поднимали восстание, заслужив у монголов славу "злого народа". Но силы были неравными и в 13 в. Кыргызское государство перестало существовать.

Таким образом можно сделать вывод, что благодатная территория, на которой мы проживаем, в глубокой древности давала силы для развития высоких культур наших предков.

P. S. Продолжение следует...


А. Е. Калюга

Использованы материалы:
1. Красноярье: пять веков истории.
2. Древняя и средневековая история Южной Сибири.
3. Ослушники государевы.
4. Красноярск изначальный.

Страница 2 из 2«12
Рейтинг

В этом разделе

Добавить комментарий

Обновить

Количество времен года (сезонов), прописью?