»»

Опалённое детство


Данная работа посвящена исследованию истории Имисского детского дома, который находился в с. Имисское Курагинского района в послевоенное время.



3. Добрая память.

Имсский детский дом просуществовал непродолжительное время. Но многие в с.Имисском помнят его воспитанников. Анатолий Федорович Карих - уроженец с.Имисское, вспоминает, как они с детдомовцами играли в детские игры. "Они были обыкновенными детьми", - утверждает он. Горностаева Мария Федоровна также рассказывала, - "Я помню, что вместе со мной в 1950 году закончили семилетку три девочки из детского дома. Мы вместе поступали в Минусинское педагогическое училище. Но мне не пришлось в нем учиться, а они поступили. Они учились в школе очень хорошо. Одну из них звали Спирина Анечка. Больше мне не довелось с ними встретиться. И где они сейчас я не знаю. А встретиться очень хочется, узнать, как сложилась их дальнейшая жизнь".

При ликвидации детского дома неизвестно куда были отправлены дети. Из администрации детского дома нет уже никого в живых, а архивные документы об этом умалчивают. Многое о Имисском детском доме рассказала его воспитанница Рогулина (Фадеева Раиса Иосифовна), которую мы разыскали по объявлению в районной газете "Тубинские вести".

"В Имисском детском доме я была со своей сестрой, начала свой рассказ Раиса Иосифовна. Родилась я в мясомолсовхозе (с Маринино) в 1938г, а моя сестра Галя - в 1941г. Отца звали Фадеев Иосиф Климентьевич, маму - Кудряшова Анастасия Степановна. Работали они в совхозе. Отца забрали на фронт. Больше мы его не видели. Мама работала фельшером. За то, что она "подпольно" лечила, ее посадили на 5 лет в тюрьму. Так как из родственников нас никто не забрал, голод был страшенный, то нас отвезли в детский дом. Сначала отправили в Березовский детдом, но он был переполнен, а потом - в Имисский.В то время мне было 8 лет, а сестре - 5 лет. Сестра плачет, ей нужна мама, а мамы нет.

По возрасту в детском доме детей делили на старших, средних и младших. Меня определили в среднюю группу, та как я училась, а сестру - в младшую. Поместили нас сначала в приемник, но так как мы были не больны, то отправили в группы. Меня к себе поселили в комнату старшие девочки девятой. Я у них была вместо куклы: то кудри мне навьют гвоздем, то разукрасят. Повели нас в столовую. И знаете, дали сгущенку на тарелочке. А я это ни разу в жизни не видела. Не знаю что это и что с ним делать. Потом стала на других смотреть, что же другие дети с этим делают. Вижу, что кусочек хлеба "мачут" в это, едят и чаем запивают. Ну и я стала так кушать. Господи, вкуснятина - то - какая. А еда была хорошая, все давали кушать и колбасу, и сыр. Я не знала, что такое сыр. В супу было каждый день мясо. Было масло, часто печеное, печенье. Кормили очень хорошо, а везде был такой голод. Но было строго. Еду не разрешали выносить, обыскивали чтобы мы не выносили со столовой ничего, но мы все равно выносили на улицу деревенским ребятишкам.

Помню, что в Имиссе была сушилка, там сушили картошку. Мы туда часто ходили. Нам женщины, которые работали там насыпят картошки целые карманы, вот мы ходим и хрумкаем как чипсы. А им помню ухитрялись выносить селедку. Жирная такая была, мы видимо уже наелись ее, вот и производили обмен. Одевали нас тоже хорошо, все одинаковые платьица. Когда было все новое берегли. А потом как наставят, обуви много, ищешь долго. Жили в большом доме. Были спальни и большой коридор. Были отдельные спальни: для девочек, для мальчиков. Был дежурный сторож. Старшим девочкам хотелось на танцы бегать. Иногда выскакивали в окно. Директор когда ловил, то наказывал: выставляли на линейку. В комнатах был порядок и чистота, ходили проверяли. Коечки все были заправленные. В комнаты можно было заходить только спать, а так ходили в коридоре. Был медик, своя больница, нас лечили. Помню у меня была малярия, так трясло меня. Как выжила не знаю.

С учебой тоже было очень строго. Если получал двойку или опоздал, то лишали обеда, а обед это было самое вкусное. Ведь в обед давали кампот. Поэтому все старались учиться хорошо. Учились мы в Имисской средней школе. Из школы нас встречала воспитательница. Она заходила в класс и спрашивала кто получил двойку. Все были октябрятами, пионерами. Когда приходили в школу первым делом выстраивались на линейку в зале и пели гимн "Союз нерушимый". И только попробуй опоздай, сразу же накажут. Помню учителем был Георгий Карпович Артемьев. Такой красивый молодой. Мне кажется, что в него все девчонки были влюблены. А когда я вернулась в мясомолсовхоз, то смотрю и он туда приехал в нашу школу.

В детдоме был строгий режим. После отбоя никуда не пускали. Все равно некоторые ребятишки сбегали, видно воля нужна. А мне наоборот нравилось. Мы с сестрой прожили там 4 года, потом приехала мама и забрала нас. И я иногда жалею, что зачем она нас забрала. Я может быть из детдома человеком бы вышла. У нас ведь отправляли учиться детей в Красноярск. И у меня были возможности. Когда я перешла в 5 "А" класс меня хотели отправить учиться на гимнастку. Я была очень пластичная. Тогда же до 18 лет учились дети и были в детском доме, а потом оправляли учиться дальше. Так уехали по направлению в педагогический в Красноярск Люда Савицкая, Ира Терешкина и Надя Многорешных. Три года детдом им потом помогал, одевал, обувал.

Позже мы встречались с Надя Трубищина. Дети конечно дрались между собой, воспитатели за всеми не усмотрят. Летом ходили походы, купались, выезжали в лагеря. Помню в Шалаболинский лагерь ездили. Играли в лапту, ориентирование. Ходили в гости в Березовский детский дом, а они к нам в основном летом. Идем, сделаем привал. Помню девочек из этого детдома: Букины Катя и Клара, Пукалова. Очень они хорошо пели. Слышала, что Пукалова стала солисткой какого-то Новосибирского театра. Хорошо в детдоме было. Но все же хотелось домашнего тепла, домашней пищи. Иногда воспитатели приглашали к себе домой детей. Так нам такая вкусная еда казалась у них!

В детском доме была баня, подсобное хозяйство: лошади, свиньи, коровы. Дети помогали: заготавливали сено, дрова. Встанем цепочкой и грузим на машину дрова. Старшие ребята косили сено. У нас - воспитанников Имисского детского дома ни разу не было встречи. Помню было трое Ремизовых: Юра, Валя и Катю. Но Юра и Валя уже умерли. Виделась с Лушей Гербель. Она жила на 5-ой ферме. Когда мама приехала, то забрала нас в мясомолсовхоз. Я пошла в 5-ый класс, но кушать было нечего, пришлось идти на ферму, где и продоила коров 20 лет. Сестра окончила 7 классов. Потом переехала в п.Курагино. У меня много наград: победитель соцсоревнования, к 100-летию со дня рождения В.И.Ленина, много грамот. Детство очень тяжелое. Свои детям я рассказывала как попала в детский дом, они плачут.
Как мне охота встретиться с воспитанниками. Всегда смотрю передачу "Жди меня" и думаю. Что меня тоже кто-то ищет из детского дома. Мы ведь все дружные были".
Безусловно, самая лучшая пора в нашей жизни - детство, когда ярко запоминаются хорошие знаменательные события. Поэтому понятно желание сохранить и пронести это чувство через всю жизнь, встретиться с друзьями детства с которыми было много общего.

Думается, что и у воспитанников детского дома сложились хорошие впечатления о пребывании в детском доме. Детский дом - это дом их детства. Там они получили приют, заботу воспитателей, внимание учителей. Многим детские дали путевку в жизнь. Так Пачин Петр Павлович, о котором мы упоминали выше, окончил педагогическое училище, затем институт. Долгое время был директором Имисской средней школы. "Я никогда не забуду Березовский детский дом, мы часто встречаемся с воспитанниками, стали как родные", -говорит он. Да, эти слова "детский дом", вызывают душевное волнение всякого, кто прикоснулся к войне, а уж тем более кто знает детский дом войны и послевоенных лет по собственной жизни. И я думаю, что воспитанники Имисского детского дома напишут его добрую летопись.


ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В данной работе впервые удалось приоткрыть завесу тайны работы Имисского детского дома. Удалось соединить собранный материал. Выяснить, что в детском доме, действительно было организовано калорийное питание и обмундирование воспитанников. Их приучали к труду. Старались создать доброжелательную атмосферу. Сами воспитанники, не смотря на "престижность" детского дома не были заносчивыми, играли с деревенскими ребятами и даже старались их подкармливать, делиться сладостями. Их объединила трудное послевоенное детство. Поисковую работу по розыску воспитанников Имисского детского дома со специалистами архивного отдела мы продолжаем дальше. Написали объявления о розыске в газеты г.Минусинска, г.Красноярска. И думаю, что совместными усилиями нам удастся отыскать воспитанников Имисского детского дома и организовать их встречу на имисской земле, которая дала им приют в тяжелое для них время.


Исследовательскую работу подготовил
учащийся 11 класса Курагинской СОШ№1
Белосков Александр



СПИСОК используемых источников и литературы


1. Архивный фонд № Р-10 "Имисский детский дом".
2. Архивный фонд № Р-158 "Курагинский детский дом".
3. Лиханов А. Драматическая педагогика / Педагогика. - М., 1983, стр.300-318.
4. Усыновлять уже не стыдно //Аргументы и факты на Енисее / 2005 - № 51.

В работе использованы также воспоминания:
1. Воспитанницы детского дома Рогулиной (Фадеевой) Раисы Иосифовны.
2. Помощника повара Имисского детского дома Шульга (Скурихиной) Анны Поликарповны.
3. Племянницы директора Имисского детского дома Алешечкина Д. С. - Степкиной Фаины Александровны.
4. Учительницы Имисской средней школы Пленкиной Татьяны Кузьминичны.
5. Сторожилов с.Имисское Гринько Альбины Алексеевны.
6. Уроженцев с.Имисское Карих Александры Максимовны и Анатолия Федоровича, д. Тамбовки Горностаевой Марии Федоровны.
7. Бывшего директора Имисской средней школы Пачина Петра Павловича.

Страница 3 из 3«123
Рейтинг

В этом разделе

Добавить комментарий

Обновить

Сколько дней в году (не високосном), цифрами?