»»

К 90-летию Курагинского районного отдела образования


К 90-летию Курагинского районного отдела образования

В 1930 году в результате упразднения округов, в том числе Минусинского, все районы, ранее входившие в состав округа, перешли в прямое подчинение Западно-Сибирского края (с центром в Новосибирске). Повышение статуса районов повлекло за собой образование органов управления территорией, которые до этого были только в структуре окружных исполкомов.

Так был образован Курагинский районный отдел народного образования (РОНО). Ликвидационной комиссией по ликвидации Минусинского округа 12 сентября 1930 года был утвержден штат по Курагинского районо: заведующий и 3 инспектора. Первым заведующим районным отделом народного образования был назначен Н.Н.Степанов. Инспекторы отдела образования командировались по школам района с целью проверки и оказания помощи в проведении учебного процесса. К этому времени в школах района было четырехгодичное обучение, но сама жизнь подсказала, что на этом нельзя останавливаться. И в 1931 году стали открываться семилетние школы колхозной молодежи (ШКМ) в Курагино, Имиссе, Шалаболино, Детлове, Березовке. В 1932 году в Курагинской ШКМ образовали 8-й класс, и она стала называться средней школой, а остальные стали называться неполными средними школами (НСШ).

К 1933-1934 учебному году в районе были 63 школы: 1 средняя (без 9 и 10 классов), 6 семилетних, а остальные – начальные школы. Кадры в них направлялись вышестоящими организациями народного образования. За счет лучших учителей школы комплектовались директорами и учителями-предметниками, среди них: А.И.Жибинов, А.К.Жибинов, Т.В.Семенова, П.Л.Вощинский, Е.Х.Мухачев, Н.Н.Стручков, А.А.Шумаева, Е.Н.Пинаева, К.А.Василовская, А.А.Солдатова.

В эти годы учитель становится во главе агитации и пропаганды за коллективное хозяйство, колхозный строй, поэтому нагрузка на него возрастала, и он нуждался в практической живой помощи. С этой целью был создан районный совет по народному просвещению (Райсовнарпрос). Его председателем был избран Н.Н.Степанов. Членами совета стали А.К.Жибинов, В.С.Гучев, Ф.Ф.Пропотов, делопроизводителем - Сануквадзе. Совет координировал выезды в школы, которые были постоянными. Собранные материалы об успеваемости учащихся, их обеспечении, помощи учителям обсуждались на районном совете. В 1935 году в штате РОНО состояли: заведующий отделом, 3 инструктора, инструктор политпросвета, статистик, библиотекарь-инструктор, инструктор ликбеза.

Учащиеся 3-его класса Курагинской начальной школы № 62. 1939 г.
В отдаленных от райцентра начальных школах учителей не хватало. Часто их заменяли выпускники средней и семилетних школ, успешно окончившие обучение. Для повышения квалификации они направлялись в Минусинское училище, где работал заочный сектор.

В 1939-1940 учебном году на территории района действовали 1 средняя школа, 9 семилетних, 58 начальных школ. В них насчитывалось 9310 учащихся, в том числе: в 1-4 классах – 6303 чел., в 5-7 классах – 2626 чел., в 8-10 классах - 381 чел. К 1941 году в Курагинском районе был выполнен Закон о начальном обучении. В этот период учителя в школы района направлялись из Красноярского, Абаканского институтов и Минусинского педучилища. В райцентре для учителей был создан консультационный пункт, которым руководили опытные учителя – Л.П.Махова и Н.Н.Стручков. Уровень знаний учащихся заметно повышался. Многие поступали в высшие учебные заведения. Надо отметить и то, что РОНО руководил дошкольным воспитанием. Ему подчинялась вся сеть детских яслей и детских садов района.

В перед Великой Отечественной войны перед РОНО стояли очень ответственные задачи: не допустить отсева из 1-4-х классов, сохранить здоровье детей и др. Создавались Фонды всеобуча, из которых нуждающимся выдавали вещи и продукты. Но голод, холод, нищета, захватившие население уже в первый год войны, сказывались на учебном процессе. Наблюдалось снижение качества знаний по естественным причинам: из-за голода, холода, болезней, отсутствия одежды, пропуска занятий. В 1943-1944 учебном году в школах села Курагино 50 % детей имели отклонения в работе сердца, многие болели конъюнктивитом и дистрофией. К тому же в школы шли печальные вести о ранениях, гибели бывших учеников и учителей, что удручало детские коллективы. Ребята же изо всех сил старались ответить на эти известия хорошей учебой и трудом. В этот период особенно развито было чувство коллективизма.

После окончания Великой Отечественной войны школа и учитель остаются в центре всех событий, происходящих в селах и деревнях. Несмотря на все лишения, постепенно в школу возвращались те, кто отстал на 2 и 3 года. Переростки пошли доучиваться в вечернюю школу. В 1948-1949 учебном году в школах насчитывалось 6551 учащийся, в 1950-1951 учебном году - 7109 учащихся, в 1956-1957 учебном году - 4687 учащихся. На численности сказалась война. В ряде селений в 1949-1955 годы некого было принимать в первый класс. Сокращение количества учащихся начальных классов повлекло сокращение штата учителей начальных классов. Но к 1957 году ситуация стала выправляться - выросла сеть школ, которая насчитывала 6 средних школ, 12 неполных средних школ, количество учителей 5-10-х классов – 178 человек.

В 1956 году руководством страны снова была поставлена задача политехнического обучения в школах. Эта задача под руководством РОНО решалась успешно. Были обустроены крупные пришкольные участки в Имисской средней и Курагинской неполной средней школе; в Курагинской средней школе №1 изучали трактор, проводили уроки труда; школьные мастерские оснащались инструментами. Для дальнейшего развития и координации основных направлений в деятельности школ района в РОНО был образован методический кабинет.

В 1957 году к Курагинскому району присоединился Артемовский район. Был ликвидирован Артемовский РОНО, а полномочия по руководству школами ликвидированного района перешли к Курагинскому РОНО. В связи с этим увеличился контингент учителей. Если в 1948 году было 410 учителей, то в 1957 - 503 учителя, в 1960-м - 594 учителя. В вечерней школе работали 20 учителей. Ноябрьский пленум ЦК КПСС (1958 год) обнародовал тезисы «Укрепление связи школы с жизнью и дальнейшее развитие системы народного образования в стране». Это явилось важнейшим моментом в школьной жизни. В школах обсуждались материалы перестройки системы народного образования, большое внимание уделялось обучению начальных классов.

В 1960-1961 учебном году в районе было 108 школ, и все они были хорошо подготовлены к новому учебному году. Красноярским крайисполкомом, краевым отделом народного образования и крайкомом профсоюза Курагинскому РОНО за успешную работу было вручено переходящее Красное Знамя и премия 20 тысяч рублей.
Августовская учительская конфереция
В эти годы было очень много подготовлено методов и форм ведения уроков. Учителя получили возможность вырваться за рамки обычного урока и настроиться на волну творчества и дерзаний. В районе успешно внедрялся липецкий метод, опыт ростовских учителей (внедрение поурочного балла, сплошной опрос учащихся). В результате реформы школы неполные средние школы были преобразованы в восьмилетние, а на базе восьмилетних создавались средние школы. В этот период в РОНО работали опытные инспекторы: М.Т.Коваленко, заведующий отделом кадров Н.К.Михайлов, С.С.Брагин, Г.П.Ковалевский, заведующий райметодкабинетом К.И.Пантелеева, заведующая Артемовским горметодкабинетом В.В.Радионова, замечательный экономист В.В.Коваленко и др. Многим из них присвоено высокое звание «Отличник народного просвещения».

В 60-е годы большое внимание уделялось патриотическому воспитанию учащихся. По инициативе заведующего роно участника Великой Отечественной войны И.Ф.Еськина в школах района было образовано 12 школьных музеев боевой и трудовой славы. Проводилась большая работа по обмену опытом работы учителей. Были образованы опорные школы, в которых велась методическая работа, проводились открытые уроки. В 1972 году Курагинскому РОНО было вручено Переходящее Красное знамя Министерства просвещения РСФСР и ЦК профсоюза работников просвещения за лучшую подготовку школ и детских учреждений к новому 1971-1972 учебному году.

В последующие годы роль отдела образования возрастала, появились дополнительные учреждения образования, но главная задача оставалась прежняя - обеспечение реализации права граждан на получение обязательного основного общего образования и среднего (полного) общего образования. В 2000 году отдел образования был реорганизован в управление образования администрации Курагинского района. На сегодняшний день оно организует работу учреждений дополнительного образования и 30 школ района, в которых работают около 670 учителей и обучаются 5678 учащихся.


А.Е. Калюга

Рейтинг

В этом разделе

Добавить комментарий

Обновить

Сколько дней в году (не високосном), цифрами?