»»

Соединяющий берега и судьбы


Соединяющий берега и судьбы

23 октября 1997 года Государственной комиссией был подписан акт приемки в эксплуатацию мостового перехода «Корона Тубы» с оценкой «отлично», а на следующий день состоялось его торжественное открытие.

Строительные работы на струенаправляющей дамбе, 1997г.

Издавна люди селились около открытых водоемов и рек, используя из них воду для своих нужд. В то же время, особенно реки, становились значительными препятствиями при передвижениях.

В 1626 году на правом берегу полноводной Тубы образовалось село Курагино. С течением времени оно разрасталось. На левобережье образовались деревни Белый Яр, Мурино, Кочергино, крестьяне из которых приезжали на ярмарки в Курагино. В свою очередь, курагинцы, со своим товаром выезжали в г.Минусинск. Самой трудной задачей для них была переправа через реку Туба. Для этой цели использовались лодки, плоты.

С образованием в 1924 году Курагинского района, по причине водной преграды, крупное село Кочергино (не смотря на значительную близость к с.Курагино), было отнесено к Минусинскому району. Только в 1936 году оно вошло в состав Курагинского района.

С дальнейшим развитием района, увеличением количества автомобильного транспорта, появилась необходимость обустройства более надежной и грузоподъемной переправы через Тубу.

С 1933 года организация переправ была возложена на образованный районный дорожный отдел. Особой его заботой была паромная переправа через Тубу, обслуживание которой осуществлялось колхозами и организациями по разнарядке.

Большую помощь в перевозке людей и грузов по реке оказывал Артемовский рудник, в транспортном цехе которого содержались пароходы и баржи, а также Минусинская контора сплавных рек, осуществляющая регулярные перевозки до Курагино.

В 1946 году в Курагино была образована Линейно-эксплуатационная контора. Решением Курагинского райисполкома от 12.10.1946 конторе был выделен земельный участок под пристань. В связи с ее постройкой и эксплуатацией в штатном расписании конторы появилось подразделение «Пристань».

К конторе были приписаны катера-газоходы «Тубинец», «Амылец», топившиеся деревянными чурочками, и «таскавшие» на буксире баржи.

Во исполнение решения Курагинского райисполкома от 07.05.1949 № 191 в ведение конторы от райдоротдела была передана паромная переправа на реке Туба. Силами работников Курагинской пристани был построен большой деревянный паром, державшийся на плаву на деревянных лодках, и спущен на воду. До этого периода грузы и людей переплавляли через Тубу на баржах.

За пользование паромной переправой взималась такса, которая утверждалась решением Курагинского райисполкома и публиковалась в районной газете. В 50-х годах в период ледохода и разлива реки паром не работал, а людей и грузы переплавляли на лодках, взимая плату в двойном размере.

Район динамично развивался. В 60-х годах планировалось строительство двух железных рудников: Ирбинского и Краснокаменского. Требовалось строительство автомобильного моста.

При строительстве железной дороги «Абакан-Тайшет» этот вопрос также поднимался районными властями. Предлагался вариант совмещенного железнодорожного и автомобильного моста. Но по ряду причин, и в первую очередь финансовых, этому проекту не суждено было состояться.

Грузы, в том числе железную руду, стали возить железнодорожным транспортом, а курагинские катера перевели в Минусинск. В связи с этим Тубинский эксплуатационный участок малых рек переименовали в «Пристань Курагино» Верхне-Енисейского речного управления Минречфлота РСФСР. В ее ведении по-прежнему находились Курагинская паромная переправа, на которой уже работали катера МБВ.

Специалисты паромной переправы старалась качественно обеспечить транспортную связь района с другими территориями. На пароме переправлялись грузы и легковые машины, молоковозы, перевозились строительные материалы для строительных организаций, переплавляли даже скот гуртами на летние выпаса, что увеличивало расходы организаций.

Не смотря на героические усилия работников парома, десятки людей на машинах в «час пик» часами ждали своей очереди, чтобы переправиться на этом плавсредстве на противоположный берег. Нередко, среди пассажиров возникали скандалы по поводу очередности, так как всем и сразу хотелось переплавиться через водную преграду. Часто были случаи и повреждения автомобилей, а также их съезда в реку.

В зимнее время специалистами Курагинского ДРСУ через реку по льду обустраивалась ледовая переправа, на которой намораживался лед. Регулярно производились его замеры, устанавливались соответствующие знаки, а также осуществлялась расчистка ледяной дороги от снега.

Ежегодно открытие Курагинской паромной переправы, после ледохода, было долгожданным событием. Ведь в период ее закрытия осенью и до обустройства ледовой переправы через Тубу, а также весной, автомашины ездили через автодорожный мост, находящийся у с.Городок Минусинского района, что удлиняло маршрут на несколько десятков километров.

В 70-х годах через протоку Дурная реки Туба был оборудован понтонный мост, замененный в середине 80-х годов на железобетонный.

В конце 80-х годов на Курагинскую паромную переправу был поставлен теплоход «Ангара-21» мощностью 300 лошадиных сил. Паром-катамаран был изготовлен из железа грузоподьемностью 100 тонн. С учетом ширины реки в месте паромной переправы (около 400 метров), пропускная способность составляла около 1000 машин в сутки, что было явно недостаточно. Из-за обмелевшей реки период навигации уменьшился и начинался 20 мая, а заканчивался 1 октября.

Летом паром причаливал к берегу п. Курагино, а в большую воду – плавили в с.Мурино, так как невозможно было причалить к припаромку (съезд с парома, изготовленный и бревен и досок). От Мурино до Курагино паром, загруженный автомашинами, толкали против течения теплоход вместе с катером около часа. Иногда в таких ситуациях на помощь приходил минусинский теплоход «Ангара-24» со своим экипажем. Когда уровень воды падал, то приходилось перетаскивать припаромок ближе к воде с помощью трактора и автомашины ЗИЛ.

По расчетам специалистов в связи с возрастающей интенсивностью движения необходимо было к 1990 году запустить второй паром, а в 2005 году – третий. По настойчивым просьбам районного руководства, в конце 80-х годов краевыми властями начался поиск источников финансирования на изыскание и проектирования автомобильного моста через реку Туба в Курагинском районе.

Разработка проекта мостового перехода была поручена одной из ведущий проектно-изыскательских организаций России ОАО «Трасмост» (г.Санкт-Петербург). Главным инженером проекта был назначен Б.А. Кецлах.

«Мы должны были решить сложную инженерную задачу, - вспоминает Борис Анатольевич. Река Туба - река не спокойная, полноводная, с перекатами. В половодье случаются ледяные заторы, наблюдается несколько подьемов воды от дождевых паводков и таяния снега в верховьях гор. К тому же надо было учесть в едином проектном решении и мост через протоку Дурная.

Бригада буровиков Сибмост В.И. Кафтанов, 1993 г.

По нашему заданию Красноярским трестом инженерно-строительных изысканий были проведены топографо-геодезические, а также гидрометеорологические работы, зафиксированные в техническом отчете.

На его основе мы спроектировали 3 варианта строительства моста. К внедрению был принят первый вариант, согласно которому длина мостового перехода составляла 3,78 км, в том числе длина моста через Тубу 520 м, через протоку Дурная - около 107 м, а также подходы - более 3 км. Фундаменты опор глубокого заложения на буронабивных сваях. Нагрузка на одну сваю 800 тн.

Мы сделали свою работу, спроектировали мест и, по моему мнению, вполне удачный».

В 1992 году начались поиски оптимального место расположения трассы. В администрации района была образована комиссия, которая рассмотрена 3 варианта: в районе с Пойлово; на месте паромной переправы п.Курагино и ниже по течению Тубы в 100-150 метрах от железнодорожного моста.

По основным критериям: стоимость, сроки строительства и трудоемкость наиболее приемлемым оказался второй вариант.

Заказчиком строительства выступило государственное учреждение «Управление автомобильных дорог по Красноярскому краю» (руководитель С.Ф. Зяблов). Строительство было поручено двум генеральным подрядчикам — Абаканскому филиалу ОАО «Сибмост» (руководитель В.А. Ковляшенко) и государственному предприятию «Красноярскавтодор» (руководитель П.А. Старовойтов).

В 1993 году начались подготовительные работы. Было произведено строительно-монтажных на 54 тыс. руб.
В 1994 году началось строительство моста, возведены опоры.
В 1995 году — произведен монтаж металлических блоков пролетных строений.
В 1996 году — произведена закладка последних плит на проезжей части моста.
В 1997 году – проведены завершающие работы и мост «Корона Тубы» был принят в эксплуатацию.

В предшествующие 3 года его строительство не однократно было под угрозой срыва по причине недостаточного финансирования. Но твердая позиция заместителя Губернатора края В.Л. Глотова и начальника Управления автомобильных дорог по Красноярскому краю С.Ф. Зяблова, настойчивые просьбы и действенные меры районного руководства позволили завершить стройку.
Бригада Н.К. Бурматова и А.Ф. Карих, 1997 г.


Четко и оперативно работали поставщики и подрядчики. Сверхпрочный бетон поступал из Абакана, при этом каждая машина сопровождалась сертификатом качества. Металлоконструкции поставляло АО «Улан-Удэстальмост». Подходы к мосту оборудовали Курагинское ДРСУ (дир. В.А. Ортиков). Посильную помощь оказывали: Курагинское АТП (дир.В.В.  Ковалев), ОАО «Трансельхозтехника» (дир.А.Т. Бездворных), Курагинский щебеночный завод (дир.Ю.А. Ходырев), ОАО «Ирбинское рудоуправление» (дир.Г.В. Давыдов), ЗАО «Белоярское» (дир. В.А. Грубер) и другие.

«Регулярно заседали штабы, на которых оперативно решались возникшие проблемы, и координировалась работа строителей, - вспоминал начальник Курагинского межрайонного отдела Управления автомобильных дорог по Красноярскому краю А.Ф. Карих.- Для надзора за строительством моста неоднократно приезжал главный инженер проекта Б.А. Кецлах. Все вместе мы инспектировали стройку, поднимались по железным пролетам, оценивали качество произведенных работ. Это позволяло выдерживать и установленные сроки строительства.

Очень ждали завершения строительства моста население, особенно из Мурино и Белого Яра. Люди даже пытались проходить на другой берег по качающимся железобетонным конструкциям вопреки запретам, ведь у многих по разные стороны реки проживали родственники».

Большой труд вложили в строительство мостового перехода специалисты и рабочие Курагинского ДРСУ. Геодезическую разбивку подъездов к мосту производил инженер-геодезист В.И. Базенюк. Бригада во главе с мастером В.С. Назаровым производила отсыпку и обустройство дорожного полотна высотою до 9 м, а также струенаправляющей дамбы длиной до 100 м и высотою до 6 м. Бригада, во главе с матером Н.К. Бурматовым укладывала асфальт на мосту и подходах к нему.

В августе 1997 года прошли испытания моста нагрузкой по особой схеме. Девять КАМАзов, груженых щебнем, по три в ряд двигались вперед и назад по мосту, выполняя заданные команды. Испытания проводил научно-инженерный центр Сибирской государственной академии путей сообщения г.Новосибирска. Специалисты с приборами замеряли определенные параметры на мосту и под ним - на конструкциях и опорах моста. На этом ответственном мероприятии присутствовали и заказчики и подрядчики. Было определенное волнение: «А выдержит ли мост?». Но заключение о возможности эксплуатации объекта без каких-либо ограничений сняло все сомнения.

Мост и подходы к нему были электрофицированы, и впервые с установкой датчиков регулирования подачи электроэнергии. Была нанесена дорожная разметка. Также на разделительной полосе дороги установлены не применявшиеся ранее в районе светоотражатели под названием «кошачий глаз», произведенные в Израиле.

Акт о приемке в эксплуатацию мостового перехода «Корона Тубы» с оценкой «отлично» был подписан Госкомиссией под председательством А.В.Гриневич 23 октября 1997 года.

К торжественному открытию моста готовились очень ответственно. В администрации района был образован оргкомитет под председательством Главы района Л.А.Марченко. Был объявлен конкурс на его название. Лучшие учащиеся школ района боролись за возможность проехать первыми по мосту в школьном автобусе, разрабатывалась и церемония проведения торжества, на которое были приглашены именитые гости.

24 октября в пятницу была солнечная погода. Задолго до начала мероприятия около моста стали собираться курагинцы, жители близлежащим деревень и даже районов. Была оборудована сцена, коллективы художественной самодеятельности проводили предпраздничную подготовку. Представители краевых и районных СМИ, Гостелерадио Хакасии, корреспонденты ИТАР ТАСС, занимали удобные позиции для записей фоторепортажей.

Несколько тысяч граждан, прибывших на торжество, ожидали начала церемонии и появления руководства.

«Делегация гостей, во главе с Губернатором края В.М. Зубовым, в том числе и я, вылетела на торжество из Красноярска вертолетом, - вспоминает Глава района Л.А. Марченко. – При подлете к мосту мы в иллюминаторы увидели огромное скопление народа, которое и не ожидали увидеть. Промелькнула мысль: «А не забастовка ли это?» - время было тяжелое, инфляция, задержка выплаты заработной платы. Вертолет приземлился, а мы раздумываем: «Что же делать?». А когда увидели, что к вертолету бегут радостные ребятишки, тогда поняли, что народ собрался на праздник».
Корона Тубы

Прибывшие гости поздравили с вводом в эксплуатацию моста проектировщиков, строителей, население. Ученице Курагинской средней школы № 1 Насте Зиновьевой директором Абаканского филиала «Сибмост» В.А. Ковляшенко был подарен музыкальный центр за победу в конкурсе по названию моста. Конкурсной комиссией ее название - «Корона Тубы» было признано лучшим.

Священник Курагинского храма Сошествия Святаго Духа на апостолов иерей Александр, провел благодарственный молебен.

Украшением праздника стали показательные выступления самолетов Красноярского аэроклуба, выполнявшие фигуры высшего пилотажа.

В честь праздника заплыв повели моржи Курагинского клуба «Льдинка», а работники военкомата произвели праздничные залпы.
Лента моста

Дал последний прощальный гудок Курагинский паром, передавая своеобразную эстафету своему преемнику.

Под аплодисменты присутствующих Губернатор края В.М. Зубов и Глава района Л.А. Марченко разрезали алую ленту, тем самым открыв движение по мосту.

Первыми по нему проехали в празднично украшенном автобусе строители. В следующем автобусе были учащиеся школ района, заслужившие это почетное право своей достойной учебой. В этот день многие присутствующие на торжестве пешком проходили этот небольшой отрезок пути, о котором мечтали многие поколения курагинцев.

На торжественном собрании, посвященном знаменательному событию, много добрых слов было сказано в адрес районного руководства, краевых властей, специалистов и рабочих, воплотивших мечту в реальность. Многим из них были вручены Почетные грамоты и Благодарственные письма. Награждены правительственными наградами - медалями ордена «За заслуги перед Отечеством II степени: С.Ф. Зяблов, А.Ф. Карих, В.А. Ортиков.

Строительство моста обошлось федеральной и краевой казне в более чем 150 миллионов рублей. Это один из дорогостоящих объектов, построенный за последние 25 лет в районе, тем более с оценкой «отлично». Но невозможно подсчитать значительный экономический эффект, который с течением времени все более очевиден.

Мост «Корона Тубы» стал стратегически важным объектом в развитии инфраструктуры Курагинского района и юга Красноярского края, а также автодороги на Красноярск. Он будет долго служить людям и как образец коллективного труда, соединяющий берега и судьбы.


А. Калюга


Открытие моста «Корона Тубы» вдохновило поэтов и композиторов на создание стихов и песен. А.И. Антошкин написал стихи и музыку к песне «Ожерелье Тубы», поэт А. Ануфриев и музыкант А. Злобин в содружестве создали песню «Жемчужина Саян». Даже главный инженер проекта моста «Корона Тубы» Б.А. Кецлах написал стихотворение, которое предлагаем вашему вниманию.

Здесь много лет гудел паром,
Тубу пересекая чинно,
Перевозя с большим трудом
И пассажиров, и машины.


Четыре месяца в году
Среди морозов и метелей,
По намороженному льду
Ползли машины еле-еле.


И наконец, два раза в год,
В дни ледохода, ледостава,
Весь транспорт двигался в обход
За неимением переправы.


Так было – это помнят все,
Но больше этого не будет.
Сегодня мост во всей красе
Вступает в строй на службу людям.


ДРСУ и мостотряд
Четыре года здесь трудились,
И, одолев препятствий ряд,
Успешно в сроки уложились.


Заказчик, не жалея сил,
Решал проблему за проблемой,
Чтоб этот мост построен был
Большой, красивый, современный.


Курагинцы, и стар и млад,
Усердно стройке помогали,
И инженеров скромный вклад
Здесь стоит забывать едва-ли.


И вот сегодня он настал
Тот день, который все так ждали.
Сердца людей, бетон и сталь
Два берега Тубы связали.


В ораторы я не гожусь
И больше говорить не буду,
А просто в пояс поклонюсь
Всем тем, кто создал это чудо.

24.10.1997 г.

Рейтинг

В этом разделе

Добавить комментарий

Обновить

Сколько дней в году (не високосном), цифрами?