»»»

Во имя веры и Отечества


(Об истории Свято-Троицкого храма в с. Шалоболино). Светлой памяти игуменьи матушки Екатерины (Бальва) посвящается



В Шалоболинской волости была создана волостная комиссия по отделению церкви от государства, которая провела опись имущества Шалоболинского храма, в которой значатся: православные иконы, церковная утварь, церковные облачения священнослужителей, богослужебные книги и книги библиотеки, колокола.

Имущество и земли Свято-Троицклого храма были национализированы. Перешли в народную собственность дома священника Симеона Мартыновича Мартынова и дъякона Климентия Тихоновича Зырянова. В 1922-1923 годах они купили себе избы и завели свои хозяйства.

Церковно-приходская школа, действовавшая при храме, стала светской, поскольку согласно Декрету гражданам разрешалось обучаться и обучать религии только частным образом. Также разрешалось и свободное исполнение религиозных обрядов с условием, чтобы они не нарушали общественного порядка и не сопровождались посягательствами на граждан Советской Республики.

До 1921 года в храме в метрических книгах велась регистрация рождения, бракосочетаний и смерти. Но надо отметить, что с 1918 года в них звание "крестьянин" было заменено на - "гражданин". В графе "Кто исповедовал и причащал" части третьей метрической книги "Об умерших" зачастую был прочерк, а в графе "Кто совершал погребение и где погребены" стояла отметка "Без участия притча" (в основном малолетних детей).

Но в то же время, священнослужители в обязательном порядке участвовали в погребении насильственно лишившихся жизни (утонувших, застрелившихся) по отношениям местных Советов или начальника милиции 4-го участка Минусинского уезда.

Согласно Декрету здания и предметы, предназначенные специально для богослужебных целей, должны были отдаваться по особым постановлениям местной власти в бесплатное пользование соответствующих религиозных обществ. Общества должны были быть зарегистрированными. С этой целью на учет и контроль были поставлены верующие и священнослужители.

Согласно учетному листу от 25.01.1923 года, составленному Шалаболинским волостным исполнительным комитетом и направленном в Минусинскую уездную милицию, в 1921-1922 году при храме был на бессрочный срок избран церковный Совет во главе с председателем, в который входили 25 человек. В состав Совета также входили церковный и часовенные старосты. Совет являлся исполнительным органом Шалаболинской религиозной общины. На священников также были составлены подробные анкеты. Общее число прихожан и членов церковной общины в ту пору насчитывало 5270 душ.

Не смотря на выполнение церковью положений Декрета, наступление власти на церковь продолжалось. Следующими Декретами от 26 декабря 1921 года и от 3 января 1922 года была введена цензура проповеди и запрет на религиозное обучение детей младше 14 лет.

С принятием постановления ВЦИК от 16.02.1922, которое декларировало принудительную сдачу всех ценных вещей из золота, серебра и камней, изъятие которых не может существенно затронуть интересы самого культа, началась широкомасштабная Всероссийская компания по изъятию церковных ценностей в помощь голодающим Поволжья. В церквях начались повальные обыски, сопровождающиеся насилием и изъятием церковной утвари.

Из Шалоболинского храма также были изъяты драгоценные предметы, что вызвало возмущение прихожан. Более того, в 1923 году согласно секретному циркуляру Минусинского уездного исполнительного комитета от 31.12.1923 № 603 из церквей и школ волостей, в том числе Шалоболинской были изъяты " …книги, журналы, брошюры, листовки и портреты монархического черносотенно-религиозного содержания и погромного характера, а также эсеровского толка".

В Курагинском архиве сохранился акт № 12 волостной комиссии по изъятию книг, согласно которому из Свято-Троицкого храма из 795 книг было изъято 682. Среди них значились: "Христианские чтения" - 129 книг, "Церковный вестник" - 45 книг, Библия - 1 книга и др.

В 1924 году Губернским административным отделом 17.12.1924 года была проведена регистрация и утверждение Устава Шалоболинского православного религиозного общества. В Уставе были указаны основные задачи общества:

"- устраивать молитвенные собрания;
- управлять имуществом, полученным по Договору от местных органов Советской власти;
- заключать сделки чисто правового характера, связанные с управлением культовым и имуществом;
- участвовать в съездах Религиозных обществ;
- назначать служителей культа для совершения религиозных обрядов".

Уставом было разрешено отдельным членам общества или его уполномоченным собирать добровольные пожертвования на покрытие расходов, связанных с обладанием культовым и имуществом, но обязательные членские взносы запрещались. В Уставе также был определен порядок его изменения и порядок закрытия общества, в котором значилось три причины: по постановлению Енисейского губисполкома или общего собрания, и вследствие ареста части членов общества.

26 марта 1925 года между Курагинским райисполкомом и верующими гражданами был заключен Договор о передаче в бессрочное бесплатное пользование находящихся в Шалоболинском храме церковных богослужебных предметов при условии их использования исключительно по назначению. К Договору приложена опись имущества на 153 предмета, в том числе здание храма, колокола, ограда, иконы, книги, церковная утварь и др., а также список членов религиозной общины в количестве 1510 человек.

В связи с постановлением ВЦИК РСФСР от 08.04.1929 "О религиозных объединениях" начинается активное наступление социализма на религию. Усиливается антирелигиозная пропаганда и преследования верующих, закрытие храмов. Инициировано создание различных атеистических организаций, деятельность которых по отношению к церкви становится агрессивнее.

Из местной молодежи и комсомольцев-активистов в Шалоболино была сформирована группа "воинствующих безбожников", которые проводили агитацию против религии, называя ее "дурманом для народа", "прорабатывали" тех, кто посещал храм и др. Но разоренный храм продолжал действовать, селяне тайно приходили в него на службы. Священник Симеон Мартынов продолжал оказывать гражданам помощь Божьим словом и добрыми делами: крестил детей, отпевал умерших.

Свято-Троицкий храм в с. Шалоболино Свято-Троицкий храм в с. Шалоболино Свято-Троицкий храм в с. Шалоболино

По воспоминаниям жителей, священнослужители храма тоже были принесены в жертву безбожию. Священника отца Александра (Суховского) за непокорность повесили на колокольне храма, а вынувшего из пели его тело и предавшего земле, парнишку-алтарника - расстреляли.

В 1933 году в день Николая-угодника сельские активисты решили окончательно покончить с храмом. Они организовали митинг с красными флагами и революционными песнями под гармошку, где призывали граждан отказаться от православной веры.

Члены ликвидационной комиссии реквизировали из храма остатки церковной утвари, одежду священнослужителей, часть которых увезли в Минусинск. Верующие плакали, уговаривали их не совершать богогохульства, но эти усилия были тщетны. Активисты тем временем залезли на колокольню и стали сбрасывать колокола. Большой колокол упал на паперть и расколол лежащий камень перед входом в храм. До сих пор в нем сохранилась трещина как напоминание о богопротивной деле.
Свято-Троицкий храм в с. Шалоболино
Но активисты не успокоились и продолжали разрушать храм. Ими решено было снести крест с купола храма. Была подготовлена упряжка лошадей, которая начала стягивать его на землю. Но крест стоял непреклонно, только немного наклонился. И вдруг лошади неожиданно упали, они оказались умнее людей. Так и остался крест непоколебимым, возвышающийся над храмом, - молчаливый свидетель его разорения. Только Богу единому ведомо, от скольких бед и напастей охранил этот оставшийся крест местное население.

Позже в разграбленном храме был размещен клуб, но многие родители не пускали детей в него, считая это непристойным. Затем какое-то время в нем был склад для зерна. Денег у местной власти для содержания такого большого здания не было и более 60 лет храм стоял в запустении, подвергаясь разрушениям природы и человека, воспитанного в духе атеизма.

На протяжении всего безвременья милость Божья не оставляла шалаболинцев. Образованный в 30-ые годы колхоз стал миллионером и гремел далеко за пределами района. В окрестностях Шалоболинского бора в 60-ые годы был впервые образован межколхозный пионерский лагерь, где летом отдыхали школьники, в том числе с близлежащих районов. И до сего времени для них там проходят различные оздоровительные модули: эколого-туристические, спортивно-патриотические и др. Спортивная команда лаптистов-шалоболинцев неоднократно становилась победительницей краевых и региональных соревнований, а также чемпионом России. Шалоболинская молодежь является участниками Всероссийских и международных проектов, в том числе по увековечению памяти расстрелянных граждан в 1937 году на Бутовском полигоне в Подмосковье.

Страница 2 из 4«1234»
Рейтинг

В этом разделе

Добавить комментарий

Обновить

Сколько дней в году (не високосном), цифрами?