»»»

Иоанн Кронштадтский - батюшка земли русской


Иоанн Кронштадтский - батюшка земли русской - 14 июня

Святой праведный Иоанн, Кронштадтский Чудотворец, родился 19 октября 1829 года на севере России в селе Сура Архангельской губернии, в семье бедного сельского дьячка Ильи Сергиева и жены его Феодоры. Новорожденный был так слаб, что родители поспешили его окрестить, и нарекли его Иоанном, в честь преподобного Иоанна Рыльского, в тот день Св. Церковью празднуемого.

Иоанн КронштадтскийВскоре после крещения младенец Иоанн сталь заметно поправляться. Благочестивые родители, приписав это благодатному действию св. таинства крещения, стали с особою ревностью направлять его мысль и чувство к Богу, приучая его к усердной домашней и церковной молитве.

На шестом году отрок Иоанн, при помощи отца, начал учиться грамоте. Но грамота вначале плохо давалась мальчику. Когда отец его, собрав последние средства от скудости своей, отвез его в Архангельское приходское училище, Иоанн, особенно остро почувствовав там свое одиночество и беспомощность, все утешение свое находил только в молитве. Молился он часто и пламенно, горячо прося у Бога помощи. И вот, после одной из таких горячих молитв, ночью, мальчика вдруг точно потрясло всего, "точно завеса спала с глаз, как будто раскрылся ум в голове": ему ясно представился учитель, его урок, он вспомнил даже, о чем шла речь на уроке. Чуть засветлело, он вскочил с постели, схватил книги - и о, счастье! Он стал читать гораздо лучше, хорошо понимать все и запоминать прочитанное.

С той поры отрок Иоанн стал отлично учиться: одним из первых окончил училище, первым окончил Архангельскую духовную семинарию и был принят на казенный счет в С.-Петербургскую Духовную Академию.

Однажды размышляя о предстоящем ему служении Церкви Христовой во время уединенной прогулки по академическому саду, он, вернувшись домой, заснул и во сне увидел себя священником, служащим в Кронштадтском Андреевском соборе, в котором в действительности он никогда еще не был. Он принял это за указание свыше. Скоро сон сбылся с буквальной точностью.

В 1855 году, когда Иоанн Сергиев окончил курс академии со степенью кандидата богословия, ему предложено было вступить в брак с дочерью протоиерея Кронштадтского Андреевского собора Елисаветою и принять сан священника для служения в том же соборе. Вспомнив свой сон, он принял это предложение.

12 декабря 1855 года совершилось его рукоположение в священника. Когда он впервые вошел в Кронштадтский Андреевский собор, он остановился на его пороге почти в ужасе: это был именно тот храм, который задолго до того представлялся ему в его видениях. Вся остальная жизнь о. Иоанна и его пастырская деятельность протекала в Кронштадте, почему многие забывали даже его фамилию "Сергиев" и называли его "Кронштадтский", да и сам он нередко так подписывался.

В первый же день своей брачной жизни батюшка Иоанн, сказал своей супруге:"Счастливых семей, Лиза, и без нас много. А мы с тобою давай посвятим себя на служение Богу". Всю жизнь они прожили, как брат с сестрой, сохраняя девство и целомудрие.

Отец Иоанн быль величайшим аскетом, но скрывал от людей свое подвижничество. В основе его аскетического подвига лежала непрестанная молитва и пост. Его замечательный дневник "Моя жизнь во Христе" ярко свидетельствует об этой его аскетической борьбе с греховными помыслами, этой "невидимой брани", о которой пишут древние отцы-подвижники. Строгого поста, как душевного, так и телесного, требовало естественно от него и ежедневное совершение Божественной литургии, которое он поставил себе за правило.

При первом же знакомстве со своей паствой о. Иоанн увидел, что здесь ему предстоит не меньшее поле для самоотверженной и плодотворной пастырской деятельности, нежели в далеких языческих странах, в которые в юности он мечтал уехать миссионером. Безверие, иноверие и сектантство, не говоря уже о полном религиозном индифферентизме, процветали тут. Кронштадт был местом административной высылки из столицы разных порочных людей. Кроме того, там много было чернорабочих, работавших главным образом в порту. Все они ютились, по большей части, в жалких лачугах и землянках, попрошайничали и пьянствовали. Городские жители немало терпели от этих морально опустившихся людей, получивших название "посадских". Ночью не всегда безопасно было пройти по улицам, ибо был риск подвергнуться нападению грабителей.

Вот на этих-то, казалось, нравственно погибших людей, презираемых всеми, и обратил свое пастырское внимание батюшка Иоанн. Ежедневно стал он бывать в их убогих жилищах, беседовал, утешал, ухаживал за больными и помогал им материально, раздавая все, что имел, нередко возвращаясь домой раздетым и даже без сапог. Благодаря его заботе и участию эти люди вновь обретали человеческий образ, и первыми "открыли" святость о. Иоанна. И это "открытие" очень быстро восприняла затем вся православная народная Россия.

Такой необычный пастырский подвиг молодого священника стал вызывать нарекания и даже нападки на него со всех сторон. Над ним глумились, клеветали устно и в печати, называли юродивым. Одно время епархиальное начальство воспретило выдавать ему на руки жалование, так как он, получив деньги, все до последней копейки раздавал нищим. Но все эти испытания отец Иоанн мужественно переносил, не изменяя себе в угоду нападавшим. И, с Божией помощью ситуация изменилась, злые языки умолкли, общественность поняла, что перед ними истинный последователь Христов, подлинный пастырь, полагающий душу свою за овцы своя.

Скоро открылся в о. Иоанне и дивный дар чудотворения, который прославил его на всю Россию и далеко за ее пределами. Невозможно перечислить все чудеса, совершенные о. Иоанном. Многие из них записаны и сохранены в народной памяти. Но, есть точная запись рассказа самого о. Иоанна о первом его чуде. Глубоким смирением дышит этот рассказ. "Кто-то в Кронштадте заболел, просили моей молитвенной помощи. У меня и тогда уже была привычка: никому в просьбе не отказывать. Я стал молиться, предавая болящего в руки Божии, прося у Господа исполнения над болящим Его святой воли.

Но неожиданно приходит ко мне одна старушка, которую я давно знал. Она была богобоязненная, глубоко верующая женщина, проведшая свою жизнь по-христиански. Она стала настойчиво требовать от меня, чтобы я молился о выздоровлении болящего. Я почти испугался: как я могу иметь такое дерзновение? Однако эта старушка твердо верила в силу моей молитвы и стояла на своем. Тогда я исповедал пред Господом свое ничтожество и свою греховность, увидел волю Божию во всем этом деле и стал просить для болящего исцеления. И Господь послал ему милость Свою - больной выздоровел. Я же благодарил Господа за эту милость. В другой раз по моей молитве исцеление повторилось. Я тогда в этих двух случаях прямо усмотрел волю Божию, новое себе послушание от Бога - молиться за тех, кто будет этого просить".

Излечивались молитвою и возложением рук о.Иоанна самые тяжкие болезни, когда медицина терялась в своей беспомощности. Исцеления совершались как наедине, так и при большом стечении народа, а весьма часто и заочно. Достаточно было иногда написать письмо о. Иоанну или послать телеграмму.

Вскоре вся православная Россия потекла к великому и дивному чудотворцу. Наступил второй период его славной жизни, его подвигов. Вначале он сам шел к народу, а теперь народ отовсюду, со всех концов России, устремился к нему. Тысячи людей ежедневно приезжали в Кронштадт, желая видеть о.Иоанна и получить от него ту или иную помощь. Еще большее число писем и телеграмм получал он: кронштадтская почта для его переписки должна была открыть особое отделение. Вместе с письмами и телеграммами текли к о.Иоанну и огромные суммы денег на благотворительность.

О размерах их можно судить только приблизительно, ибо, получая деньги, о.Иоанн тотчас все раздавал. По самому минимальному подсчету, чрез его руки проходило в год не менее одного миллиона рублей (сумма по тому времени огромная!). На эти деньги о. Иоанн ежедневно кормил тысячу нищих, устроил в Кронштадте замечательное учреждение - "Дом Трудолюбия" со школой, церковью, мастерскими и приютом, основал в своем родном селе женский монастырь и воздвиг большой каменный храм, а в С.-Петербурге построил женский монастырь на Карповке, в котором и был по кончине своей погребен.

Надо представить себе, как проходил день у о. Иоанна, чтобы понять и прочувствовать всю тяжесть и величие его беспримерного подвига. Вставал о. Иоанн в 3 часа ночи и готовился к служению Божественной литургии. Около 4 часов он отправлялся в собор к утрени. Здесь его уже встречали толпы паломников, жаждавших получить от него хотя бы благословение. Тут же было и множество нищих, которым о.Иоанн раздавал милостыню. Исповедь перед Литургией, из-за громадного количества желавших исповедываться у батюшки, была общая. Производила она на всех участников потрясающее впечатление: многие каялись вслух, громко выкрикивая, не стыдясь свои грехи. Андреевский собор, вмещал до 5.000 человек.

По свидетельству очевидцев служба о. Иоанна представляла собою непрерывный горячий молитвенный порыв к Богу, он был воистину посредником между Богом и людьми, ходатаем за грехи их, был живым звеном, соединявшим Церковь земную, за которую он предстательствовал, и Церковь небесную, среди членов которой он витал в те минуты духом. А за Божественной литургией все возгласы и молитвы произносились им так, как будто своими просветленными очами лицом к лицу видел он пред собою Господа и разговаривал с Ним.

Слезы умиления лились из его глаз, но он не замечал их. Видно было, что о. Иоанн во время Божественной литургии переживал всю историю нашего спасения, чувствовал глубоко и сильно всю любовь к нам Господа, чувствовал Его страдания. Такое служение необычайно действовало на всех присутствующих. Не все шли к нему с твердой верой: некоторые с сомнением, другие с недоверием, а третьи из любопытства. Но здесь все перерождались и чувствовали, как лед сомнения и неверия постепенно таял и заменялся теплотою веры.

Во время службы письма и телеграммы приносились о. Иоанну прямо в алтарь, и он тут же прочитывал их и молился о тех, кого просили его помянуть.

После службы, сопровождаемый тысячами верующих, о. Иоанн выходил из собора и отправлялся в Петербург по бесчисленным вызовам к больным. И редко когда возвращался домой ранее полуночи. Надо полагать, что многие ночи он совсем не имел времени спать.

Так жить и трудиться можно было, конечно, только при наличии сверхъестественной благодатной помощи Божией!

Достигнув высокой степени молитвенного созерцания и бесстрастия, о.Иоанн спокойно принимал богатые одежды, преподносимые ему его почитателями, и облачался в них. Это ему даже и нужно было для сокрытия своих подвигов. Полученные же пожертвования раздавал все, до последней копейки. Так, например, получив однажды при большом стечении народа пакет из рук купца, о.Иоанн тотчас же передал его в протянутую руку бедняка, не вскрывая даже пакета. Купец взволновался: "Батюшка, да там тысяча рублей!" - "Его счастье", - спокойно ответил о.Иоанн. Иногда, он отказывался принимать от некоторых лиц пожертвования. Известен случай, когда он не принял от одной богатой дамы 30.000 рублей. В этом случае проявилась прозорливость о.Иоанна, ибо эта дама получила эти деньги нечистым путем, в чем после и покаялась.

Будучи сам образом кротости и смирения, любви к каждому человеку, независимо от национальности и вероисповедания, о.Иоанн с великим негодованием относился ко всем тем безбожным, материалистическим и вольнодумным либеральным течениям, которые подрывали веру русского народа и подкапывали тысячелетний государственный строй России. Он говорил: "Если в России так пойдут дела и безбожники и анархисты-безумцы не будут подвержены праведной каре закона, и если Россия не очистится от множества плевел, то она опустеет, как древние царства и города, стертые правосудием Божиим с лица земли за свое безбожие и за свои беззакония. Господь вверил нам, русским, великий спасительный талант православной веры. Восстань же, русский человек, учись у твоих святых предков вере, мудрости и мужеству".

Последующие события кровавой русской революции и торжества безбожного человеконенавистнического большевизма показали, насколько был прав в своих предостережениях и пророческих предвидениях великий праведник земли русской.

10 декабря 1908 года, собрав остаток своих сил, о.Иоанн в последний раз сам совершил Божественную литургию в Кронштадтском Андреевском соборе, а в 7 час. 40 мин. утра 20 декабря 1908 года великий наш праведник мирно отошел ко Господу, заранее предсказав день своей кончины.


Материал подготовила Надежда Мисюрова,
пресс-служба Свято-Духовского храма, п. Курагино

Рейтинг

В этом разделе

Добавить комментарий

Обновить

Сколько дней в году (не високосном), цифрами?