»»»

Великий пост это важнейший и самый древний из многодневных постов


Великий пост это важнейший и самый древний из многодневных постов, это время подготовления к главному православному празднику - Светлому Христову Воскресению.

То, что мы стоим сейчас в храме и имеем возможность вступить в Великий пост, - это великая милость Божия к нам. Потому что уже нет между нами некоторых, тех, жизнь которых пресеклась и которые уже просят наших молитв. Во времени мы не властны. Мы только можем благодарить Бога за то, что Он дает нам это время и терпит нас.

Великий пост Как пишет в своем обращении епископ Сергий Соколов - "Мы подходим к посту. Пришли мы к нему не сразу - Святая Церковь, заботясь о нас, постепенно, в течение многих недель готовила нас к этому подвигу, поставляя перед нашим мысленным взором различные жизненные ситуации, евангельские картины и приглашая нас сравнить себя с теми людьми, о которых мы слышали.

Это и слепец Вартимей, который, сидя при дороге, лишь только слышал о Господе и не имел возможности видеть Его телесными очами. Господа же в это время окружала огромная толпа народа. И вот этот несчастный слепец показал, что он имел духовное зрение, имел то, что не имели люди, близкие ко Христу. Он стал кричать: "Помилуй меня, Иисусе, Сыне Давидов!" И Господь услышал его и исцелил (Мк. 10, 46-52).

Люди же, которые окружали Господа, заставляли Вартимея молчать. Тем самым эти люди показали, что они духовно слепы. Пусть спросит себя каждый из нас: "Кому мы подобны? Верим ли мы в великую силу Божию, которая может нас избавить от этой слепоты духовной, или мы наполняем храм, теснимся вокруг Господа и Спасителя, но не верим в Его всемогущество?".

И пусть каждый сегодня себя спросит: а приятен ли нам наступающий пост? Как мы относимся к наступающему времени? Увы, часто в сердце мы слышим: "Вот, снова этот пост, того будет нельзя, этого нельзя. Снова ограничения". Беда нам, если есть у нас в сердце такая мысль. Потому что это значит, что мы не любим Господа. Ведь Господь от нас требует не жертвы. Он говорит: "Милости хочу, а не жертвы". Готовы ли мы оказать эту милость?

И вообще, что нам сделать, чтобы пост для нас был любезен, желанен? Прежде всего надо помнить, что пост для христианина - это не самоцель, а лишь средство. Это - лишь средство подготовить себя к великому празднику Светлого Христова Воскресения. И вот эта радость Воскресения Христова должна сопровождать нас всю жизнь, должна наполнять и дни поста, и, постясь, мы должны помнить, ради чего мы постимся.

Ради чего мы каемся, ради чего мы очищаем свое сердце? Ради того, чтобы достойно встретить этот великий праздник, чтобы достойно подойти к Чаше Христовой и принять Тело и Кровь Господа нашего. Господь всем нам помогает в этом, нам надо лишь самим стремиться к Богу. Сделать этот первый покаянный шаг и по возможности стараться исполнять заповеди Божии.

Да, я не оговорился, сказав - по возможности. Потому что возможности у каждого человека разные. Нельзя требовать от всех одинаково строгого исполнения поста. Потому что одни люди получили от Господа здоровье не только физическое, но и духовное. Другие - немощны. И вот сегодня утром, когда мы слышали апостольское чтение, то слышали замечательные слова. Апостол говорит: "Немощного в вере принимайте без споров о мнениях".

Как это важно! Ведь вера - это тоже дар Божий. И у одного человека вера крепкая, и он по вере может понести большой крест, и успешно понести. У другого - вера слабая и колышется, как тростник. И Господь дает ему крест по его вере, меньший крест. Но Господь принимает каждого человека независимо от того, какой крест несет этот человек, - лишь бы крест свой он нес с сокрушенным сердцем и в сердце своем стяжал мир и любовь Господа.

Мир и любовь! Вот те качества душевные, по которым Господь будет нас судить. Есть ли в нашем сердце мир и любовь? "Да любите друг друга, как Я возлюбил вас". "И еще по тому узнают все, что вы Мои ученики, что имеете любовь между собою", - говорил Господь.

Что же нам делать, чтобы мир и любовь снизошли в наши сердца? Надо молиться Господу, чтобы Он просветил нас светом Своим, чтобы мы увидели свои грехи, которые тяготеют над нами, которые, как камни, наполняют наш сердечный сосуд и не дают благодати Божией излиться в него. Мы должны слезно просить прощения у Господа - лишь тогда благодать Божия коснется нашего сердца. И именно поэтому мы пришли сегодня в храм, чтобы исполнить этот чин прощения.

Прежде всего мы просим прощения у нашего Спасителя. Но Господь нам говорит, что есть одно условие, весьма простое, при котором Он нас простит. Мы сегодня слышали Евангелие за Литургией. Там говорится, что условием прощения наших грехов Господом является прощение нами грехов наших близких.

И казалось бы, как просто! К тебе подойдет человек и попросит прощения, и ты должен сказать: "Прощаю". Но с другой стороны, это очень трудно, потому что вот это "прощаю" должно идти из глубины "сердца. Это не должны быть только слова.
Потому что простить человека-грешника очень трудно. А мы все - грешники. Мы прекрасно сознаем, что прощение нами нашего ближнего не избавит его от грехов. Потому что от грехов его избавляет только Господь. Но прощение нами грехов ближних откроет нам двери милосердия Божия. Это позволит Господу простить нас. Наш ближний, конечно же, грешен. И мы его прекрасно знаем, знаем его духовные язвы: он и ленив, и горд, он и в озлоблении, и мы чувствуем, что он даже не исправляется. А мы должны сказать ему: "Прощаю".

Почему? Да потому что мы сами такие же. И прощая его, мы следуем заповеди Господней. Ибо сам Господь наш и Спаситель показал нам пример всепрощения и послушания воле Божией. Он всех нас простил и за всех пострадал на Кресте.

И вот, если и мы простим от сердца нашего ближнего, то тогда милосердие Божие изольется на нас. Поэтому в сегодняшний вечер мы прежде всего должны поблагодарить Господа, что Он дал нам возможность собраться здесь и испросить друг у друга прощения. Кто-то уже этой возможности не имеет. Значит, Господь милостив к нам. Он еще ждет нашего покаяния.

И испросив друг у друга прощение, мы сделаем этот непременный, важный шаг к познанию тайны спасения, приобщению к великой благодати Божией".


Праздники, седмицы и особенности богослужений в Великий пост

Великий пост включает Св. Четыредесятницу (первые сорок дней) и Страстную седмицу (точнее 6 дней перед Пасхой). Между ними находится Лазарева Суббота (Вербная Суббота) и Вход Господень в Иерусалим (Вербное Воскресенье). Таким образом Великий Пост длится семь недель (вернее 48 дней).

Последнее воскресенье перед Великим постом называется Прощеным или "Сыропустом" (в этот день оканчивается ядение сыра, масла и яиц). На литургии читается Евангелие с частью из Нагорной Проповеди, где говорится о прощении обид нашим ближним, без чего мы не можем получить прощения грехов от Отца Небесного, о посте, и о собирании небесных сокровищ. Сообразно с этим Евангельским чтением, христиане имеют благочестивый обычай просить в этот день друг у друга прощения грехов, ведомых и неведомых обид. Это один из важнейших подготовительных шагов на пути к Великому Посту.

Первая неделя поста, вместе с последней, отличается своей строгостью, а богослужения продолжительностью. Св. Четыредесятница, которая напоминает нам о сорока днях проведенных Иисусом Христом в пустыне, начинается с понедельника, называемого чистым. Не считая Вербного воскресения во всей Четыредесятнице остается 5 воскресных дней, из которых каждый посвящен особому воспоминанию.

Каждая из семи недель называется, по порядку наступления: первой, второй и т.д. седмицей Великого поста. Богослужение отличается тем, что, во все продолжение Св. Четыредесятницы, по понедельникам, вторникам и четвергам не бывает литургии (если в эти дни не случается праздника). Утром совершаются утреня, часы с некоторыми вставными частями и вечерня. Вечером вместо вечерни, совершается великое повечерие. По средам и пятницам совершается литургия преждеосвященных даров, в первые пять воскресений Великого поста -литургия Св. Василия Великого, которая совершается также в Великий Четверг и в Великую Субботу Страстной седмицы. По субботам в период Св. Четыредесятницы совершается обычная литургия Иоанна Златоуста.

Первые четыре дня Великого поста (понедельник-четверг) вечером в православных храмах читается Великий Канон преподобного Андрея Критского - вдохновенное произведение, излившееся из глубины сокрушенного сердца святого человека. Православные люди всегда стараются не пропустить этих поразительных по силе воздействия на душу служб.

В первую пятницу Великого Поста положенная в этот день по уставу литургия преждеосвященных даров завершается не совсем обычно. Читается канон св. великомученику Феодору Тирону, после чего на середину храма выносится коливо - смесь из вареной пшеницы и меда, которую священник благословляет с чтением особой молитвы, а затем коливо раздается верующим.

В первое воскресенье Великого поста совершается так называемое "Торжество православия", установленное при царице Феодоре в 842 г. о победе православных на Седьмом Вселенском соборе. Во время этого праздника выставляются, в середине храма полукругом, на аналоях (высокие столики для икон) храмовые иконы. В конце литургии священнослужители совершают молебное пение на середине храма перед иконами Спасителя и Божией Матери, молясь Господу об утверждении в вере православных христиан и обращении на путь истины всех отступивших от Церкви.


Материал подготовила Надежда Мисюрова,
пресс-служба Свято-Духовского храма, п. Курагино

mivilina@mail.ru

Рейтинг

В этом разделе

Добавить комментарий

Обновить

Естественный спутник земли?