»»»

Рождество Христово


Рождество Христово

Рождество Христово - величайший из двунадесятых праздников в воспоминание рождения Иисуса Христа в Вифлееме. Как писал Иоанн Златоуст: "Наступил всех праздников праздник и наполнил радостью вселенную. Праздник увенчания всех добродетелей, источник и корень всех благ наших; праздник, которым небо отверсто".

Господь Иисус Христос, Спаситель мира, родился от Пресвятой Девы Марии в царствование императора Октавиана Августа в городе Вифлееме. Август повелел сделать всенародную перепись во всей своей империи, к которой относилась тогда и Палестина.

Рождество ХристовоУ евреев был обычай вести народные переписи по коленам, племенам и родам; всякое колено и род имели свои определенные города и праотеческие места, потому Преблагословенная Дева и праведный Иосиф, как происходившие от рода Давидова, должны были идти в Вифлеем (город Давида), чтобы внести и свои имена в список подданных кесаря.

В Вифлееме они не нашли ни одного свободного места в городских гостиницах. В известняковой пещере, предназначенной для стойла, среди сена и соломы, разбросанных для корма и подстилки скоту, среди чужих людей, в обстановке, лишенной не только земного величия, но даже обыкновенного удобства, родился Богочеловек, Спаситель мира.

Первым о рождении Спасителя в пещере упоминал живший во II веке святой Иустин Мученик, а во времена Оригена уже показывали пещеру, в которой родился Спаситель. После прекращения гонений на христиан, императором Константином Великим над этой пещерой был сооружен храм, о котором писал древний историк Евсевий.

Безболезненно родившая Богомладенца Пресвятая Дева Сама, без посторонней помощи, "повит Его и положи в яслех" (Лк. 2: 7). Но среди полночной тишины, когда все человечество объято было глубочайшим греховным сном, весть о Рождестве Спасителя мира услышали пастухи, бывшие на ночной страже у своего стада. Им предстал ангел Господень и сказал: "Не бойтеся, се бо благовествую вам радость велию, яже будет всем людем. Яко родися вам днесь Спаситель, иже есть Христос Господь, во граде Давидове" (Лк. 2: 10-11), и смиренные пастыри первыми удостоились поклониться ради спасения людей Снисшедшему до "рабия зрака".

Кроме ангельского благовестия вифлеемским пастырям, Рождество Христово чудесною звездою возвещено было волхвам-звездословцам: по объяснению святых отцов, звезда, среди прочего, являлась воплощением ангельской силы. В лице восточных мудрецов весь языческий мир, незримо для него самого, преклонил свои колена пред истинным Спасителем мира, Богочеловеком. Войдя в храмину, где был Младенец, волхвы "падше поклонишася Ему, и отверзше сокровища своя, принесоша Ему дары: злато, и Ливан, и смирну" (Мф. 2: 11).

Как пишет в своей Рождественской проповеди митрополит Антоний Сурожский: "Мы празднуем в нощь сию рождениe в наш грешный, темный, порой страшный мир Живого Бога в образe Господа нашего Иисуса Христа. С какой радостью с каким трепетом мы ожидаем рождения всякого младенца, с какой радостью мы говорим: "Человек родился в свет". Каждый из нас рождается из небытия, вступая из ничего в бытие сначала временное, а потом и вечное.

И вот Сын Божий рождается в нашу жизнь; но не от любви мужчины к женщине, Матери Своей к мужу, а от непостижимой любви Божией к нам, людям, и от неизмеримой веры, преданности, от изумительного послушания и любви к Богу Пресвятой, Пречистой Девы Марии. Как всякий младенец, вступающий в жизнь, Сын Божий, покоящийся в вечности и вступающий во время, вступает в него хрупким Младенцем, беззащитным, уязвимым; как всякий младенец, является как бы иконой, образом любви воплощенной, так и Сын Божий являет реальность Божественной любви и человеческого ответа на эту любовь.

Бог отдает Своего Сына - да, на земную жизнь, но также и на смерть! На смерть, которая Ему всем чужда, с которой у Него ничего общего нет, потому что смерть является плодом нашей отчужденности от Бога, смерть - это плод греха, мертвость души, которая за собой влечет и умирание тела.

Но в Своем рождении Он к каждому из нас, так же как в древности к современным Ему людям, обращается с вопросом: Как отнесетесь вы к беззащитности любви? Как отнесетесь вы к невинности, к предельной уязвимости, к той любви, которая себя всецело, без колебания, отдает нам?

И мы знаем, как проходила эта ночь. Иосиф и Пречистая Дева стучались во всякую дверь в надежде на приют, чтобы Она могла под человеческим кровом родить Своего ребенка... Но каждая дверь перед ними закрывалась, потому что каждой семье было хорошо без них: не хотел никто чужого человека... И эти странники нашли себе приют в пещере, где были ясли для животных; и сами животные, которые, по слову Священного Писания, невинно страдают от человеческого греха, невинно принимали Христа.

Кто еще принимал Его? Ангелы Божии с трепетом и ужасом смотрели на то, как вечный Бог делается пленником времени, как Бессмертный делается добычей, жертвой наступающей смерти. Ангелы Божии поклонялись в ужасе Богу, ставшему человеком.

И волхвы - люди мудрые, люди ученые, которых сама мудрость и ученость привели к изумлению перед сотворенным миром и к открытию Живого Бога; знание, мудрость, искушенность в науке их привели ко Христу. Так и теперь, тысячи людей, изверившись в безбожии, изверившись во всем том, что только материально, только земное, отвергнув кумиров, требующих крови и жертв, обращаются к Живому Богу, таинственному, глубокому, мудрому, исполненному ласки и любви.

И пастухи пришли к этим яслям под руководством ангелов: люди простые, чистого, незатемненного сердца тоже узнали во Младенце, лежащем в яслях, Живого Бога, пришедшего в мир. "С нами Бог" назвал Его ангел, - они это познали.

Со вступлением Христа в мир весь мир стал иным; перестал этот мир стоять лицом к лицу - либо враждебно, либо с тоской - перед далеким, непостижимым, слишком для него великим Богом. С пришествием Христа Бог, ставший человеком, стал живой силой этого мира! И когда мы читаем учение Христа в Евангелии, когда читаем Его жизнь, Его слова, Его действия, да - мы понимаем, мы можем понять, что Христос является единственным человеком в полном смысле этого слова; потому что человек только тогда делается собой в полном смысле этого слова, когда он неразлучно, до самых глубин своих соединен с Богом, перерастает себя и делается богоподобным.

То, что Евангелие нам открывает о Христе, обращено и к верующему и к неверующему, потому что мы все, верующие и неверующее, в одно несомненно верим - в человека. И во Христе мы видим человека совершенного, мирного, победоносного, готового по любви Свою жизнь до конца истощить, отдать для других.

И это нам урок. Не сказал ли Он нам: "Пример Я вам даю, чтобы вы ему следовали"? А как мы живем? Христианская вера - не мировоззрение, а жизнь: надо жить по Евангелию, надо жить, как Евангелие нас учит; иначе каждое наше слово о вере является ложью! Не Христос ли нам сказал, что на суд придут люди, не исполнившие Евангелие, в которое они будто бы верили, и Он им скажет: "Отойдите от Меня, - Я вас не знаю!" И они скажут: Разве мы не молились в Твоих храмах? Разве мы не верили Тебе?.. И Он ответит им: Отойдите от Меня, говорившие Мне: Господи, Господи, но не исполнившие Мои заповеди, не последовавшие Моему примеру, не ставшие людьми - каждый из вас живым, достойным человеком!..

Вступим же теперь во время, когда это стало возможным и на Западе и на просторах нашей Родины, когда свобода дышать дана, когда вера имеет право себя провозглашать! Войдем в этот путь - подвига, не исповедуя Бога устами, не являя Его простой и порой пустой проповедью, но жизнью. Станем такими людьми, чтобы, глядя на нас, всякий мог задаться вопросом: чем он живет? Почему он так не похож на меня, тусклого, скучного, порабощенного?! Откуда у него эта свобода, это величие?! - чтобы всякий человек, ставя этот вопрос, обратился к нам и спросил: Во что же ты веришь? Где твое вдохновение? Откуда у тебя сила жить так, как ты живешь?.. И когда мы сами станем живым вопросом для людей, сможем мы дать ответ: Христос - моя сила, Бог и Господь! Аминь!".


Материал подготовила Надежда Мисюрова,
пресс-служба Свято-Духовского храма, п. Курагино

mivilina@mail.ru

Рейтинг

В этом разделе

КомментарииВсего (1)

Елена 8. 01. 2019 13:12
Гость
Милая Надежда, благодарю за душеполезную статью.С пожеланиями обретения целостной веры, свободной от колебаний и сомнений, наполняющей тихой радостью душу. С любовью во Христе сестра Елена.

Добавить комментарий

Обновить

Два плюс три будет, прописью?