»»»

Рождество Христово - 7 января


Рождество Христово - 7 января

РОЖДЕСТВО ХРИСТОВО - величайший из двунадесятых праздников в воспоминание рождения Иисуса Христа в Вифлееме. Как писал Иоанн Златоуст: "Наступил всех праздников праздник и наполнил радостью вселенную. Праздник увенчания всех добродетелей, источник и корень всех благ наших; праздник, которым небо отверсто".

Рождество Христово.Снег ровным покровом ложится на землю... Морозная звездная ночь... Кажется, что небо стало ближе. Вся природа погружается в сон, а в сердце загорается огонек надежды на то, что мир вокруг нас станет лучше. Всякий раз, когда мы перешагиваем порог Нового года, на душе становится особенно тепло, потому что через несколько дней наступит Праздник Рождества! Рождество Христово - удивительное время, когда сердце наполняется ожиданием чуда... И это чудо происходит!..

"Христос рождается, славите!" - несется над Вселенной, - "Христос с небес, встречайте!" - весь мир воспевает славу Творца. Ангельские силы и человеческий род - вместе прославляют Того, Чья любовь не имеет границ. И, наверное, поэтому Рождество Христово называют "Зимней Пасхой". Каждый из нас старается провести этот день не так, как любой другой: подарить добро и любовь близкому человеку, стать лучше, а самое главное - ближе к Богу.

Господь Иисус Христос, Спаситель мира, родился от Пресвятой Девы Марии в царствование императора Октавиана Августа в городе Вифлееме. Август повелел сделать всенародную перепись во всей своей империи, к которой относилась тогда и Палестина. И было велено, чтобы каждый человек записался в том городе, откуда происходит его род. Пресвятая Дева Мария и ее обручник Иосиф были из рода Давидова, а царь Давид был из города Вифлеем. Поэтому Иосиф с Девой Марией, хотя и жили в Назарете, пришли в Вифлеем, исполняя повеление кесаря. Но одновременно с ними в этот город пришло множество людей, и им не нашлось места ни на постоялом дворе, ни в гостинице...

В известняковой пещере, предназначенной для стойла, среди сена и соломы, разбросанных для корма и подстилки скоту, среди чужих людей, в обстановке, лишенной не только земного величия, но даже обыкновенного удобства, родился Богочеловек, Спаситель мира.

Первым о рождении Спасителя в пещере упоминал живший во II веке святой Иустин Мученик, а во времена Оригена уже показывали пещеру, в которой родился Спаситель. После прекращения гонений на христиан, императором Константином Великим над этой пещерой был сооружен храм, о котором писал древний историк Евсевий.

Безболезненно родившая Богомладенца Пресвятая Дева Сама, без посторонней помощи, "повит Его и положи в яслех" ( Лк. 2 : 7). Первыми гостями божественного младенца были не цари и вельможи, а простые пастухи, которым Ангел возвестил о Рождестве Христовом: "Я возвещаю вам великую радость, которая будет всем людям: ибо ныне родился вам в городе Давидовом Спаситель, Который есть Христос Господь! И вот вам знак: вы найдете Младенца в пеленах, лежащего в яслях" (Лк 2,10-12). Пастухи первыми поспешили поклониться новорожденному Спасителю. В это время с дарами Царю Мира шли волхвы (древние мудрецы) с востока. Они ждали, что вскоре на землю должен прийти великий Царь Мира, а чудесная звезда указала им путь в Иерусалим. Волхвы принесли Младенцу дары: золото, ладан и смирну. Эти дары имели глубокий смысл: золото принесли как Царю в виде дани, ладан как Богу, а смирну как человеку, который должен умереть (смирной в те далекие времена помазывали умерших). Но неужели так встречен был родившийся Христос? Святая церковь поет, что все творение Божие встречало Спасителя: ангелы принесли Ему пение, волхвы - дары, пастыри встретили Младенца, земля приготовила пещеру-вертеп, а Матерью Господа стала Дева Мария.

Как пишет в своей Рождественской проповеди митрополит Антоний Сурожский: "Мы празднуем в ночь сию рождениe в наш грешный, темный, порой страшный мир Живого Бога в образe Господа нашего Иисуса Христа. С какой радостью с каким трепетом мы ожидаем рождения всякого младенца, с какой радостью мы говорим: "Человек родился в свет". Каждый из нас рождается из небытия, вступая из ничего в бытие сначала временное, а потом и вечное.

И вот Сын Божий рождается в нашу жизнь; но не от любви мужчины к женщине, а от непостижимой любви Божией к нам, людям, и от неизмеримой веры, преданности, от изумительного послушания и любви к Богу Пресвятой, Пречистой Девы Марии. Как всякий младенец, вступающий в жизнь, Сын Божий, покоящийся в вечности и вступающий во время, вступает в него хрупким Младенцем, беззащитным, уязвимым; как всякий младенец, является как бы иконой, образом любви воплощенной, так и Сын Божий являет реальность Божественной любви и человеческого ответа на эту любовь.

Бог отдает Своего Сына - да, на земную жизнь, но также и на смерть! На смерть, которая Ему чужда, с которой у Него ничего общего нет, потому что смерть является плодом нашей отчужденности от Бога, смерть - это плод греха, мертвость души, которая за собой влечет и умирание тела.

Но в Своем рождении Он к каждому из нас, так же как в древности к современным Ему людям, обращается с вопросом: Как отнесетесь вы к беззащитности любви? Как отнесетесь вы к невинности, к предельной уязвимости, к той любви, которая себя всецело, без колебания, отдает нам? И мы знаем, как проходила эта ночь. Иосиф и Пречистая Дева стучались во всякую дверь в надежде на приют, чтобы Она могла под человеческим кровом родить Своего ребенка... Но каждая дверь перед ними закрывалась, потому что каждой семье было хорошо без них: не хотел никто чужого человека... И эти странники нашли себе приют в пещере, где были ясли для животных; и сами животные, которые, по слову Священного Писания, невинно страдают от человеческого греха, невинно принимали Христа.

Кто еще принимал Его? Ангелы Божии с трепетом и ужасом смотрели на то, как вечный Бог делается пленником времени, как Бессмертный делается добычей, жертвой наступающей смерти. Ангелы Божии поклонялись в ужасе Богу, ставшему человеком.

И волхвы - люди мудрые, люди ученые, которых сама мудрость и ученость привели к изумлению перед сотворенным миром и к открытию Живого Бога; знание, мудрость, искушенность в науке их привели ко Христу. Так и теперь, тысячи людей, изверившись в безбожии, изверившись во всем том, что только материально, только земное, отвергнув кумиров, требующих крови и жертв, обращаются к Живому Богу, таинственному, глубокому, мудрому, исполненному ласки и любви.

И пастухи пришли к этим яслям под руководством ангелов: люди простые, чистого, незатемненного сердца тоже узнали во Младенце, лежащем в яслях, Живого Бога, пришедшего в мир. "С нами Бог" назвал Его ангел, - они это познали.

Со вступлением Христа в мир весь мир стал иным; перестал этот мир стоять лицом к лицу - либо враждебно, либо с тоской - перед далеким, непостижимым, слишком для него великим Богом. С пришествием Христа Бог, ставший человеком, стал живой силой этого мира! И когда мы читаем учение Христа в Евангелии, когда читаем Его жизнь, Его слова, Его действия, да - мы понимаем, мы можем понять, что Христос является единственным человеком в полном смысле этого слова; потому что человек только тогда делается собой в полном смысле этого слова, когда он неразлучно, до самых глубин своих соединен с Богом, перерастает себя и делается богоподобным.

То, что Евангелие нам открывает о Христе, обращено и к верующему и к неверующему, потому что мы все, верующие и неверующее, в одно несомненно верим - в человека. И во Христе мы видим человека совершенного, мирного, победоносного, готового по любви Свою жизнь до конца истощить, отдать для других.

И это нам урок. Не сказал ли Он нам: "Пример Я вам даю, чтобы вы ему следовали"? А как мы живем? Христианская вера - не мировоззрение, а жизнь: надо жить по Евангелию, надо жить, как Евангелие нас учит; иначе каждое наше слово о вере является ложью! Не Христос ли нам сказал, что на суд придут люди, не исполнившие Евангелие, в которое они будто бы верили, и Он им скажет: "Отойдите от Меня, - Я вас не знаю!" И они скажут: Разве мы не молились в Твоих храмах? Разве мы не верили Тебе?.. И Он ответит им: Отойдите от Меня, говорившие Мне: Господи, Господи, но не исполнившие Мои заповеди, не последовавшие Моему примеру, не ставшие людьми - каждый из вас живым, достойным человеком!..

Вступим же теперь во время, когда это стало возможным и на Западе и на просторах нашей Родины, когда свобода дышать дана, когда вера имеет право себя провозглашать! Войдем в этот путь - подвига, не исповедуя Бога устами, не являя Его простой и порой пустой проповедью, но жизнью. Станем такими людьми, чтобы, глядя на нас, всякий мог задаться вопросом: чем он живет? Почему он так не похож на меня, тусклого, скучного, порабощенного?! Откуда у него эта свобода, это величие?! - чтобы всякий человек, ставя этот вопрос, обратился к нам и спросил: Во что же ты веришь? Где твое вдохновение? Откуда у тебя сила жить так, как ты живешь?.. И когда мы сами станем живым вопросом для людей, сможем мы дать ответ: Христос - моя сила, Бог и Господь!".

Святки
Двенадцать дней после Рождества до Крещения Господня называются святками - то есть, святыми днями, освященными приходом в мир Спасителя. Отмечать особо эти дни Церковь начала с древних времен. Уже в уставе VI века преподобного Саввы Освященного пишется, что в дни святок не полагается класть поклоны и совершать венчание. В первые дни празднества по традиции принято посещать знакомых, близких, друзей, дарить подарки - в воспоминание о дарах, принесенных Богомладенцу волхвами.

Хозяйки красиво накрывают столы, готовят лучшие угощения. Также принято вспоминать о бедных, больных, нуждающихся людях: посещать детские дома, приюты, больницы, тюрьмы. В древние времена в святки даже цари, переодетые в простолюдинов, посещали тюрьмы и давали заключенным милостыню.

Особой традицией святок на Руси являлось колядование, или славление. Молодежь и дети наряжались, ходили по дворам с большой самодельной звездой, исполняя церковные песнопения - тропарь и кондак праздника, а также духовные песни-колядки, посвященные Рождеству Христову. Обычай колядования был распространен повсеместно, но в разных районах страны он имел свои особенности.

В некоторых районах России звезду заменяли "вертепом" - своеобразным кукольным театром, в котором представляли сцены Рождества Христова. Празднование святок богато отражено в фольклоре и литературном творчестве. Рождественские дни становятся, по выражению великого русского писателя Федора Михайловича Достоевского, "днями семейного сбора", днями милосердия и примирения. Рассказы о добрых, чудесных событиях, происходящих с людьми в Рождество, получили название святочных историй.

Пусть светлый праздник Рождества Христова принесет в каждый дом мир, согласие, любовь, добро и радость!


Материал подготовила Надежда Мисюрова,
пресс-служба Свято-Духовского храма, п Курагино

Рейтинг

В этом разделе

Добавить комментарий

Обновить

Сколько дней в году (не високосном), цифрами?