»»

Мои земляки в ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЕ


Краеведческая работа Елены Закомолкиной о ветеранах ВОВ.

Ранним утром 22 июня 1941 года нацистская Германия совершила вероломное нападение на Советский Союз. Для оправдания этого разбоя Гитлер в свое время выдвинул версию, будто СССР готовил вторжение в Европу, а он, Гитлер, нанес превентивный (предупредительный), спасительный для Европы удар. Эта ложь и поныне имеет хождение на Западе.

А вот заявление английского премьер-министра Уинстона Черчилля, сделанное им вечером 22 июня 1941 года: «Опасность, угрожающая России – это опасность, угрожающая нам и Соединенным Штатам». Так что всякие утверждения о якобы агрессивных намерениях СССР – это вздорные измышления с целью оправдания фашизма, извращения исторической правды».

Советский Союз, став жертвой разбойничьего нападения, принял на себя и вынес до конца основную тяжесть борьбы с агрессорами. Советско-германский фронт с первых и до последних дней своего существования был главным фронтом Второй мировой войны.

На всех фронтах воевали мои земляки: от Черного моря до Балтийского. Из с. Шалоболино и с. Курганчики призвано 452 человек, погибло и пропало без вести 129, из п. Усть-Шушь призвано 15, погибло 4 человека; из села Ильинка призвано 201, погибло 57. Где только не воевали наши земляки, и их могилы находятся на всем пространстве, где воевала Красная Армия. А те, кто вернулся, были свидетелями этой кровавой войны, массового героизма советских солдат. И их воспоминания — это ценный вклад в правдивое повествование о войне 1941-1945 гг.

Дмитрий Прокопьевич Грищенко
И стоит в центре села Шалоболино памятник погибшим в этой войне, куда приходят не только 9 мая, но приезжают отовсюду в разное время, чтобы возложить цветы тем, кто внес свой вклад в Победу.

ВОЕВАЛ КАК ВСЕ
1941-й год. Враг рвется к Москве. Казалось, его уже не остановить. Уже в нескольких десятках километров находился он от Москвы. Здесь воевал наш земляк Дмитрий Прокопьевич Грищенко.

Родился Дмитрий Прокопьевич в селе Ильинка 8 июля 1919 года в многодетной семье. 4 мальчика: Дмитрий, Игнат, Иван, Николай и одна девочка - Антонина. Дмитрий был старший, поэтому ему много досталось еще в детстве. Когда Дмитрий заканчивал 3 класс, у него умер отец, было ему 11 лет. Он стал главой семьи, потому что надо помогать матери и растить малолетних братьев и сестру. Он бросил школу и пошел работать в колхоз. Работал наравне с мужиками. В 1939 году призвали в армию. Была война с японцами на Дальнем Востоке, артиллерист, участвовал в событиях на озере Хасан. Собирался уже домой после службы, там и застала его война.

1 сентября 1941 года артиллерийский полк, в котором служил Дмитрий Прокопьевич, прибыл с Дальнего Востока на защиту Москвы. Рядовой, служил в 78-м артиллерийском полку. По прибытии полка командование 16-й армии передало его личный состав в распоряжение танковой бригады. На следующий день заняли позиции на главном направлении немецко-фашистских войск за городом Волоколамском на обочине шоссе.

«16 ноября 1941 года германские войска развернули против Западного фронта 31 пехотную и 5 мотопехотных дивизий, и начали второе генеральное наступление на Москву. Противник поставил цель: путем охвата и глубокого одновременного обхода флангов фронта выйти нам в тыл Красной Армии». (Из сообщения Совинформбюро) Бой начался с авиационного налета. На всю жизнь остался в памяти у Дмитрия Прокопьевича свист падающих бомб, несущих смерть и разрушение. После налета, ощупывая себя, солдат не верил, что остался жив и невредим. Из расчета в то утро убило красноармейца Колобова. И снова короткий властный голос командира: «Орудия к бою!»

Стреляли по скоплению немецкой пехоты и техники с закрытых позиций. Неожиданными ударами немцы прорвали фронт, начали заходить во фланги частям и соединениям дивизии. Опасаясь попасть в окружение, советские войска отступали. В одном из таких боев перед расчетом орудия, в котором служил Грищенко, была поставлена задача: на некоторое время сдержать наступление танков врага на одном из участков обороны. Только по всем правилам оборудовали огневую позицию на прямую наводку, как показались восемь немецких танков.

Стрелять не торопились. «Дмитрий крутил ручку наводки прицела, ловил в цель головную машину. Трудно было, танк с крестами на бортах постоянно менял направление движения, покачивался кочках. Однако на некоторое время все же удалось поймать танк в перекрестке прицела. От меткого попадания снаряда танк остановился и загорелся. Навести оружие на второй танк было сложно. Расстояние от пушки до танков значительно сократилось.

Танки на ходу вели огонь. Не просто было расчету орудия в таких условиях вести стрельбу. Однако удалось подбить и второй. Чтобы не потерять орудие, решили сменить позицию и отойти». Отходили артиллеристы с тяжелыми боями, сдерживая натиск врага. Пришлось уступить немало населенных пунктов, в том числе и город Волоколамск, Рогачев, Клин. В конце октября вели бой с немецкими танками возле одной из деревень. Бой был очень тяжелым, потери большие с той и другой стороны. Немцы лезли напролом, пытаясь, во чтобы то ни стало прорвать нашу оборону. На поле боя горели подбитые немецкие машины. Большие потери несли и расчеты советских солдат в живой силе и технике. Оставшиеся в живых дрались до последнего снаряда и патрона. Дмитрий Прокопьевич без устали наводил орудие на цель, не обращая внимания на свист пуль и кипение осколков от снарядов.

В один из моментов почувствовал, что орудие стреляет с большими паузами. Оказалось, что из всего расчета их оказалось двое — он да красноармеец Иван Панасенко. В это время танки начали обходить их орудие с флангов. Пришлось вместе с заместителем командира дивизиона, пробегавшим мимо расчета, покинуть позицию и искать убежище. Забрались в какой-то подвал. Захлопнули за собой крышку люка. В полной темноте сидели недолго, вскоре сверху послышались голоса немцев, лязг танковых гусениц. Приготовились к бою, приподняв крышку люка. На огневой позиции были гитлеровцы, орудие было смято, артиллерийский тягач горел. Вскоре немцы с поля боя ушли. Оставшимся в живых бойцам удалось незаметно выбраться из подвала.

Из состава полка осталось всего 17 человек. Как святыню берегли самое главное — знамя. В деревне уже хозяйничали гитлеровцы. Нужно было немедленно покидать деревню. Помог местный старик. Он открыл напротив ограды, где прятались бойцы, калитку одного из домов. Всем троим, удалось благополучно проскочить. Наутро они уже были в расположении войск. После переформирования вновь пошли в бой, но теперь положение изменилось. Началось наступление Красной Армии.

Один за другим советские войска освобождали населенные пункты. За каждый город немцы сражались отчаянно. Ситуация на фронте была очень напряженная, угроза Москве, угроза потери страны. Выходит приказ: ни шагу назад! Стояли до последнего, казалось все, но пришло пополнение, началось наступление, их часть отправили на Клин.

«Три раза город переходил из рук в руки. Когда город окружили советские войска, то во избежание дальнейшего кровопролития советское командование послали парламентеров с предложением сдаться. Фашисты тогда были еще очень сильны, они даже мысли не допускали, что надо сдаваться. На чисто русском языке они ответили, что немецкая армия не сдается, переговоры сорвали, парламентеров не отпустили и возобновили бой. Эта жестокость по отношению к парламентерам до глубины души возмутила наших солдат, удесятерила их силы. Тогда начинается штурм города. В итоге город был взят.

3 февраля 1942 года Дмитрия Прокопьевича был ранен под Ржевом, его сильно израненного подобрала другая часть. В госпиталь его привезли без сознания, записали, что он из другой части. А фамилии и имени никто не знал. Матери пришло извещение, что ее сын пропал без вести. Он лежал в госпитале полгода, пока к нему не вернулась память. Был комиссован в связи с тяжелым ранением, и летом 1942 года он вернулся в Ильинку. Дмитрий Прокопьевич доехал до Минусинск, потом дошел до с. Тесь и переправился через реку, а когда дошел до дома - уже был поздний вечер. Мать к тому времени уже проводила на фронт трех сыновей, на Дмитрия пришла похоронка. Она жила с дочерью Тоней и младшим сыном Николаем, которого должны были вскоре призвать на фронт.

«Дед постучался домой, а он же шутник такой был всегда, и просится переночевать. Прабабушка отказывает, т.к. она вдова, что подумают люди. Дед не выдерживает, ему так в дом хочется, и он называет себя. Но прабабушка ему не поверила, обвинив в насмешке над ее горем, - рассказывает младшая внучка Ольга. Мне этот рассказ запомнился, я не могу без слез его вспоминать. Не знаю, сразу она ему открыла или нет, но радости было много». 

Вернулся он инвалидом, правая рука нерабочая была, на привязи. Но мужик на деревне! Его почти сразу поставили председателем колхоза, которым он руководил до пенсии. Колхоз стал процветающим: отары овец, сад, бахча, крупный рогатый скот. Несколько раз его снимали из-за отсутствия образования, а потом опять возвращали: прекрасный хозяйственник, умел с людьми ладить. Колхозники его уважали, считали его разумным руководителем.

Год был засушливый и как-то женщины пришли к нему с просьбой: сходить помолиться к Поклонному кресту, возвышавшемуся над селом. Среди женщин была мать Дмитрия Прокопьевича, сильно верующая женщин, хотя сам он был неверующим человеком. Это она настояла, чтобы он пошел с ними. Он очень любил и уважал свою мать, и никогда ей ни в чем не отказывал. «Я понимал, что нельзя, что это сразу снятие с поста. В то время еще могли сделать и врагом народа. Но на свой страх и риск разрешил. А они меня за собой туда потянули, надо воду на гору везти. Он завез воду, отстоял молебен. Но на него все- таки кто-то в район донес. Его разбирали на заседании райкома партии. Но что удивительно - дождь-то пошел. Может, он бы и так пошел», - удивляется Ольга.

Из всех братьев выжил только Дмитрий. Женился на Вере Васильевне (Назаренко), а 1945 году она родила сына Леонида. Жили со свекровью Ольгой Акимовной, своего дома не было. «Первый собственный дом у молодой семьи - полуземлянка. Он был председателем, и Вера Васильевна часто уговаривала: «Давай дом построим. Ведь люди к тебе из райкома приезжают. Неудобно». «Ко мне приезжают, а не к дому? Что люди скажут. Пока все не будут жить в хороших избах, я буду жить в землянке», - продолжает рассказ внучка.15И только, когда у всех уже были дома, он построил себе.

Вышел на пенсию, переехал в Шалоболино. Много сил отдавал созданию школьного музея: собирал материал, проверял списки участников войны, а когда надо, то строгал, пилил. Занимался бондарничаньем, брал с людей чисто символическую плату, а то и даром отдавал. После трагической смерти невестки помогал растить своих внучек, дал им образование, всегда поддерживал их. После смерти жены и сына жил с младшей внучкой Ольгой, помогал растить внука, которого очень любил. 9 мая надевал форму, ордена, медали. Это был для него самый святой праздник. Умер 26 сентября 1999 года.

Долг перед страной, долг перед людьми, которыми руководил, долг перед семьей выполнил солдат, поэтому и осталась о нем добрая память в селе.


Краеведческая работа Елены Закомолкиной
с. Шалоболино
Курагинский район

Рейтинг

В этом разделе

Добавить комментарий

Обновить

Естественный спутник земли?