»»

О людях хороших


Из семьи строителей

Я хотел очерк озаглавить "Строители коммунизма", но показалось странным в наше время увидеть такие слова. Не ностальгия ли по прошлому? Нет! Просто хотелось вспомнить тех романтиков 60-х годов, кто жил по принципу: "Прежде думай о Родине, а потом о себе", тех, кто участвовал в гигантских стройках кто прокладывал новые дороги, кто с мозолистыми руками и обветренным лицом мечтал о "светлом будущем". Я хочу рассказать о семье строителей Долгушевых, с которой соприкоснулась моя судьба.

Трасса мужества. Рис. 1985г.В одной из средних школ города Красноярска в девятом классе во второй четверти появился новичок - среднего роста юноша с короткой челкой темных волос с роскошными бровями, с голубым перламутром глаз. Звали его Евгений Долгушев. Доброта, правдивость, любовь к искусству сдружили нас. Отец у Евгения, Николай Семенович, работал в мехколонне №8 машинистом экскаватора.

Семья Долгушевых из шести человек жила в маленькой квартире из двух помещений в щитосборном бараке. Бараки - собственное жилье мехколонны - после завершения строительства разбирались и перевозились на новый объект. Евгений в семье - первенец, с малых лет крутился на работе у отца. Став юношей, он не мыслил будущую жизнь без техники.

Сведя брови к переносице, иронически улыбаясь, отвечал одноклассникам: "Быть профессором наук для меня скучное дело, а вот возиться с техникой - любимое занятие".

В 1958 году восьмая мехколонна переехала на строительство железной дороги Абакан - Тайшет, и семья Долгушевых оказалась в Минусинском районе. На летние каникулы Долгушевы пригласили меня в гости, посмотреть знаменитую Минусинскую котловину. Из города Красноярска вверх по Енисею, на пароходе с колесными лопастями, я приплыл в Минусинск, а затем на попутной машине добрался до будущей станции Минусинск.

Среди деревьев белели крыши бараков, в окнах светились огни. Теперь Долгушевы жили в одной комнате, весь интерьер жилья строителя состоял из двух коек, стола, ящика, старого дивана и печи с плитой. Но девственная природа вокруг скрашивала жизнь первопроходцев смолистый аромат соснового бора, песчаные поля с с озре вающими арбузами, ключевое озеро для купания.

Родители Евгения приняли меня как родного сына. Николай Семенович Долгушев на своем, экскаваторе вел отсыпку дороги уже далеко от поселка. Евгений после окончания школы и курсов стал работать вместе с отцом на экскаваторе.

В 1961 году эта мехколонна уже стояла в селе Кордово. Евгений в письме с восхищением описывал красоту Саянских гор и убедительно приглашал в гости. Добираться к другу было интересно и утомительно долго. Пришлось преодолеть три паромных переправы через большие сибирские реки. В те края из Абакана ходил маленький автобус с одной дверью для пассажиров. В салоне душно, окна открывать нельзя из-за сплошной пелены дорожной пыли. Кто-то из пассажиров подал надежду, что после Курагино станет прохладнее и воздух свежее.
Река Кизир. Рис. 1978г.
С Бурлукской горы открылись взгляду синь тайги и изумрудный блеск холодного Кизира. В сосновом бору меня снова встретили бараки строителей, та же однокомнатная квартира в общем бараке. Мама Евгения вручную отстирывала от технических масел рубашки мужа и сына. Как всегда добрая и приветливая, она воскликнула:
"Ой! Кто приехал, вот Женька будет рад!"

Трасса для железной дороги силами и выносливостью строителей упорно продвигалась в горы. Рельеф местности: то крутые подъемы, то спуски до головокружения, то скальная порода, то оползни. От тех, кто работал на технике, требовалось не только мастерство, но и крепкие нервы. Приятно, когда машина работает, дышит теплом - сиди, управляй рычагами или крути баранку.

Но сурова сибирская зима, не выдерживает металл, что-то ломается. Мечтать экскаваторщику о теплом гараже не приходится - он поломку исправляет на месте. Контрастная работа у строителей дорог. То есть выработанные кубометры, то их нет. То хороший заработок, то так себе. А планы строительства поджимают. В газетах - подзаголовки "Ударными темпами - в короткие сроки!" И работали романтики, не покладая рук. С работы возвращались во временное жилье со всеми неудобствами. Основной продукт питания - консервы. Кроме своего магазина, промышленные товары и спиртное покупали из автолавки, которая приходила к получке и авансу. В эти дни в мехколонне был праздник. И те, с трудом заработанные рубли, исчезали за несколько дней.

с. Курское. Рис. 2000 г. Постепенно трасса опять удалялась от жилья на приличное расстояние, и мехколонна собиралась переезжать на новый участок. За два года семьи как никак обжились. Долгушевы огородили землю под картошку, выкопали погреб, сколотили стайку для поросенка, приобрели посуду для солений, и каждый раз при переезде все это бросалось. И женщинам сызнова надо обустраивать быт, поддерживать семью. Определять детей в другую школу. У них из глаз текут слезы, опускаются руки.

Мать спрашивает у отца: "Сколько же мы еще лет будем кочевать?" Накаляется семейная атмосфера. А для Евгения быт - это мелочи жизни. Он берет в руки баян, разминает по клавишам пальцы. Комната наполняется веселой мелодией. Первой теплеет мать. "Ох! Женька, Женька!" -только и могла она сказать, накрывая стол для ужина. Всегда серьезное лицо Николая Семеновича тоже начинало светлеть. Когда сын видел, что в семье поднялось настроение, он расплывался в широкой улыбке.

Настоящий праздник коллектив отмечал тогда, когда комиссии сдавались очередные километры ровно уложенной насыпи под прокладку шпал и рельсов.

Зимой 1966 года от Евгения пришло письмо. Писал он редко, но обстоятельно. Вот выдержка из его письма: "Я привык к цыганской жизни, а она не так уж легка, и мне кажется, что лучшей жизни мне и не нужно. Вот ты представляешь, когда мы уезжали, то ехали по своей дороге, и такое у тебя чувство, понимаешь, своеобразная гордость, что я эту дорогу строил, есть здесь и моя малая доля труда. А каких трудностей она стоила, об этом как-то забываешь. А отец, мы ехали по трем верткам, которые он строил, разве у него в душе нет гордости? Конечно, есть.
Так сложилась судьба, что я тоже езжу по той дороге, в строительстве которой принимал участие мой друг. В пути следования всегда с благодарностью вспоминаешь строителей трассы мужества. Низкий вам поклон, романтики, и крепкого здоровья.


В. Г. Ануфриенко.

Рейтинг

В этом разделе

Добавить комментарий

Обновить

Количество времен года (сезонов), прописью?