»»

Неперспективная деревня: судьба и трагедия


Много страданий, много горя и бед выпало на долю России и ее народа в ушедшем ХХ веке. В вихре исторических событий рушился привычный уклад, гибли миллионы наших сограждан, менялась эпоха.




Разорение

Как ни странно, самые тяжелые времена в истории Сидорово начались тогда, когда жизнь сельчан начала налаживаться, и все испытания, казалось, остались позади. В 1961 году проводится специализация сельского хозяйства. Создаются совхозы. Сидорово стало фермой Брагинского совхоза, поэтому на Центральную усадьбу в Брагино передаётся техника, скот, люди остаются без работы и вынуждены были покидать село.

В марте 1965 года выходит Постановление ЦК КПСС «О неотложных мерах по развитию сельского хозяйства страны». Была принята попытка вдохнуть жизнь в сельское хозяйство. Произошли изменения в жизни колхозников, а именно: они получили возможность сдавать государству сверхплановый продукт по более высоким ценам. Каждый месяц крестьяне стали получать своего рода заработную плату как аванс в счет будущих колхозных договоров. Они обрели право на пенсию, социальное страхование, прекращен натиск на личное подсобное хозяйство. Начинается прокладка дорог, электрификация. Однако результаты оказались довольно скромными, продолжался массовый отток людей из деревни. Вместо того, чтобы прокладывать к отдаленным населенным пунктам дороги, линии электропередач, средства связи, тогдашние руководители страны предпочли объявить их «бесперспективными», перевозя оттуда коровники, птичники, свинофермы, закрыв там медпункты, школы, магазины. Курс на массовую ликвидацию таких деревень уходит корнями в борьбу с хуторской системой 30-х годов, достигает рассвета в 70-е годы. Социологи в союзе с чиновниками Агропрома доказывали, что курс на агропромышленную интеграцию, концентрацию сельскохозяйственного производства неизбежно ведет к концентрации местожительства работников на Центральной усадьбе. Лишь «перспективные» деревни могут быть социально обустроены. В конце 1970-х годов разработан план ликвидации по Союзу 200 тысяч таких деревень. Одним из них стало Сидорово.

с. Чердаки, 2011 г.Моя учительница английского языка Смирнова Мария Робертовна с большим волнением вспоминает об этом времени: «Деревня в 1973 году была уже небольшой, около 50 дворов, учащихся в школе 40-50 человек, педколлектив – 7 человек. Люди из села разъезжаются, молодёжи мало, работать негде, чувствуется какая-то подавленность, даже паническое настроение. Покидать обжитые места очень трудно и страшно. Но необходимость заставляла сниматься и уезжать в Брагино, Курагино, Ирбинский и Краснокаменский рудники, города Минусинск, Абакан, Красноярск. Не стало села Сидорово так же, как и Знаменки, Карташово, Успенки и многих-многих других.

В 1926 году, первая Всесоюзная перепись населения засвидетельствовала, что «В Курагинском районе мужская часть населения составила 25846 человек, женская – 26570 человек, 9416 дворов и 143 населенных пункта».

По последней переписи 2002г. население района составляет 52 тыс. человек, в деревнях и сёлах проживает 21 тыс. человек, 31 тыс. в поселках городского типа, из них населенных пунктов 68 (5 без населения), дворов – 19 тыс., Мужчин – 24,5 тыс., женщин – 27,5 тыс. человек. На территории района 22 муниципальных образования. Площадь – 25 тысяч кв.км. В 70-е годы закрываются так называемые «неперспективные» деревни и сёла. В районе исчезли следующие населенные пункты: Чердаки, Викуловка, Камешки, Бесь, Знаменка, Торбатка, Успенка, Сонино, Мокино, Прохоровка, Еловка, Красный Яр, Красный Дар, Орловка, Тартазяк, Зимовьё, 13 км., 19 км., Тинсук, Джирим, Климовка, Михайловка, Покровка, Тамбовка, Мишкино, Малиновая гора, Ново-Спасовка, Усть Можарка, Кинзилюк, Таракановка, Серебровка, Таловка, Тубинский, Норды, Фёдоровка, Осиновка, Монино, Красная Горка, Пласты, Верхняя Быстрая, Маракулина, Дьячковка, Верхнемишкино, Нижнемишкино, Джебский Мост, Николаевка, Горловка, Нижняя перевалка, Новогеоргиевка, Домрачево, Красные ключи, Сухой Имисс, Имисская база, Воронок, 14км., Акимовка, Петровка, Василовка, Васильевка, Новая Шушь, Поперешка.

Теперь, когда прошло более тридцати лет, всем уже ясно, что исчезновение таких деревень не обогатило страну, сельское хозяйство, не сделало людей счастливыми. Но есть в нашем районе и другие примеры. Рассказывает заместитель начальника управления образования Карих Фаина Ефимовна, моя бабушка, ныне ветеран педагогического труда. «Неподалёку от Сидорово находится село Тагашет. Они были похожи во многом, но судьба его оказалась иной. А причина в том, что в своё время Первый секретарь РК КПСС Соколов Владимир Михайлович настоял на том, чтобы школа осталась, потому что твердо знал: закроется школа, разъедутся из села люди. Село сохранилось и существует до сих пор». О том, что закрываются многие деревни и сёла является не случайностью, а закономерностью. Об этом свидетельствуют следующие цифры: в 1967 году было в районе 102 школы (средних, восьмилетних, начальных), населенных пунктов более ста. В настоящее время 37 школ, 68 населенных пунктов.

Сидорово было богато хорошими людьми, известными в округе и районе. Это семьи Верясовых, Дудушкиных, Лампидиных, Макаровых и многих других. Их до сих пор не покидает чувство ностальгии и обиды за свою малую Родину.

«Я уехала из Сидорово после окончания школы в 1951 году. Но вспоминаю своё родное село с чувством благоговения и душевной боли. Мне очень жаль, что не стало её, моей малой Родины, хотя поля, леса, горы остались. Я хорошо помню село, его красоты, сколько же ягодных и грибных мест было! Весной зацветает черёмуха, как будто огоньки горят бескрайние поля жарков. Зрелище впечатляющее! Особенно красив пруд! Родные места зовут, изредка, но мы их навещаем. Памятны они и для тех, кому посчастливилось проработать в селе 2-3 года, но запали в душу и произвели неизгладимое впечатление». (Из воспоминаний Е.Ф.Макаровой-Глушко).

Душевной и жизненной трагедией обернулась судьба деревни для многих её жителей. Я опять обращаюсь к семейному архиву Симакиных. Вспоминает Анна Дмитриевна: «В 1978 году уезжают из Сидорова наши дети. Нам страшно оставаться в пустой деревне. Степан Михайлович как инвалид войны получает в Брагине благоустроенную квартиру. Заколотили дом, уехали в соседнее село. С большим трудом обзавелись земельным участком, стайкой для коровы. 15 пчелосемей, дело всех лет пенсионерской жизни, уничтожили: негде ставить на зимовку. Вместо гаража для машины, обошлись старой, залатанной автобудкой. Но самое обидное, что весь труд, труд человека, не знающего отдыха, пошёл прахом. Степан Михайлович весь отдавался работе, он хотел видеть процветающую жизнь деревни. А что получилось? Звероферму закрыли в первый год образования совхоза. Освободили от работы садовника, нерентабельное это дело.

Но вот свинарник увезли…
За свиньями и люди поползли,
Коров угнали,
И люди жить не стали.
Так росчерком пера
Не стало нашего села,
Не стало нашего двора,
Не кричит кругом уж детвора…
Два тополя на месте сада
Подворье наше охраняют,
О прошлой жизни нашей извещают…


В нашей деревне когда-то было 500 дворов, а теперь! 1986год. Живет один Илья да спившийся тунеядец».
Страница 6 из 7«234567»
Рейтинг

В этом разделе

КомментарииВсего (2)

Наталья 4. 02. 2021 13:15
Гость
В Сидовку сослали моего деда. искала документы на него в архиве Курагинского района, - не нашла ничего, а ведь в той школе учились мой отец и его брат. Говорят, документы утрачены. Жаль!!!
Наталья 4. 02. 2021 13:15
Гость
В Сидовку сослали моего деда. искала документы на него в архиве Курагинского района, - не нашла ничего, а ведь в той школе учились мой отец и его брат. Говорят, документы утрачены. Жаль!!!

Добавить комментарий

Обновить

Естественный спутник земли?