»»

Неперспективная деревня: судьба и трагедия


Много страданий, много горя и бед выпало на долю России и ее народа в ушедшем ХХ веке. В вихре исторических событий рушился привычный уклад, гибли миллионы наших сограждан, менялась эпоха.




Возрождение деревни

Война осталась позади, но жить легче не стало. Восстановление хозяйства вновь, как и до войны, проходило за счёт сельского сектора экономики, за счёт деревни. Все средства направлялись на восстановление электростанций, шахт и заводов. В интересах города проводилось снижение цен на продукты питания – в результате закупочные цены не могли оправдать даже затраты труда колхозников. Деревня задыхалась без техники, крепких мужских рук, гнулась под тяжестью займов и налогов. Кто мог, выбирался в город, вербовался на Север, демобилизовавшись из армии. Начался отток людей из деревни, но деревня пока держалась, жила. Такое же трудное время переживали и жители с. Сидорово.

После возвращения с фронта Степан Симакин работал бухгалтером в колхозе «Спартак», но колхозные председатели сменялись один за другим. Один за нераспорядительность и неумение вести хозяйство, другой – за пьянство. В Симакине колхозники увидели трезвого, принципиального, распорядительного хозяина и в 1947году на отчетно-выборном собрании избрали председателем. Это было самое, пожалуй, тяжелое время в жизни колхоза. Председатель начал хозяйствовать с приобретения новой сбруи для конторской лошади на месячную зарплату Анны Дмитриевны, жены Степана Михайловича, которую вернул через три месяца, продав масло на рынке в г. Минусинске. Сэкономили от сдачи государственного плана. 1947 год.

Приближалась посевная. Работы было предостаточно. Мало было семян, так как сдали зерно в Госплан, уплатил в МТС за обслуживание колхоза сельхозтехникой. Получали зерно из глубинки по распоряжению райисполкома, колхоз становился должником до нового урожая. Народ же жил исключительно на картошке и на жмыхе, который привозили из района. После проведения посевной в нарушение сельхозустава председатель разрешил колхозникам в поле посадить картофель и посеять лён. Ведь надо было как-то выживать! Но за это Степан Михайлович был вызван на бюро райкома партии, где был поставлен вопрос об аресте за саботаж. Это предложение не прошло. Но урок был поучительный. Напрашивался вывод: правда - хорошо, но её надо прикрывать в некоторых обстоятельствах, жить для народа, но и уметь ладить с вышепоставленными личностями. В последующие годы председатель поступал дипломатично, звонил в райком об организации воскресника для посадки последней культуры. Впоследствии он часто вспоминал бюро, и ему до боли было обидно за трудящихся женщин, голодных и полураздетых, которые в поте, в мозолях добывают хлеб насущный и, хотя бы холщовую одежду.

В первую очередь всё было для колхоза, а себе – в личное хозяйство, как придётся. И за разрешение работать на личном покосе последовала докладная членов правление колхоза «Спартак» И. Терентьева и С.Фролова. Но всё обошлось. Во время уборки урожая работали три комбайна, на сменных лошадях – жатки. Женщины-колхозницы, не знающие отдыха, связывали по 2000 снопов в день. Об их самоотверженном подвиге писали в газете «Тубинский колхозник». Вспоминает Дмитрий Верясов: «Теперь удивляюсь, как моя Анна успевала вязать по 2000 снопов и вести хозяйство. Она шла после заката солнца домой. Топила печь, пекла хлеб, до солнца приходила опять вязать. От Рябухинских полей до деревни 8 км. И так каждый день… Да ещё семеро детей». Какие нечеловеческие силы, какой титанический труд! Собранный урожай возили в Курагино, на Элеватор, за 45 км. Женщины в «бабье лето» успели измять лён. Хлеб убрали, сдали государству, уплатили за технику в МТС, рассчитались с долгом за семена. Начали подготовку к зимовке скота. В рацион кормов ввели, кроме соломы, сено и силос, лошадям – овёс. Веселее стали колхозники, получили на трудодень по 1 кг зерна и по 65 копеек. Председатель стал уважаемым человеком в окрестных деревнях. Про Степана Михайловича старики говорили: «Вот ведь инвалид, а не боится потерять работу, стоит за народ». Стали прибывать с заявлениями из других колхозов.

В ноябре 1947 года Степан Михайлович привёз из района бухгалтера Павла Петровича Михайлова. Образованный человек, владел восточными языками, давал председателю советы, незаметно подсовывал на стол юридические справки. В этот период в колхозе было сделано много хорошего, что позволило ему подняться в гору: развели пчёл, в Вятском логу посадили сад, в котором росли стелющиеся яблони. Кроме крупного рогатого скота, занялись овцеводством, выстроили свиноферму, звероферму, коровник из каменных плит с башнями для закладки силоса. Черно-бурые лисицы, кролики, пасека давали колхозу приличные доходы. В один из воскресных дней председатель и бухгалтер подсчитали затраты и решили строить электростанцию на реке Шушь, на колхозной мельнице.

- Будет электрический свет в Сидорово, - сказал Симакин. - Плотина готова, воды много. Заключили договор с Сельэлектро в г. Минусинске, и началось строительство. Помогали колхозники, особенно молодежь. Строительство электростанции оценили в районе и колхозу дали премию – полуторатонный грузовик. С большими усилиями выбивались из нужды. Подняли урожайность до 20 – 30 центнеров с 1 гектара за счёт удобрения и паров.

В 50-е годы вышло в свет Постановление об укрупнении колхозов. К сидоровскому «Спартаку» присоединили Карташовский «Комбайн». Размах работы увеличился. Около д. Карташово сеяли техническую культуру: коноплю, которая давала колхозу 480 тысяч чистой прибыли, 50% всех доходов колхоза. В 1948 году заготовили достаточно кормов, что облегчило зимовку скота, приличной была оплата на трудодень.

На основании данных Архивного отдела Администрации Курагинского района я проанализировала показатели работы колхоза «Спартак» в области полеводства и животноводства за 1940 и 1952 год и сделала следующий вывод: значительно увеличились посевы зерновых и технических культур, поголовье скота. 

 

   1940 г. 1952 г.
Число дворов  110 174
Показатели по полеводству
Посеяно: в га    
Пшеница яровая 677 760
Рожь озимая 274 231
Ячмень 8 25
Овес 450 320
Просо 12 40
Гречиха 2 70
Горох - 36
Итого зерновых 1423 1532
Рыжик - 35
Махорка - 13
Конопля 60 52
Картофель 10 15
Силос 3 12
Многолетние травы 44 40
Пар 420 640
Показатели по животноводству
Лошади 151 172
Коровы 311 365
Овцы, козы 248 379
Свиноматки 37 49
Птица 2110 2850


Развитие колхоза «Спартак» во всех областях становится явным. С.М. Симакина уже знают в районе как принципиального, грамотного, настойчивого, хорошо знающего свое дело руководителя. Поэтому Первый секретарь райкома партии Кожедубов Николай Иванович предложил на очередном бюро перевести Степана Михайловича в аппарат райкома партии в зоне Брагинской МТС. Молодой, энергичный, с большим опытом, вывел колхоз в первые ряды. Он, как инструктор райкома партии, должен был помогать бедным колхозам Брагинской зоны. Самым слабым был колхоз «Таёжник» (д. Мокино).

Председателем колхоза «Спартак» Симакин С.М. проработал 10 лет. О Степане Михайловиче вспоминает А.В. Нестеров: «Трудная, но богатая жизнь за плечами этого жизнерадостного человека. Ни тяжелое ранение, ни многочисленные операции, ни ноющие раны не сломили дух этого человека. По возвращении с войны он возглавил колхоз «Спартак», был инструктором РК КПСС и освобожденным секретарем первичной партийной организации. Главным богатством в его жизни является уважение тех, с кем ему пришлось воевать и работать. Он по-настоящему несет высокое звание ветерана Великой Отечественной войны». Серьёзное ранение давало о себе знать. А здесь ещё гангренозный аппендицит. После серьёзной, сложной операции опять работа. Теперь уже в должности председателя Сидоровского сельпо. Председатель райпотребсоюза Лабутин Ефим Филиппович, мой прадедушка, доложил на бюро райкома, что самое тяжёлое положение с торговлей в Сидоровском сельпо. Направили Симакина. Кандидатура вполне подходящая, бухгалтер. Проработал в должности председателя сельпо 2 года.

Согласно решению №8 Курагинского райисполкома от 07.01.1959г. протокол №1 были объединены колхозы «Спартак» и им. Щетинкина с центром в с. Сидорово с сохранением названия за укрупнённым колхозом им. Щетинкина. С 1960 по 1961 год председатель колхоза Нестеров Александр Васильевич.

Я попросила Александра Васильевича рассказать о селе, и вот что он вспоминает о нём: «В это время Сидорово было довольно крепким хозяйством (около ста дворов). Занимались выращиванием пшеницы, ржи, проса, конопли, овса. Были фермы: крупного рогатого скота, свиноводческая, овцеводческая, в личном подсобном хозяйстве – 4 отары овец. В колхозе – птицеферма, 2 пасеки. Колхозники на трудодни получали мёд. Дед Симакин (отец Степана Михайловича) развел сад и долгое время был его садоводом. В селе был фельдшерский пункт, сельпо, детские ясли, маслозавод, школа. Хозяйство – многопрофильное, неубыточное, жизнь пошла заметно в гору». Когда Нестерова направляли в Сидорово (он в это время работал инструктором райкома партии), тот категорически заявил:

- Дадите Симакина секретарём парткома колхоза, пойду. Нет,- не пойду, если даже буду наказан партийным взысканием.
И Симакина утвердили секретарём парткома.

Страница 4 из 7«1234567»
Рейтинг

В этом разделе

КомментарииВсего (2)

Наталья 4. 02. 2021 13:15
Гость
В Сидовку сослали моего деда. искала документы на него в архиве Курагинского района, - не нашла ничего, а ведь в той школе учились мой отец и его брат. Говорят, документы утрачены. Жаль!!!
Наталья 4. 02. 2021 13:15
Гость
В Сидовку сослали моего деда. искала документы на него в архиве Курагинского района, - не нашла ничего, а ведь в той школе учились мой отец и его брат. Говорят, документы утрачены. Жаль!!!

Добавить комментарий

Обновить

Сколько дней в году (не високосном), цифрами?