»»

История появления немцев в России, Поволжье, Сибири, селе Кочергино


Эту исследовательскую работу я посвящаю моим родственникам и землякам немецкой национальности.

Темп современной жизни очень быстрый. Большинство людей много работают, чтобы добиться карьерного роста, заработать денег для достойной жизни. Времени для встреч и живого общения с родственниками, близкими людьми не остаётся. Даже письма в наши дни пишут редко, общаясь по телефону, электронной почте. При таком темпе жизни люди, к сожалению, забывают о своих корнях, не задумываются о своей родословной.

с. КочергиноЧеловек, не знающий своих корней, истории своих предков, малой родины, не может по-настоящему любить свой народ, свою Родину. Состав, происхождение, расселение, культурно-исторические взаимоотношения разных народов, материальную и духовную культуру, особенности быта изучает наука этнография. И чем дальше уходит время, тем актуальнее становится тема исследования исторических корней моих земляков. Надо успеть, пока не поздно, поговорить с теми, кто всё видел "детскими глазами", кто сможет рассказать обо всём увиденном, прочувствованном.

Село Кочергино - старинное, основанное, согласно преданию, князцом Кочерге на берегу реки Туба. Это одна из административных единиц на территории Курагинского района. В нём проживает чуть больше тысячи человек разных национальностей, из них зарегистрировано 87 человек немецкой национальности.

Разными путями и по разным причинам появлялись люди в нашем селе. Во мне течёт немецкая кровь (моя бабушка - немка), поэтому мне стало интересно, как в далёкой Сибири, в частности моём селе, появились немцы, как вообще они оказались в России.


Эту исследовательскую работу я посвящаю моим родственникам и землякам немецкой национальности.



ИСТОРИЯ ПОЯВЛЕНИЯ НЕМЦЕВ В РОССИИ, ПОВОЛЖЬЕ, СИБИРИ, В СЕЛЕ КОЧЕРГИНО

В начале своего исследования постаралась выяснить, как появились немцы в России. Свои изыскания начала с изучения литературных источников по интересующей меня теме. Прочитав книги Альфреда Рамбо "Живописная история древней и новой России", В. О. Ключевского "О русской истории", выяснила дату и причину появления немцев в России.

В книге Рамбо написано, что "Иван Грозный, как и Пётр великий, хотел, подобно ему, прорубить окно в Европу и завистливо взирал на гавани: Нарвскую, Ревельскую, Рижскую, которые были во власти Ливонского ордена. Около 1547 года Иван послал саксонца Шлитте с поручением пригласить в Россию инженеров и мастеров. Тот набрал около ста человек. Но ревность немцев пробудилась. Они боялись, чтобы Россия, став цивилизованною, не сделалась могущественною. Ливонский орден просил императора Карла пятого позволения задержать этих иноземцев. Ни один из них не достиг Москвы. Иван Грозный призывал в Россию иностранцев, и они появились…Он разрешил дерпскому священнику Веттерманну проповедовать в Москве, сам слушал проповеди Эберфельда, позволил построить кальвинистскую и лютеранскую церкви в двух верстах от Москвы".

Россия XVI и XVII века представляется нам восточным государством, которое не имеет никаких сношений с Европой. Ливонские рыцари, поляки, шведы и датчане понимали, что лишь варварство России ставило её ниже слабейших соседей, ревниво стерегли, чтобы в неё не могли проникнуть с Запада люди, оружие и науки. "Между тем Россия начала делаться европейским государством". Во время царствования Михаила западное влияние становилось значительным. В Москве было больше иностранцев, чем когда-либо. Голландец Виниус основал в Туле завод для отливки пушек, ядер и других предметов из железа. Немец Марселейн основал такие же заводы на Волге, в Костроме и Шексне. Даны были иностранным торговцам привилегии при условии, чтобы не скрывали от русских ни одного из секретов своего производства. Думается, что это стало началом появления первых немцев в Поволжье".

В царствование Алексея Михайловича (1676-1682 г.г.) усилилось европейское влияние. Особенно Россия населилась военными людьми, вызванными из-за границы для командования русскими полками иноземного строя: "…пара генералов, до ста полковников и бесчисленное количество офицеров. В 1684 году иноземный мастер Зоммер показывал Петру 1 гранатную стрельбу, любимую его потеху впоследствии".

Во время царствования Петра I Россия стало больше иностранцев, так как реформы Петра были подготовлены реформами Алексея Михайловича. Пётр заимствовал всё у иностранцев, не всегда имея времени для критической оценки. Пётр I, окружив себя голландцами, англичанами, шотландцами, швейцарцами и немцами, переносил целиком промыслы и ремёсла, приказывая переводить иностранные книги, а его речь была пересыпана иностранными терминами. Даже одежду носил он голландскую или немецкую. В числе его сотрудников были женевец Лефорт, занимавший пост генерала, шотландец Гордон, предводительствовавший войсками, шотландец Брюс, организовавший артиллерию и управлявший дипломатическими сношениями; Остерман - искусный дипломат; Миних, родом из Ольденбурга, хороший инженер, занимавшийся прорытием Ладожского канала.

В Москве, городе царей, иностранцы обязаны жить только в Немецкой слободе, а в Петербурге, городе императоров, русский и чужеземец живут друг возле друга и заводят знакомства.

Во время правления императрицы Анны Иоанновны "господство было в руках немцев". Страной управляли Бирон Эрнест Иоганн (1590 -1772 г.г.), фаворит Анны Иоанновны и Остерман Андрей Иванович (1686 -1747 г.г.), выходец из Германии, государственный деятель, дипломат, живущий в России с 1703 года. В1741 году Остерман сослан в город Березов, когда на престол взошла Елисавета Петровна, а Бирон находился в ссылке с 1740 по 1761год. Впоследствии ему разрешили жить в ссылке в городе Ярославле. Об этом пишет В. О. Ключевской в книге "О русской истории".

Плановое поселение немцев осуществилось во времена правления Екатерины II (1762-1796), Павла I (1796- 1801), Александра I (1801-1825). На широких просторах России имелось большое количество неиспользованных плодородных земель. Чтобы освоить эти земли, Екатерина II издала Манифест от 22 июля 1763 года, в котором иностранные граждане приглашались для поселения в Россию. В нём говорилось:
1. "Всем иностранцам дозволяем в Империю нашу въезжать и селиться где кто пожелает, во всех наших Губерниях.
2. "Всем прибывшим в Империю нашу на поселение иметь свободное отправление веры по их уставам и обрядам беспрепятственно".
3. "Не должны таковые прибывшие из иностранных на поселение в Россию никаких в казну нашу податей платить и никаких обыкновенных служб служить".
4. Поселившиеся в России иностранцы во всё время пребывания своего ни в военную, ни в гражданскую службу против их воли определены не будут".

И действительно, немцы, поселившиеся на необжитых местах, освобождались от налогов сроком до 30 лет, а в других областях - на срок до 10 лет. Земли колонистам передавались во владение "на вечные времена", но наделы наследовал обычно младший сын. А вот продавать или передавать без ведома общинного управления нельзя было. Они имели право на общинное самоуправление, но подчинялись непосредственно Престолу. Колонисты могли в любое время покинуть царскую империю, они были свободными, а не крепостными. В то время, как на своей родине они испытывали угнетение иностранными и своими собственными правителями, хозяйственную нужду, ограничение свободы вероисповедания.

Манифест Александра I от 20 февраля 1804 года особо выделял "переселенцев, которые могли служить образцом в крестьянском деле и ремесле…хороших землевладельцев…".

Павел I во Всемилостивейшей Привилегии от 6 сентября 1800 года определил дополнительные права - "освобождение от военной и гражданской службы на все времена, от присяги перед судом, свобода ремесел".

Эти привилегии, обещанные царём людям, жившим в нужде и лишениях в Гессене, что на юго - западе Германии, казались привлекательными. Оттуда и ещё из Баварии в 1763/67 годах шла основная волна переселенцев. Они образовали колонии под Самарой и на Волге. Заселение России немецкими крестьянами началось в 1763 году и длилось до 1842 года, а некоторые колонии закладывались вплоть до 1862 года.

Трудный путь был проделан переселенцами по суше до Любека, а потом до Петербурга на пароходе. До Москвы опять по суше и водным путём по Волге до Саратова, где на замкнутой территории было заложено 104 поселения. В 1763 -1768 годах в Поволжье поселилось около 8000 семей общим числом в 27000 душ. На горной стороне (правый берег Волги) было основано 45 колоний и на луговой стороне (левый берег) - 57. Таким образом, немцы Поволжья являются выходцами из Гессена, но есть и из Пфальца и Вюртемберга.

Поселения были заложены строго по вероисповеданию: евангелическое и католическое (Горная сторона 31 и 14, луговая сторона 14 и 24). Многодетность немецких семей была одной из причин широкого расселения российских немцев. Среднее количество детей в семье перед 1918 годом составляло 8 человек. У всех немцев в России со временем развилось чётко выраженное сознание Малой родины.

На новой родине переселенцы стремились остаться немцами. Поэтому они с самого начала строго соблюдали свои религиозные обряды, берегли свой язык, традиции и передавали последующим поколениям. Культуру российских немцев в сельской местности определяли в основном крестьяне.

Занимаясь земледелием, в первую очередь сеяли пшеницу, ячмень, овёс и кукурузу. В экономическом отношении поселенцы испытывали трудности, но их трудолюбие, многодетность семей, бережливость, крестьянский навык привели к подъёму жизненного уровня. Религиозная жизнь у поселенцев была активной. Своими силами строили церкви. Они были их гордостью, своим архитектурным стилем напоминали оставленные на родине образцы неоклассицизма XVIII и XIX веков. Школы в немецких поселениях также способствовали сохранению самобытности немецкой культуры. Преподавание велось на немецком языке вплоть до 1891 года. Школы, как и церкви, строились на общинные деньги.

Таким образом, я пришла к выводу, что поволжские немцы - это выходцы из Германии, ставшие гражданами России.

Страница 1 из 3123»
Рейтинг

В этом разделе

Добавить комментарий

Обновить

Два плюс три будет, прописью?