»»»

Игнатий Брянчанинов: из высшего света в святители


Игнатий Брянчанинов: из высшего света в святители - 13 мая

Святитель Игнатий, в миру Дмитрий Александрович Брянчанинов, родился 5 февраля 1807 года в селе Покровском Вологодской губернии. Родители преосвященного сочетались браком в ранней молодости, и в начале супружества у них родилось двое детей. Однако недолго родители утешались ими - оба младенца умерли в первые дни жизни.

В глубокой печали о своем бесчадии Александр Семенович и София Афанасьевна обратились к единственной помощи - помощи Небесной. Они предприняли паломничество по окрестным святым местам, усердно прося Господа и Его святых даровать им чадо. Испрошенный молитвами младенец был наречен Димитрием в честь одного из первых вологодских чудотворцев - преподобного Димитрия Прилуцкого.

Святитель Игнатий, в миру Дмитрий Александрович БрянчаниновОтрок Дмитрий с раннего детства отличался особенным расположением ко всему священному и истинно прекрасному. Щедро одаренный от Бога, он рано научился читать. Дмитрий выделялся способностями (помимо общеобразовательных предметов он выучил латынь и древнегреческий языки, хорошо рисовал, пел, играл на скрипке). Он часто посещал церковь и подолгу молился дома. Уже в юные годы он осознал различие своих устремлений и среды, в которой жил: "Детство мое было преисполнено скорбей... Я не имел, кому открыть моего сердца: начал изливать его пред Богом моим, начал читать Евангелие и жития святых...". Отец готовил его к военной и придворной карьере, а сам он желал стать монахом.

В 1822г. Дмитрий поступил в Главное инженерное училище. Благообразная наружность и блестящая подготовка абитуриента Брянчанинова привлекли к нему особое внимание будущего Российского императора Николая Павловича, бывшего тогда генерал-инспектором инженеров.

В годы учения Дмитрий Брянчанинов был первым учеником, отличался редкой скромностью, искренней набожностью и пользовался всеобщей любовью соучеников и преподавателей. Светское общество заманчиво простирало навстречу Брянчанинову свои объятия. Он был желанным гостем во многих великосветских домах. Родственные связи ввели его в дом президента Академии художеств и члена Государственного Совета А.Н.Оленина, там на литературных вечерах Брянчанинов был любимым чтецом и декламатором, и своими поэтическими опытами он приобрел благосклонное внимание А.С.Пушкина, И.А.Крылова, К.Н.Батюшкова, В.А.Жуковского, Н.И.Гнедича. Но не мирскими развлечениями, а молитвой, посещением храмов Божиих и изучением наук был занят юноша более всего.

Более двух лет провел он, усердно изучая химию, физику, философию, географию, геодезию, историю, языкознание, литературу и другие науки, и поставил перед собой вопрос: что собственно дают науки человеку? "Человек вечен и собственность его должна быть вечна, - говорил он, - покажите мне эту вечную собственность, которую я мог бы взять с собою за пределы гроба!". Но "науки молчали".

В это время искатель истины познакомился с монахами Валаамского подворья и Александро-Невской Лавры. Они-то и помогли найти то, к чему стремилась его душа. Отец, мечтавший о карьере сына, и начальство училища настороженно относились к религиозным устремлениям Дмитрия и препятствовали ему часто посещать богослужение и общаться с монахами. По просьбе родных митрополит С.-Петербургский и Новгородский Серафим (Глаголевский) сделал выговор иеромонаху Афанасию и запретил ему принимать на исповедь молодых юнкеров Брянчанинова и Чихачёва, однако после беседы с Дмитрием снял свой запрет. Но, чтобы окончательно порвать с миром, новоначальному нужен был руководитель, духовный отец. Таким человеком явился для Дмитрия Александровича иеромонах Леонид (Наголкин; в схиме - Лев), будущий основоположник старчества в Оптиной пустыни. Дмитрий был вынужден скрывать свой образ мыслей. Одним из немногих доверенных лиц был Михаил Васильевич Чихачёв, который оставался его другом и духовным соратником до последних дней жизни.

В 1826г. Дмитрий окончил инженерное училище и подал прошение об отставке, которое было отвергнуто императором Николаем I. Весной 1826г. Дмитрий заболел тяжелой формой туберкулеза. Присланные императором врачи уверяли в невозможности для него подвижнического монашества и всерьез опасались за его жизнь. Вопреки предсказаниям врачей, Дмитрий выздоровел. В январе 1827г. великий князь Михаил Павлович сообщил Дмитрию, что император предлагает ему вместо отставки перевод в любой гвардейский полк в южных губерниях России, благоприятных для здоровья. "Гораздо почетнее спасать душу свою, оставаясь в мире", - сказал великий князь. "Остаться в мире и желать спастись - это, Ваше Высочество, все равно, что стоять в огне и желать не сгореть", - ответил молодой офицер. После отказа от высочайшей милости он был направлен в инженерную команду крепости Динабург, строительство которой началось в 1810г. на берегу Западной Двины.

6 ноября 1827г., вопреки воле родителей, Дмитрий вышел в отставку по состоянию здоровья, имея в то же время намерение поступить в монастырь. Выход в отставку совершился для Дмитрия Александровича без ведома родителей, а потому сей шаг навлек на себя их гнев. Они полностью отказали сыну в материальной помощи и даже прекратили с ним переписку. Таким образом вступление в монастырь сопровождалось полной материальной нищетой новоначального инока.

Дмитрий Брянчанинов уехал в Александро-Свирский монастырь к своему старцу иеромонаху Леониду и поступил в число послушников. Беспрекословное послушание и глубокое смирение отличали послушника Брянчанинова в монастыре. Он трудился на поварне, где подчинялся бывшему крепостному своего отца, и на ловле рыбы. В общении с братиями он старался скрывать свое происхождение и образование и радовался, когда не знавшие принимали его за недоучившегося семинариста.

Дмитрий Брянчанинов оставляет блеск и богатство аристократической жизни, вызывая глубочайшее недоумение "света". Пробыв послушником в нескольких монастырях, он принимает иноческий постриг с именем Игнатий в уединенном Глушицком Дионисиевом монастыре. В январе 1832г. иеромонах Игнатий был назначен строителем Пельшемского Лопотова монастыря в Вологодской губернии, а в 1833г. возведен в сан игумена этого монастыря. Вскоре император Николай I вызывает Игнатия в Петербург; по Высочайшей рекомендации и по распоряжению Священного Синода его рукополагают в архимандрита и назначают настоятелем Сергиевой пустыни. Смягчилось сердце родителя, когда он увидел молодого сына своего в таком сане, который приличен старческому возрасту. Там где, не могла подействовать внутренняя, духовная сторона, взяла внешняя, и она вполне оказала благотворное свое влияние.

Прожив в Сергиевой пустыни 24 года, архимандрит Игнатий привел ее в цветущее состояние, построил несколько храмов. 27 октября 1857г. он был хиротонисан во епископа Кавказского и Черноморского. Епископ Игнатий достойно совершил трудное дело управления огромной Кавказской епархией в условиях жестокой Кавказской войны. Несмотря на военные действия, реальную опасность попасть в заложники или быть убитым, он посетил многие приходы от Тамани до Кизляра. Кроме того, он неустанно проповедовал. В отношении к духовенству и прихожанам Владыка Игнатий был истинным миротворцем, - строгий к себе, он был снисходителен к немощам ближних.

Неоценимо значение сочинений святителя Игнатия,- живого опыта деятельного подвижника, созидавшего свою духовную жизнь на основе Священного Писания и Предания Православной Церкви. Богословское наследие святителя Игнатия было принято читателями с большой любовью и благодарностью. Интерес к личности и бессмертным творениям епископа Игнатия не угасает и в наши дни. Святитель Игнатий Брянчанинов является лучшим духовным руководителем, лучшим примером того, как в жизненном водовороте человек может сохранить верность Христу, возгревая постоянно в сердце своем огонь любви и преданности Богу.

Из творений святителя Игнатия: "России предназначено огромное значение - она будет преобладать над вселенной. Она достигнет этого, когда народонаселение её будет соответствовать пространству. Нападение завистливых врагов, заставит её развить силы и понять свое положение, которое уже будет постоянно возбуждать зависть и козни. Это потребует огромного труда, подвига, самоотвержения. В главах книги пророка Иезекииля, описаны могущества, многочисленность северного народа, названного Россам. Этот народ должен достичь огромного вещественного развития, пред концом мира. И заключить концом своим историю странствования на земле человеческого рода".


Материал подготовила Надежда Мисюрова,
пресс-служба Свято-Духовского храма, п. Курагино

Рейтинг

В этом разделе

Добавить комментарий

Обновить

Естественный спутник земли?