»»»

Церковь в селе Шалаболино


Строительство церкви в селе Шалаболино. Образование Шалаболинского прихода.

Освоение сибирских земель и возникновение населенных пунктов потребовало строительства храмов и организационного оформления православия. Вначале это могла быть часовня или домовая церковь, а потом уже храм. В Шалаболино, по непроверенным данным, была деревянная церковь, и только в середине 19 века начинается строительство каменной церкви.

 

Шалаболинская Троицкая церковьРешение о строительстве церкви принималось на сходе. В прошении указывалось стремление общины "заботиться о религиозности и нравственности членов общества". Разрешение на строительство каменного храма было получено от епископа Афанасия Томского и Енисейского в 1845 году. Построена церковь была в 1851 г. Строилась церковь "благодаря тщанию прихожан". Собирались денежные средства, в ямах жгли известь, по особому рецепту обжигались кирпичи, для чего крестьяне сдавали определенное количество яиц.

В центре села на искусственно сооруженном холме, возвышаясь над всей округой, был сооружен белоснежный уникальный храм, окруженный крепкой каменной оградой. Храм был построен в честь Святой Животворящей Троицы, в котором было два престола: главный во имя Троицы, а второй престол - во имя Рождества Христова. Обилие окон в стенах и куполе делали его светлым, радостным. Все стены главного престола были покрыты фресками, на которых изображены лики святых, библейские сюжеты. В центре купола на фреске изображена Святая Троица, а по окружности сюжет о сотворении мира. Алтарь отделялся от придела иконостасом в несколько рядов. Царские врата, ведущие в алтарь, были красивого литья, позолочены. Узорчатые решётки на окнах делали их нарядными. Во втором, меньшем по размерам приделе во имя Рождества Христова службы велись по будничным дням, и украшен он был только иконами. Много средств пожертвовал на строительство храма бывший крестьянин с. Пойлово Иосиф Иванович Артемьев, золотопромышленник, "много потрудившийся по украшению сего храма".

Первую службу в храме проводил священник из Минусинска при большом стечении народа. Храм поражал своей красотой, виден был издалека. Он стал самым святым и значимым местом для жителей округи. В праздники приходили, приезжали крестьяне со всей округи. По словам жительницы села, храм по праздничным дням был переполнен. "Сердце замирало от красоты. Было чисто, красиво. Много икон. Особенно поражал многоголосый хор". А потом появился свой причт Шалаболинской церкви, который состоял из священника Иоанна Алексеевича Подгорбунского, дьякона Иоанна Алексеевича Тышнякова и пономаря Константина Фёдоровича Рениловского I. Жалование из казны священнику положено 300 р., дьякону 150 р., псаломщику 100 р. Руги и жалование от прихожан не положено. Доходов на причт за требоисправление - 1400 р. в год. Док. №22. Кроме того, получали "хлебные" руги из общественного магазина: священник 20 пудов, а дьякон и пономарь по 7 пудов в месяц. Дома у причта находятся в свободном от населения месте, довольно приличные, построены золотопромышленником Артемьевым. В 1852 году открылся Шалаболинский Троицкий приход.

Приход был очень богатый, поэтому на содержание и ремонт храма уделялось много средств. Последний раз храм реставрировался примерно в 1904 году. Многое отреставрировано местным художником Семёном Айзиман. В начале 20 века на средства прихода он ездил учиться искусству реставрации в Венецию. Вместе с Гриневичем, местным художником, он реставрировал иконостас, фрески под куполом, которые ещё сейчас можно хорошо рассмотреть.

На территории храма находятся захоронения двух священников, а также похоронена дочь одного из священников. При храме была богатая библиотека. Создано было попечительство, общество трезвости. При Шалаболинской церкви был попечительский совет. Его стараниями к началу IXX века при Шалаболинской Троицкой церкви была открыта богадельня для девочек-сирот. Девочки обучались швейному делу, помогали убирать в храме. Большое внимание уделялось религиозному воспитанию сирот, богадельня заботилась и о дальнейшей судьбе выросших воспитанниц. Кроме того, попечительский совет оказывал помощь нуждающимся прихожанам: денежной ссудой, зерном, моральной поддержкой.

Церковь и государство в 1918-1924 годах.

С приходом к власти большевиков начинается разрушение Русской Православной Церкви. 23 января 1918 г. издан декрет об отделении церкви от государства и школы от церкви, ликвидировано церковно-монастырское землевладение. В 1921-1922 годах вводилась предварительная цензура проповедей и запрет на обучение детей младше 14 лет. Предлогом для всеобщего погрома церкви стал голод, царивший в стране. В это время начинается постепенное разрушение Шалаболинской Троицкой церкви. Сначала были описаны и изъяты книги, о чём говорит документ "Список богослужебных книг Шалаболинской Троицкой церкви". Эти книги использовались для церковной службы, а также составляли фонд церковной библиотеки для прихожан. Об изъятии была дана расписка дьякону Зырянову.

В августе 22-ого года в Шалаболинский волисполком приходит документ из Губотдела с требованием предоставить данные о количестве православных храмов, о вероисповедании жителей прихода, о количестве сект и групп с указанием социального положения, образования, места службы, в какой партии состоит, ревностный ли исполнитель службы. В случае задержки ответов следует указать причины, и если они будут, признаны неудовлетворительными, то виновные привлекутся к ответственности.

Из местных активистов-комсомольцев, из некоторых учащихся старшей группы уже советской школы в Шалаболино формируется группа "воинствующих безбожников", которая, убеждала жителей не верить в Бога, не крестить детей; помогала собирать сведения о тех, кто посещал церковь. Это были трудные годы для Шалаболинской церкви. Лишённая части имущества, многих церковных книг, церковь продолжала действовать. Так, священник Симеон Мартынов ездил по деревням прихода и крестил детей, отпевал умерших, участвовал в панихидах в родительские дни.

Разрушение Шалаболинской Троицкой церкви.

В 1930-годы Сталин завершал построение тоталитарного государства. В таком государстве не должно быть идеологических противников, каким являлись церковные организации. Лишённые имущества и не признаваемые законом, конфессии продолжали жить, чем опровергали тезис о религии как классовом явлении и как пережитке капитализма. 30-е годы были очень сложными для служителей Шалаболинской церкви. В этот год была вывезена значительная часть имущества, книги. Однако жители по - прежнему посещали храм.

В 1933г. в день Николая - Угодника площадь перед церковью была наполнена народом. С красным флагом под звуки гармошки к церкви подходит группа активистов - комсомольцев, служащие сельского совета. Начинается митинг, где говорится о религии, как о "дурмане для народа", призывают население к сознательности. В здание церкви заходят члены ликвидационной комиссии. Их задача была описать имущество церкви и передать его в пользу государства. К входу в храм подъехали лошади, запряженные в сани, и члены комиссии начали выносить и укладывать иконы, дорогую утварь, одежду священников, богослужебные книги. Верующие стали уговаривать их не совершать богохульства. Многие плакали, кричали. А в это время на улице комсомольские активисты залезли на колокольню и начали сбрасывать колокола. Большой колокол упал на паперть, от него до сих пор осталась трещина в камне, лежащем перед входом в храм. Потом храм отдали в распоряжение активистов. Много имущества ушло к членам комиссии.

Насилие было совершено. Одно время в церкви был клуб, но многие родители не пускали детей в храм, да и не по средствам Советской власти было содержать такое здание. Позже в храме сделали склад для зерна, а потом долгое время он стоял осквернённый, пустой, подвергаясь разрушениям от погоды, от подростков, воспитанных в духе атеизма, незнакомых с духовной православной культурой.

Церковь и наше время.

Шалаболинская Троицкая церковьТолчком к надежде на возрождение храма послужил приезд американских подростков из штата Гавайи в Шалаболино. Первый раз они приехали 20 июня 1991 года. С ними были и подростки Красноярского края. Это были трудные американские и советские дети. Автор этой идеи архитектор, преподаватель КГУ Анатолий Федорович Блохин. В 1983 году он был приглашён председателем колхоза Домбинским В.И. для проектирования новой конторы в селе Шалаболино. Пораженный уникальностью церкви он мечтал о восстановлении её, поэтому здание конторы он спроектировал в едином архитектурном стиле с церковью. Первое лето гости вычистили всё внутри храма, вокруг него. Им помогали подростки села.

Летом 1992 года - второй визит американских подростков с педагогами и психологами. Жили они в обжитом палаточном городке " Горчичное зёрнышко " на берегу Тубы. Днём работали в храме вместе с жителями села, а вечером пели песни на русском и английском языках; пастор вёл беседы о Боге. В этом раз были забиты все окна досками, чтобы не разрушались оставшиеся фрески.

На сходе села было решено открыть приход, который был зарегистрирован в краевом Управлении юстиции. По этому поводу был отслужен благодарственный молебен около церкви; американцами был открыт счёт в банке, кое- что собрали сельчане. Деньги, собранные американцами и местным населением были истрачены на создание проектной сметы реставрации Шалаболинской Троицкой церкви, которую с группой архитекторов осуществил Анатолий Фёдорович Блохин. Но он неожиданно умер, и дело как-то затихло.

Уникальный, красивый храм, доставшийся нам в наследство, ждёт творческих, духовно продвинутых людей, которые взялись бы за его восстановление. И мы надеемся, что храм во имя Святой Троицы в селе Шалаболино будет восстановлен!


(Из реферата "Шалаболинская Троицкая Церковь", Чебокчинова О., Глызина Т.)

Рейтинг

В этом разделе

Добавить комментарий

Обновить

Сколько дней в году (не високосном), цифрами?