»»»

Волны памяти (часть 3)


Любовь Лесова (Сараскина Любовь Евгеньевна)

Мы подчас не задумываясь плывем по реке жизни. И только когда случаются невзгоды и испытания, пытаемся найти точку опоры, обозначить для себя новые смыслы. Чаще всего, силы жить полноценной жизнью в сложные времена нам дают теплые воспоминания о личном прошлом, о знаковых событиях своей жизни и многих людей, о личностях ныне здравствующих и уже ушедших, повлиявших на нас и запомнившихся хорошими делами.

Волны нашей памяти порой смешат, порой печалят, но настойчиво призывают достойно и интересно жить дальше.

Продолжение

Вы, конечно же, знаете, что у семнадцатилетних головой правит любовь. Многие черты личности закладывается в старших классах: порядочность и подлость; честность и лукавство; любовь к людям и злость на них. Стоит не среагировать вовремя «семье и школе» и расцветет махровым цветом в растущем человеке и коварство, и зависть, и лицемерие, и прочие низменные чувства. Стоит заниматься вовремя профилактикой негативных сценариев поведения, да и развития личности в целом. Смертельно опасно, например, растаптывать бутоны любви…

Любаша-старшеклассница

– Что такое любовь? – однажды на свадьбе у племянника ко мне обратился тамада. Тогда, помню, от неожиданности «а автомате» выдала определение: «Любовь – это хорошие отношения между мужчиной и женщиной, а дружба – это хорошие отношения между просто людьми». От меня явно ждали не этого, и молодой человек принялся, как мог, исправлять мое заявление эмоциональными красивостями по избитому поводу. А я всю жизнь считаю, что настоящими приязненными отношениями, достойными людей, являются именно те, которые остаются, даже когда химия любви, физиология, гормональный всплеск отойдут в сторону. Главное, чтобы человек был родным по духу, интересен и неисчерпаем как личность, чтобы были взаимная преданность и понимание. А мужчина или женщина этот человек – это уже вторично. Конечно, на заре юности меня интересовали именно мальчики, а дружба, по сравнением с «вулканом страстей» казалась пресной.

Любочку в новой школе звали Любашей. Любаша изучала новый класс, учителей и школу. С Любочкой-подругой обменивались потом впечатлениями. Обсуждались самые незначительные знаки внимания противоположного пола. На всю жизнь запоминается, кто впервые пригласил танцевать на школьном вечере, кто просто шел рядом с разговорами до самой школы, кто позвал на свой выпускной. Хотелось возвышенных отношений как в книгах. Шел поиск героя юных грез. Любаша быстро поняла, что никому нельзя простодушно рассказывать про свои симпатии и подвижки на любовном фронте. Даже мама, которой первоначально, как подружке, все рассказывалось, не понимала, как опасно вмешиваться в формирующийся мир юности, какие страшные переживания могут возникнуть и привести даже к суициду.

У мамы, был случай, попросил разрешения молодой человек из другой школы, чтобы я присутствовала на его выпускном. Ни он сам, а именно она доложила мне об этом предложении, при этом насмешничала, называла его уже «зятем» и весело посвятила в эти подробности всех соседей. Естественно, после обрушившихся на меня насмешек над потенциальным кавалером, уже ничего дальнейшего быть просто не могло. Еще страшнее, когда только формируется симпатия, только намечаются романтические отношения, и их намеренно разрушают. Разрушают девочки... Любаша была к этому не готова. Было удивительно, что улыбчивые и воспитанные девочки-одноклассницы могли за спиной коварно сообщать потенциальным кавалерам Любаши: «Да на кого ты внимание обращаешь? Это же маменькина дочка, ни к чему не приспособленная неженка! Знаешь, как ее в другой школе звали? Белоручка!». И все! Дело сделано, девочки опять в лицо улыбаются Любаше и радуются, что незадачливый кавалер, благодаря этому разговору, переключает внимание на кого-нибудь из них. Так что в новой школе Любаше приходилось держать ухо востро с коварными девочками и с удовольствием выстраивать дружеские отношения с умными и талантливыми мальчиками.
Одноклассники

Мы не случайно касаемся этих нюансов: любого старшеклассника именно человеческие отношения волнуют больше всего и от них зависит восприятие остального: школы, учителей, предметов, образовательного процесса. Чаще всего, половодье чувств отвлекает и мешает учебе. Иногда, правда, бывают и положительные моменты: хорошо, когда старшеклассники переносят соперничество за внимание противоположного пола и конкуренцию друг с другом в рамки предмета. Тогда получается глубокое и интересное познание дисциплины. Тут уже задача учителей понимать возрастную психологию и предоставить как можно больше материала на самостоятельное изучение, организовать интересное обсуждение в классе. Дисциплины с разнообразным дополнительным материалом позволяли «блеснуть» знаниями и этим заслужить внимание. Любаше по-прежнему нравились предметы гуманитарной направленности, но нельзя было дать слабину и с точными науками – дело чести и престижа, так сказать.

Очень занимательно, в частности, преподавалась литература. Но у Любаши сформировался свой подход, не вполне правильный, но действенный. Мы все знаем, что существует список обязательной для изучения литературы, и существуют методические пособия, где подробно разбираются, анализируются эти произведения. Так вот у Любаши дома была припасена заботливой мамой подобная литература и перед семинаром или сочинением, достаточно было скомпоновать или пересказать изложенные в пособиях сведения, и высокие оценки были обеспечены.

При этом само произведение не всегда полностью читалось и поэтому не получалось войти в художественный мир и насладиться им. Незрелым подходом Любаши были загублены многие великие произведения обязательного списка. Выручало то, что у нее был параллельный, самостоятельно формируемый список литературы, произведения которого не препарировались в рамках литературного анализа, а читались для души, для погружения в вымышленный мир, который иногда проявлялся в реальности в виде прогулок кисейных барышень по переулкам возле больницы.

Итак, помним, что любой подросток очень раним, и если в классе присутствуют насмешники, а этим очень грешат девочки, то может возникать психологическая проблема: человек знает материал, но не может донести его аудитории: просто ступор находит, если отвечающий предвидит, что в любой момент его ответа над ним прыснут со смеху или просто переглянутся с недоумевающей улыбкой.

Это все страшно переживается, и последствия, мы говорили, могут быть разные. Непонятый и осмеянный подросток будет искать тех, кто его поддержит. В любом поколении есть риск, что подросток примкнет к какой-нибудь реальной или, теперь, сетевой группировке, часто деструктивной. Учителю-предметнику всегда нужно осознавать, что перед ним чувствительные … дети, чьи глубокие душевные раны могут скрываться за излишней бравадой, девиантным поведением или даже отказом от посещения школы.

В каждом классе есть свои любимчики, изгои, есть свои группировки. Хорошо, когда семья и школа про это знает и не дает ситуации развиться до аффектов и депрессий. В Любашином новом классе своеобразный буллинг проявлялся в отношении с не справляющимися с учебным процессом учащимися, прибывшими из других школ. Сама Любаша этой участи по счастью избежала, так как сделала ставку на усиленную подготовку по всем предметам и на дружбу … с мальчиками.

В те далекие годы, кроме советской эстрады на телевидении, можно было попытаться настроить WEF-спидолу на волну зарубежной музыки. Можно было, кроме гибких пластинок журнала «Кругозор» ухитриться раздобыть пластинки зарубежных групп. Появлялись уже магнитофоны и на бобинах порой были записаны хиты рока, которые очень нас привлекали ритмом, необычностью звучания, необходимостью погружения в другой англоязычный мир. Благодаря маме у Любаши быстро появились и магнитола, и проигрыватель, и магнитофон.

И мама попросила бабушку не препятствовать новым друзьям Любаши посещению их дома, прослушиванию необычных записей, последующему бурному обсуждению. Нелегко было бабушке примириться с напором и звуком Led Zeppelin или Uriah Heep. Вот уж когда пришлось ей каждый вечер повторять едкое с негативным оттенком словечко «Воспитание!» относительно любимой внучки. Но мама оказалась права, Любаша навсегда подружилась с Витей, Валерой и Селиком, и вместе они приобрели глубокие познания не только в роке, но и в английском языке.

Бабушка даже попыталась пойти на компромисс и обговаривала некоторые условия: «Менуэт Гедике на пианино хорошо сыграешь, а потом уж включай свою какофонию». Но фортепианные успехи заметно отставали от рокового, в прямом и переносном смысле, увлечения.

Одобряла ли все происходящее мама? По-моему, мудро считала, что родителю лучше знать и видеть внешкольную жизнь своего чада и родительский долг – создавать условия для очередного увлечения.
ВИА

Дальше-больше! Deep Purple, Rolling Stones, Santana, the Eagles… Список групп, сведения об их участниках, содержание композиций становилось все более обширным. Впору было на классных часах помимо политинформации рассказывать и об этом увлечении молодежи. Но для этого, конечно, было выделено другое время – школьные дискотеки, вечера. Может быть, кому из воспитателей и не нравились «прозападные» увлечения, как раз был период «железного занавеса», но к нашим интересам относились с уважением, никто ничего не запрещал.

Ребята из класса играли и пели в инструментальном ансамбле школы новые композиции. Обсуждение английских текстов, общение на репетициях еще больше всех, кто интересовался роком, сдружило. Так что, Любаше, которая была компетентна в вопросах популярного музыкального направления, внимания и уважения одноклассников вполне хватало, а предметом ее юношеских воздыханий стал … певец и борец за мир Дин Рид.

Рейтинг

В этом разделе

Добавить комментарий

Обновить

Десять минус три будет, прописью?