»»

ПАМЯТИ ТАНКИСТА ГУРТОВОГО


ПАМЯТИ ТАНКИСТА ГУРТОВОГО

Село Балахтон Козульского района проводило на этой неделе в последний путь последнего Ветерана Великой Отечественной .. Ушел из жизни Анатолий Пантелеевич Гуртовой. Геройский танкист. Ветеран труда. И просто очень хороший и правильный по жизни Человек...

Экипаж танка

Экипаж танка "Шерман" М-4 №528 129 отдельного танкового полка, 89-й танковой бригады 2-го Белорусского фронта. Старший сержант Гуртовой А.П. в центре. Германия, р.Эльба, май 1945 г.

*******
Родился он в 1924 году в деревне Ивановка Козульского района, Шадринского с/совета. Здесь же рос, учился в школе. На второй день начала войны, 23 июня 1941 г. пришло страшное известие: ни радио, ни телефонной связи ещё не было, а газеты попадали сюда крайне редко. Было мобилизовано более 40 мужиков и взрослых пар¬ней. Все колхозные работы легли на плечи женщин и их, 14-16-летних подростков. А в августе 1942 г. пришел черед и тех, кому исполнилось 18 лет. В числе призванных был и Анатолий Гуртовой. Сначала пришлось военное дело в учебном полку в г. Канске. Он вспоминал, что это было самое тяжёлое время: казармы не отапливались, кормили очень плохо, какое уж тут было обучение. Но, говорил, что ребята не роптали, понимали, какое это время, военное. Зимой того же 42-го года, группу бойцов Канского запасного полка отправили для обучения в танковую школу города Омска. Учился он более полугода по специальности механик-водитель танка Т-34. И по окончанию танковой школы, в начале осени 1943 года молодых танкистов от правили в пополнение Первой Гвардейской танковой армии, расположенной в городе Сумы. Командовал армией генерал-лейтенант Катуков. Гуртового определили механиком-водителем Т-34/85 в первую бригаду под командованием полковника Горелова.

Один из памятных эпизодов случился под Киевом. Во время боя оборвалась связь и Анатолия отправили с донесением. Бежать надо было через зимнее поле. Уже половину пробежал и вдруг он услышал нарастающий гул: летели истребители - мессершмитты. Прятаться было некуда, вот тут-то и страшно было. Один из истребителей заметил бойца и круг дал на снижение. Вспоминал, что так низко летел, что даже кажется лицо летчика в очках разглядел. Анатолий упал в снег и закрыл голову руками. Пули ливнем посыпались полукругом рядом. Самолёт улетел, и казалось, что смерть была со¬всем близко и жив остался только чудом.

Многие годы спустя, он вспоминал, как переправлялись далее через Днепр и попали в жесткие клещи окружения. В их подразделении тогда из десятка танков остались только три. В этих боях, он получил контузию от удара снаряда в лобовую броню, но танк не покинул, продолжал вести его до последнего. Вскоре и последние танки вышли из строя Вырваться из окружения личному составу подразделения удалось вплавь через горную речку Быстрицу, в ледяной воде и кашей из снежной шуги. И все это под непрерывным обстрелом.

На все последующие годы сохранились в памяти события, связанные с боями за освобождение городов Жмеринка, Коломыя, Станислав... Несколько раз Анатолий Пантелеевич говорил мне, что слово Жмеринка вызывает спазм в сердце. Настолько страшные были здесь бои весной 1944 года. Немцы бились с невероятным упорством, чтобы сохранить за собой этот важный узел. Здесь экипаж А.П. Гуртового потерял еще один танк, сменив на новый. Вскоре после освобождения Жмеринки, уже в обороне у города Станислав, в начале апреле 1944 года, бронебойный снаряд снес угол лобового листа и механика-водителя «тридцатьчетверки» Анатолия Пантелеевича Гуртового ранило осколком в грудь. В палатке полевого госпиталя сделали операцию и вместе с остальными ранеными уложили в сарай. Позже, раненых отправили самолётом в город Гусятин, а оттуда в железнодорожных теплушках в Бердичев. На этом путешествие раненых не кончилось, их целый месяц везли в Баку. Госпиталь там располагался в городском Доме культуры. Когда раненые пошли на поправку из выздоравливающих танкистов нескольких десятков бакинских госпиталей была сформирована отдельная бригада для обучения управлению американскими танками. Они были отправлены для прохождения обучения в город Горький в Отдельную танковую школу.

Учились танкисты в Горьковской школе, а из неё эшелоном были отправлены на Одер. В Германии шли бои и вплоть до конца апреля 1945 г. корпус почти беспрерывно участвовал в тяжелых боях, одерживая победы и взяв города Грудек, Фрайштадт, Мариенбург, Хойнице, Бютов, Данциг, Нейштролитц, Везенберг, Тухель. Как вспоминал Анатолий Пантелеевич в боях за Одер и затем до Эльбы их экипаж трижды менял вышедшие из строя «Шерманы». Танкистов сберегла судьба и приказ командования беречь обученные экипажи американских танков.

Именно за участие в этих боях, за проявленное мастерство и мужество старший сержант Гуртовой А.П., заряжающий танка «Шерман» М-4, 139 танкового полка, 68 механизированной краснознаменной бригады. 8 механизированного Александровского корпуса был отмечен наградой; 30 апреля 1945 г. был награжден медалью «За Отвагу». В наградном листе отмечено, что «ст.сержант Гуртовой в боях на левом берегу Одера за овладение г. Нейштролитц действовал мужественно, участвовал в проделывании проходов в завалах смело под огнем противника, быстро заряжал орудие, обеспечивая выполнение задачи..». Ст.сержант Гуртовой А.П. был награжден также орденом Отечественной войны I степени, медалью "За победу над Германией", Юбилейными медалями ....

К исходу 3 мая 1945 г. противник был зажат между войсками 8-го мехкорпуса с востока и подразделениями 82-й американской парашютно-десантной дивизии с запада. Вражеские войска сложили оружие и сдались в плен. И здесь произошло, пожалуй, самое памятное, но на этот раз радостное, воистину историческое событие в жизни фронтовика Гуртового. 2 мая 1945 года на реке Эльбе состоялась встреча воинов 2 Белорусского фронта с союзными войсками. Анатолий Пантелеевич вспоминал, что с американцами встретились наши танкисты именно на американских танках. Три их танка вышли на берег Эльбы и тут на наш берег стали переправляться первые катера с союзниками. Вскоре подошел весь полк. Так для танкового корпуса закончились боевые действия.

«С этого дня война для нас закончилась, - вспоминал Анатолий Пантелеевич, - «в те дни время мне был 21 год, и жизнь для меня только начиналась».

Солдаты 1924 года рождения были демобилизованы в 1947-48-м годах. Поэтому А.П. Гуртовому ещё два года пришлось отслужить в составе Советских оккупационных войск в Германии, и лишь в 1947 году с боевыми наградами вернулся он в родной колхоз. Не раз в послевоенные годы ему пришлось встретиться с однополчанами и друзьями из Минска. В 1975 году вместе с дочерью съездил на встречу в Москву. Вторично на сорокалетие Победы в 1985 году снова танкисты собирались в Москве. Приезжали однополчане и к нам в Балахтон.

Анатолий Пантелеевич Гуртовой

В мирное время Анатолий Пантелеевич работал до 1950 года в родном колхозе «Украинец» в Ивановке, после укрупнения - в колхозе имени Ворошилова в Шадрино. Позже переехал с семьёй в Балахтон, где многие годы трудился в сельпо. Жена его, Надежда Семеновна, была нашим учителем в 1-4 классах Балахтонской средней школы. Нашей одноклассницей была их дочь Галя. Лично я на всю жизнь остаюсь благодарен своей первой учительнице за основательные знания, на которых базируется все последующее образование и профессиональная деятельность.

Анатолий Пантелеевич и Надежда Семеновна достойно вырастили и воспитали четверых детей. В 1994 году А.П. Гуртовому было присвоено звание «Почётный гражданин Козульского района». В последнее десятилетие жизни он проживал у дочери Любови Анатольевны Заспо (Гуртовой) в Курагино и был одним из видных представителей районного общества Ветеранов войны.

Для меня Анатолий Пантелеевич был не просто односельчанином моего раннего детства, но, пожалуй, старшим товарищем. Начиная с 1980-х годов, когда я уже работал в Балахтоне, и позднее при встречах вплотную общались по истории села, по теме войны и психологии человека на войне.

Он рассказывал о таких событиях и переживаниях, о которых, обычно, не пишут в книгах. Особенно поразило ощущение отстраненной фатальности танкиста, когда он спускается в люк замкнутого стального пространства, словно в последний раз.. Но все уходило, когда руки ложились на рычаги… уже было не до переживаний… вспоминал, как не мог разжать пальцы с рычагов после первого боя, - прикипели как бы замертво.. вспоминал, что радист приклеил внутри к броне листочки с молитвами.. и остались же живы! Рассказывал, что кресло механика-водителя располагалось в левой части корпуса. Перед ним большой люк на шарнирах с перископом для наблюдения. Под руками два управляющих рычага и рычаг переключения передач. Бывало, что рычаги заедало… Ноги - на педалях сцепления и тормозе. Управления танком Т-34 требовало очень больших усилий, в сравнении с американскими «Шерманами».

Когда уже воевал заряжающим на «Шерманах», физически стало может и тяжелее.. в тесноте башни.. тяжелые снаряды до 12-15 килограммов.. только успевай заряжать.. и ручьи пота из-под шлема, и гимнастерку и комбинезон «хоть выжимай» … Вспоминал, что запах газов, гари внутри танка ощущает все послевоенные годы .. Его задачами как заряжающего танка, были содержание орудия, спаренного пулемета и их заряжание. Рабочее место заряжающего здесь располагалось слева от казенной части пушки, напротив наводчика и рядом с командиром танка.

Жутко вспоминать, рассказывал мне Анатолий Пантелеевич, когда после наступления удаляли из подвески, с катков и гусениц «остатки» проезда по трупам... «Никому не пожелаю испытать такое» - говорил он ..

И неоднократно он возвращался в своих воспоминаниях к запредельно эмоциональной радости окончания войны и встрече с американскими солдатами на реке Эльбе в мае 1945-го ...

Лет 10 назад по приезду в Курагино, мне передали, что Пантелеевич срочно зовет меня к нему в палату районной больницы. Врачи предположили тогда у него рак легких. Это было фактически наше тягостное прощание… Но, оказалось, что диагноз ошибочно был поставлен из-за рубца на легком, что образовался от того осколочного ранения 1943 года. Можно только представить, в каком состоянии был тогда Анатолий Пантелеевич..

Курагино, День Победы, 2014 г.

Но судьба подарила еще годы жизни.. и в последний раз мы встречались с Анатолием Пантелеевичем 9 мая 2014 года. В тот праздник я был у отца в Имиссе и в день Победы они с Любовью Анатольевной приехали к нашему отцу в гости. Незабываемая встреча.. Вспоминали они о жизни и работе в 50-60-е годы в Балахтоне, об общих друзьях, о времени юности, когда им, воевавшим было по 35-40 лет, говорили о жизни, немного о «болячках»… Отец наш тогда оставался в селе последним жившим здесь ветераном.. ушел в декабре того же года..

Курагино, День Победы, 2017 г.

В среду на прошедшей неделе ушел из жизни в почтенном возрасте 95 лет последний ветеран с.Балахтон и в последнее десятилетие жизни ветеран пос.Курагино ..

Низкий поклон, благодарность и вечная память Вам, дорогой Анатолий Пантелеевич..



Борис Ермолаевич Андюсев
Красноярск, 2019 г.

Рейтинг

В этом разделе

Добавить комментарий

Обновить

Сколько дней в году (не високосном), цифрами?