»»

Незабываемые встречи с Константином Симоновым


Незабываемые встречи с Константином Симоновым

В начале семидесятых годов я служил в войсковой части на территории Абхазской республики в районе города Сухуми в должности замкомандира части по политчасти. В это время шла подготовка к выборам в Верховный Совет СССР. На политзанятиях с личным составом изучалась советская избирательная система, порядок проведения выборов и т.п.

Незабываемые встречи с Константином Симоновым Я обратился с просьбой выступить перед воинами части к Председателю Президиума Верховного Совета республики Абхазия Баграту Васильевичу Шинкуба, народному поэту Абхазии, писателю.

Он принял меня в своем кабинете исключительно радушно, внимательно выслушал мою просьбу. Затем говорит: "Я Вам сейчас предложу такого товарища для встречи с воинами, который не понаслышке знает, чем занимается Верховный Совет страны. Он сам дважды избирался в Верховный Совет СССР". Набирает номер телефона и говорит: "Константин, у меня в кабинете находится майор войсковой части, политработник, депутат Гульрипшского райсовета и просит выступить перед воинами в связи с подготовкой к выборам, рассказать о работе Верховного Совета. Ты не возражаешь выступить? Нет? Ну и хорошо! Он сейчас к тебе приедет". Затем Б. В. Шинкуба обстоятельно мне поведал, что он сейчас беседовал с Константином Михайловичем Симоновым, который проживает сейчас в селе Гульрипши, в дачном поселке писателей, как раз недалеко от нашей части. (Обратите внимание, что в конце его книги "Последнее лето" написано: "Москва-Гульрипш 1965-1979").

Гульрипшский район - это пригород Сухуми, на его территории находился Сухумский физико-технический институт, дом отдыха "Агудзеры", чайные плантации, фабрика по переработке чая, совхозы по выращиванию цитрусовых культур.

В конце нашей беседы Баграт Васильевич подарил свою книгу "Песнь о скале" с дарственной надписью и автографом. Поблагодарив его за доброжелательный прием, я в приподнятом настроении поехал навстречу с Константином Симоновым.

По дороге меня охватило волнение: как он отнесется к моей просьбе? Ведь это человек широко известный не только у нас в стране, но и за ее пределами. Его произведения любили все. Я стал вспоминать, что я читал, какие фильмы по его книгам смотрел. Особенно любил я фильм "Парень из нашего города". Нам, юношам призывного возраста, хотелось быть такими как герой этого фильма Сергей Луконин, которого так замечательно сыграл Николай Крючков. Многие стихи я помнил с юных лет, например: "Сын артиллериста". Вспомнились слова:

Держись, мой мальчик: на свете
Два раза не умирать.
Ничто нас в жизни не может
Вышибить из седла!-
Такая уж поговорка
У майора была.


На фронте у многих из нас бережно хранились в карманах гимнастерок переписанные стихи:

Жди меня, и я вернусь.
Только очень жди,
Жди, когда наводят грусть
Желтые дожди,
Жди, когда снега метут,
Жди, когда жара,
Жди, когда других не ждут,
Позабыв вчера.
Жди, когда из дальних мест
Писем не придет,
Жди, когда уж надоест
Всем, кто вместе ждет…


Дачи писателей, в том числе и К. М. Симонова, стояли прямо на берегу моря. Это были одноэтажные, весьма скромные, по нынешним временам, дома.

Я подъехал на армейском штабном "газике" прямо к дому. К. М. Симонов в это время купался в море. Увидев машину, он вышел из воды на тропинку, выложенную из крупных булыжников и ведущую к его дому. Я пошел ему навстречу. Он громко закричал, чтобы я взял большой камень и положил в продолжении тропинки. Такая, говорит, у нас традиция.
Незабываемые встречи с Константином Симоновым
Я представился, сказав, что прибыл с легкой руки Баграта Васильевича Шинкуба. Должен сказать, что с первых минут знакомства волнение стало проходить, и мы разговорились, сидя на камнях, понимая друг друга с полуслова. Во время беседы он сказал, что наконец-то хоть один политработник за все годы его пребывания в Гульрипшах отважился пригласить его в часть. Договорились о времени встречи в нашей части, о его выступлении перед личным составом и членами семей военнослужащих, и он принял приглашение на товарищеский ужин с офицерами гарнизона.
Накануне встречи в поисках книг К. М. Симонова я объездил все книжные магазины Сухуми. И только в одном удалось приобрести шестой том из собрания сочинений издательства "Художественная литература". В этот том вошли страницы воспоминаний и пьесы: "Парень из нашего города", "Русские люди", "Русский вопрос", "Под каштанами Праги" и др.

Очень интересны были записи об Иване Алексеевиче Бунине, с которым Симонов 5-6 раз встречался в Париже. Однажды Константин Михайлович читал для русской колонии свои стихи военных лет, "Ты помнишь, Алеша, дороги Смоленщины…" и другие. Стихи очень взволновали зал и его долго не отпускали. В зале было полторы тысячи человек, в первом ряду сидел И. А. Бунин. Также в книге были размещены интересные воспоминания К.М.Симонова о встречах с Чарли Чаплиным, Назымом Хикметом, Всеволодом Пудовкиным, Петром Кончаловским и другими известными людьми.
Наступил день встречи. По дороге в часть я посетовал Константину Михайловичу на то, что не смог достать его книг в наших магазинах, их нет даже в огромном магазине "Военная книга". Симонов ответил, что военные ведомства не издают его произведений, а Главное Политуправление Министерства обороны настаивает, чтобы он писал как им угодно. "А я, - говорит Константин Михайлович, - пишу о войне так, как я её видел с первых дней до победы".

К. М. Симонов на фронте находился в качестве военного корреспондента там, где сражения были особенно упорными и кровопролитными.

Вот такой разговор состоялся у нас по дороге в часть. Кстати, К. М. Симонов "пожурил" меня за то, что я приехал за ним не на военном "газике", а на "ЗИС-110", повзаимствованном мной у директора Сухумского физико-технического института. Он рассказал, что недавно вернулся из Вьетнама, где на военном "газике" проехал сотни километров. Перед собравшимися я представил Константина Михайловича как Героя Социалистического труда, поэта, прозаика, драматурга, сценариста и публициста, а К.М.Симонов, выйдя к трибуне сказал: "Ваш замполит забыл еще сказать, что я являюсь военным корреспондентом газеты "Правда".

Поскольку мы собрались в преддверии выборов в Верховный Совет СССР, Константин Михайлович подробно, обстоятельно рассказал о том, как сразу после войны его избрали депутатом Верховного Совета, как он встречался с избирателями на Смоленщине, какая царила кругом разруха: в сожженных селениях люди по-прежнему ютились в землянках, не было школ, отсутствовали радио и связь. Трудно было находить слова, которые бы вселяли уверенность в то, что все будет восстановлено в кратчайшие сроки, что жизнь наладится, что правительство делает все для возрождения народного хозяйства.
Незабываемые встречи с Константином Симоновым
В то время все мы, особенно фронтовики, находились под впечатлением недавно просмотренных кинофильмов, снятых по произведениям Симонова. Это, прежде всего, "Живые и мертвые" по одноименному роману и "Возмездие" по роману "Солдатами не рождаются". Расспрашивали его о творческих планах. Воины попросили его почитать стихи военных лет. Стихи он читал спокойно, очень проникновенно, так, что у нас мурашки по коже бегали. По завершении встречи воины преподнесли К. М. Симонову военную панаму (головной убор, который носили солдаты в субтропической зоне вместо пилотки), подставку для карандашей и пепельницу, сделанные ими из пробкового дуба. После встречи мы сфотографировались и получили автографы на его книгах.

На ужине с офицерами он еще и еще говорил о том, что о минувшей войне необходимо знать как можно больше, как тяжелы были для всех дни отступлений и поражений, каким счастьем для всех была победа… К. М. Симонов пожелал офицерам помнить о лучших боевых традициях нашей армии, развивать и беречь их.

После этой встречи у нас установились дружеские отношения. Константин Михайлович был в хорошей спортивной форме, очень любил играть в теннис. Я неоднократно возил его на теннисный корт в Сухуми. Я до сих пор помню каждую встречу с этим замечательным человеком.

Прошли годы. Я продолжал внимательно следить за творчеством К. М. Симонова. Особенно интересно мне было появление документальных фильмов "Шел солдат" и "Солдатские мемуары". В основе фильмов - беседы писателя с кавалерами Ордена Славы трёх степеней. Это пронзительные рассказы настоящих простых солдат, воевавших в разных родах войск, о наиболее памятных эпизодах войны, о страшном, трагическом и радостном, о той солдатской правде, которая на войне одна и для рядовых и для генералов. В фильмах было много военной хроники и "лирические отступления" автора с чтением стихов. Это правдивое, глубокое по мысли и потрясающее своим эмоциональным воздействием повествование о ратном труде и великом подвиге простых советских людей, мужественно выдержавших тяжелейшие испытания и ценой неимоверных жертв одержавших победу над фашизмом.

Умер Константин Михайлович 28 августа 1979 года в Москве. Согласно завещанию, прах К. М. Симонова был развеян над Буйничским полем под Могилёвом, над местами особенно памятных ему боёв периода Великой Отечественной войны.


А. В. Глаголев
полковник в отставке

Рейтинг

В этом разделе

Добавить комментарий

Обновить

Десять минус три будет, прописью?