»»»

Вход Господень в Иерусалим (Вербное воскресенье)


Вход Господень в Иерусалим (Вербное воскресенье)

Торжественный вход Господень в Иерусалим празднуется Православной Церковью в последнее воскресенье перед светлым праздником Пасхи. Это - один из великих праздников и называется он еще Вербным Воскресеньем, потому что в этот день за всенощной службой Божией (или за утреней) раздаются молящимся освященный ветви вербы.

Вход Господень в ИерусалимШумно волновался народ иудейский, когда Христос входил туда, перед наступлением пасхи. К этому празднику в Иерусалим стекались миллионы людей, и он был уже заполнен народом, когда происходила торжественно-царственная встреча долгожданного Мессии - Спасителя мира.

Св. евангелист Иоанн Богослов в своем Евангелии отмечает, что перед входом Господним в Иерусалим, еще по пути среди народа молниеносно распространился слух о Чуде воскрешения Лазаря, сотворенном Иисусом Христом; весть об этом поразительном Чуде подняла дух у всех, кто почитал и любил Спасителя. После этого, как говорит Св. Евангелист Лука, все в радости стали славить Бога за все дивные Знамения, которые они видели за это время. Нужно иметь в виду, что все апостолы ждали того, что их Учитель придет в Иерусалим, чтобы там прославиться, как прославляется земной царь. Им казалось, что этот момент уже наступил, что Христос входит в Иерусалим с Царскою славою именно для того, чтобы принять Престол и воцариться; и они ликующе возглашали: "Осанна, благословен Грядый во Имя Господне".

Восторг народа был настолько велик, что люди постилали свои одежды на пути, по которому ехал Спаситель, срезали ветви финиковых пальм и других деревьев, устилая ими Его путь, шли, имея их в руках, как знамение торжества и празднования.

Из проповеди святителя Филарета (Вознесенского): "Велик был восторг и апостолов, и народа. Но Сам святейший Виновник торжества не принимал участия в этом ликовании; напротив того - как говорит Св. Евангелист Лука - когда они приблизились к Иерусалиму, и открылся вид на красоту этого св. города, Христос Спаситель, вопреки ликованию всех Его окружавших, как бы не видя и не слыша этого ликования, - заплакал, глядя на город, и сказал: "О, если бы ты хоть в этот день понял, что служит к спасению твоему! Но это сокрыто ныне от глаз твоих; и придет день, когда враги тебя окружат, осадят, разрушат и камня на камне тебе не оставят за то, что не уразумел ты времени посещения своего…"

Господь знал, как непостоянен народ, и как переменчива толпа. Своим всеведением он провидел, что не пройдет и недели, как возгласы "Осанна Сыну Давидову" сменятся воплями "Возьми, возьми, распни Его", и что эти ужасные слова будет кричать тот самый народ, который только что восторженно встречал Его. Это наполнило глубокой скорбью Его Святейшую Душу. Одно было утешительно и радостно для Спасителя при Его входе в храм: это - чистые детские голоса, от чистой души и чистого сердца восклицавшие Ему: "Осанна Сыну Давидову". Вот этому радовался Господь, ибо это был чистый детский восторг, и дети, - как дети, от всего сердца радовались и торжествовали, не понимая, как должно, всего происходящего, но непосредственно выражая Ему свои восторг и любовь.

Вот это мы с вами ныне вспоминаем и празднуем; но помним также, что, по словам молитвы церковной, этот день не только праздничный, но и предпраздничный. Ибо, если завтрашнее воскресение именуется "Вербное Воскресение" или "Вход Господень в Иерусалим", то в следующий воскресный день будет праздников Праздник - Святая Пасха Христова, до которой всякая верующая душа надеется по милости Божией дожить и встретить Ее еще более торжественно и радостно.

А между этими двумя великими Праздниками, между этими двумя воскресными днями - находится Страстная седмица, с ее богатством богослужебных воспоминаний, молитвословий и священнодействий. Так постарайтесь же, почерпнуть как можно больше из этого богатства Страстной Седмицы. Это особое, благодатное и священное время в церковно-богослужебном году. И прекрасно делает тот, кто пользуется каждой возможностью в дни страстной седмицы, особенно в ее три последние дня, - в четверг, пятницу и субботу, как можно чаще побывать в храме. Тот, кто по каким-либо причинам не бывал раньше в храме в эти святые дни и приходит впервые - поражается красотой молитв и священнодействий, и сплошь и рядом горько упрекает себя за то, что раньше пренебрегал этим, и сам себя лишал этого духовного богатства и укрепления. Это богатство Церковь предлагает нам теперь. Постараемся же воспользоваться им и, освятившись и укрепившись святыми службами Страстной Седмицы, - встретим, как должно, и Пасху Святую!".

Как пишет священник и публицист Александр Шаргунов: "Церковь призвана показать всем дорогу, которая от тщеты всего земного ведет в Царство Христово. Не должно быть никаких иллюзий. Входом в Иерусалим Христос входит в смерть, чтобы явить полноту истинной жизни за пределами Креста - в человеческой истории, но в той, которая возвышается над историей в вечной жизни. "Если пшеничное зерно, пав в землю, не умрет, то останется одно; а если умрет, то принесет много плода" (Ин. 12, 24). В этом заключается тайна Христианства: кто строит свою жизнь по слову Господню, устремляясь к вечному Царству, становясь, по дару Христа, кротким, милостивым, миротворцем, чистым сердцем, алчущим правды Божией, смиренным и нищим духом, тот способен преобразовать историю мира глубже и надежней, чем все сильные мира сего, для которых только сила имеет значение.

Несомненно, христиане должны делать все, чтобы облегчить нынешние и будущие беды человечества. Но мы не должны при этом забывать Господни заповеди блаженства, в которых - избыточествующая жизнь, исходящая из страданий Креста Христова: "Блаженны нищие, ибо ваше есть Царство Божие. Блаженны алчущие, ибо вы насытитесь. Блаженны плачущие ныне, ибо воссмеетесь". Но "горе вам, богатые, вы уже получили свое утешение. Горе вам, пресыщенные ныне, ибо взалчете. Горе вам, смеющиеся ныне, ибо восплачетесь" (Лк. 6, 20-24). Перед судом этих слов, что значит этот мир богатых и сытых, ищущих все большего богатства и насыщения!

Сегодня мы смешиваемся с ликующей толпой, приветствующей Мессию криками "Осанна!" Необходимо, чтобы мы глубоко осознали, что у нас есть только один Царь и Мессия. Что Он один знает путь в Царство Божие, и открывает его нам. И оттого что Он открыл этот путь для нас раз и навсегда, мы можем, и мы должны следовать за Ним. На Тайной Вечери Симон Петр спросил Его: "Господи, куда Ты идешь?" Иисус ответил ему: "Куда Я иду, ты не можешь теперь за Мною идти, а после пойдешь за Мною". (Ин. 13, 36). Аминь".


Материал подготовила Надежда Мисюрова,
пресс-служба Свято-Духовского храма, п. Курагино

mivilina@mail.ru

Рейтинг

В этом разделе

Добавить комментарий

Обновить

Десять минус три будет, прописью?