Радость Воскресения Христова пришла к нам, и радости этой никто не может отнять у нас. Святая Церковь не перестает взывать к нам: "Работайте Господу со страхом и радуйтесь Ему с трепетом". Невозможно по-другому служить Господу. Наши души переполнены не только солнцем и цветением, но и вечной весной. И странным образом причины нашей радости буквально те же самые, что при других обстоятельствах вызывали у нас печаль.
Все зависит от того, куда устремлен наш взор. Кто ищет Господа, у того сердце всегда будет преисполнено радостью. Потому что Христос все победил.
Среди пасхального ликования Церковь не перестает напоминать, какой ценой куплена для нас эта радость. Но тайна нашего спасения не заключается только в жертвенной смерти Христа на Кресте. Смерть Христа без Воскресения - это поражение, страшное и решительное, и мы все - непонятно что. Но когда за смертью наступает воскресение, эта вольная жертва, увенчанная победой, эта сияющая победа утра Пасхи, эти две тайны - смерть и воскресение - становятся одной. Пасха означает переход. И как всякий переход предполагает два момента: начало пути и его завершение. Начало перехода - смерть на Кресте, завершение - воскресение. Но Воскресение Христово невозможно без Его Крестной смерти. И в Светлой седмице всегда присутствует Страстная. Невозможно быть причастником Пасхи Господней, не участвуя вместе с Церковью в Страстной седмице.
Св. Иоанн Златоуст возглашает: "Воскресе Христос - и ни один мертвец не остался во гробе..." Но, вместе с тем, мы видим и слышим, что умирают наши ближние, умирают молодые и старые. В чем же победа Христа над смертью? Смерть бывает разная; бывает телесная смерть, но есть еще более страшная - смерть души, когда она умирает в оставленности и разлуке с Богом. Такой смертью в течение тысячелетий до прихода Христова умирало все человечество, потеряв Бога как Источник жизни. И вот Христос, Сын Божий, пришел на землю, приобщившись нашему умиранию и смерти. Как Бог Он умереть не мог, но по любви к нам, как человек, Он разделил с нами нашу судьбу, взошел на Крест и за нас умер. По Воскресении Он низшел во ад, в бездну богооставленности, и Своим приходом навсегда упразднил смерть, наполнив все дивным светом вечной жизни.
Радуются ныне все скорбящие, страждущие, больные, убогие, несущие бремя тяжких обстоятельств, ибо радость о спасении выше всех временных скорбей, болезней и страданий. Нынешние временные страдания, говорит апостол, ничего не стоят в сравнении с той славою и радостью, которые откроются нам, когда по благодати Христа Спасителя соделаемся наследниками благ небесных и участниками Его вечной славы (Рим.8,17). Будем радоваться и благодарить Бога, возлюбившего нас так, что Он Сына Своего Единородного отдал за наше спасение и вечную жизнь. Мы знаем, чего стоило наше спасение Его Сыну - отверженности, предательства, оставленности учениками в Гефсиманском саду и умирания в одиночестве.
Чем мы можем отозваться на эту непобедимую и Божественную любовь и жертву? Мы должны всю свою жизнь превратить в благодарение Господу, исполняя Его заповеди, и так же научиться любить каждого человека, как нас возлюбил Бог. Нужно отказаться от всего временного и тленного, отказаться от себялюбия и жить для других.
Из проповеди священника и писателя Александра Шаргунова "Что должны мы вынести с собой, исходя из храма? В день, который наступает ночью, в светлое Христово Воскресение - начало нашей вечной жизни. Мы поистине приняли Воскресшего Господа, и будем устремляться к свету, который светит во тьме, и тьма не может его объять. Мы приняли Его в Его Теле и Крови, в причастии Святых Христовых Таин. Но мы приняли Его также друг в друге. Это то, что раскрывает литургия. Есть прекрасный обычай пасхального целования в эти святые дни. Мы принимаем жизнь друг друга. Это начало нового мира благодати, действия ее в нас. Мы выйдем обновленные, открытые новому Христову дару.
Дар Воскресения Христова, который есть любовь, - сие не от нас, а от Бога. Воскресение Христово, наше воскресение - любовь, не знающая границ. А то, что исходит от нас, кончается очень быстро. Оно всегда на пределе наших интересов, нашего мира ценностей. Мы не можем идти очень далеко. Но если Христос, Пасха Христова, первая заповедь будут у нас на первом месте, если мы будем исходить от Христа, от Его прободенного копием ребра, от тайны Отчей любви, наша любовь будет охватывать всех - это будет Христова любовь. Только так мы пройдем через смерть и начнем любить как Христос. В этом вся новизна Евангелия. Новая жизнь воссияла от гроба, побеждающего смерть.
Как первые ученики, мы готовы нести весть о победе Христовой во все концы мира. Наша Пасха - всечестная, потому что в ней - победа истины над всякой ложью, добра - над всяким злом. Все заполняет радость, и нет места для уныния в самых тяжких обстоятельствах. Эта радость дает нам силы любить не только любящих, но и ненавидящих нас, простив им все Воскресением, как нас простил Христос.
Возрождение России и Православия, о котором говорят русские святые, возможно только силою Воскресения Христова, и это зависит от нашей верности Пасхе Господней, этому свету, этой радости, которую Бог открывает сегодня нам. Это зависит от нашего покаяния, ибо "время начаться суду с Дома Божия". Победа Христова принадлежит всем, и, как всегда на Пасху, будем приветствовать криком радости: "Христос воскресе!" - всю русскую землю, весь мир, всех, кто услышит нас и не услышит, чтобы услышали все. Жизнью и смертью своею поклонимся святому Христову Воскресению, чтобы весь мир мог вместе с нами сказать: "Воистину воскресе Христос!"".
Материал подготовила Надежда Мисюрова,
пресс-служба Свято-Духовского храма, п. Курагино
mivilina@mail.ru