»»

Создать гармонию в себе


Курагинский район встречал немало на своем веку различных гостей, кого-то привлекала благодатная красота сибирской природы, кого-то общение с людьми и познавание нового.

И вот вновь наш район собирает гостей, в ближайшее время в поселке Курагино состоится арт-фестиваль "Курага-2010", он будет проходить с 14-15 августа в рамках празднования Дня поселка. На праздник приглашены различные музыкальные коллективы и исполнители. Я хочу познакомить читателей с одним из участников предстоящего арт-фестиваля, человеком интересным и для наших мест гостем необычным, зовут его Михаил Вишняк.


Михаил ВишнякЭто солист красноярского государственного театра оперы и балета, являющийся одним из ярчайших теноров России. Мне удалось побеседовать с ним во время его летнего отпуска, проводимого в поселке Курагино.

Михаил уже год работает в Красноярске, а до этого много лет был солистом Мариинского театра Санкт-Петербурга, где работал под руководством дирижера маэстро Валерия Гергиева и даже несколько лет состоял в труппе Большого театра.

По просьбе организаторов арт-фестиваля "Курага-2010", поселковой администрации, Михаил Вишняк безвозмездно согласился принять участие в праздничных мероприятиях.

В ходе нашего общения выяснилось, что Михаил - наш земляк, его родовые корни уходят в деревню Гуляевка Курагинского района, но детство и школьные годы будущего оперного певца прошли в городе Железногорске. Желание петь пришло внезапно, родители никакого отношения к музыке не имели. Далее немного биографии нашего гостя. После окончания школы Михаил приезжает в Красноярск поступать в институт Искусств, но в жизни все складывается не так-то просто.

Комиссия во главе с известнейшим педагогом Екатериной Константиновной Иоффель (наставницей знаменитого Хворостовского) уже собралась уходить, и тут появляется наш герой. После минутного удивления ему предложили спеть. Концертмейстер попросил ноты. Но у абитуриента Вишняка их не оказалось! И он запел так, что зазвенели стекла, сам не зная, что исполняет. Терпеливо выслушав, Екатерина Иоффель сказала: "Голос есть, но непричесанный какой-то!" - и поставила неудовлетворительно.

Далее в жизни Михаила наступили суровые будни - попытка учебы в Институте цветных металлов, частные уроки пения с педагогом, музыкальное училище и армейский ансамбль песни и пляски. После чернобыльской аварии отцу дали квартиру в Киеве. Затем Михаил Вишняк поступает в киевскую консерваторию, которую оканчивает в 1996 году. Далее работа на красноярской сцене, но стремление к чему-то большему подталкивало к поиску нового. И наконец состоялось прослушивание в московский театр им.Станиславского и Немировича-Данченко, куда Вишняка сразу же принимают.

Потом в творческой биографии нашего героя появляется Мариинский театр и возникает необходимость переезда в Питер. В бывшем императорском театре Михаил Вишняк исполнял партии в операх "Тоска", "Пиковая дама", "Мадам Баттерфляй", "Отелло", и где немало лет продолжалась работа с ведущими концертмейстерами, музыкантами и певцами, также были продолжительные гастроли по Соединенным Штатам Америки. И вот в 2009 году Михаил решает вернуться на сибирскую землю.

- И первый вопрос напрашивается сам собой, Михаил, почему проделав такой тернистый и непростой путь к успеху и высотам в своей профессии, вы решаете вернуться в Сибирь?
Михаил Вишняк. Пиковая дама- Просто мои жизненные приоритеты изменились, произошла переоценка ценностей. Если раньше они основывались в какой-то степени на тщеславии, мне хотелось быть лучше, быть известней других и гордиться этим, то в нынешнем духовном состоянии я считаю это совершенно ненужным. Раньше моя работа была на первом месте, которая подчиняла себе всю мою жизнь, а теперь я хочу, чтобы работа встала на третье, на четвертое место.

Прежняя жизнь не приносила удовлетворения, сначала было стремление заработать денег, когда я их заработал, я понял, что ничего не изменилось, душевная пустота осталась. Потом я старался достичь успехов в профессии, может быть, я чего-то и достиг, стал работать в ведущих театрах страны. Но понял, что там тоже пустота, потому что подчас люди работают не ради идеи, не ради чего-то духовного, а просто ради злата-серебра и того же тщеславия. Я понимал, что внутри, как правило, в сердцевине театра - страсти человеческие.

Почему в свое время, как явление возник художественный театр? Потому что это было ново, потому что там была правда. Те же Станиславский и Немирович-Данченко требовали правды, требовали обнажения сердца, а сейчас это утеряно, теперь все занимаются формой, а как правило форма эта пустая, значит в ней нет души, а если нет души, тогда вообще зачем она нужна, значит, нечего нести людям. Все превратилось только во внешнее проявление, в шоу с различными спецэффектами, не имеющим глубины, которое посмотрели, похлопали, вышли и забыли, и в душе не осталось ничего.

- Но большинство людей живут именно этим, их это устраивает, а вы в какой-то момент поняли, что Вам это не нужно, что дальше - тупик?
- Я к этому стремился, просто я разобравшись в одном театре, понимал, что я там не нахожу того, что ищу, ехал в другой театр, потом ехал в третий и когда понял, что везде одно и тоже, мне стало ясно, что жить этим бессмысленно. Лучше заниматься своей душой, заниматься собой, а театр пусть станет местом, где я работаю, но делаю свою работу с ответственностью, с уже сложившимся уровнем профессионализма. И я понимаю, что один я этот мир не изменю. Михаил Вишняк. Отелло

- Вы много где побывали по миру и как на Ваш взгляд, люди везде одинаковые?
- Люди везде разные, мне приходилось быть в Азии, в Таиланде, в Европе и в Америке, мне интересно было наблюдать за людьми. Для меня большим впечатление и поводом задуматься о жизни было посещение Америки, где я был два месяца на гастролях. После Москвы там я чувствовал себя очень хорошо, в душевном состоянии была легкость, американцы очень светлые, доверчивые люди, тем более я в основном был в глубинке и небольших городах. Это такая же большая страна, как Россия, такие же деревья растут, но просто люди, видимо, другие.

В таком душевном состоянии я приехал в Россию и понял, что опять возвращаюсь в тот же мрак, в котором я пребывал в Москве, понял, что надо что-то делать с собой, и есть два пути - или уехать жить в Америку, либо построить в своей душе такое состояние, которое не позволит окружающему негативу отрицательно влиять на меня. Господь дал мне силы, чтобы я внутри создал эту гармонию. Но впечатления от Америки были удивительные, я будто столкнулся с другим миром. Американское общество состоит из разных наций, туда приезжают русские, китайцы, итальянцы и становятся американцами, они за год становятся такими патриотам Америки, больше чем люди, всю жизнь живущие в России. Потому что там на девяноста девяти каналах телевидения не увидишь ни убийств, ни расчлененных тел и всей этой чернухи. Видимо, каким-то образом американское правительство заботится о том, чтобы негатив не травмировал молодые детские души.

Но Америка все-таки живет своей жизнью, Россия - своей, американский опыт и западно-европейский может не прижиться на нашей земле. У нас есть своя тысячелетняя история, мы потомки тех людей, а значит тот жизненный уклад, те традиции, ценности, они и для нас приемлемы. Мы сейчас утеряли свои корни, тот стержень, которым жили раньше наши предки, хватаемся только за внешнее.

- Знаю, что Вы верующий человек, православный христианин, как Вы пришли к вере?
- Я русский человек, и дедушка с бабушкой были православными людьми, когда я приезжал в Гуляевку, даже в советское время, в 70-ые годы, в доме в красном углу стояли иконы, крест с распятием, и по рассказам мамы, в детстве их отец поднимал рано утром на молитву.

Сначала это еще в Москве, я проходил мимо храмов, заходил в них, был поиск душевной гармонии, я шел как слепец, я не знал куда иду, и в каком направлении мне двигаться, и возможно невидимая Божья рука меня вела. Потом я начал покупать книги, иконы, с азов стал пытаться разобраться, что такое вера, и начал понимать, что если душа твоя заполняется ею, то это единственная сила, которая тебя может отвести от грехов, с которыми без помощи Божьей человеку не справиться.

- Вы как-то это почувствовали на себе в плане Вашего оперного таланта, Вашего голоса?
- Конечно, разница была огромная. Я понял, что главное в моей профессии - это не мой звук, которым я пою, какой бы он ни был красоты, глубины, а главное это та энергетика, которая от меня исходит через этот звук, могу ли я изнутри что-то выплеснуть? Потому что человек, выходя на сцену должен гореть на сто градусов, а не на тридцать шесть и шесть, которые есть у большинства людей. И только тогда ты можешь полноценно завладеть вниманием зрителей.

- И традиционный вопрос, есть ли у России будущее, есть ли у Курагино будущее?
- Будущее - это люди! Ни нефть, ни рудники, ни песни и пляски, а люди. Когда в начале 90-х сюда приехал Солженицын, и пытался разговаривать сначала с Горбачевым, потом возможно с Ельциным, он говорил, что будущее России, это внутреннее самоуправление, ну почти как общинное самоуправление. Пока там, в эшелонах власти, не родится своя политика, направленная на будущее России, и не придет понятие, что ценностями в этой жизни, могут быть и духовные приоритеты, а не только зарабатывание денег, ничего не будет.

Я понимаю, что все внешнее - это лишь второстепенное, поэтому нашей стране и триллионы долларов не дадут никакого результата. Вот сегодня я прочитал в газете, что километр дороги в России стоит в четыре раза дороже, чем километр дороги, скажем, в Европе или Америке. У нас же хоть в сто раз они будут дороже, все равно эти дороги потом развалятся, если эти деньги шальные уходят, как в песок, а ничего нет, результата нет.

К сожалению, в данной ситуации люди в каком-то глобальном смысле могут проснуться только от неких очень серьезных катаклизмов, мировых, природных или еще каких-то, по-другому ничего не произойдет. Когда-то этот сон греховный должен закончиться.

Мы то думаем, что вот этот мировой кризис сейчас закончится, и мы опять заживем припеваючи, и будем весело жить. Но, к сожалению, а может к счастью, корни этого экономического кризиса совсем в другом. И пока мы не достигнем глубины понимания основ этого кризиса, ничего не будет. Мы можем напечатать еще кучу денег, но ничего не произойдет.

- Может быть, корень - в духовном искажении людей?
- Да, видимо да.
- Вы - человек искусства и много тратите энергии, и душевных сил. Чем вы их восполняете, возможно, в нашей сибирской природе?
- Не секрет для курагинцев, что тут очень благодатная земля, есть девственная природа и чистые реки, и уезжая на землю своих родителей, своей матери, в Гуляевку, там я черпаю силу, вспоминая свое детство. Даже нахождение среди этой красоты, чистого воздуха, все это влияет на меня благотворно, обновляет, дает силы. Также в Курагино я нашел новых друзей, с которыми мы хорошо общаемся. Это знакомые близкие мне по духу люди, которые ходят в храм Божий, с которыми мы вместе встречаемся или трудимся на общественных работах по благоустройству территории курагинской церкви, либо просто ради каких-то интересных, душевных разговоров.

- Что мы можем ожидать от вас на предстоящем арт-фестивале?
- Выяснилось, что у вас тут есть профессиональные люди, музыкальный народный ансамбль "Настроение", мы планируем встретиться, обговорить репертуар, думаем сделать что-то более доступное, народные песни - русские, либо украинские, возможно, пару итальянских, чтобы это было интересно широкому кругу зрителей.

- И заключительный вопрос, что бы вы пожелали жителям Курагинского района?
- Прежде всего, гармонии с собой, со своей душой. Людей объединяет то, что все мы хотим быть счастливыми, чтобы наши дети росли здоровыми, чтобы все жили благополучно и радостно. Этого я всем и желаю!


Беседовала
Надежда Мисюрова
mivilina@mail.ru

Рейтинг

В этом разделе

Добавить комментарий

Обновить

Естественный спутник земли?