»»»

"Золото Сибири"

Веловодный поход - "Курагино - Берёзовское - Курское - Красный Кордон - Андреев Ключ - Кордово - Журавлёво - Усть-Каспа - Кошурниково - Артёмовск - Чибижек - Устье Балахтисона - Курагино"

День четвёртый. 19 июля, суббота.

ГрозаУтро для меня началось рано. Примерно в половине пятого утра сквозь сон я услышала шорох недалеко от моей головы. Пока я пыталась спросонья сообразить, что это было, шорох повторился. В нескольких десятках сантиметров от моей головы, с той стороны палатки кто-то был! Я локтем толкнула спящего Вову, и, указывая пальцем на то место, откуда доносился шорох, прошептала: "Там кто-то есть!" В это время шорох стал усиливаться и животное, которое находилось с той стороны, стало двигаться вдоль палатки. Я постучала рукой об пол, надеясь резким звуком отпугнуть не прошенного гостя. На время настало затишье, но спустя некоторое время всё повторилось. Казалось, что зверёк пытается забраться под палатку. Возможно, мы загородили его норку, и он не мог попасть к себе домой.

Утром казалось, что мы выспались на весь оставшийся поход. Хотелось встать пораньше и продолжить свой путь, но вмешалась природа. Около восьми часов утра зашла приличная тучка, к ней присоединилась ещё одна, и, объединив свои усилия, они начали грохотать, проливаясь дождём. Пока на улице шла гроза, мы в своём "домике" готовились к продолжению похода. Попили чай из уже остывавшего термоса, съели по одному огурчику с кусочком хлеба и маленькому яблочку.

С таким запасом калорий около 8 ч. 30 минут мы двинулись в путь. Как оказалось, наша стоянка была практически у самого перевала. Мы не проехали и тридцати метров, как дорога начала беспощадно подниматься вверх. До сих пор в моём личном рейтинге пройденных дорог, самой неудобной для гружёных велосипедистов, считалась дорога до Шиндинского водопада. Тут моё мнение изменилось моментально. Готовясь к походу, мы узнавали, что этой дорогой в основном пользуются мотоциклисты. Ну а где проедет мотоцикл, там пройдет и велосипед - подумали мы. Уже по пути мы сделали вывод, что редкий мотоцикл доползёт до середины пути. Если тут кто-то когда-то и ездил, то это было уже давно. Возможно, поднимаются до определённого места особенно смелые, собирают ягоды или охотятся. Часто от основной дороги попадаются чуть заметные тропы, уходящие по сторонам.
Перевал Чибижек - Устье Балахтисона
В отличие от прошедшего, как и предполагалось, этот день выдался не таким жарким. Это несколько облегчило нашу участь. Сегодня мы надели спортивные костюмы. Комары стремились доесть то, что с вечера не успели съесть слепни. Маленькие "вампирёныши" стаями забивались под козырёк кепки. Красная полоса на лбу долго красовалась, напоминая о тайге. Дорога неумолимо поднималась вверх, мы медленно, но верно шли к своей цели. Только мы не знали, когда же мы её достигнем, за следующим поворотом или через три часа?

По пути то и дело попадались горные ручейки, они стекали с гор, игриво пробегали по дороге и убегали куда-то вниз, продолжая свой путь. Мы останавливались, чтобы перевести дух и сделать несколько глотков. Такая вкусная вода не встречалась нам ещё нигде. По пути всё время в голове крутились строчки из песни: "А мы едем, а мы едем за туманом, за туманом и за запахом тайги!" Тут начинаешь воспринимать эти слова буквально. Запах таёжного леса, после грозы нельзя передать просто на словах. Его ощущаешь кожей, его не может перебить ни тяжёлый путь, ни запах трудового пота.

Справа от дороги мы заметили небольшое строение из досок, напоминающее землянку. Внутри, под дощатой крышей были прогнившие стеллажи с геологическими пробами. Потом по дороге нам часто попадались эти пробы, представлявшие собой каменный цилиндр. В начале 70-х годов в этих краях трудилась геологоразведочная партия, проводила пробы полиметаллической руды на наличие серебра и золота.

В начале нашего подъёма лес плотной стеной шёл вдоль дороги. Огромные ели тянутся к небу, стараясь своими макушками зацепить облака. Растения под ними, стремясь получить свою порцию света, тянутся вверх. Невероятных размеров пиканы и папоротник живой изгородью отделяют путников, идущих по дороге, от тайги. С большим усилием, добираясь до очередного поворота, так хотелось верить, что там уже долгожданный спуск. Но и за следующим поворотом следовал новый подъём.

По мере восхождения ели становились всё ниже, лес реже. Среди деревьев уже просматриваются соседние горы, но подъём всё не заканчивался. За очередным поворотом нас Перевал Чибижек - Устье Балахтисонаждал долгожданный спуск. В предвкушении лёгкого пути мы сели на велосипеды и пустились вниз. Но, метров через десять спуск закончился огромной лужей, за которой следовал новый подъём. Крутизна его нам показалась не по силам, и мы решили закатывать велосипеды по очереди. Вдвоём катим один велосипед несколько десятков метров, оставляем, возвращаемся за вторым. Так мы преодолели ещё около трёхсот метров, и нашим взорам открылся небывалый вид. Здесь, почти на самой вершине горы, елей почти уже не было, в основном остался кустарник, который не мешал в подробностях рассмотреть, куда мы забрались. Как на ладони видна гора Москва, её не перепутаешь ни с какой другой, ведь на "груди" у неё "знак отличия" - огромный белый камень. Высота её по карте 1828 метра, из чего мы сделали вывод, что поднялись с велосипедами на высоту около 1000 метров. Внизу, извиваясь между гор, текла красавица Шинда.

Как хочется здесь ощутить себя не просто туристом, который со скрупулезностью бухгалтера подсчитывает километры, подъёмы и спуски, чтобы потом, подставив их в уравнение, получить категорию сложности пройденного пути. Так хочется, хоть на минуточку, ощутить себя причастным к этому торжественному величию природы. Ощутить себя не хозяином, быть может, даже и не гостем, а только немного постоять на пороге этого царства тишины и спокойствия.

Мы обошли гору, несколько десятков метров была относительно ровная дорога. Судя по подъёму, понимаем, что спуск не будет лёгким. Дорога вниз шла серпантином, резко изменяя направление то вправо, то влево. Горные ручьи текли прямо по дороге, от которой остались две глубокие колеи. К тому времени о моих тормозах оставалось только вспоминать. Изо всех сил упираясь ногами, я заводила велосипед в колею, и хоть немного притормаживала передним колесом о её стенку. Хотя старая пословица говорит: "Под гору и свинья - рысак", но рысаком нам скакать не пришлось.

Перевал Чибижек - Устье Балахтисона При спуске мы устали не меньше, чем при подъёме, к тому же, спускаться было ещё и гораздо опасней. В коленях дрожь от перенапряжения, болят пальцы на ногах, потому, что всё время при спуске они упираются в кроссовки. Больно руки, которые с силой сжимают тормоза и удерживают груженый велосипед. В любой момент он может увлечь своего хозяина вниз по разбитой в прах дороге. И чем это может всё закончится, страшно даже думать. В некоторых местах нам встречались следы от больших машин, маленьким там и делать нечего. Попадались старые брёвна, видимо, когда-то давно здесь вытаскивали застрявшие машины из грязи.

Вот и наступил логический конец нашему переходу, мы вышли на Шинду. Очень удивили местных рыбаков, когда вынырнули на дорогу из кустарника с велосипедами. На этом велосипедная часть нашего пути практически закончилась. Переход протяжённостью около пяти километров у нас занял около шести часов. До устья Балахтисона мы не дошли несколько десятков метров. Вдоль Шинды идёт отличная дорога, по которой можно без проблем добраться и до Шиндинского порога, и до устья Балахтисона, но тогда бы мы не увидели всей этой красоты!

Берега Шинды обрывисты, мы проехали вниз по течению ещё несколько десятков метров, чтобы найти удобное место для смены транспорта с сухопутного на водный. Первым делом провели осмотр наших ушибленных и искусанных тел на наличие различных кровососущих насекомых (клещей). С Вовы сняли двоих, меня подобная радость обошла стороной. Примерно около часа мы накачивали, перекладывали и привязывали. И вот настал момент, мы отчалили! Казалось, что все уже позади. Можно расслабиться и наслаждаться красотами природы. Но тут я сильно ошибалась.

В прошлом году, когда мы сплавлялись по Шинде, я назвала её нескучной. В этот же раз я поняла, что Шинды я не знаю вообще. Обрывистые берега, к которым трудно пристать, большое течение, постоянное волнение и шум воды, с силой бьющейся о подводные камни и коряги. Лично у меня всё это вызвало чувство тревоги и какой-то незащищённости перед бушующей стихией. Это чувство усиливал и всё более приближающийся Шиндинский порог. Тридцать километров, что отделяли нас от него, пролетели как одно мгновение. За это время мы успели перевернуть велосипеды, от чего у меня просто сердце ушло в пятки. Мы не боялись, что они утонут, конструкция надёжная и испытанная. Но Шиндинский порогзвук бьющихся о камни велосипедов резал ухо. Вова взялся их переворачивать, я вцепилась в противоположный борт, боясь, что лодка перевернётся вместе с пожитками и нами. Вова кричит, чтобы я помогала, ну, в общем, я натерпелась!

Спустя некоторое время мы подошли к порогам. Причалили к правому берегу и стали думать, как поступить дальше. Долго думать не пришлось, выход был только один - обносить вещи берегом. Вова вновь отвязал велосипеды от камеры, что заняло некоторое время. Мы вытащили вещи на дорогу, и потом, короткими перебежками, на расстояние видимости, переносили вещи. Сперва пёрли лодку, оставляя, возвращались за велосипедами, перекатывали, возвращались за лодкой и т.д. Примерное расстояние около 300 метров. Остановились за порогом, на обочине разожгли костёр и решили наконец-то поесть. Ведь последний приём пищи у нас был утром в виде огурца и яблочка.

Порог - зрелище, конечно, завораживающее! Огромная мощь воды с силой бьётся о камни, бурлит, завихряется и несётся куда-то дальше. Возможно, для опытных рафтеров это не такая уж и преграда. Я не разбираюсь в уровнях сложности, а просто восхищаюсь удивительной красотой этих мест.

Мы поели, залили в термос кипяток и около восьми часов вечера поплыли дальше. От порога до Шиндинского моста, судя по карте, было ещё около тридцати километров. Я уже просто мечтала поскорее оказаться в спокойных водах Кизира. Вспоминая сравнение - если Кизир - это седовласый мудрый дедушка, то Шинда - его непутёвая внучка, шалунья и забияка. Ей трудно сидеть на одном месте, она всё куда-то бежит, увлекая своими водами всё, что попадётся на её пути.

Пытаешься представить, какая сила разбросала по всей реке невероятные валуны. Они виднеются повсюду, возвышаются над водой или прячутся под ней, образуя водные буераки. Как только мы отплыли от порога, впереди нас ждал новый перекат. Сердце сжималось (по крайней мере, у меня) от неизвестности. Подплывая ближе можно видеть только, что от одного до другого берега вода сплошь белая, как-то обойти опасное место просто невозможно, поэтому решено было пойти напролом. Не успевала я очухаться от одного переката, как впереди шумел новый. Проходя очередной перекат впереди лодки, я просто не увидела продолжения воды - то была ступень. Трудно сейчас судить о её размерах, с каждым днём они увеличиваются, но то, что она была больше полуметра - это точно. В этот момент я поняла, что рафтер из меня никакой.

Возможно, в несколько иных условиях: на катамаране, в снаряжении, без вещей и прицепленных сзади велосипедов я бы чувствовала себя более уверенно. Но, надо отдать мне должное - я даже не кричала, а только расширяла глаза до невероятных размеров. Вова же довольный сидел на вёслах и только приговаривал: "Класс! Класс!" Рада бы его поддержать, но не могу.

Подойдя к Шиндинскому мосту, сердце успокоилось, дальше маршрут был знаком. Пейзаж приобрёл знакомые очертания. Выгоревшая тайга в этих местах наводит на грустные мысли. Несчастный случай или злой умысел уничтожил сотни гектар леса. На фоне вечернего неба обгоревшие ели стоят как черные траурные Вечер на Шиндесвечи, тальник тянет свои обугленные, покореженные жаром ветви. Страшно себе и представить, что здесь когда-то происходило. Как неукротимый пожар пожирал всё, что попадалось на его пути.

Солнце уже катилось к горизонту. Всю дорогу я собирала воду из лодки тем, что попалось под руки, а под руки попались пара моих носок. Всё, что находилось ниже пояса, было насквозь мокрым. С каждой минутой становилось всё темнее. Надо пристать к берегу и развести костер, чтобы сварить ужин и высушить одежду. Но зря мы приглядывались к берегам. Все мало-мальски подходящие косы были завалены валёжником. Мы уже были согласны ночевать и в лесу, но берега крутые, и втащить на них велосипеды и лодку представлялось довольно сложным.

Сумрак сгущался. Я уже мечтала хотя бы о самой "задрыпаной" косе. По правому берегу появилась светлая полоса. В надежде, что это камни, мы начали приставать. Когда выбрались на берег и огляделись, то оказалась эта та самая "задрыпаная" коса, которую я и просила. Место, где мы остановились на ночлег, представляло собой островок, на котором из дров было лишь только двухлитровая пластиковая бутылка из-под пива и два сухих прутика. Плыть дальше уже не хотелось. Мы поставили палатку, вытащили из рюкзака все имеющиеся у нас в наличии сухие вещи, переоделись во что пришлось, попили чай из термоса и легли спать под мокрым спальником.

Этот день наконец-то закончился! Впечатлений и экстрима для меня было многовато за один раз. Если всё это давать в маленьких дозах в течение недели, и то была бы передозировка. Ещё сегодня утро мы встречали, казалось, в другой стране, или на другой планете, в мире, где царствуют безмятежные, словно сонные ели. Словами из песни можно выразить: "Иглы старых елей небу падать не дают". Спокойствие нарушают только вездесущие насекомые. И вот сейчас солнце село где-то за горой. Кажется, что всё, и даже солнце, в этом мире подчиняется красавице Шинде.