»»»

"Трасса мужества" - Веловодный поход

Веловодный поход - "Курагино - Кошурниково - Артёмовск - Шиндинский водопад - Курагино"

2-ой день. "Тропа здоровья".
13 июля, пятница.

Вид с г. Чирий
Новый день приносит новые заботы. Утро пятницы тринадцатого числа встретило нас приятным солнышком. По сравнению с прошедшим днём, второй день был просто прогулкой. За прошедшую ночь нижняя и верхняя части туловища снова сроднились. Мы позавтракали, и, оставив всю свою поклажу, налегке, отправились в единственный населённый пункт нашего района, который носит статус города, Артёмовск. Нас там ждал интересный человек, с которым накануне мы договорились о встрече, Юрий Иванович Охапкин.

Юрий Иванович коренной житель Артёмовска. Когда-то в местной школе преподавал историю, затем работал на железной дороге, в данное время находится на заслуженном отдыхе. Но отдыхать он себе не даёт. Занимается краеведением, живо интересуется всем, что связано с Артёмовском и вообще, с Курагинским районом. На этой почве мы с ним и познакомились в начале июня этого года. В администрации Курагинского района состоялся круглый стол по теме "Роль краеведения в изучении истории Малой Родины".

Мы (т.е. Володя и я) были приглашены с тем, чтобы представить свою работу (т.е. сайт) в плане изучения родного района. Здесь я, заикаясь и краснея, при большом количестве народа, рассказывала о том, как мы докатились до такой жизни. Это конечно шутка, а если серьёзно, то это первое официальное представление нашего проекта (мы так уже называем нашу домашнюю страничку) в родном посёлке. Тема доклада "Электронные СМИ как средство общения и изучения родного края". Итак, мы продолжили наше путешествие. Первое, что сделали - посетили памятник А.М. Кошурникова. Не побывали в музее, хотя в своё время и я и Володя его посещали.

По телефону мы договорились, что Юрий Иванович будет нас ждать в определённом месте в половине двенадцатого. У нас в запасе было немного времени, и мы решили его посвятить нашим многострадальным "лошадкам" и хотя бы их помыть. По дороге из Кошурникова в Артемовск, встречаются живописные озёра. И человек, не знающий их историю, возможно, захочет в них искупаться. Те, что находятся по левую сторону, образованы золотоносной речкой Ольховкой. А те, что по правую - отстойники артёмовской золоторудной обогатительной фабрики. Из этого следует, что купание в подобном озере ни к чему хорошему не приведёт. Уже около десяти лет не ведутся никакие работы по добыче золота. За это время вода в отстойниках, возможно, и очистилась, но дно продолжает таить в себе опасные вещества.

Город Артёмовск имеет богатую историю. Возник в 1860 в связи с началом добычи золота, как посёлок Ольховский при руднике. В 1936 году по ходатайству трудящихся Ольховский прииск переименовывается в рудник имени Артёма, то есть в честь подпольной клички революционера Ф. А. Сергеева, а через три года посёлку присваивается статус города.
Виктор Григорьевич показал нам альбом, где собраны фотографии пятидесятых годов
В Артёмовске нас встретил Юрий Иванович и в первую очередь повёл знакомиться с ещё одним замечательным человеком. Владимир Иванович Шульга доктор физико-математических наук, ведущий сотрудник НИИ ядерной физики МГУ имени М. В. Ломоносова. Владимир Иванович родился и вырос в Артёмовске, не забывает свою малую родину и сейчас, приезжает сюда, чтобы отдохнуть. Также является одним из авторов серии книг "Письма об Артёмовске".

И здесь нам опять повезло - Владимир Иванович приехал только 12-го июля, и если бы наш поход состоялся девятого числа, как планировалось ранее, то нашего знакомства могло и не быть. Владимир Иванович остановился у своего друга Виктора Григорьевича Игнатьева (фото). Наше общение было очень коротким, но даже и несколько минут приятно пообщаться с неравнодушными интересными людьми.

Виктор Григорьевич показал нам альбом, где собраны фотографии пятидесятых годов, времени, когда Артёмовск развивался. Для сравнения: по официальным данным в 1938 году количество населения достигало 19980 человек, по не официальным около 25000. А по данным последней переписи населения в 2002 году в городе проживает 2931 человек. Многие артёмовцы с тоской вспоминают 50-70 годы, период расцвета (фото). Строились разные учреждения, жилые помещения для работников прииска (фото). Ещё в предвоенные годы бурно развивалась культурная и спортивная жизнь (фото). В каждом цехе создаются футбольные и другие Юрий Иванович, наш неутомимый гид, повёл нас на гору по спортивные команды. Открывается даже авиационный кружок. Перед войной на стадионе города разыгрывались первенства по футболу среди команд всех золоторудных предприятий Сибири и Дальнего Востока, так как здешний стадион считался лучшим среди подобных предприятий (фото). На фотографиях пятидесятилетней давности стадион действительно производит впечатление (фото). Трибуны его выдолблены прямо в горе. А сейчас он запущен и слился с окружающим ландшафтом.

Мы простились с Владимиром Ивановичем и Виктором Григорьевичем, и наш гид повёл нас дальше. Юрий Иванович привёл нас в свой дом, где гостеприимная хозяйка Валентина Михайловна накормила вкусным обедом. Отдохнув немного от полуденной жары, двинулись дальше. На этот раз мы расстались с велосипедами, т. к. наш проводник повёл нас на гору "Чирий". Вообще русский язык очень хлёсткий, но в то же время и точный. Сразу, как только въезжаешь в Артёмовск, можно увидеть гору "Колокол", названный так людьми из-за его формы (фото). Не трудно догадаться, на чтоЖимолость похожа гора с названием "Чирий". Эти две горы относятся к одному хребту Золотой Конёк.

Юрий Иванович, наш неутомимый гид, повёл нас на гору по "тропе здоровья". Довольно пологая, протоптанная местными жителями "тропа здоровья" уже порядком заросла. Видимо, уже продолжительное время никто по ней не ходил. По мере того, как мы поднимались, открывался всё больше и больше вид на Артёмовск. Юрий Иванович постоянно рассказывал какие-то интересные факты об Артёмовске и его окрестностях (фото). По дороге нам попадались кусты жимолости с ягодой. Как удержаться от соблазна и не попробовать настоящей таёжной, приятно горьковатой на вкус ягоды.

А когда мы поднялись на самую вершину "Чирия", то от вида и свежего ветра просто закружилась голова. Позже на карте мы отыскали эту гору и узнали, что её высота составляет 781,5 м. Артёмовск расположен на юго-западных склонах Восточного Саяна. Красота кругом удивительная и не может оставить безучастным даже самого равнодушного человека. Не даром у Юрия Ивановича родились строки:

Есть точка на карте России -
На карте Азии она посередине
Мы любим это место,
Здесь Родина моя.
Среди хребтов Саянских
Артёмовск спит,
Как малое дитя.

На горе Чирий Так хочется верить, что он когда-нибудь проснётся и в нём закипит жизнь. Артёмовск виден весь, как на ладони (фото). Так же можно увидеть и Кошурниково, вдалеке виднеется гора Москва 1828 м (фото). Возникает резонный вопрос: откуда такое название? На что Юрий Иванович рассказал одну из возможных версий его происхождения. Московские студенты когда-то взошли на вершину этой горы и, поскольку официального названия на то время она ещё не имела, то решили дать ей имя столицы нашей Родины. Юрий Иванович тоже когда-то поднимался на Москву и рассказал нам ещё одну интересную вещь. Даже летом на вершине горы виднеются белые пятна, что наводит на мысль, что это снег, а на самом деле - это белые камни, которые стоят вертикально. Только и остаётся удивляться причудам природы.

Юрий Иванович рассказывал, что на гору "Чирий" приводил своих учеников. Так, общаясь, мы выяснили, что его учениками были и мои сродные братья. Как говориться: "Земля круглая!" Но что меня опять поразило, даже на самой вершине нас не переставали преследовать мухи. Потом, когда мы просматривали отснятые фотографии, они На горе Чирийнеопознанными летающими объектами роились над нашими головами.

Ещё одна находка, которую мы обнаружили на самой вершине, неприятно удивила - следы от сожженного когда-то автомобильного колеса. Приходится только удивляться человеческой выдумке и неутомимости. Ведь путь не близкий, а последние метры на вершину довольно крутые, и ведь кто-то тащил на себе это колесо, чтобы потом его сжечь! Эту бы энергию, да в мирное русло!

Насладившись красотой, мы начали свой спуск, но уже по другому склону горы. Так, мы добрались до дома Юрия Ивановича, где заботливая хозяйка напоила нас чаем. Подходил к концу второй день нашего путешествия. Мы попрощались с гостеприимными хозяевами и двинулись в обратный путь. В Кошурниково мы приехали уже в девятом часу вечера. Боль в мышцах, конечно, присутствовала, но усталости почти не ощущалось. И только тогда, когда уже можно позволить мышцам расслабиться в них накатило такое напряжение, что каждое, даже самое незначительное движение, порождало тянущую дрожащую боль. Так мы встретили ночь, впереди были новые приключения и впечатления.
Страница 2 из 4«1234»
Рейтинг

В этом разделе

КомментарииВсего (2)

Ольга 13. 12. 2018 21:28
Гость
Какие же вы молодцы! Шинда-красавица! Кизир великолепен! Альпийские луга в районе Артёмовска ошеломляют своим роскошным видом! Как давно я видела эту красоту! Ничего нет краше тайги!
сергей 13. 12. 2018 21:27
Всё прекрасно.Все молодцы кто над всем этим работал.