»»»

Шинда - 2012

Веловодный поход - п. Курагино - с. Берёзовское - с. Курское - п. Красный Кордон - п. Андреев Ключ - с. Кордово - с. Журавлёво - п. Усть-Каспа - п. Кошурниково - Шиндинский водопад - п. Курагино

14 июля.

Утром, как всегда, Вова отрабатывал с фотоаппаратом здешние пейзажи на предмет очередного шедевра. К этому располагало всё - утренний туман, что стелился над Шиндой, пики таёжных деревьев, что тянутся к небу, чистая и прозрачная речная вода. Старый валёжник, принесенный водами Шинды, сложился в причудливый образ неведомых существ, которые своими корнями-пастями пытаются показать своё недовольство, что их потревожили.

Шинда - 2012 Шинда - 2012

Позже мы наблюдали за интересной картиной. По реке раздался шум лодочного мотора, вверх по течению поднималась лодка. Мы стали с интересом наблюдать, по какому рукаву она пойдет. Вскоре показался источник шума. Это была длинная деревянная, довольно старая лодка с двумя колоритными мужичками. Они пошли по тому рукаву, где "кура вброд перейдет". Понятно, что это закончилось громким выкриком винта, который впился со всей мощи в речное дно, и парой крепких словцов от пассажиров лодки. Немного посетовав на жизнь, они вытащили снасти и решили рыбачить прямо здесь. К слову, снасти тоже были колоритными, видимо, вырубленные из местной ивы удилища. Немного погодя, снова по реке раздался шум мотора. В этот раз, видимо, знающие фарватер люди, на казанке с легкостью прошли вдоль берега по другому рукаву.

Первая стоянка. Утро, р. Шинда.

С утра мы не торопились в дорогу, не спеша сушили от ночной росы вещи, укладывали их в рюкзаки и наслаждались каждой минуткой этой неспешной жизни. День обещал быть довольно солнечным. Мы выплыли около девяти часов утра. Весь день провели на веслах, изредка останавливались, чтобы искупаться, покушать и помочить удочки. Как нам не хотелось, но скоро попрощавшись с красавицей Шиндой, мы вышли в Кизир. Глубокий, спокойный, он вёл нас вперёд. По берегам всё чаще стали попадаться туристы. В этот день у нас была цель - добраться до Усть-Каспы, где уже была сотовая связь.

р. Шинда.

По правому берегу показалась деревушка Дьячковка. Как вспоминает моя мама, которая своё детство и юность провела в Усть-Касьпе, здесь когда-то находился питомник по выращиванию молодых саженцев сосны и кедры. Потом лесничество высаживали неокрепшие деревца в их родной среде. Как и раньше, сейчас здесь около четырёх дворов. Здесь нет сотовой связи и скорей всего и электричества тоже. Живут, видимо фанаты природы, рыбалки и уединения. На берегу стоит местная достопримечательность - деревянная баба. Чьих рук это творение - мы не знаем, но стоит она уже довольно давно. Мы видели её на снимках семядисятых годов. Уже тогда она была довольно тёмной от ветров и дождей. Со временем она меняла масть несколько раз - её перекрашивали в синий цвет. И вот теперь она предстала перед нами, если можно так сказать, шатенкой - выкрашенная коричневой половой краской.

р. Кизир р. Кизир

Усть-Касьпы ещё не было видно, но связь уже появилась. Проплывая мимо уютной косы, мы позвонили родным и доложили обстановку. Закончив разговор, не стали долго думать и причалили к берегу. И как оказалось, очень удачно. Видимо это место используют для стоянок частенько. Здесь было и костревище и импровизированный столик. Лучше место нам и не найти. Мы стали вытаскивать вещи. Вытаскивая катамаран с велосипедами, обнаружили, что одно колесо на моём велосипеде спущено. Где я его умудрилась проколоть - не знаю. Вова тут же принялся его ремонтировать. Колоритно смотрелась починка велосипеда посреди водного царства, где вообще нет дорог.

Вторая стоянка, р. Кизир Вторая стоянка, р. Кизир

Пока мой "боевой конь" примерял новые "подковы", я мастерила ужин. Горячая гречневая каша с тушёнкой, почему-то на природе любая еда становится намного вкусней, чем в любом ресторане.

Вечером, когда мы уже улеглись почевать, мимо нашего островка шныряла моторная лодка, как нам показалось, с не совсем трезвыми пассажирами. Довольно неприятное, надо сказать ощущение. Очевидно, что деревня совсем недалеко.

15 июля.

Утром мы встали, на костре приготовили супчик, которым позавтракали, остатки взяли с собой в дорогу, подвесив котелок между баллонами катамарана.

Это мы.

Вскоре мы проплывали мимо д. Усть-Касьпа. Когда-то это была простая деревушка, в которой в основном проживали староверческие семьи. Здесь жила моя бабушка и мама, пока не вышла замуж за папу и не переехала в Курагино. Сейчас - это туристическая база. Туризм дал вторую жизнь этой деревушке, ведь местных жителей здесь почти не осталось.

Проплывая мимо деревни мы столкнулись с группой товарищей на моторной лодке, которые ничего не нашли сказать лучше, как: "Туристы ё%?%№ые". Поначалу мы даже хотели обидеться, но потом поняли, что эти уважаемые люди в силу своего воспитания и умственных способностей выразили свой восторг, который у них возник при нашем появлении. Как это необходимо - уметь понимать других людей!

Кордово, р. Кизир Кордово, р. Кизир

Проплывая мимо Кордово, бросилась в глаза та часть села, которую не увидишь, проезжая на велосипеде. А именно, что село разделено рекой на две части. Одна часть выглядит более цивилизованной, другая находится на противоположном берегу Кизира и чем-то напоминает деревушки, которые описывает в своих рассказах Василий Макарович Шукшин. Можно предположить, что заселение этого берега велось довольно дружно, дома ровно поставлены в одну улицу, а к реке ведут огороды и в конце огородов ровным строем стоят одинаковые баньки. Одинаковые калитки ведут к реке, чтобы можно было выбежать "с лёгкого пару" и окунуться в ледяную водичку батюшки Кизира, а потом посидеть на одинаковых лавочках позади баньки и поглядеть на всю эту красоту. Но это всё было когда-то, а теперь вряд ли топятся печки в этих уже обветшалых постройках.

Баньки

Раньше два берега соединялись паромом, ну а теперь попасть с одного берега на другой можно только что через мост в Журавлёво.

В этот день погода нас не баловала. Раскаты грома стали нас догонять, когда мы проплывали Андреев Ключ. Нам даже пришлось причалить к берегу и немного переждать накрывший нас ливень. Мы сидели на берегу под целлофаном и наблюдали, как крупные капли дождя шлёпают по водной поверхности реки. От этого зрелища и шума дождя начала накатывать дрёма. Как только дождь начал стихать, мы двинулись дальше.
Закат, р. Кизир
В этом походе поразило количество уток, которые попадались нам на встречу. Стайки молодняка вставали на крыло, видно было, как опытная мамаша приучала их к воздуху. Кто-то при нашем появлении нырял под воду, и мы старались угадать, где же они вынырнут. Часто выныривали они в укромных уголках возле берега под корягами и нависшими корнями деревьев. Попалась нам небольшая стайка со совсем ещё маленькими утятами. Мама-утка, увидев в нас угрозу, тихо-тихо плыла возле самого берега, а на спине у неё громоздились её детки-утятки. Так это было трогательно! Я даже представила себе, как она молилась своим утиным богам, чтобы их не заметили. Ведь при случае реальной опасности, она не смогла бы убежать и бросить своих беспомощных деток. Спасая их, погибла бы и сама.

Мы всё плыли, а солнце между тем катилось к закату, красным диском оно просвечивало через завесу дымки, которую не мог рассеять даже дождь. Мы стали подыскивать место для ночлега. Подплывая к берегу, оценивали косу, оказалось не так просто найти удобное место, чтобы кусты были поближе к воде. Опять-таки сказывался очень низкий уровень воды в реке. В поисках подходящего места мы переплывали реку около четырёх раз. Теперь мы могли себе это позволить, ведь лёгкость и маневренность катамарана не могла сравниться с простой лодкой. К вечеру мы уже порядком замёрзли, проголодались и устали. Наконец подобрали себе песчаный берег по душе. Пока я ставила палатку, Вова развёл костёр, чтобы разогреть в котелке утренний суп. Ели мы его уже в палатке в романтической обстановке при свете фонарика. Это была самая холодная ночь за всё время этого похода. Ночью шёл дождь, но мы предусмотрительно взяли в палатку немного хвороста, чтобы утром без проблем разжечь костёр.

16 июля.

Наступил новый день, сегодня мы будем уже дома. Мы быстренько подогрели себе чай, и нам оставался только рывок, чтобы закончить этот поход. Пока на костре закипал котелок, Вова пробежался по берегу и насобирал грибов, в основном это были обабки и мослята.

Курагино, р. Туба Курагино, р. Туба

Подчалили мы к родному берегу около двенадцати часов дня. Разобрать катамаран было значительно проще, чем его собирать. Мы размотали велосипеды, припрятали вырубленные нами на Шинде палки, с тем, что они могут ещё пригодиться. Спустя два часа были готовы наши сухопутные "кони" и мы поехали уже домой.

Так закончилось наше путешествие 2012 года. Оно не было столь познавательным, как в предыдущие годы, но мы получили запас солнца, энергии реки и сплавной романтики, которой хватит на долгую зиму.

Никулкина Наталья,
Курагинский район, 2012 г.