»»»

Шинда - 2012

Веловодный поход - п. Курагино - с. Берёзовское - с. Курское - п. Красный Кордон - п. Андреев Ключ - с. Кордово - с. Журавлёво - п. Усть-Каспа - п. Кошурниково - Шиндинский водопад - п. Курагино

Мы отправились в путь 12 июля около десяти часов утра. За день до этого долгожданного события лил беспросветный дождь. Настроение перед походом было ниже среднего. Утром, в день отъезда, погода была пасмурная, но главное, что небо сжалилось над нами, и осадков не было. Мы приняли решение, что поход всё-таки состоится.

Над выбором маршрута долго не думали. Вообще в этом году мы путешествуем по местам, которые ранее уже проходили. Главной целью этого года мы поставили не сбор информации, а отдых. Для этого выбрали достаточно простые маршруты поближе к воде. Благодаря Валерию Павловичу Болотову у нас появилось личное сплавсредство - катамаран. Испытав его и себя в двухдневном походе от Курагино до Шалаболинской писаницы и обратно, теперь мы двинулись на Шинду.

Шинда - 2012 с. Кордово

В сомнениях мы еще провели целое утро. Когда решили, что поход все-таки состоится было уже 10 часов утра. Никогда мы не выезжали так поздно. Путь наш лежал до Кошурниково, традиционно по старой гравийной, но очень живописной дороге, где мы традиционно останавливались на ночёвку у родственников. Места знакомые, а препятствия много раз нами испытанные. Приятно, что как и прежде по дороге попадаются сердобольные водители, которые, видя наши "мучения" предлагают нас подвезти. Мы, конечно, отказываемся, но тем не менее приятно осознавать, что нас окружают такие добрые люди.

Шинда - 2012 Шинда - 2012

Далее по плану похода - Чинжебский водопад и сплав до Курагино по рекам Шинда, Кизир Казыр и Туба.

д. Усть-Каспа

Пасмурная погода позволила ехать довольно легко. Нам не приходилось надолго останавливаться, чтобы перевести дух. Сравнивая этот поход с предыдущими, понимаешь, что с погодой нам явно повезло. Даже традиционную для этого маршрута стоянку около деревни Андреев Ключ, мы проигнорировали. А ведь мы каждый раз так ждали встречу с батюшкой-Кизиром, чтобы умыться его чистыми водами и восстановить силы, потраченные на долгий путь. В Кордово сделали небольшую остановку возле маленького магазинчика. Мы не были особо голодны, просто побаловали себя мороженым и продолжили путь. Остановились, чтобы умыться и немного отдохнуть уже в Журавлево. В Кошурниково мы были около семи часов вечера. Учитывая, что мы выехали довольно поздно, преодолели мы этот путь легко и быстро.

13 июля.

Проведя ночь у родственников, по сложившемуся сценарию, утром мы отправились дальше. Впереди нас ждала красавица Шинда. День обещал быть довольно теплым. Мы выехали за пределы поселка. Долго искать свороток нам не пришлось. Дорога была знакома, к тому же яркой приметой является, не к столу будет сказано, свалка. Даже трудно себе представить, что эта "дорога из желтого кирпича" может привести в итоге к восхитительным красотам. А сейчас, проезжая это безобразие, хочется заткнуть нос и закрыть глаза.

Дорогу до Шинды легкой не назовешь. Местами изъезженна большегрузами, местами вымыта талыми водами. Уклоны то вверх, то вниз заставляют попотеть. Неровности не дают развить хорошую скорость даже на спусках. К тому же приходится периодически останавливаться и уходить с дороги, чтобы пропустить большую технику.

Шинда - 2012 Шинда - 2012

Спустя некоторое время показался мост через небольшую речушку. Когда мы были здесь в прошлый раз (а это было шесть лет назад) мост представлял собой жалкое зрелище. Порадовало, что хоть что-то со временем меняется к лучшему. Мост выглядел намного надёжнее и крепче.

Мост через р. Чибижек

Вскоре с правой стороны, через деревья показалась Шинда. Вдоль нее нам предстояло ехать еще довольно долго. Стали все чаще попадаться отдыхающие и рыбаки. Нас обогнала машина, в которой находились не просто курагинцы, а очень хорошо нам знакомые курагинцы. Стоило ехать так далеко от дома, чтобы увидеть знакомые лица.

Мост через р. Шинда

И вот показался столь долгожданный шиндинский мост. Здесь мы были примерно в третьем часу дня. Знакомый пейзаж, здесь я была уже в третий раз. И раньше шиндинские берега, своими обгорелыми елями, навевали грустные мысли. Но это лето выдалось очень "урожайным" на пожары. Из-за сухого лета горели многие гектары тайги. И до сих пор в воздухе стояла смесь дыма от пожарищ и пыли. Пожары во многом силами МЧС были локализованы, но долго ещё не было хорошего дождика, чтобы очистить воздух от гари. Берега Шинды, хранившие память о далёком пожаре, в этом году были вновь охвачены неуёмной стихией.

Дорога к водопаду

Под мостом виднелось заметное оживление - большой палаточный лагерь. Еще немного усилий и мы будем возле водопада. Преодолев около половины пути, нам навстречу стали попадаться подростки. Чинжебский водопадМы поняли, что это обитатели того самого лагеря под мостом, пешком ходили до водопада. Небольшими и побольше группками они шли нам на встречу, с интересом разглядывали, здоровались. Последними шли взрослые. В итоге мы предположили, что их было не меньше двадцати человек.

Я с ностальгией вспоминала, как в прошлое свое пребывание поедала землянику, которая в избытке росла вдоль дороги. Теперь, после стольких пройденных ног, даже нечего было и искать.

Шум водопада зазывал к себе путников. От поляны, на которой мы были в прошлый раз, не осталось ни следа. Трудно объяснить и тем более понять, что здесь происходило, но вся поляна и тропа до водопада оказалась заваленной спиленными деревьями. Кто здесь свирепствовал и чего он добивался, я даже предположить не могу. Но зато, в глубине чащи, мы нашли установленный столб с новенькой табличкой "Чинжебский водопад является с 1987 года памятником природы краевого значения" и охраняется законом. Хотя встреча со старым знакомым была несколько испорчена, но сам водопад встретил нас как всегда чистотой своих вод и прохладой брызг.

Нам повезло, что здесь никого не было. Буквально минут через двадцать со стороны дороги послышались шумы, разбавленные шумом водопада. Недолго думая, мы пошли к своим велосипедам. Нам на встречу двигалась группа крепких мужчин. Они поздоровались, по пути спросили наши ли это велосипеды и откуда мы приехали. Вкратце мы объяснили, откуда мы. Выйдя на поляну, мы увидели, на чем прибыли сюда эти парни. Машины внедорожники, обклеенные наклейками с указаниями, в каких "грязных играх" они участвовали. В какой-то степени мы с ними одной крови.

Мы с ними одной крови.

Вернуться к Шиндинскому мосту не представляло никакой сложности. Мы летели, чувствуя небольшой уклон, который позволял не только не спешиваться, но и развивать местами приличную скорость.

Возле моста, как мы и ожидали, было довольно людно. Сперва преподаватели туристической группы купались в ледяных водах Шинды. Как только они ушли, пришли и сами туристы, чтобы покурить в кустах. Их численность постоянно колебалась, но примерное их количество вокруг нас было около десятка. Нам ничего не оставалось, как разместиться под мостом, не смотря на присутствие зрителей. Я накачивала баллон, Вова заготавливал палки для катамарана. Наглые подростки с интересом наблюдали за нашими действиями. Расспрашивали и разглядывали. Похвастались, что их катамараны куда круче, стоимость каждого по пятнадцать - семнадцать тысяч. На что мы ответили, когда это будут ваши личные катамараны, тогда и будете пальцы гнуть. Мы же рады и тому, что у нас есть. Наш катамаранчик со своим прошлым хозяином прошёл такие препятствия, что им ещё долго не пройти. Потом мы выслушали увлекательную историю о том, как они проходили Шиндинские пороги, перевернулись на них и потом перевернулись обратно. Мы очень этому "поверили", сказали, что они круты.

Наконец подошел к концу этот долгий и мучительный процесс сборки катамарана. На этот раз мы подошли к этому еще серьезней, и все это заняло у нас около четырех часов. Сбор катамарана был бы не такой мучительный, если бы не это назойливое внимание вездесущих подростков.

Сбор катамарана.

Настал тот момент, когда мы отчалили. Я просто чувствовала спинным мозгом внимательные и пытливые взгляды нам вслед. Шинда понесла нас навстречу новым приключениям. В отличие от лодки, катамаран более маневренный, устойчивый. Мы без опаски проходили по разным буеракам. Нижняя часть наших тел периодически подмокала, но кроме желания пройти шеверы еще и еще раз, других желаний не было. Мы искали места, где побурливее да позаворотливее.

Был уже вечер, и мы присматривали себе косу для ночевки. Вспоминая подобную ситуацию, в которую мы попали на Шинде несколько лет тому назад, было опасение, что и в этот раз будет проблема с местом для ночлега, но опасения были напрасны. В тот раз, уже в полумраке мы причалили к островку, который в любой момент могло просто затопить, поднимись уровень воды чуть выше. В этот раз такой проблемы не было, так как в этом году уровень в реках был непривычно низкий. С одной стороны в этом есть свои плюсы (нет проблем с косами), но с другой - в некоторых местах даже наш катамаран бороздил брюхом по дну.Мы остановились на небольшом островке, который делил Шинду пополам, недалеко от рыбацкой избушки. С одной стороны рукав был очень мелким, круглые камешки виднелись до противоположного берега, с другой - более глубоким.

Первая стоянка, р. Шинда.

Мы вытащили вещи, стали разводить костёр и ставить палатку. Вот оно - ради чего ты едешь так далеко от дома. Тишина, которая разбавляется только шумом реки, пением ночных птиц и треском весёлого костра. Запах дыма и горячей похлёбки - всё то, чего нам так недоставало в предыдущих походах, в этом мы наверстали сполна.