»»»

Село - душа Сибири


Велопоход - " Курагино - Маринино - Байдово - Прудный - Брагино - Новая Шушь - Тагашет - Загорье - Детлово - Заречный - Курганчики - Алексеевка - Шалоболино - Пойлово - Ойха - Курагино"

Новое лето обещает новые впечатления! Каждый раз начинаю с одного и того же, но так оно и есть. От каждого похода ждёшь чего-то нового, неизведанного. За предыдущие годы мы шли по живописным дорогам нашего района. Нас окружала тайга, горы, где-то по близости текли холодные таёжные реки. Но район наш велик, и настало время познакомиться с его более пологой и оживлённой частью, но от этого не менее интересной.

Схема маршрутаВ центр повествования этого похода, встали человеческие судьбы. По мере прохождения намеченной трассы мы заходили в различные сельские и деревенские клубы. На наш вопрос: "А что тут у вас интересного?" - в основном только пожимали плечами. Но стоит нам расположить этих людей к разговору и сразу открывается целый мир. В основном информация разрозненная и порой кажется, что эту мозаику собрать воедино невозможно. Уже в сотый раз понимаешь, как мало ты знаешь о месте в котором живёшь.

Сельский клуб - это отдельное образование, подчас это единственное место, где ещё хоть как-то сохраняется культура населённого пункта. Заведующие сельскими клубами становятся связующим звеном между населением и властью.

Общаясь с разными людьми, мы увидели, что люди везде очень разные, но их объединяет одно, все они очень переживают за свой родной край. Во всех населённых пунктах одна беда - молодёжь либо не хочет возвращаться на свою малую родину, либо, возвратившись - спивается. Горестно видеть, как добротные дома, построенные предками для будущих поколений, разрушаются без руки хозяина. Многим уже более сотни лет и при должном уходе они могли бы ещё служить своему заботливому хозяину. И только благодаря энтузиазму отдельных людей жизнь в сёлах продолжается.


6 июля, вторник.

Велопоход -2010С большим трудом мы дождались отпуска, и на следующий день, как Вова официально стал отпускником, мы пустились в путь. Накануне стояла отличная погода для подобных походов. Температура около 25 градусов, по небу время от времени ходили живописные облачка, периодические осадки не давали пыли подняться в воздух, что делало его прозрачным. Мысли были давно уже в дороге. Даже когда за окном ещё только начинают таять сугробы, тебе уже начинают сниться сны о том, как ты собираешься в дорогу.

Накануне похода, по опыту прошлого года, были куплены два одинаковых рюкзака, и Вова, как и в прошлый раз, приложив свои умелые ручки, склепал вовсе недурной велорюкзачок. Теперь и мне было не стыдно за своё снаряжение.

По предварительным подсчётам, нам в ближайшее время предстояло преодолеть около 200 километров. Путь наш лежал по холмистой местности, через деревни и сёла нашего района. Выбранный нами маршрут, возможно, не будет столь привлекательным для туристов. В поисках зрелищности, люди с рюкзаками преодолевают многие километры, чтобы потом, в тепле и уюте вспоминать о прошедшем лете. Горные вершины, ревущие пороги, леденящие водопады не нуждаются в рекламе. А простые, с первого взгляда, деревушки ничем не привлекательны. Однако если достаточно приглядеться, можно понять, что история этих мест очень интересна. Достаточно просто приглядеться.

Около 8-ми утра мы увезли детей бабушке, в девять часов выехали из дома уже в полном снаряжении. Опыт предыдущих походов не проходит даром, сборы нужных вещей не занимают много времени. Предварительно мы обновили аптечку, закупили необходимое количество продуктов и набрали воды. Ещё ни разу нам не приходилось везти с собой такое количество воды. По дороге наши питьевые запасы постоянно подпитывали многочисленные родники и величавые сибирские реки - Кизир, Казыр и Шинда. На этом пути нашу жажду могли утолить только колонки на улицах деревень и сёл.

От Курагино до первой остановки нашего похода дорога асфальтированная. В Маринино мы были около половины одиннадцатого дня. По плану наших мероприятий было ознакомление с населённым пунктом, посещение достопримечательностей.

Никулкин Владимир с. Маринино

 

В 2005 году в Курагинский клуб закаливания и "моржевания" "Льдинка" приезжала делегация из села Маринино. "Клуб здоровья" в 1996 году объединил под своей крышей инициативных людей. Наболевшая тема здоровья объединила два клуба за общим столом. Всегда интересно пообщаться с людьми, чей дух тебе близок. Просматривая маршрут, мы вспомнили об этой встрече, хотя прошло уже около пяти лет.

Первое, что мы сделали в Маринино, посетили мемориал воинской славы. Если бы Вова точно не знал, где он находится, нам бы долго пришлось его искать. Мемориал находится в центре парка, который за своё долгое существование стал больше напоминать лес.

с. Маринино с. Маринино

 

После посещения мемориала мы принялись размышлять, где может базироваться вышеупомянутый клуб. Центр культурной жизни любого небольшого населённого пункта - сельский клуб, находился в совершенно разобранном состоянии. Значит, местом базирования может быть школа, что находится буквально в нескольких десятков метров от мемориала. В данное время года у школы есть только одна забота - подготовка к новому учебному сезону. Вова попытал счастье, пытаясь узнать у "сильнозанятой" женщины про клуб здоровья, на что получил ответ, что никто ничего не знает. Так что здесь мы толком ни с кем не пообщались.

Говоря о школе, надо вспомнить, что в своё время Георгий Карпович Артемьев, наш знаменитый земляк, был директором школы в с. Маринино (ранее Молсовхозе). Здесь он организовал школу рабочей молодёжи, возглавлял организацию художественной самодеятельности. Вообще Георгий Карпович очень активный и интересный человек. Своим землякам он известен, как краевед, автор книги "375 лет Курагино".

Село Маринино на нас произвело вполне хорошее впечатление. Асфальтированные улицы, ухоженные дома и место, где расположено село очень живописно. Марининский сельсовет образовался в 1977 году благодаря Курагинскому совхозу. Центром сельсовета стала центральная усадьба хозяйства с. Маринино.

Байдово Прудный

 Из села Маринино мы отправились в следующий пункт нашего пребывания - с. Байдово. Здесь мы пообщались с Натальей Николаевной Шараевой, работником сельского клуба. В фойе клуба оформлен стенд - дань памяти погибшим землякам. Письма с фронта, как живое свидетельство прошедшей войны.

За Байдово следовал Прудный. Небольшой посёлок, как и Байдово принадлежит Марининскому сельсовету. Здесь мы были около 12-ти часов дня. Не подъезжая к посёлку мы решили отдохнуть и пообедать в тени берёз.

с. БрагиноДальше мы ехали уже знакомой дорогой - вернулись в Маринино, чтобы изменить направление нашего движения и продолжить намеченный путь. В Брагино идёт асфальтированная дорога. Не доезжая до села, недалеко Православный крест перед с. Брагиноот дороги мы оставили велосипеды и поднялись на небольшую горку, где с недавнего времени стоит антенна сотового оператора. Даже налегке передвигаться под палящим солнцем было нелегко, но пропустить такой чудный вид было бы просто преступлением. Бескрайние, на сколько хватит глаза, холмы, среди которых вдоль пруда притаилось село. Удивительную синь неба изредка разбавляют лёгкие облачка. Машин практически нет, тишину нарушают лишь шелест листьев и стрекот кузнечиков. Здесь же, возле антенны стоит православный крест, поставленный одним из местных предпринимателей.

с. БрагиноВ Брагино мы приехали около четырёх часов дня. Нам непременно надо было посетить местный клуб и мемориал павшим в Великую Отечественную войну. Получилось исполнить только второе, так как клуб был закрыт. Оставив все дела, мы отправились на пруд. Что действительно отличает этот маршрут от маршрутов прошлых лет, так это отсутствие нормальных водоёмов. На нашем пути не раз встречались речки (Шушь, Салба, Тарахтушка), но вот искупаться в них решаются только местные коровы в жаркую погоду. Вот так мы и ехали от колонки до колонки, изнывая от неумолимой жары.

В Брагинском пруду резво барахтались местные ребятишки. С одной стороны пруда огороды вплотную примыкают к водоёму, большие кучи навоза по берегам, видимо это привычные виды для местных глаз. Наверняка детишки этих людей в жаркие дни тоже любят искупаться в пруду, который их родители планомерно превращают в помойку. В нашем обществе принято ругать начальство, руководство, правительство за нашу жизнь, которая никак не складывается, но не хватает смелости проследить за своими действиями. Как говорил профессор Преображенский: "Разруха начинается не в клозетах, а в головах!" Мы долго сомневались, но жаркое июльское солнце заставило нас последовать примеру резвящейся в воде детворы. Нырять с головой мы, конечно, не стали, но окунуться по шейку всё же пришлось.

Некоторое время мы ещё провели на поляне возле пруда. С интересом понаблюдали за мальчишками, которые с азартом прыгали с крутого берега в бурлящую воду, вытекающую из озера.

с. Брагино Часовня в с. Брагино Дорога на Тагашет

 Деревня Брагино возникла в 1860 году, значит в 2010-м году деревне исполнилось 150 лет. В Курагино спросом пользуется Брагинская выпечка и Брагинские пельмени. Проезжая мимо цеха мы почувствовали божественный аромат свежеиспечённых булочек. Как у собачек Павлова стала обильно выделяться слюна, появилась мысль заехать в магазин и купить этой продукции, но для этого нужно было возвращаться назад в деревню. Проглотив слюну, мы поехали дальше. Брагинцы указали нам дорогу до Тагашета. Пройдя полевую дорогу, мы вышли на грунтовку. На сегодняшний день в нашем маршруте деревня Тагашет планировалась как последний населённый пункт. Тагашет расположен на самой границе с соседним Идринским районом. Не доезжая Тагашета, мы проехали мимо добротного дома со спутниковым телефоном на заборе. Это всё, что осталось от "Красного пахаря". Здесь мы были около шести часов вечера.

Тагашет Тагашет

Сам Тагашет произвёл гнетущее впечатление. Умирающая деревня, покорёженные дома, грязные улицы и похожие на свою деревню, жители. Что можно посмотреть здесь? Мы остановились около ребятни, которая немигающим взглядом смотрела на нас, словно мы спустились на летающей тарелке и говорили с ними на инопланетном языке. На вопрос, есть ли у вас клуб, они ответили, что ничего нет. Мы подъехали к зданию почты. Пока мы собирались с мыслями, к нам подошёл один из местных жителей. Мужичёк, лет за пятьдесят, не слишком приглядного вида. Сперва абориген поинтересовался кто мы и зачем приехали. Спустя некоторое время мы узнавали из первых уст о тагашетских новостях. Внешний вид оказался обманчивым. Этот мужичек поведал нам о проблемах Тагашета, а судя по его жителям, проблем здесь больше, чем достаточно. Первая и главная - пьянство. Сколько людей погибло, пытаясь найти правду на дне стакана. Нет работы, но, как справедливо рассудил наш собеседник, кто хочет работать, тот работу всегда найдёт.

Оставляли Тагашет мы с удручающим чувством. Посмотреть на жизнь людей оказалось полезным опытом. После всего увиденного понимаешь, что нам жаловаться вообще не на что.

Рассказывая о Тагашете надо вспомнить о Курзакове Олеге Николаевиче, который родился в этой деревне. Закончил исторический факультет Хакасского государственного университета им. Катанова, стал автором нескольких сборников стихов, а ещё нашим постоянным автором в разделе "Православная жизнь района" и членом клуба "У Лукоморья". Всё-таки наша земля богата талантами.

Облачность закрыла солнце и дальше мы поехали в относительной прохладе. Впереди нас ждал подъёмчик, после его преодоления надо было искать место для ночлега. Вспоминая прошлые заезды, мы тосковали по чистой воде наших рек, глухой тайге и её запахам. Здесь мы искали место недалеко от дороги, чтобы можно было за деревьями скрыть от посторонних глаз нашу палатку, раскрашенную в жизнеутверждающие цвета яркого солнца и голубого неба. Не раз мы вспоминали цвета нашего убежища, когда пытались спрятать их в таёжной зелени. Немного скрадывала эти яркие цвета, натянутая поверх целлофановая плёнка, попутно защищающая от обильных осадков.

И вот сейчас, после преодоления подъёма, глазами мы выискивали подходящую полянку с растущими на ней кустарниками. Но с лева от нас был пригорок, а справа обширные поля с картофелем. И вот, пригорок стал достаточно пологим, для того, чтобы на нём можно было расположиться с палаткой, и даже тоненькие берёзки и небольшой кустарник манили остановиться и отдохнуть под их листвой до утра. Но как раз в этом месте на противоположной стороне от дороги несколько жителей окрестных деревень пололи свои гектарные насаждения картошки. Эти несчастные никогда не узнают, что мы в этот момент о них подумали.

Дальше нам такого подходящего места встретить не пришлось. Как мы не старались разведывать местность, ночевать было негде. За очередным поворотом показался приличный подъём, и дальше была ситуация, которую без картинки трудно описать на бумаге. Грунтовая дорога с ограждением поднималась вверх, практически с верхней точки этого подъёма спускалась вниз полевая дорога, по которой нам предстояло ехать дальше. Парадокс заключался в том, что эти дороги шли практически параллельно друг другу, между ними расстояние не превышало тридцати метров. Но их разделяли металлическое ограждение, крутой каменистый спуск и непроходимый кустарник. "Близок локоток, да не укусишь" - говорит народная мудрость. Так и мы смотрели на эту дорогу, которая была в такой предательской близости, но добраться до неё с гружёными велосипедами было невозможно. Ещё в школе по геометрии мы учили, что ближайшее расстояние между двумя точками - прямая, но в нашем случае эта прямая как-то изогнулась.

Когда преодолеваешь длинные дистанции, замечаешь такую особенность: перед собой ставишь задачу - надо преодолеть определённое расстояние. В последствии сам над собой удивляешься - откуда только берутся силы, становишься маленьким трактором, который ворчит, но работает. Как только добираешься до заданной точки - силы напрочь покидают. Но когда уже была проведена установка на ночлег, с большим трудом достаётся каждый километр. А тут ещё и приличная горка, силы покидают только от одного её вида.

Пыхтя, и до сих пор вспоминая не добрым словом землепашцев (если бы не они, мы бы уже час, как отдыхали в палатке). Преодолевая подъём, мы уже попутно присмотрели место для ночлега, одинокая берёзка возле лесного массива стояла метрах двадцати от дороги и ждала нас, когда мы устроимся на ночлег под её ветвями. Спустя какое-то время нам удалось преодолеть грунтовый подъём, развернув свои велосипеды на 350 градусов, мы вышли на полевую дорогу, которая опасно стремилась с горы. С ветерком мы преодолели этот спуск. Сойдя с дороги, мы вели свои велосипеды по поляне, которая сплошь была усыпана клубникой. Даже сейчас, при воспоминании, срабатывает рефлекс, выведенный ещё Павловым.

Пока мы ставили палатку, полчища кровососущих радовались лёгкой наживе. Поэтому ни о каком костре мы даже не хотели и думать. Спрятавшись от летающих вампиров, распотрошили съестные запасы и улеглись спать. Время было что-то около девяти часов вечера. Небо затягивало, подул ветер и где-то громыхал гром. После долгих споров, кто будет привязывать целлофан, натянутый на палатку, я вылезла в это жужжащее и кусающее царство. Потом долго Вове пришлось выслушивать, что я о нём думаю и что без меня бы он вообще пропал, т.к. к жизни не приспособлен.

Ночь была очень тёплой. Как всегда мы взяли с собой тёплые вещи (шапки, тёплые носки), но они не пригодились. Если бы мы ночевали возле реки, картина была бы совсем другая. Там разница между дневными и ночными температурами очень значительна. Где-то слышался лай собак - совсем близко была очередная деревня, которую нам предстояло посетить завтра. Гроза прошла стороной, так что целлофановый полог так и не пригодился.

Страница 1 из 3123»
Рейтинг

В этом разделе

КомментарииВсего (2)

Евгения 15. 12. 2018 17:19
Гость
Вы просто молодцы.Благодаря вам сколько нового можно узнать про край.А в Алексеевке вас встречала добродушная хозяйка _Мария.Это моя мама,узнала дом на фото в котором росла.
Никита 15. 12. 2018 17:17
Гость
Красиво, спасибо за фотографии, бабушке покажу

Добавить комментарий

Обновить

Два плюс три будет, прописью?