»»»

Путешествие в прошлое

Веловодный поход.

Лучший отдых - это смена деятельности. Мы с Вовой взяли на вооружение этот лозунг и решили активно отдохнуть. Всё, что нужно для отдыха мы продумали - договорились с бабушкой, что она возьмёт детишек с ночевой, выбрали маршрут и день, а вернее сутки. Над выбором маршрута долго не думали - Шалоболинская писаница, вот, где я уже давно хотела побывать. Я столько раз о ней слышала, видела фотографии и даже писала статью, но как говорят умные люди: "Лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать".

На берег нас провожать пришёл Валерий Павлович БолотовУже был план, как нам добраться до места, а главное вернуться назад: туда мы сплавляемся на лодке вместе со своими нехитрыми пожитками и соответственно велосипедами, а обратно на следующий день спокойно добираемся на этих самых велосипедах домой. И в этом огромный плюс такого рода передвижений - тебе не приходится договариваться с кем-то, чтобы за тобой приехали и куда-то тебя увезли. Ты не зависишь от воли посторонних людей, а только от своего собственного времени. Тут даже приходит ощущение свободы, и это чувство опьяняет. И ты знаешь, что завтра в положенное время ты должен быть в положенном месте, но даже это не может испортить праздник души.

Но главной целью нашего путешествия, конечно, не было само путешествие, желание прикоснуться к древней культуре - вот, что тянуло нас. Собираясь в дорогу, мы помнили, что всё то, что мы возьмём с собой, мы повезём обратно на себе! И по этой самой причине в путь мы брали только самое необходимое. Даже когда сборы были в разгаре, мы мало представляли себе, как всё это будет выглядеть. Некоторые добрые люди, узнавая о наших планах, говорили нам: "Вам что, больше нечем заняться?" и при этом только что откровенно не крутили у виска пальцем. Другие вздыхали: "Какие вы молодцы!", но желающих к нам присоединиться больше не нашлось.

Итак, утром 31-го числа июля месяца Вова отвёл детей в детсад, я пришла с ночной смены, мы собрали свои вещички и отправились на велосипедах к "Льдинке". Там нас ждали лодка, камера и палатка. Внутри лёгкое волнение и чувство удовольствия от предвкушения этих двух дней. Лодка готова, велосипеды сложены и закреплены на камере. Подобная конструкция хотя и выглядит странно, но на деле оказалась вполне устойчивой. На берег нас провожать пришёл Валерий Павлович Болотов, он тоже большой любитель всевозможных путешествий и походов, искатель новых впечатлений.

ТишинаМы отплыли от берега и впереди нас ждали шесть часов спокойствия и единения с природой. Возможно, что для кого-то это покажется не очень интересным или даже скучным, но ведь это редкая возможность отдохнуть от домашних проблем, работы, телевизора, к которому прилагаются глобальные катастрофы, войны и всевозможные бесчинства. Здесь, под тихий шепот реки ты можешь погрузиться в себя и окружающий тебя мир. И кажется, что весь мир затихает вместе с тобой - перестают воевать враждующие народы, убийцы и всевозможные маньяки перестают мучить своих жертв и наконец-то задумываются над смыслом своей жизни, а Украинский парламент приходит к единому мнению. Но когда возвращаешься в обыденную жизнь, то оказывается, что всё также воюют, убивают и спорят. Но сейчас всё это кажется таким несущественным и мелким по сравнению с величественностью и спокойствием Матери - природы.

В этом году у нас было множество планов. Хотелось сплавиться на лодках от Гуляевских порогов, и побывать на Шиндинском водопаде. Что-то не сбылось из-за работы, что-то из-за необычно большого уровня воды в реке Тубе, да и погожими деньками лето нас не сильно баловало. Но что не сбылось сейчас, то обязательно сбудется в следующем году. Но и этим летом нам есть о чём вспомнить. Не так давно мы с Вовой попробовали свои силы в велопробеге на сорок километров, катались на Ойховскую гору. После этого желание осваиваНа писаницеть новые просторы и вершины не только не пропало, но и увеличилось. Вообще велосипед - это отличный способ активно отдохнуть, когда мышцы чувствуют приятную усталость, а сознание полно впечатлений. Ни один спортзал с его тренажёрами не даст тебе таких нагрузок, как выезд на природу. Ты ставишь себе определённую цель, пыхтя и потея до неё добираешься, наслаждаешься чистым воздухом, природой и собой любимым. Но перед тобой ещё обратный путь и, хочешь ты того или нет, но ехать домой придётся. Так ты получаешь удовольствие по полной программе.

Когда мы отплыли от "Льдинки", погода была просто замечательной. Светило солнышко и конечно хотелось по дороге ещё и позагорать. Но через некоторое время облака стали уплотняться, и вскоре заморосил мелкий назойливый дождик. Но испортить впечатление не получилось и у него. Так незаметно, прошли шесть часов, и впереди показалась главная цель нашего путешествия - Шалоболинская писаница, наскальные рисунки, которым уже около десяти тысяч лет. Мы проплываем так близко от них, что некоторые даже можно рассмотреть, не ссаживаясь на берег. Вова много раз здесь бывал, общался с археологами и простыми туристами и как опытный гид объясняет мне, где и что находится. В этом месте рисунков мало, а здесь целая галерея, но мне хочется посмотреть всё. Даже присутствует какой-то страх, что я могу что-то упустить или не понять. Проплывая, мы увидели, что в одном месте вырублены деревья и решили сойти на берег, как оказалось, здесь работают археологи. Рабочий день их закончился, они оставили свои инструменты, и ушли в лагерь. Вот где понимаешь, что работа археолога - это не просто романтика и умные книжки, а это ещё и огромный труд. Чтобы открыть миру новый рисунок им приходится выкорчёвывать деревья, метровыми пластами снимать почву, а там, если повезёт, то и сделаешь какое-нибудь открытие.
На писанице
Действительно, когда ты соприкасаешься с этим миром, то чувствуешь какой-то благодатный трепет. Много тысяч лет назад какой-то художник вместо того, чтобы добывать себе пропитание, трудился над этими образами. Конечно, он изображал то, что ему дорого, то чем он живёт. Рисунки разнообразные: есть и люди, лодки с душами его предков, какие-то знаки, но чаще всего встречается изображение лосей. И здесь не надо быть академиком, чтобы увидеть, с каким почтением изображены эти животные, ведь это основная пища древнего человека, а значит и жизнь. Фигуры лосей выдолблены так, что чувствуется объём картины, они повсюду и любых размеров.

Пройдя немного вдоль берега, мы двинулись дальше и остановились для ночлега на косе в начале этой скалы. Поставили палатку, развели костёр, сварили ужин. Вечером, когда сидишь у костра и смотришь на огонь, то пытаешься представить себе этого человека, древнего художника: кем он был, как выглядел? Непризнанный талант, чьи работы признали только через тысячелетия после его жизни. А может, он был самым почитаемым человеком, и только ему было дозволено подходить к святым местам с целью оставить послание своим потомкам.

Спустя тысячелетия изменилось в этом мире всё, цивилизация на всём оставила свой отпечаток. Изменилась вода - русло реки поменялось много раз и деятельность промышленных предприятий замутнила её воды. Изменилось небо - даже в нём и днём и ночью можно наблюдать присутствие современной цивилизации. В деревне Ильинка И только огонь остался неизменным. Современный человек наивно полагает, что подчиняет эту стихию себе, когда носит её частичку у себя в кармане, в маленькой коробочке. Но эта самоуверенность часто играет с ним злую шутку,когда стихия вырывается и в неравной борьбе показывает ничтожному человечку, кто здесь истинный хозяин положения. Древний человек, хотя и не заканчивал институтов и не читал умных книг, был много мудрее. Он находился в полном единении с силами природы, и в тоже время в полной зависимости от них. На инстинктивном уровне он знал, как нужно обращаться с теми дарами, что милостиво им преподнесла Планета Земля. Этому отношению современному человеку не мешало бы поучиться у древних людей. Мать-природа жестоко мстит своим сынам за кощунственное к себе отношение.

В этот вечер спать я легла рано - впечатления дня, свежий воздух и предыдущая ночная смена просто свалили меня с ног. Вова как всегда это бывает на природе, караулил восход, коротая время у огня. Разбудил меня рано утром, мы позавтракали и отправились на изучение рисунков. На лодке переправились через заливчик, оставили лодку и отправились вдоль берега. Время и люди не щадят работы древних мастеров. Плитняк безжалостно осыпается, а недалёкие и тщеславные люди чертят свои надписи прямо поверх бесценных рисунков. И даже этих людей можно понять: желание наследить в истории конечно велико, но ведь лучше, если твои потомки будут вспоминать о твоих добрых поступках. Но этого добиться очень сложно и не каждому удаётся!
В селе Шалоболино
Ещё многого я посмотреть так и не успела, о чём очень жалею. Но впереди нас ждал новый день и новые впечатления. Так как мы не знали, сколько потратим времени на обратную дорогу, то решили не медлить. Тут началась вторая часть нашего путешествия. Мы снялись с места, в течение часа добрались до деревни Ильинка. Там мы высушили и спустили лодку и камеру, упаковали вещи и укрепили на велосипедах. Пока мы собирались, на берег подъехала бригада электриков из Шалаболино. Они что-то ремонтировали и по окончании работы решили отдохнуть и половить рыбку, а в обед отправиться домой. Расспросили нас, откуда мы такие красивые и куда направляемся.

В одиннадцать часов мы выехали из деревни и двинулись потихоньку в горку домой. Эта гора была основным препятствием на нашем пути. Вот "пилим" мы, а у меня внутри предательская мысль - вот бы эти товарищи нас догнали, да подвезли хотя бы до вершины горки. Через некоторое время машина бригады нас действительно догнала, но даже не остановилась, даже как-то стало обидно. Но как оказалось, мы уже находились буквально в нескольких метрах от вершины, и впереди нас ждал продолжительный спуск. Кто не участвовал в таких велопробегах, тот может не понять того удовольствия от дороги. А кто знает, о чём я тут говорю, тому и объяснять не надо.

Наш путь домой лежит через Шалоболино - село с богатым прошлым и хорошими людьми. Главная достопримечательность, конечно, уникальный храм, Шалоболинская Троицкая церковь. Он был возведён в 1851-м году на средства жителей с. Шалоболино и золотопромышленника Артемьева. Но и для этой святыни настали нелёгкие времена, когда церкви осквернялись, а их служители безжалостно уничтожались. Сейчас это уникальное сооружение является памятником Красноярского края и нуждается не просто в восстановлении, а в реставрации, ведь Наш маршрутна его стенах ещё сохранились фрагменты фресок. Но как водится, для такой работы нет ни мастеров, ни средств. Больно и обидно становится за нашу Родину и её прошлое, когда смотришь на поруганные храмы и растоптанную веру.

До дома мы добрались за четыре с половиной часа. Преодолели пятьдесят километров. Впечатлений просто море, а главное, что всё больше растёт желание побывать где-нибудь ещё и освоить новые маршруты по нашему району. А если Вы решили последовать нашему примеру, то милости просим. Природа Курагинского района готова радушно принять всех желающих, если Вы также радушно будете относиться и к ней!!!

Никулкина Наталья,
Курагинский район, 2006 г.