»»»

Красный Дар

Велопоход - "п. Курагино - с. Берёзовское - озеро Красный дар - п. Курагино".

Что может быть лучше, чем провести выходной день на природе всей семьёй? Свежий воздух, Курагинские просторы, новые впечатления. Мы с мужем уже много где побывали в нашем районе, но хотелось показать эти красоты нашим детям. Раньше они, в то время, пока их родители колесили по необъятным просторам Курагинского района, проводили своё беззаботное время у бабушки. Надо заметить, что об этом они нисколько не жалели. Двухколёсный транспорт детьми пока не освоен, но место на родительском багажнике свободно.

Карта маршрутаБыло несколько вариантов маршрута. В нашем арсенале есть несколько походов выходного дня: гора Бугуртак, Ойховская гора. Маршруты освоены, дороги пройдены и изучены. Но ещё с прошлого лета нам хотелось посетить озеро Красный Дар. Преобладал тот маршрут, по которому мы ещё не ездили. Как говорится: "Лучше гор могут быть только горы, на которых ещё не бывал".

Но с самого утра погода начала вносить свои коррективы. Серое небо и гнусный дождик не создавали настроения на поездку. Кроме того, дорога на Краснодар, куда мы так стремились попасть, проходит по полям. Если дождик припустит, то мы рисковали застрять где-нибудь посреди поля.

Буквально не так давно мы с мужем почувствовали на себе все прелести путешествия на велосипедах по мокрой полевой дороге. Несколько километров пути, от Курганчиков до Алексеевки, нам дались непросто. Грязь забилась буквально во все части велосипеда. Забиваясь по крылья, она становилась там плотным комком и колёса переставали крутиться. Подручными средствами приходилось выталкивать грязь, но эти меры помогали буквально на некоторые метры. Потом всё повторялось. В Алексеевку мы приехали абсолютно грязными, потом около двух часов отмывались на местной колонке. Вообще-то, подобные приключения настроения нам не портят, наоборот, тем интересней вспоминать поход. Но в данном случае подобный сценарий требовалось исключить - с нами едут дети..

Велопоход - Велопоход -

Ещё одна проблема, багажники заняты пассажирами, а в рюкзаках за спиной много не увезёшь. Нужно поклажу рассчитывать по минимуму, но чтобы предусмотреть любое развитие событий, в дороге может случиться всякое.

Место, где была когда-то установлена деревянная церковь святой Екатерины.Дождик к обеду перестал, но небо оставалось хмурым. Я предлагала поехать в Бугуртак, где есть всё - красота, гора, озеро и асфальт практически на всём протяжении пути. Долго сомневаясь, к одиннадцати часам утра принято решение ехать на Краснодар. Дома заправили термос, долго приматывали его к велосипеду, потом заехали в магазин, купили немного колбаски, хлеба, конфет и, что в нашем положении очень выгодно, быстрорастворимого картофельного пюре. Стараемся не поддерживать химическую промышленность, но в таких случаях приходится.

Поехали через посёлок к ЖД станции. Там, преодолевая узкие улочки и крутые повороты, выехали за пределы посёлка. Пешком поднялись в гору и покатились по полям, отметив, что накатанная полевая дорога намного лучше асфальта в самом посёлке.

Долго ли коротко ли, мы выехали к Берёзовке. Проезжая мимо клуба, остановились с детьми возле места, где была когда-то установлена деревянная церковь святой Екатерины. Здесь она стояла с 1891 года, на Екатеринин день 27 ноября, жители близ лежащих деревень и сёл собирались на центральной площади перед церковью. Съезжий праздник в Березовском праздновали в течение 3-х дней. В 1960 году церковь разрушили, сейчас на этом месте стоит крест с памятной надписью (фото) и изображением церкви, выполненной чеканкой. Детки уже немного подустали, запросились покушать, тут пригодились карамельки.

Мы ехали в воскресный день, и буквально на удачу, решили проверить, открыт ли музей. И действительно, музей оказался открыт, работница пришла сюда в выходной день, чтобы доделать свои дела. Мы решили зайти и посмотреть, чем живёт Берёзовский музей сегодня. Очень хорошо пообщались, нам устроили настоящую экскурсию. На детей произвела впечатления домашняя утварь, которой насчитывается немало десятков лет. Утюги, крынки, коромысла и прялки, совсем недавно они служили своим хозяевам, а теперь служат напоминанием об ушедшем времени. Здесь же мы нашли интересную информацию, которая пригодится нам для описания похода, задуманного на следующий год. Мы распрощались с хранительницей и двинулись дальше.

Берёзовский музей Берёзовский музей

Нам предстояло преодолеть ещё не мало километров.Нам предстояло преодолеть ещё не мало километров. По асфальту выехали за Берёзовку, потом свернули опять на полевую дорогу. Практически весь путь дорогу то туда, то сюда, перебегали суслики. Их рыжие спинки мелькали то тут, то там. Маленький Вова, сидящий у меня на багажнике, как ни старался, так и не смог увидеть ни одного. На обратном пути посадила его вперёд, но и так он ничего не увидел. Подъезжая к озеру, дорога идёт немного вверх. Пришлось прогуляться пешком, заодно размяли ножки.

Деревня Красный Дар Раньше в этих местах была деревня Красный Дар. Она разделила судьбу многих "неперспективных" деревень, и сейчас от её присутствия не осталось и следа. В конце 1970-х годов в Советском Союзе был разработан план ликвидации 200 тысяч таких деревень. Ещё живы люди, которые жили в этой деревне и помнят её. К нам попали фотографии Красного Дара. Потребовалось время и усилия, чтобы восстановить изображение, но сейчас это действительно исторические кадры. До сих пор идут споры о пользе подобных попыток развития сельского хозяйства страны. Скоро мало кто вспомнит названия деревень, которые были названы страной "неперспективными". Напоминанием об этой деревне осталось озеро, которое так и называется Красный Дар (фото).

Возле озера располагается турбаза, соответственно, отдыхающих тут хватает. Но их могло быть и больше, но погода для гуляния и купания не благоволила. Солнце пряталось за плотной пеленой облаков, немного позже в этой пелене стали появляться разрывы, и солнышко немного порадовало. Но для велосипедной прогулки более комфортной погоды не пожелаешь. Уж мы поездили и знаем, каково ехать на дальнее расстояние в жару 34 градуса.

Озеро овальное. В одном месте дамба, образующая очень симпатичный водопадик.

Озеро Красный Дар Водопад (о. Красный Дар)

Для купания погода особо не располагала, но наши детки, воодушевлённые красотой, забыли о том, что совсем недавно просились покушать, быстро переоделись и ринулись в водопад. Он состоит из больших камней, в одном месте выложена чаша, где можно спокойно искупаться не только ребёнку, но и взрослому человеку. Камни острые и скользкие. Тут меня удивил мой старший ребёнок. Ещё собираясь в дорогу, Юля сказала, что возьмёт с собой тапочки. Я дала ей рюкзак, она собрала в него то, что считала нужным для похода. Я только попросила книжки с собой не брать, читать будет некогда. Уже на водопаде я пожалела, что не взяла тапочки Вове, на что Юля ответила, что о брате она тоже позаботилась. В семь лет я не была такой предусмотрительной. Вова, как настоящий мужчина, взял с собой солдатскую фляжку с водой и подзорную трубу, чтобы осматривать окрестности.

На водопаде Вова Юля

Юля дребезжала мелкой дрожью, но лезла в бурлящую воду. Вова помочил только щиколотки. Мы стояли и любовались красотой. Спустя время детки накупались и вспомнили о том, что очень хотят кушать. Мы поднялись на дамбу, возле пруда расстелили покрывало и устроили пикник. Отдых на природе это напоминало мало. Вокруг сновали, выспавшиеся к обеду, отдыхающие. Мы, со своим импровизированным столом, были как бельмо в глазу. Когда сели кушать, я поняла, что Юля со своими тапочками, по предусмотрительности, шагнула далеко вперёд, чем её родители.
Домой
Сначала выяснилось, что я не взяла ложки, хотя про них вспоминала во время сборов. Папа сказал, что проблем нет, сейчас выстругает палочки. И тут выяснилось, что ножик тоже остался где-то на полке. Картошку пришлось черпать, чем придётся. Такое с нами случилось в первый раз. Тот случай, когда мы забыли вёсла практически не считается. Тогда у нас с собой был топор, некоторые усилия, и у нас отличная пара вёсел, с которой мы прошли шеверы на Шинде и добрались благополучно до дома.

Мы ещё некоторое время провели на озере. Папа встретил знакомых людей, пошли разговоры. Вова принялся мастерить из подручных материалов удочки. Потом, когда мы уже собрались ехать обратно, Вова резко сорвался и побежал к воде. Оказалось, он побежал прятать удочку, чтобы в следующий раз, когда мы сюда приедем, опять ей рыбачить.

На обратном пути мы ещё останавливались в поле, нарвали охапку белоголовника, чтобы зимними вечерами пить чай и вспоминать о лете. Уже на подъезде к Курагино, мы остановились ещё раз, пили кофе и любовались окрестностями. Вова убежал вперёд и в подзорную трубу пытался рассмотреть наш дом (фото). За этот день мы проехали 45 километров. Бабушка сказала, что тоже хотела бы съездить с нами. Детям очень хотелось показать ей водопад.

Ещё вечер дети были возбуждены от полученных за день впечатлений. Ночь они спали, как говорится "без задних ног". Это наш первый пробный заезд на большую дистанцию всей семьёй. Лето закончилось, так хочется, чтобы осень порадовала нас тёплыми деньками. А мы уж сумеем с пользой организовать наш совместный выходной день.

Никулкина Наталья, Курагинский район, 2010 г.