Беседа о школе и семье

Учитель истории Жерлыкской школы Олег Николаевич Курзаков уволился в 2008 году и уехал учиться в Московскую Православную Духовную Академию и Семинарию, но связь с бывшими коллегами не прерывается. Одно из недавних его писем директору школы И. И. Корниенко в редакцию газеты "Православный Минусинск" передала заместитель начальника управления образования Минусинского района Н. И. Алыпова, посчитав, что оно носит далеко не личностный характер.


Судите сами.

Здравствуйте, уважаемая Ирина Ивановна!
В этом письме мне хотелось бы ответить на ваш вопрос о школе. Вопрос этот большой и сложный, и мое мнение будет мнением из ограды Церкви. Писать мне о школе проще хотя бы потому, что я имел возможность изнутри видеть многие проблемы, поэтому не собираюсь бросать камни в тот огород, в котором работал. Начну с того, что у нас есть общая проблема: от Церкви требуют святых, а от вас умных и разумных деток. Почему результат не отвечает ожиданиям, я думаю понятно. Коли рожа крива, то зеркало тут мало поможет, хотя без этой школы и без этой Церкви, хоть как-то преобразующих людей и учащих их быть людьми, давно бы не было страны.

В ток-шоу смакуют про безобразия учителей и попов, но я еще ни разу не слышал, чтобы рассказывали, как учителя на свои деньги покупают лекарства детям, как жертвуют всем ради них. В последние годы стали убивать священников как-то активнее, а уж храмы грабят по всей России. Это тоже симптом состояния общества. Так что есть объективные причины наших неудач. Здесь я около года преподавал в воскресной православной школе и поэтому из своего опыта могу указать на разницу между воспитанием христианским (религиозным) и светским.

В обществе многие привыкли себе представлять, что религиозное воспитание это мрачное средневековье и мракобесие. Ну вот давайте по плодам: в моем классе не было ни одного курящего, ни разу я не слышал скверного слова. А дети как дети, жизнерадостные, со своими шалостями, сложностями. Разница была лишь в том, что основным было воспитание семейное и в семьях воспитание детей считалось самым главным. Я лишь бережно старался продолжить его. Я сделал поразительное открытие: оказывается, что вначале должна стоять не попытка забить в голову ребенка знание, а формирование трудолюбия, любознательности, честности как жизненного принципа. А уж на этой основе легко усваивается знание. Без серьезного семейного воспитания это невозможно. А серьезное семейное воспитание может быть только религиозным, потому что именно религия ставит самые важные вопросы о смысле жизни и предназначении человека.

Современное светское образование все более привязывается к рынку труда, а не к раскрытию ценностного мира человека, его духовных потребностей. В этом случае и цель и смысл человеческой жизни низводятся до полезности человека в конкретной политической и экономической системе, до земной жизни и приспособления к ней. Докажу элементарно: посмотрите, как за последние годы в учебных планах сократились часы гуманитарного профиля, а ведь литература, русский язык, история - это основа ценностного мировоззрения ученика. Здесь же закрывают педагогические вузы, а на периферии сельские школы.

Мне кажется главная точка расхождения вот в чем. В христианстве иная антропология: христиане верят, что человек создан для вечности, и эта жизнь есть трудный путь к этой вечности, путь выбора и борьбы. Бог не будет спрашивать, как хорошо человек знает таблицу умножения, но Он спросит, прилагал ли он усердие в учении и был ли послушлив родителям, был ли честен и трудолюбив и самоотверженно ли выполнял свой долг: семейный, учебный или профессиональный, и для кого его выполнял, на благо ближних или себя. Что хорошего изменилось вокруг в результате его жизни. Был ли милосерден, честен, добр, любил ли ближних и Христа. В Евангелие говорится: "Что пользы человеку, если он приобретет весь мир, а душе своей повредит". Можно сказать, что все это сказки. А если это правда? Ну вот правда то, что человеку придется держать ответ за все, что он сделал, что его ждет встреча с Богом и вечностью? Тогда и вопрос школьного и семейного воспитания видится в совершенно иной перспективе.

О школьной реформе: властно и по-русски, то есть сдуру и через колено, пытаются переделать образование на западный манер. ЕГЭ теперь мощнейший рычаг в руках государства, с помощью которого можно перенаправлять потоки абитуриентов в те сферы, в которых оно заинтересовано. Сегодня армию и образование реформирует наверху кучка чиновников, весьма далеких от этого. Результаты налицо. В общем, это конечно не моя компетенция, и желания писать, как все плохо, нет. Воспитывать сегодня надо родителей, и возвращать уважение к учителям. Как это сделать вне Церкви, я не знаю. И вряд ли это возможно, когда все ценности западного капиталистического общества идут вразрез с христианскими.

Вера Дмитриевна, наверно, до сих пор печалится, почему ученики не читают русскую литературу. Да не могут они ее читать, если у вас еще могут, то здесь уже нет, потому что им не понятны проблемы героев. Эти дети здесь знают уже о готах и сатанистах-одноклассниках, которые пьют собачью или человеческую кровь. Раньше мне казалось, что подобные явления связаны с социальными проблемами, низким уровнем культуры, бедностью. Но вот недавно имел возможность общаться с московскими школьниками, не то что о христианстве, просто о совести невозможно говорить: смех и цинизм. Но нет альтернативы христианским ценностям, которые, кстати, лежали в фундаменте и советской системы образования. Мы меняемся как народ, теряя какую-то основу. Долг и ответственность подменяются личными интересами: в результате родители бросают детей, жены - мужей и мужья - жен. "Я полюбил и ушел к любимой". Но надо все называть своими словами: ты предал и разбил чью-то жизнь.

Здесь все эти процессы проходят более динамично, открыто. Мне наверно не было бы до этого никакого дела, находясь в Церкви, но уж слишком много людей со сломанными судьбами приходят к нам. Ко мне почти каждую неделю в монастыре, где я вожу экскурсии, подходят люди и рассказывают о своей жизни. Я уже чтец, ношу подрясник и отпустил бороду, поэтому принимают за священника и, когда разубеждаешь, все равно рассказывают и просят совета. А что посоветуешь, когда только плакать остается. Вот родители в неутешном горе - сын разбился по глупости, другая мамка в плаче заходится: единственный сын захвачен игровой зависимостью, у следующей - сын стал одержимым.

Беда не минует ни богатых, ни бедных. Многие ищут таблетку от горя, но таблеток мы не даем. Кто-то пострадал от сект или оккультных практик. Истина одна, а подделок тысячи. В православии долг и цель жизни каждого человека найти и обрести эту Истину. И опытом своей жизни, опытом тысяч христиан могу засвидетельствовать, что Истина и Путь, и Жизнь есть Христос. Нет иной Истины. Ну не может быть ложью и обманом вера, вдохновившая на создание самого прекрасного в культуре русского народа, все самые высокие его идеалы, желание быть Святой Русью. И нет и не может быть более высоких заповедей, чем заповеди Христа. И более высокого идеала и предназначения человека. Было православное воинство и князья, создавшие эту огромную страну. Зодчие, строившие дивные храмы, даровитый, умный, работящий православный народ. Безверие началось не с большевиков, раньше, но при них начали громить православие. Катастрофа произошла именно в духовной сфере народа.

Страна сегодня глубоко больна и оттого так восприимчива ко всем сквознякам и заразам. Какое-то нежелание жить у народа, нежелание отстаивать свою землю. Все стало так неустойчиво и временно, Россия вся похожа на одно большое становище среди степи, кой-как устроенное и обжитое. Мы наивно думаем, что мы свободны от своего прошлого, от ошибок своей истории, что это все минуло и кануло. Но это не так.

Народ - это живой организм и, если он был изуродован, то это уродство не пройдет само по себе, без напряженной работы по собиранию нравственных сил, без возрастании в совестливости, порядочности, честности, любви к ближним. Поэтому проблема школы сама по себе не решаема, как бы этого ни хотелось. Надо меняться обществу, изменится и школа. А сегодня такая ситуация, что дай Бог хотя бы что-то сохранить из прежнего багажа.

Есть одно средство, которое может решить все проблемы во всех сферах. Это любовь людей друг к другу. Деятельная, живая, побеждающая эгоизм и жестокость, жадность и гнев, ненависть и зависть. Об этом говорит Евангелие, к этому зовет, но как мало слышащих. Вы и сами это знаете. Без любви к детям в школе делать нечего. В какой-то момент я почувствовал, что во мне этой любви не хватает, чтобы работать до конца не ради зарплаты, а ради детей, пусть даже и вовсе не платят. Я стал искать тот Источник, в котором содержится полнота такой любви. И нашел его во Христе, живом Боге, слышащем меня и дающим сполна все благое.

Мне от сердца больно за учителей, которых превращают чиновники в ломовых лошадок: везите савраски, пока мы сочиняем сказки.

Сколько приходится делать бессмысленного труда, сколько тратить драгоценных сил и нервов ради бессмысленных распоряжений сверху. Вспоминается, как мне надо было преподавать директивно введенный НРК. Без учебников и материалов, ну просто наверху подумали, что так можно воспитать патриотизм. А он ведь не по учебнику воспитывается, а через семейные традиции, через созидательный труд на родной земле. Школа лишь помогает, шлифует грани, удобряет почву. Разговор о патриотизме должен начинаться с уборки тех помоек, в которые превращена страна.

Диакон Олег КурзаковПодмосковье, к слову, одна огромная помойка, ни одного чистого леса не встретить. И прошлогодние пожары здесь были, кстати, следствием подобного отношения к своей земле. Так что вот с этого должно начинаться воспитание и образование. И так во всем. Слово должно рождать конкретное дело, пусть самое малое. Тот, кто хочет что-то сделать, ищет возможности, а кто не хочет, ищет отговорки.

Сожалею, что письмо мое вышло таким вот разбросанным, часто не по существу и с общими фразами. Рассуждать всегда легче, чем делать. Надеюсь, что после распределения я все же попаду в родные края, и буду иметь возможность вас навещать. Простите, если в чем не прав. Вас я стараюсь поминать в молитвах. Не оставляйте своего призвания, не унывайте, наше дело правое, мы победим. Сказать могу лишь, что впереди времена тяжелые и страшные, все более вероятна большая война.

Веруйте во Христа, а Он поможет. Христос моя сила, Бог и Господь! Больше пока не знаю, что могу сделать в ваше утешение.


С искренним уважением диакон Олег Курзаков.

 Курзаков Олег Николаевич

12.12.2011 12:04 / Просмотров: 1803 / ]]>Печать]]>
В этом разделе:
Добавить комментарий
Ваше имя |
Текст
Контрольный вопрос

Десять минус три будет, прописью?

|
 Календарь новостей
«Ноя.2017
Пн.Вт.Ср.Чт.Пт.Сб.Вс.
  12345
6789101112
13141516171819
20212223242526
27282930   

Курагинский район, история, краеведение, сплавы, походы, велопутешествия.

Курагинский клуб моржевания и закаливания Льдинка

Клуб ЗЕМЛЯКИ-КУРАГИНЦЫ

Учителями славится Россия, ученики приносят славу ей

 

 Опросы
Оцените этот сайт
Отлично!
Хорошо
Нормально
Так себе
Плохо!

Район, в ктором мы живём! : Одноклассники

 


Главная | О проекте | Карта сайта | Обратная связь | RSS При использовании материалов сайта ссылка на источник обязательна. Использование фотоматериалов только с письменного разрешения. Ваши мнения, предложения и замечания просим направлять на наш e-mail.
Сайт семьи Никулкиных © 2004 - 2017 NikaVA

Рейтинг@Mail.ru Красноярский рейтинг сайтов на Krasland.ru