Имисская машинно-тракторная станция

В этом году исполнилось 80 лет, как была образована Имисская машинно-тракторная станция. Проект же о её открытии рассматривался ещё в 1935 г. Так 5 октября 1935 г. на заседании президиума Курагинского районного исполнительного комитета (РИК), был предоставлен материал по организации в районе новых МТС с развёртыванием их во второй пятилетке. 


Первоочерёдность создания новой МТС была закреплена за селом Имисским. На этом же заседании с проектом создания Имисской МТС выступил тов. Матвеев. Выслушав его доклад, президиум Курагинского РИКа решил, что наиболее целесообразным местом организации МТС надо считать Имисский куст колхозов, а село Имисское считать центральной усадьбой МТС.

Одним из идейных вдохновителей образования Имисской МТС был 1-й секретарь райкома Ткаченко.Реализовываться же этот проект начал только в январе 1937 г. Трактора дляновой Имисской МТС притянули конной тягой по льду замёрзших рек. А тянули их так. У трактора снимали передний мост, передок трактора ставили на сани, которые тянула тройка коней. В район деятельности Имисской МТС было определено 22 колхоза Имисского, Тамбовского, Можарского, Покровского и Бугуртакского сельсоветов. Колхозы Бугуртакского сельсовета ранее входили в район деятельности Курагинской МТС, но исходя из территориального расположения и удобства обслуживания, были переведены в Имисскую МТС.
Здание конторы Имисской МТС ныне не существует.


 Территория, охватывавшая поле деятельности МТС была разделена на четыре участка, первый обслуживал колхозы Имисского и Тамбовского сельсоветов, второй Жербатиху и колхозы Бугуртакского сельсовета, третий участок обслуживал колхозы Покровского сельсовета, в четвёртый участок входили колхозы Артёмовского района. Взаимоотношения колхозов с МТС осуществлялись на основе договорных отношений.Согласно договору МТС с колхозами, "все без исключения полевые работы, в том числе и работы на тракторах, выполняли сами колхозники в порядке, устанавливаемом машинно-тракторной станцией по соглашению с колхозами. Расчет по работам, произведенным МТС, производился колхозами из первых партий намолоченного зерна. Расчет за молотьбу производится по мере выполнения работы, через каждые пять дней.

Основным производственным звеном в МТС был тракторный отряд (бригада) за которым закреплялись тракторы, комбайны и другие сельхозмашины. Кроме того МТС располагала механической мастерской (МТМ), нефтебазой, складскими помещениями, грузовым автотранспортом.
Руководство осуществлялось управлением (контора) МТС. Структура управления МТС была следующая: директор и его два заместителя - один по политической части, второй по расчетам с колхозами, старший механик (после войны главный инженер), старший агроном, 1-2 агронома, прикрепленных к группе колхозов, заведующий нефтебазой, начальник машинно-тракторной мастерской, бухгалтерия. В штат управления входила и ветеринарная служба МТС.

Контора Имисской МТС располагалась на Береговой улице в бывшей усадьбе имисского лавочника Щелкунова Ераста Михайловича. С организацией МТС эта усадьба была передана под контору. В левой каменной половине с образованием МТС располагался класс курсов трактористов, а в правой деревянной части находилась собственно контора с кабинетами директора, агронома, бухгалтерии и приёмной.

Имисскую МТС возглавлял директор. Первым директором Имисской МТС был Михаил АндреевичСоколов, затем стал директором Тихон ТимофеевичВоронков, его 17 мая 1943 г. заменил Е.Ф. Коловский.30 ноября 1945 г. согласно командировочному удостоверению выданного Курагинским райкомом ВКП (б) директором Имисской МТС становится вернувшийся с фронта бывший старший механик Имисской МТС Петр НикитовичБеркетов. На этой должности он пробыл по 5 января 1958 г., когда он ушел руководить Курагинским АТП. Сменил его главный агроном МТС Стройнов Владимир Сидорович, он же был последним директором.

Так как Имисская МТС обслуживала колхозы двух районов Курагинского и Артёмовского существовала должность заместитель директора МТС по Артёмовскому району, в обязанности которого входили организация нормальная работы тракторного парка и проведение агротехнических мероприятий. 

Коллектив конторы Имисской МТС ноябрь 1948г.

Коллектив конторы Имисской МТС ноябрь 1948 г. Второй ряд (слева на право): Анна Тихоновна Баяндина (Мухачёва) - секретарь, Мария Андреевна Бордюгова (Гераськова) - бухгалтер, Мария И. Щелкунова (Аксёнова) - агроном. Нижний ряд: Александра ИвановнаКустова - старший агроном, Пётр Никитич Беркетов- директор МТС, Клавдия Ивановна Харламова (Снегирёва) - зам. гл. бухгалтера, Иван ДавыдовычБехтерев - главный бухгалтер.

С момента образования в Имисской МТС существовала партийная организация. Руководители парторганизации МТС за всё время её существования назывались по-разному, сначала заместитель директора по политической части "замполит", затем политработник, а с начала 50-х гг. секретарь парторганизации. В разное время ими были Р. П. Ровных, его сменил И.К. Тюрькин, Иконников, В. Л. Гилёв, Б. Г. Бордюгов, Ф.Ф. Заико, Горнов, Г.Н. Кульга.В обязанности замполита входила не только политическая работа среди рабочих МТС, но и организация производственных процессов, во время командировок директора замполит непосредственно руководил машино тракторной станцией. Составлял оперативные планы посевных и уборочных компаний. Помогал в бригадах вести работу по техминимуму, и чтению газет. На собраниях парторганизации решались различные организационные вопросы.

Гордеев Егор Павлович - главный бухгалтер МТС, Бехтерев Иван Давыдович - бухгалтер МТС, замполит - МТС Тюрькин И.К (довоенное фото).

Гордеев Егор Павлович - главный бухгалтер МТС, Бехтерев Иван Давыдович - бухгалтер МТС, замполит - МТС Тюрькин И.К (довоенное фото).

Связь с районом осуществлялась по телефону, а с участками управление МТС осуществляло связь с помощью, установленных на каждом участке раций МК-19. За радиосвязь в МТСе отвечал радиотехник Пленкин Степан Евсеевич. 

Самым суровым испытанием для всего советского народа стала Великая Отечественная война. Мужчины в своем большинстве были призваны на фронт, а задачи полной и своевременной уборки урожая и обеспечения продовольственной безопасности страны с МТС ни кто не снимал. В условиях войны и жесточайшего дефицита кадров в МТС начали массово создавать женские и подростковые бригады. Именно женщины ставшие механизаторами МТС вынесли на своих плечах основную тяжесть четырёх долгих военных лет.

Читая документы Имисской МТС военной поры, в них совершенно не встречаются нотки какой-либо паники, а только такие сухие и редкие высказывания: "В связи с вступлением в весенний сев 12 апреля 1942 г., который будет проходить в условиях Отечественной войны советского народа сопряжённого с большими трудностями сельскохозяйственных работ. Обязываю бригадиров тракторных отрядов, помощников, учетчиков, механиков МТС в бригадах проводить следующие мероприятия…", "Надо работать по-военному", или "Всякое нарушение настоящего порядка рассматривать и привлекать к ответственности по законам военного времени". А далее такой-то, такой-то мобилизован в РККА (Рабоче-Крестьянская Красная Армия), и во всех списках рабочих МТС почти одни женские фамилии. Кроме того тружениками Имисской МТС в помощь фронту было собрано 60 пудов картофеля, 6 пудов проса и 800 рублей деньгами.

О количестве техники в Имисской МТС в начальный период трудно сказать из-за малого количества сохранившихся документов того времени, но на основании некоторых можно подсчитать, что тракторов на 1942 г. было 36 единиц марок гусеничные ЧТЗ-С "Сталинец" 48/60, колёсные СХТЗ 15/30 и газогенераторные тракторы ХТЗ Т-2 Г.

Прицепные комбайны были представлены маркой "Коммунар", которых на 20 июня 1945 г. в МТС было 14 единиц. Тогда же широко применялись в Имисской МТС в качестве тягловой силы кони и быки. Если сразу после войны тракторный парк состоял неизменно из колёсных СХТЗ, гусеничных ЧТЗ и ХТЗ Т 2-Г, то начиная с апреля 1948 г. кроме этих тракторов в МТС начали поступать трактора АТЗ-НАТИ и СТЗ-НАТИ, Дт-54, ЧТЗ С-80, а 1958г. появился первый трактор "Беларусь". На 1956 тракторный парк Имисской МТС стал состоять из 72 тракторов.

В 1949г. в Имисской МТС в общей массе комбайнов "Коммунар" появился первый самоходный комбайн С-4 "Сталинец".В 1951 г. таких комбайнов стало уже 12. Начиная с 1953 г. Началось вытеснение прицепных комбайнов "Коммунар", прицепными комбайнами "Сталинец С-6". На 1957 г. в МТС было 59 комбайнов.

Техосмотр в Имисской МТС конец 40-х гг. На тракторе СХТЗ 15/30 трактористы Воронков Герасим и Ключникова Валентина Васильевна

Техосмотр в Имисской МТС конец 40-х гг. На тракторе СХТЗ 15/30 трактористы Воронков Герасим и Ключникова Валентина Васильевна

Как выше уже отмечалось, основным производственным звеном машинно-тракторной станции был тракторный отряд (бригада) за которым закреплялись тракторы, комбайны и другие сельхозмашины. 


В состав тракторной отряда входили: бригадир, помощник бригадира, учётчик-заправщик, по два тракториста на каждый трактор для обеспечения двухсменной работы тракторов, комбайнеры и их помощники (штурвальные), прицепщики, возчики горючего, воды. На 14 апреля 1942 г. в Имисской МТС было 16 тракторных отрядов, где только трактористов работало 70 человек. В 1943 г. произошло сокращение тракторных отрядов до 14, такое число их оставалось и в 1945 г. Здесь представлены таблицы о составе в эти годы тракторных отрядов. В ноябре 1953 г. в Имисской МТС числилось 34 комбайнёра и 112 трактористов.Из тракторных отрядов формировались и бригады по работе и обслуживанию комбайнов, так на одном комбайне работали комбайнёр и штурвальный, два соломокопнителя, весовщик и так как комбайны были прицепными на тракторной тяге, то к каждому комбайну ещё полагался один трактор с двумя трактористами.

В 1954 году февральско-мартовский пленум ЦК КПСС принял постановление "О дальнейшем увеличении производства зерна в стране и об освоении целинных и залежных земель". Не обошли эти события и нашу местность. Так уже в апреле 1954 г. был создана целинная бригада, работала бригада в две смены на тракторах С-80, оснащённых корчевателями и кусторезами. 28 марта 1957 г. в Имисскую МТС на освоение целины прибыло 27 комсомольцев, но в связи с тем, что в МТС в наличии не имелось на всех тракторов, то до прихода в МТС новой техники комсомольцев распределили по тракторным бригадам.

Кадры воспитывались на месте, при МТС работали курсы трактористов. Для этих целей был отведён класс в здании конторы МТС, курсы трактористов открылись с образованием Имисской МТС, а первым преподавателем этих курсов был Масюк Степан.Через эти курсы прошли все парни предвоенной поры, тем более окончить такие курсы в то время было довольно престижно. С началом Великой Отечественной войны, такие курсы стали более женскими и подростковыми. Первые послевоенные курсы на колёсный трактор СТЗ были организованы 12 ноября 1945 г. для этих целей была подготовлена учебная литература и собрана группа курсантов. Заведующим курсами был назначен бывший бригадир тракторного отряда Федор СемёновичЛесников.

Довоенные выпускники курсов трактористов при Имисской МТС. Верхний ряд: Кирилл Тихонович Старостин, Назаров Алексей Андреевич. Внизу: Шалагин Егор Артемьевич

Довоенные выпускники курсов трактористов при Имисской МТС. Верхний ряд: Кирилл Тихонович Старостин, Назаров Алексей Андреевич. Внизу: Шалагин Егор Артемьевич

24 августа 1952 г. после двухгодичных курсов механиков в Имисскую МТС вернулся И.Г. Афонин, который был назначен участковым механиком, а в зимнее время он преподавал на тракторных курсах.

Следующим важным транспортным звеном Имисской МТС был автопарк, главной задачей которого были грузоперевозки, завоз ГСМ. В январе 1938г автопарк Имисской МТС находился в Курагино и состоял из автомобилей марок ГАЗ-АА (полуторка) и ЗИС-5 (трёхтонка) в количестве 4 единиц.27 июня 1941 г. в связи с началом Великой Отечественной войны практически все автомашины и горючее были мобилизованы в РККА. В конце войны автопарк Имисской МТС состоял из трёх автомобилей ГАЗ-АА. Начиная с 1946 автопарк Имисской МТС начал пополнился новыми машинами ЗИС-5, ГАЗ-АА, ГАЗ-АА (пикап),ЗИС-150, ГАЗ-51, ГАЗ-63, ГАЗ-67, ГАЗ-93 и легковая ГАЗ-69. Были они как бортовые, так и бензовозы, самосвалы, передвижные мастерские.

Интересно как распределялись транспортные средства за руководящими работникамиМТС, так в 1952 г. за директором ГАЗ-67, за главным инженером Газ-АА (пикап), за главным агроном закреплялся мотоцикл Иж-350, а за замполитом лошадь (Чалко), за механиками закреплялись передвижные мастерские на базе автомобилей ГАЗ-АА, а также конь. Участковому агроному полагался велосипед, а радиотехнику мотоцикл "Москва".

С открытием навигации по рекам Тубинского бассейна курсировал катер "Имис", принадлежавший Имисской МТС, с его помощью перевозили зерно в Курагинское ЗАГОТЗЕРНО. Паромная переправа через р. Кизир между Имисом и Жербатихой тоже находилась в ведении МТС.

Первоначально для нефтебазы было отведено место за речкой Имисиком, но место было выбрано не удачно. В итоге из-за частых подтоплений и неудобного подъезда её перенесли на место современного склада ГСМ ЗАО "Имисское".

На начало 1952 г. в Имисской МТС была ещё одна нефтебаза № 2 в с. Можарка.Во время войны газогенераторное топливо (чурочки) стало основным видом топливом, т.к практически все гусеничные тракторы и некоторые автомобили были оснащены газогенераторами. После войны бензин и солярка, окончательно вытеснили другие виды топлива, а для подвозки топлива появились автомобили ЗИС-150 и ГАЗ-51, оснащённых автоцистернами.

Основной ремонтной базой Имисской МТС, где производился ремонт тракторов, автомобилей, сельхозтехники была машинно-тракторная мастерская. Находилась она на месте, где находится современная МТМ ЗАО "Имисское". Первоначально МТМ состояла из мастерской, силовой и монтажного цеха, нескольких амбаров приспособленных под склады и перенесенного туда из села дома под общежитие. Корпуса мастерской и силовой были построен к ноябрю 1937г. Летом 1945 г. на основании приказа наркома земледелия Андреева А.А. о наведении порядка в машинно-тракторных станциях на примере Ногинской МТС (Московская область) решили провести некоторую перестройку в усадьбе Имисской МТС.

В планы этих работ входило возведение ограды, перенос амбаров на новые места и постройка проходной будки. В 1956 г. были построены цех по ремонту комбайнов и тракторный ремонтный корпус. В МТМ работали моторный, слесарный, сварочный, кузнечный, литейный цеха и электроцех.В 1948г. была построена электростанция, на строительство её здания в воскресные дни выходили работать конторские работники.

Вход на территорию МТМ осуществлялся через проходную, рабочие при этом были обязаны вешать на доску учёта рабочих свои пронумерованные бирки. Ровно в восемь проходная закрывалась, и начинался подсчет опоздавших на работу. Если работник опаздывал на работу три раза, то ему грозило получить 6 месяцев исправительно-трудовых работ.

В МТСе было две лесопилки, одна находилась на берегу Кизира выше устья Ближнего Имисика, вторая лесопилка находилась возле электростанции. Движущей силой лесопилок была работа тракторов. Для проведения электрострижки овец в колхозах в Имисской МТС находились два стригальных агрегата, персонал, состоящий при этих агрегатах, составляли так называемые стригальные отряды. Кроме того в МТС был кирпичный завод.

Победителей социалистического соревнования премировала не только дирекция Имисской МТС, но и Курагинский райсовет. Были не только денежные премии, награждали и ценными подарками, так приказом по Имисской МТС за № 208 от 26.09.1956 г. комбайнер Евдокимов Николай Иванович, работающий в Имисском колхозе "Память Крупской" за хорошее качество и добросовестное отношение к труду в хлебоуборочной компании, был премирован ручными часами "Победа".
Кроме того социалистическое соревнование проходило и отдельно среди рабочих. Победителям такого соревнования присваивалось звание "Лучший рабочий своей профессий" (лучший токарь, шофёр, кузнец, плотник, тракторист и т. д.)

1. Рабочий удерживающий звание "лучший рабочий своей профессии" в течении трёх месяцев заносится в книгу почёта.
2. Рабочему, завоевавшему звание "Лучший рабочий своей профессии" заносится на доску почёта МТС и вручается красный флажок с установкой на рабочее место.
В преддверии VI Всемирного фестиваля молодёжи и студентов в Москве, в Имисскую МТС пришло указание райкома КПСС от 3 июня 1957 г. о посылке на "Красноярский фестиваль молодёжи и студентов" рабочих МТС, на фестиваль командировать решили комсомольцев ЮрияСедых и БорисаСуворова. Фестиваль проходил с 15 по 17 июня 1957 г. и стал важным социокультурным явлением в жизни края.

Самое же массовое награждение состоялось в 1957 г., когда пятьдесят шесть рабочих и сельхоз специалистов Имисской МТС было награждено медалью "За освоение целинных и залежных земель". А бригадир тракторного отряда Александр Григорьевич Абрамов был награждён орденом "Трудового Красного знамени".

В 1958 г. произошла реорганизация МТС, а фактически ликвидация система "колхозы - МТС", которая почти являлась основой аграрного сектора советской экономики. Февральский пленум ЦК КПСС 1958 г. признал необходимым изменить прежний порядок производственно-технического обслуживания колхозов через МТС, а в конце марта того же года ВС СССР принял закон "О дальнейшем укреплении колхозного строя и реорганизации МТС". В соответствии с этими постановлениями, а также с укрупнением и реорганизацией колхозов Имисская МТС начала передавать технику в различные колхозы и совхозы.

Все эти мероприятия как внутренние, так и спущенные сверху в виде постановлений и законов привели к тому, что Имисская МТС на 1 января 1959 г. прекратила своё существование. В соответствии с этими постановлениями Имисская МТС, как и Курагинская, Тубинская (Шалоболино), Брагинская машинно-тракторные станции были реорганизованы в Курагинскую ремонтно-техническую станцию (РТС). При этом вся сельхозтехника передавалась или продавалась по самым низким ценам в те колхозы и совхозы, где она работала, а механизаторы становились колхозниками или рабочими совхозов при этом сохранялись трудовой стаж и стабильные расценки по зарплате.

В связи с упразднением Имисская МТС становится отделением Курагинской ремонтно-технической станции. Курагинская РТС, в свою очередь в апреле 1960г. была преобразована в Курагинскую сельхозтехнику, а Имисское отделение РТС было передано в совхоз "Южный", как МТМ. Часть оборудования из Имисского была перевезена в ремонтные мастерские совхоза "Южный".Так закончила своё существование Имисская МТС, но всё-таки люди долго не могли смириться с её закрытием.


А. В. Баландин
Газета "Твои аргументы" № 27 от 5 июля 2017 г.

17.12.2017 07:17 / Просмотров: 655 / ]]>Печать]]>
В этом разделе:
Добавить комментарий
Ваше имя |
Текст
Контрольный вопрос

Два плюс три будет, прописью?

|

 Календарь новостей
«Сен.2018
Пн.Вт.Ср.Чт.Пт.Сб.Вс.
     12
3456789
10111213141516
17181920212223
24252627282930

Курагинский район, история, краеведение, сплавы, походы, велопутешествия.

Курагинский клуб моржевания и закаливания Льдинка

Клуб ЗЕМЛЯКИ-КУРАГИНЦЫ

Учителями славится Россия, ученики приносят славу ей

 

 Опросы
Оцените этот сайт
Отлично!
Хорошо
Нормально
Так себе
Плохо!

Район, в ктором мы живём! : Одноклассники

 


Главная | О проекте | Карта сайта | Обратная связь | RSS При использовании материалов сайта ссылка на источник обязательна. Использование фотоматериалов только с письменного разрешения. Ваши мнения, предложения и замечания просим направлять на наш e-mail.
Сайт семьи Никулкиных © 2004 - 2018 NikaVA

Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика