"Трасса мужества"

Веловодный поход - Курагино - Кошурниково - Артёмовск - Шиндинский водопад - Курагино"

Общая протяжённость около 360 км. Из них 170 км на велосипедах, вдоль знаменитой трассы "Абакан - Тайшет". Около 15 км пешком, горы в окрестностях г. Артёмовска. Остальная часть пройдена по красивейшим сибирским рекам: Шинда, Кизир, Казыр и Туба. Каждая река, как человек, обладает своим неповторимым характером и нравом.

Схема маршрутаПлан маршрута начал созревать в наших воспалённых умах практически сразу после того, как улеглись эмоции от веловодного путешествия прошлого года. По сравнению с тем, что нам предстояло - это цветочки. И вот, мы кинули клич в Интернете в надежде, что найдутся такие же странные люди, как и мы. Как оказалось, в своём роде мы единственные. И даже третий человек в нашей команде постепенно отошёл.

Итак, мы остались наедине друг с другом и нашими планами. Согласовали дату отъезда с бабушкой т.к. она брала наших деток на время нашего отсутствия, было решено ехать 9 июля. Но за день до отъезда дату перенесли на 12-ое, и как оказалось, к лучшему. 11 июля отвезли детей к бабушке, договорились, что связь держим через сотовый, вернёмся через пять дней. Заехали за картошкой (куда в походе без неё?), вещи собраны и ждут своего часа в углу прихожей. В этом году мы начали подготовку серьёзней. Приобрели кое-что из снаряжения. В прошлом году из нашего, были только велосипеды. Итак, мы готовы к приключениям!


1-ый день. "Мы едем, едем, едем!..."
12 июля, четверг.

До Кошурникова 86 кмОбычная суета перед дорогой. Наспех несколько бутербродов в рот, заглатывая чаем. Мысли уже давно в дороге. "Всё самое необходимое" перетаскиваем к велосипедам, а в мыслях невольно задаёмся вопросом: "А как мы всё это повезём?" Спустя пол часа вещи утрамбованы и накрепко примотаны к нашим "железным лошадкам". Вове, как всегда, досталась резиновая лодка, вёсла, рюкзак с тёплыми вещами и всякая мелочь, уложенная в корзинку. Ко мне на багажник прикрепили резиновую камеру и палатку, позже туда переместился рюкзак, и полная корзинка всего остального. Вспоминаем, всё ли мы выключили, закрыли, и взяли. Есть на то народная примета, что-нибудь всегда забываешь. Но как водится, это узнаёшь уже в дороге.

Сверяем часы. В восемь часов тридцать минут наша доблестная (я бы даже сказала бесстрашная) команда двинулась на поиски приключений. Народная примета сработала, когда мы не отъехали от дома и пол километра. Вова засомневался: "А положил ли я велосипедный насос?" Вещь, как понимаете, в походе, а в особенности нашем, совершенно необходимая. И мы встали. Вроде бы он точно помнил, что положил, но там, насоса не оказалось. Возвращаться не хотелось - плохая примета, тем более перед таким ответственным мероприятием. Поступали предложения поехать на рынок и купить новый насос. Я представляю нас, в полном обмундировании на нашем рынке! Хотя посёлок у нас и большой (15000 населения) но всё-таки посёлок. Это будет такая популярность, какую ни одна реклама в Интернете не обеспечит. И не скажу, что самая приятная.

После непродолжительных поисков насос был всё-таки найден. Потеряны пятнадцать минут, но мы движемся дальше. Наконец мы выехали за пределы посёлка. Уже неделю стояла жара, а в этот день утро было туманное. Ещё свеженькие и полные сил, первые препятствия, в виде двух горок (первый и второй Увал) мы преодолели шутя. На втором Увале остановились перед знаком "Кошурниково 86 км", чтобы запечатлеть объём предстоящей работы. Здесь же, на обочине дороги была замечена красная тряпка. Очевидно, была сорвана порывом ветра у проезжающего мимо грузовика. Не долго думая, мы распилили её на две части и привязали по бокам Вовиного груза, что по всем правилам указывает на его внушительные габариты. Была ещё мысль приделать Странные рисунки на пшеничном полетабличку, что-то вроде "Курагино - Кошурниково - Шиндинский водопад - Курагино". Но потом сочли, что это слишком помпезно и длинно звучит. Но мы и без всяких табличек привлекали внимание пешеходов и водителей, особенно большегрузных машин.

Слева от дороги наше внимание привлекли странные круги на пшеничном поле. Это даже были не круги, а, возможно, какой-то рисунок. Разглядеть его не представлялось возможным, в виду его масштабов. При ближайшем рассмотрении, пшеница уложена очень ровно, что никак не указывает на причудливую игру ветра. А если это чья-то шутка, то она явно затяжная. В общем говоря, над этими загадками десятилетиями бьются многие лучшие умы. Мы сошлись во мнении, что об этом факте нужно непременно рассказать профессору Болотову.

Наш путь продолжился. В с. Берёзовское была первая остановка (фото). Село основано в 1766 году. Истории населённых пунктов нашего района во многом схожи, но во многом и различны. Потомки жителей села были каторжанами Ирбинского железоделательного завода, крестьяне из Центральной России, высланные за непокорность. Село с богатым прошлым и, надеюсь, хорошим будущим. Вся история Березовского и его жителей, бережно хранится в сельском Музее - филиале Курагинского краеведческого музея. Он создан благодаря учителю истории и краеведу Климкиной Е. М. в 1988 г. Сегодня Березовский музей украшение села, а его заведующая Катина Е. М. своей работой и отношением к людям доставляет немало радостных и памятных минут односельчанам.

Многое связывает с этим селом и нашу семью. Долгие годы здесь живут мои родственники, а Вовин отец работал прорабом в совхозе "Уральский" и под его началом строился этот музей. Сейчас, как грибы после дождя, появляются магазины, красивые и большие. При этом разрушаются исторические здания (фото), клуб в унылом состоянии, какая может быть от них прибыль? В одном из таких магазинов мы немного затарились. Купили в дорогу воды, конфет (как же без них) колбасы, помидоры и огурцы. Эти несчастные огурцы проделали с нами практически весь путь, и были съедены только по дороге домой.

Теперь можно было спокойно продолжить свой путь. Примерно через двадцать километров от Берёзовки асфальтированная дорога закончилась. И то даже не вина наших дорожников, а наш осознанный выбор. У нас была возможность ехать по асфальтированной новой дороге до самого Кошурникова, но мы лёгких путей не ищем, и поехали по старой. Основным преимуществом, и решающим, старой дороги было то, что она проходит вдоль великой сибирской реки Кизир и знаменитой трассы "Абакан - Тайшет". И для нас этого было достаточно, чтобы отказаться от некоторых удобств. И ещё одно немаловажное преимущество - старая дорога не пользуется популярностью у большегрузных машин. Но значительный минус в том, что даже от легковой машины остаётся шлейф пыли, который в безветренную погоду очень долго не желает оседать. Но ведь когда одни плюсы - это, по крайней мере, подозрительно! Без минусов не обходится ни одно дело.

Нами было принято решение ехать до тех пор, пока жаркое июльское солнышко не станет слишком припекать. Утром его заслонял туман, позже он медленно, но верно стал подниматься, превращаясь в лёгкие облачка. Когда растаяли и они, то мы устроили первый серьёзный привал. Остановились на мостике через небольшую речку. Спидометр на велосипеде у Вовы показывал, что мы прошли сорок километров. Всё-таки спидометр - это полезная вещь в таких путешествиях. Интересно отслеживать скорость, с которой мы движемся. В самом начале нашего пути так называемая "крейсерская скорость" приближалась к 20 км/ч. Как показал опыт, понятие о "крейсерской скорости" менялось обратно пропорционально пройденному пути. И если в начале пути она равнялась 20 км/ч, то в последствии и 10 км/ч казались нормой. А на некоторых участках она падала до 2 км/ч.

д. Николаевка Наш путь проходит через много населённых пунктов, в том числе и деревню Николаевка. Основное отличие этой деревни от других в том, что уже более тридцати лет её нет на карте нашего района. В 70-е годы прошлого столетия в связи с постановлением ЦК КПСС (1965г.) "О необходимых мерах по развитию сельского хозяйства страны" закрылись десятки так называемых "неперспективных" деревень и сёл. Трудно предположить, что от этих мер выиграло государство, но этот унылый пейзаж производит гнетущее впечатление. Покосившиеся дома пустыми глазницами своих окон смотрят на безразличных к их судьбе прохожих, вспоминая время, когда и в них кипела жизнь. А теперь они идеально годятся для съёмок фильмов о войне.

Чем ближе мы приближались к тайге, тем круче становились горки. Долгая дорога постепенно сказывалась на наших мышцах, а особенно на пятой точке. И мы уже с удовольствием меняли положение тела и просто закатывали велосипеды с багажом в гору. Один такой подъём вспоминается с особой "теплотой". Преодолев около шестидесяти километров, нас ждала горка, в которую даже гружёные лесовозы поднимались и спускались с большой осторожностью. Что же говорить о нас, простых усталых путниках? Перед началом подъёма мы пересекли железнодорожный переезд. Находившиеся неподалёку железнодорожники посмотрели на нас с нескрываемой жалостью, и позже стало ясно почему. Мало того, что склон очень крут, а дорога грунтовая, так она ещё и заворачивается в форме спирали. Ко всем вышеперечисленным удовольствиям прилагались ещё и многочисленные мухи и слепни, которые сопровождали нас на протяжении всего пути.

Спустя минут тридцать или сорок такого подъёма последовал долгожданный спуск, который был не менее крутым, чем подъём. Но и на спуске скорость увеличивается не на много, т.к. по грунтовой дороге, да ещё и с приличным грузом велосипед может кидануть так, что придётся только косточки собирать. И ещё немаловажным фактором является наличие большегрузных, и не только, машин. И таких подъёмов и спусков на нашем пути было ещё много. В основном это были тоннели знаменитой трассы Абакан - Тайшет.

А под этой горой уютно расположился посёлок Андреев Ключ. Для нас это было маленькой победой трудного дня, так как в этом месте впервые наш путь встретился с великой сибирской рекой Кизир. Здесь, на берегу реки мы устроили настоящий привал. В первую очередь искупались, смыв с себя дорожную пыль. Потом поели и с новыми силами отправились дальше. с. Кордово

Следующий населённый пункт в нашей культурной программе - село Кордово. Впервые упоминается в летописи 1878 года. С момента основания этого населенного пункта люди занимались охотой, рыбалкой, заготовкой и переработкой древесины, земледелием и скотоводством. Основной расцвет села начался с 1963 года, когда Саянскую экспедицию, а затем партию возглавляли Соловьянович В.Ф. и Гогунский В. П. Именно им обязаны жители Кордово в строительстве многих социальных объектов, в том числе средней школы, жилья, дороги, пекарни, столовой, бани, детского сада. Малоизвестным фактом является то, с. Кордово было первым районным центром, Артемовского района, образованного в 1935 году.

Подъезжая к железнодорожному посёлку Журавлёво, по левую сторону от дороги нас встретила неизменная примета цивилизации, помойка. Вместе с ней появилась и ещё одна, сотовая связь. Мы решили воспользоваться второй, позвонили моей племяннице в Кошурниково и сообщили, что едем. В это время над головами стали сгущаться тучки, что нас не огорчило, а даже обрадовало, жара немного спала. Мост через р. Кизир, с. Журавлёво

Ж/д посёлок Журавлёво, как и д. Усть-Каспа, входит в состав Кордовского сельсовета. Своё название посёлок получил в честь одного из членов изыскательской партии инженера Алексея Журавлева. Он, как и его товарищи, трагически погиб при изыскании трассы Абакан - Тайшет. Когда мы доехали до Журавлёво, остановились на их уже прославленном мосту. В 2004 году было закончено его строительство в целях освоения месторождения железных руд "Мульгинское". Пока мы любовались видами с моста (фото), тучи не только сгустились, но стали активно грохотать, причём с нескольких сторон одновременно.

Спустя некоторое время пошёл дождь, но мы даже не стали доставать дождевики. Каждая капля, которая долетала до нас, просто испарялась, таков был градус нашего нагрева. Примерно в это время Вова стал заметно сбавлять скорость. Даже перед маленькой возвышенностью он спешивался и заводил велосипед в горку. Потом совсем выдохся и предложил остановиться. Укрывшись под разлапистой елью от дождя, мы попили горячий чай из термоса с тем, что когда-то называлось шоколадными конфетами. Для Вовы это равносильно допингу - силы прибавились, но легче ехать от этого ему не стало.

Уже возле деревни Усть-Каспа мы поняли, в чем причина. Оказалось, что резиновая лодка, разместившаяся на Один из многочисленных подъёмовего багажнике, незаметно сползла на бок и давила на вёсла, а они в свою очередь давили на задние тормоза велосипеда. И таким образом наш неутомимый Вова примерно около десяти километров ехал на тормозах. После того, как всё было устранено, он припустил так, что мне оставалось его только догонять.

Многие километры по сибирской тайге запомнились, как это не странно, не каморами и мошкой, а обыкновенными мухами, которых можно встретить в любом доме в тёплое время года. Вот едёшь ты по таёжной дороге, тебя не радуют даже спуски, потому, что за ними неизменно будут новые подъёмы. А новый подъём - это ещё пол часа непринуждённой прогулки. Твой велосипед, гружённый по самое некуда, становится тяжелее с каждым пройденным метром. А эти самые мухи постоянно жужжат под ухом, стремятся залезть к тебе в глаза и запихнуть свои волосатые лапки в рот. Завершают картину невероятных размеров слепни. Их не так много, как мух, но они, то и дело, стремятся пристроится к твоему оголённому участку тела, чтобы в спокойной обстановке насладиться свежей кровью. Вспоминаются слова великого русского поэта: "Эх, лето красное! Любил бы я тебя, кабы не эти комары, да мухи!.."

После такого подъёмчика, ты садишься на велосипед и понимаешь, что верхняя часть твоего туловища отказывается признавать своё родство с нижней. Но деваться не куда, и ценой невероятных усилий ты продолжаешь движение вперёд. Вот и долгожданный асфальт и вскоре знак "Кошурниково 10 км". Практически с самого начала наш путь пересёкся с бригадой железнодорожных ремонтников. Мы проехали мимо, когда они ремонтировали пути, через некоторое время работники нас обогнали и снова остановились. Пока они работали, мы их опять обогнали. Дорожный укозательТаким образом, мы играли в чехарду на протяжении шестидесяти километров. Уже в конце рабочего дня, когда бригада возвращалась домой, мы им попались на встречу. Это была встреча родных друг другу людей: они высунулись из всех окон, махали нам руками и сигналили. Видимо, не каждый день на этой дороге встречаются такие странные люди, как мы.

Последний раз по дороге остановились перевести дух и перекусить на мосту через реку Джебь (фото). Ещё один рывок, и мы у цели. Посёлок железнодорожников Кошурниково назван так в честь руководителя прославленной изыскательской партии Александра Михайловича Кошурникова. Он, как и его товарищи, погиб при выполнении своего долга в ноябре 1942 года. Долгие годы на месте будущего посёлка была непроходимая тайга. И только 29 апреля 1958 года первые 14 человек прибыли на место будущей стройки п. Кошурниково, где был и забит первый колышек на берегу реки Джебь. А официальной датой образования посёлка Кошурниково является 14 ноября 1979 года.

С тех пор многое изменилось в жизни посёлка. Появилось множество организаций, предприятий и учреждений, выросло население. Но Кошурниковцы помнят и чтят подвиг того, чьим именем назван их посёлок. В СШ № 22 создан музей имени А. М. Кошурникова, в котором бережно хранится история подвига его изыскательской партии. В посёлке железнодорожников мы были в половине седьмого вечера. Подъехали к дому родственников около семи. Спидометр показывал, что примерно за девять часов мы преодолели 93 километра. Первый героический день подходил к концу и завтра нас ждали новые приключения и интересные знакомства.


2-ой день. "Тропа здоровья".
13 июля, пятница.

Вид с г. Чирий
Новый день приносит новые заботы. Утро пятницы тринадцатого числа встретило нас приятным солнышком. По сравнению с прошедшим днём, второй день был просто прогулкой. За прошедшую ночь нижняя и верхняя части туловища снова сроднились. Мы позавтракали, и, оставив всю свою поклажу, налегке, отправились в единственный населённый пункт нашего района, который носит статус города, Артёмовск. Нас там ждал интересный человек, с которым накануне мы договорились о встрече, Юрий Иванович Охапкин.

Юрий Иванович коренной житель Артёмовска. Когда-то в местной школе преподавал историю, затем работал на железной дороге, в данное время находится на заслуженном отдыхе. Но отдыхать он себе не даёт. Занимается краеведением, живо интересуется всем, что связано с Артёмовском и вообще, с Курагинским районом. На этой почве мы с ним и познакомились в начале июня этого года. В администрации Курагинского района состоялся круглый стол по теме "Роль краеведения в изучении истории Малой Родины".

Мы (т.е. Володя и я) были приглашены с тем, чтобы представить свою работу (т.е. сайт) в плане изучения родного района. Здесь я, заикаясь и краснея, при большом количестве народа, рассказывала о том, как мы докатились до такой жизни. Это конечно шутка, а если серьёзно, то это первое официальное представление нашего проекта (мы так уже называем нашу домашнюю страничку) в родном посёлке. Тема доклада "Электронные СМИ как средство общения и изучения родного края". Итак, мы продолжили наше путешествие. Первое, что сделали - посетили памятник А.М. Кошурникова. Не побывали в музее, хотя в своё время и я и Володя его посещали.

По телефону мы договорились, что Юрий Иванович будет нас ждать в определённом месте в половине двенадцатого. У нас в запасе было немного времени, и мы решили его посвятить нашим многострадальным "лошадкам" и хотя бы их помыть. По дороге из Кошурникова в Артемовск, встречаются живописные озёра. И человек, не знающий их историю, возможно, захочет в них искупаться. Те, что находятся по левую сторону, образованы золотоносной речкой Ольховкой. А те, что по правую - отстойники артёмовской золоторудной обогатительной фабрики. Из этого следует, что купание в подобном озере ни к чему хорошему не приведёт. Уже около десяти лет не ведутся никакие работы по добыче золота. За это время вода в отстойниках, возможно, и очистилась, но дно продолжает таить в себе опасные вещества.

Город Артёмовск имеет богатую историю. Возник в 1860 в связи с началом добычи золота, как посёлок Ольховский при руднике. В 1936 году по ходатайству трудящихся Ольховский прииск переименовывается в рудник имени Артёма, то есть в честь подпольной клички революционера Ф. А. Сергеева, а через три года посёлку присваивается статус города.
Виктор Григорьевич показал нам альбом, где собраны фотографии пятидесятых годов
В Артёмовске нас встретил Юрий Иванович и в первую очередь повёл знакомиться с ещё одним замечательным человеком. Владимир Иванович Шульга доктор физико-математических наук, ведущий сотрудник НИИ ядерной физики МГУ имени М. В. Ломоносова. Владимир Иванович родился и вырос в Артёмовске, не забывает свою малую родину и сейчас, приезжает сюда, чтобы отдохнуть. Также является одним из авторов серии книг "Письма об Артёмовске".

И здесь нам опять повезло - Владимир Иванович приехал только 12-го июля, и если бы наш поход состоялся девятого числа, как планировалось ранее, то нашего знакомства могло и не быть. Владимир Иванович остановился у своего друга Виктора Григорьевича Игнатьева (фото). Наше общение было очень коротким, но даже и несколько минут приятно пообщаться с неравнодушными интересными людьми.

Виктор Григорьевич показал нам альбом, где собраны фотографии пятидесятых годов, времени, когда Артёмовск развивался. Для сравнения: по официальным данным в 1938 году количество населения достигало 19980 человек, по не официальным около 25000. А по данным последней переписи населения в 2002 году в городе проживает 2931 человек. Многие артёмовцы с таской вспоминают 50-70 годы, период расцвета (фото). Строились разные учреждения, жилые помещения для работников прииска (фото). Ещё в предвоенные годы бурно развивалась культурная и спортивная жизнь (фото). В каждом цехе создаются футбольные и другие Юрий Иванович, наш неутомимый гид, повёл нас на гору по спортивные команды. Открывается даже авиационный кружок. Перед войной на стадионе города разыгрывались первенства по футболу среди команд всех золоторудных предприятий Сибири и Дальнего Востока, так как здешний стадион считался лучшим среди подобных предприятий (фото). На фотографиях пятидесятилетней давности стадион действительно производит впечатление (фото). Трибуны его выдолблены прямо в горе. А сейчас он запущен и слился с окружающим ландшафтом.

Мы простились с Владимиром Ивановичем и Виктором Григорьевичем, и наш гид повёл нас дальше. Юрий Иванович привёл нас в свой дом, где гостеприимная хозяйка Валентина Михайловна накормила вкусным обедом. Отдохнув немного от полуденной жары, двинулись дальше. На этот раз мы расстались с велосипедами, т. к. наш проводник повёл нас на гору "Чирий". Вообще русский язык очень хлёсткий, но в то же время и точный. Сразу, как только въезжаешь в Артёмовск, можно увидеть гору "Колокол", названный так людьми из-за его формы (фото). Не трудно догадаться, на чтоЖимолость похожа гора с названием "Чирий". Эти две горы относятся к одному хребту Золотой Конёк.

Юрий Иванович, наш неутомимый гид, повёл нас на гору по "тропе здоровья". Довольно пологая, протоптанная местными жителями "тропа здоровья" уже порядком заросла. Видимо, уже продолжительное время никто по ней не ходил. По мере того, как мы поднимались, открывался всё больше и больше вид на Артёмовск. Юрий Иванович постоянно рассказывал какие-то интересные факты об Артёмовске и его окрестностях (фото). По дороге нам попадались кусты жимолости с ягодой. Как удержаться от соблазна и не попробовать настоящей таёжной, приятно горьковатой на вкус ягоды.

А когда мы поднялись на самую вершину "Чирия", то от вида и свежего ветра просто закружилась голова. Позже на карте мы отыскали эту гору и узнали, что её высота составляет 781,5 м. Артёмовск расположен на юго-западных склонах Восточного Саяна. Красота кругом удивительная и не может оставить безучастным даже самого равнодушного человека. Не даром у Юрия Ивановича родились строки:

Есть точка на карте России -
На карте Азии она посередине
Мы любим это место,
Здесь Родина моя.
Среди хребтов Саянских
Артёмовск спит,
Как малое дитя.


На горе Чирий Так хочется верить, что он когда-нибудь проснётся и в нём закипит жизнь. Артёмовск виден весь, как на ладони (фото). Так же можно увидеть и Кошурниково, вдалеке виднеется гора Москва 1828 м (фото). Возникает резонный вопрос: откуда такое название? На что Юрий Иванович рассказал одну из возможных версий его происхождения. Московские студенты когда-то взошли на вершину этой горы и, поскольку официального названия на то время она ещё не имела, то решили дать ей имя столицы нашей Родины. Юрий Иванович тоже когда-то поднимался на Москву и рассказал нам ещё одну интересную вещь. Даже летом на вершине горы виднеются белые пятна, что наводит на мысль, что это снег, а на самом деле - это белые камни, которые стоят вертикально. Только и остаётся удивляться причудам природы.

Юрий Иванович рассказывал, что на гору "Чирий" приводил своих учеников. Так, общаясь, мы выяснили, что его учениками были и мои сродные братья. Как говориться: "Земля круглая!" Но что меня опять поразило, даже на самой вершине нас не переставали преследовать мухи. Потом, когда мы просматривали отснятые фотографии, они На горе Чирийнеопознанными летающими объектами роились над нашими головами.

Ещё одна находка, которую мы обнаружили на самой вершине, неприятно удивила - следы от сожженного когда-то автомобильного колеса. Приходится только удивляться человеческой выдумке и неутомимости. Ведь путь не близкий, а последние метры на вершину довольно крутые, и ведь кто-то тащил на себе это колесо, чтобы потом его сжечь! Эту бы энергию, да в мирное русло!

Насладившись красотой, мы начали свой спуск, но уже по другому склону горы. Так, мы добрались до дома Юрия Ивановича, где заботливая хозяйка напоила нас чаем. Подходил к концу второй день нашего путешествия. Мы попрощались с гостеприимными хозяевами и двинулись в обратный путь. В Кошурниково мы приехали уже в девятом часу вечера. Боль в мышцах, конечно, присутствовала, но усталости почти не ощущалось. И только тогда, когда уже можно позволить мышцам расслабиться в них накатило такое напряжение, что каждое, даже самое незначительное движение, порождало тянущую дрожащую боль. Так мы встретили ночь, впереди были новые приключения и впечатления.


3-й день "Трасса мужества"
14 июля, суббота.

р. ЧибижекСон хотя и позволил вернуть силы, но на этот раз верхняя часть туловища не спешила признавать родство с нижней. Было утро субботы, и хозяева ещё спали. Мы, стараясь не шуметь, поднялись и стали укладывать свои вещи. В этом месте я хочу вернуться к началу нашего пути. Без чего не обходится ни один туристический поход? Правильно! Без костра и сваренного на нём обеда (желательно супа, а ещё лучше ухи). А что нужно для супа? Как минимум картофель. И вот мы накануне позаботились об этом, специально съездили и набрали картошки. И, как полагается, о том, что мы её не взяли с собой вспомнили уже в дороге.

Ну, первые два дня нас кормили гостеприимные хозяева (за что им отдельная благодарность, было очень вкусно), а сейчас мы уезжали на лоно природы и надеется было не на кого, кроме самих себя. И уже в Кошурникова я спросила у Дмитрия (мой племянник) хотя бы три картофелины нам в дорогу. По всем законам жанра, картошки у них просто не оказалось. Может для некоторых читателей может показаться странным, что в сельской местности нет картошки, но я хочу заметить, что мы попали в ту пору, когда старая уже закончилась, а молодая ещё не выросла. Так что бывает, что и в деревне нет картошки!

Подъём от р. ЧибижекИтак, в девять часов утра мы выехали. Посетили местный магазин, где набрали продуктов, предположительно на три последующих дня. Поскольку самого главного продукта (напоминаю, картошки) у нас не было, то мы взяли целый килограмм макарон, который в последствии в целости и сохранности благополучно довезли до Курагино и доедали его уже дома.
Дорога к р. Шинда
Следующей нашей целью, и кульминацией всего похода, был Шиндинский водопад. И тут у меня родился по отношению к Володе, как к руководителю группы, логический вопрос: "А ты знаешь куда ехать?" Как оказалось в последствии, его знание было очень приблизительным. Около двадцати минут мы метались и искали дорогу, при этом намотали несколько лишних километров. Наконец, благодаря местным жителям, мы вышли на нужную нам тропу. Слово вышли, здесь подходит как нельзя хорошо, т. к. гравийная просёлочная дорога постоянно ведёт вверх, в горы. В последствии, я её назвала "трасса мужества". Для тех, кто не знаком с историей нашего района могу пояснить, что понятие "трасса мужества" появилось в связи с подвигом трёх изыскателей Кошурникова, Стофато и Журавлёва.

Надеюсь, что таким сравнением я не оскорбляю их светлой памяти, но лично для меня "трассой мужества" стала дорога Кошурниково - Шиндинский водопад. Врать не стану, дорога не всегда шла вверх, но и спуски радовали мало. По этой дороге когда-то ходили лесовозы (фото - мост через р. Чибижек). А теперь в основном ей пользуются туристы и местные жители. Гравийная дорога на прямых участках была ещё сносной, но на спусках и подъёмах талая вода вымыла весь песок и оставила одни булыжники. Нам приходилось спускаться на тормозах, чтобы не растерять при дикой тряске всю свою поклажу. При этом скорость была не более пяти км/ч, а спуски и подъёмы длились километрами. И если в предыдущие дни утром был туман, который заслонял жаркое, июльское солнце, то в этот день с самого утра оно работало на совесть.

После очередного километрового подъёма Вова меня успокаивал, что этот спуск наверняка ведёт к мосту через реку Шинда, а от р. Ильинканеё рукой подать до водопада. Но за очередным спуском следовал очередной подъём. Шиндинский мост начал казаться какой-то призрачной мечтой, как Золотое Руно или Атлантида о которых все говорят, но их никто не видел. Многие столетия люди бьются над этими загадками, что-то ищут, а может быть это всего лишь выдумки какого-то шутника?

Но спустя многие километры появилось первое доказательство того, что мост должен быть - справа показалась сама река Шинда. Дорога то пробегала мимо её русла, то отклонялась в сторону, но я уже точно знала, что она есть, и это давало надежду. Вернусь ещё раз к теме "о хлебе насущном", т.е. о картошке. Как я уже рассказывала, в Кошурниково её родной тоже не нашлось, и мы двинулись в путь с килограммом макарон. И о, чудо! На Шиндинской дороге мы обнаружили четыре, нормального размера, картофелины. Одна правда была гниловата, и мы её оставили, а три не погнушались взять с собой. Видимо, чей-то багаж хорошо растрясло, и они остались на дороге поджидать нас, усталых путников. Надо заметить, что не далее, как этим утром, я просила именно три картофелины. Просящему даётся!

Вот мы движемся вперёд и по логике вещей уже должны быть на месте, но доШиндинский мострога раздвоилась. Одна дорога, менее хоженая, шла левее и дальше вверх, другая поворачивала вправо и спускалась вниз. Мы пошли по пути наименьшего сопротивления, т.е. вправо и вниз, об этом же нам твердила и логика, потому, что справа была река. Но червячок сомнения всё-таки сидел глубоко внутри и твердил, что если мы ошиблись, и нам придётся возвращаться, то обратно нужно будет карабкаться вверх. А этого мне в данный момент хотелось меньше всего. Но мы не ошиблись, буквально через несколько сотен метров показался долгожданный мост через горную сибирскую реку Шинда. Мы спустились под мост, у меня первым желанием было искупаться, но когда я зашла по щиколотку в воду, то желание постепенно стало угасать. Мы вообще люди закалённые, но ноги ломило так, будто на улице как минимум ноябрь месяц. И, кроме того, река очень своенравная, не глубокая, но бурная.

Здесь мы немного перевели дух и перекусили. Именно от этого моста нам предстояло сегодня начать новый этап нашего путешествия - возвращение домой. Возможно, ещё и этот фактор сыграл свою роль. Вот она река, можно в любой момент прекратить свои мучения и отправиться домой. А водопад можно посмотреть и дома на картинках. Но мы не из того теста замешаны! Собрав волю в кулак, движемся дальше!Дорога на Шиндинский водопад

И эти семь километров дались нам, как не давались в первый день сорок семь. Дорога беспощадно поднимается вверх, солнце не стесняется жарить наши спины и головы. Почти вся дорога к водопаду была пройдена пешком. Но всё-таки мне было одно маленькое утешение - по обочинам дороги целыми полянами рассыпалась земляника. В окрестностях Курагино её не встретишь, она жительница таёжная. Её запах, не сравнить ни с какой клубникой. А для меня - это запах детства! Мне было около семи лет, когда мы с папой поднимались на моторной лодке вверх по Казыру и там, на берегу я рвала эту самую землянику. Папы вскоре не стало, а воспоминания живы.

И вот, наконец, послышался шум падающей воды. Шиндинский водопад - достойный венец нашего путешествия! Мы оставили велосипеды в траве и по узкой тропинке направились к нему. Мелкая водяная пыль от падающей с высоты более чем тридцать метров воды обдаёт свежестью (фото), а солнечные лучи, преломляясь, создают радугу (фото). Такая красота стоит всего того пути, что мы проделали! Вообще, водопад образован речкой Чинжеба и более правильно было бы назвать его Чинжебский водопад. В свою очередь эта речка впадает в Шинду.Земляника

После купания в водопаде мы вернулись к велосипедам. Недалеко от дороги на уютной полянке заботливыми людьми под навесом был построен небольшой столик со скамейкой. Кто-то заботился о приезжающих сюда людях, хотел, чтобы человек и природа хоть немного побыли в гармонии друг с другом. Но, к сожалению, бывают люди, которых не пронять ни чем. Сейчас навес имеет явные прорехи, и по всей поляне разбросаны свидетельства человеческого невежества - пустые бутылки из-под водки и пива, полиэтиленовые пакеты и пр (фото). Мы, конечно, не можем изменить этих людей. Как они относятся к окружающей природе, так относятся и к окружающим их людям. Таких людей мне искренне жалко, ведь кроме грязи и разврата в своей жизни они ничего не видели и уже, возможно, не увидят.Шиндинский водопад

С этого момента настал заключительный этап нашего путешествия - возвращение домой. На поляне мы покушали и отправились в обратный путь. Если от Шиндинского моста до водопада мы добирались около часа, то обратная дорога у нас заняла чуть более двадцати минут, при этом мы спешивались только один раз.

До места мы добрались с ветерком, за время всего пути мы проехали на велосипедах 170 км. Мы спустились под мост, где нам в течение полутора часов пришлось менять сухопутный транспорт на водный. А происходило это приблизительно так: велосипеды освобождаются от поклажи, Вова маленьким насосиком накачивает автомобильную камеру, в это время я занимаюсь лодкой. Лодка готова, камера почти готова, осталась самая малость - надёжно прикрепить наши велосипеды к этой камере. Опыт в этом у нас уже имелся. В прошлом году испытывали судьбу в пробном заплыве Курагино - Шалоболинская писаница. А сейчас учли недостатки данной конструкции и постарались их исправить. Главным недостатком было то, что в прошлом году наши велосипеды получили множество царапин, а в этом постарались их избежать.

Конструкция собрана, вещи уложены, осталось только отплыть. Выплыли около 8-ми часов вечера. А это оказалось не так просто. Река Шинда очень своенравная, горная, на всей её протяженности встречаются небольшие пороги, перекаты, подводные камни и коряги. Нам, чтобы отчалить, нужно было отплыть несколько метров от берега, иначе мы рисковали со своей конструкцией столкнуться с опорой моста. А сразу за мостом был один из многих перекатов. Волна ударила в борт и прилично окатила нас. Всё, что ниже пояса было абсолютно мокрым. Мы вычерпали воду из лодки и плыли по реке, пока солнышко не стало прятаться за горы.

Около десяти часов вечера выбрали подходящую косу и остановились на ночлег. Пока я ставила палатку, а Вова занимался костром, послышался звук лодочного мотора, кто-то поднимался вверх по течению на лодке. В надежде, остаться незамеченными мы притаились, и, как оказалось, напрасно. Моторная лодка причалила к нашей стоянке. На берег вышли трое рыбаков, которые, по-видимому, часто останавливались на этой косе. Подошли к нам, расспросили, кто мы такие и куда плывём. Нежданные гости не стали нам мешать, на берегу развели костерок, попили чай и вскоре удалились.

Уже ночью мы доваривали суп с картофелинами, найденными по дороге, жарили на костре сосиски. Спать легли уже в первом часу ночи. Уснули под шум говорливой горной реки, которая живёт по своим, только ей известным, законам.


День 4-ый и 5-й. "Цирк на воде"
15-16 июля, воскресенье и понедельник.

Утро на р. ШиндаКаждый раз, когда мы ночуем на природе, Вова встаёт до восхода солнца с тем, чтобы встретить рассвет. Не изменил он себе и в этот раз (фото). Когда он встал, я не слышала, меня разбудил жуткий холод, который подобрался утром, но вставать всё равно не хотелось. И только тёплый, почти домашний треск костра заставил подняться, чтобы выгнать из себя ночной холод. Время было что-то около шести часов утра. Мы позавтракали сваренной накануне ухой из консервированной рыбы, остатки ещё взяли с собой, ими же мы и пообедали.
Наш
В ближайшие два дня нам предстояло пройти четыре реки: Шинда, Кизир, Казыр и Туба. Каждая река, как человек, обладает своим неповторимым характером, нравом. По Шинде я плыла в первый раз (фото), мы назвали её "нескучной", и действительно, скучать тут не приходится (фото). Легче сосчитать, сколько было спокойных мест, чем количество порогов и перекатов. Но даже спокойное, тихое место может таить свои опасности в виде подводных камней и коряг. За первый день мы пролетели Шинду и соединились с великой сибирской рекой Кизир. Эта река уже спокойная, более глубокая, но переменчивая, петляя среди гор, постоянно меняет направление (фото). Солнце, которое светило нам с левой стороны, через половину часа светит уже с правой. Эти повороты нас особенно поразили. Река неожиданно прерывается, конечно, это только иллюзия, но какая! С одной стороны высоченные скалы, впереди гора, поросшая густым лесом. Кажется, что ты находишься в какой-то диковинной гигантских размеров, чаше. Понимаешь, что река должна куда-то поворачивать, но до последнего момента этого поворота просто не видно.

Утро на р. ШиндаХотя целый день светило яркое июльское солнце, но на реке было совсем не жарко. Почти всю дорогу мы были одеты, благодаря чему не обгорели окончательно. Если по Шинде нам в основном встречались рыбаки, то по Кизиру стали встречаться и туристы. Но мы, как, наверное, можно себе представить, имели огромный успех как у одних, так и у других. Видимо, ещё не нашлось таких оригиналов, чтобы по реке, да ещё с велосипедами. Не даром четвёртый и пятый день я назвала "цирк на воде". Это был действительно цирк. Каждый реагировал по-своему. Кто-то махал руками в знак приветствия, кто-то что-то пытался кричать, у кого-то по привычке вырывалось: "…мать!"

Отдыхающие на берегу, увидев такое зрелище, бежали за своими товарищами и на берег сбегались уже толпы. Особенный аншлаг был в деревнях. Наверное, о странных людях с велосипедами на перевес, до сих пор слагают легенды. А мы просто отдыхали, обдумывали всё увиденное и услышанное. Проплывали те места, которые несколько дней тому назад преодолевали на велосипедах и оценивали весь пройденный путь. Дорога гравийная и когда по ней проезжает машина, то оставляет за собой шлейф пыли, которая долго не оседает и медленно клубится и тянется вдоль берега тихой и мудрой реки. Тут мы уже понимали, сколько пыли оседало на наши мокрые от пота тела и попадало во все органы дыхания. Но если мне предложат проделать этот путь снова, то я без раздумий соглашусь.
Скалы на Кизире
Возле Усть-Каспы впервые за полтора дня появилась сотовая связь, и мы стали обзванивать всех, рассказывать, что мы проделали такой путь и завтра рассчитываем быть уже дома (фото). Откровенно говоря, домой уже хотелось. Просто так плыть и ничего не делать было уже скучновато, хотелось скорей показать фотографии и поделиться впечатлениями. И мы решили работать до упора, чтобы завтра уже точно быть дома. Косу для ночлега мы стали подбирать около десяти часов вечера. В этом районе Кизира туристов просто пруд пруди, а хотелось какой-то дикой природы (фото). Выбрали не самое удачное место недалеко от Андреева Ключа. Полчища комаров пытались нас съесть, пока мы перетаскивали вещи и ставили палатку. Мы даже не стали разводить костёр, а только нырнули в палатку и уже в спокойной обстановке развели кипятком из термоса пищу быстрого приготовления. Поели, попили растворимый кофе и легли спать. Ночью моё лицо горело так, что Вова испугался за моё здоровье. Утром оказалось, что повышенная температура моего лица напрямую связана с активностью солнца как прямого, так и отражённого от воды.

р. Шинда Утром мы отплыли около семи часов и плыли, пока не добрались до места, так сильно было наше желание оказаться дома. Около пяти часов вечера мы подплыли к родному клубу любителей зимнего плавания Льдинка", а сейчас это самое оживлённое место на реке Тубе (фото). Каких мы только реакций на нас не видели, но местных жителей пронять или тем более чем-то удивить сложно. Отдыхающие с ленивым интересом разглядывали наш "деборкадер", и лишь один мальчик подошёл с вопросом: "А вы что, на тот берег плавали, чтобы там на велосипедах кататься?" И мы скромно ответили: "Даааааа!!!"

Вот и кончилось наше приключение. Такое близкое и уже такое далёкое. Ещё бушуют эмоции, хочется рассказать и показать, какой путь мы проделали, что преодолели.

В этом походе мы выполнили всё, что хотели: познакомились с интересными людьми, побывали в удивительных местах, многое узнали о родном Курагинском районе. Уже зреют планы на будущий год. Юрий Иванович снова приглашает в Артёмовск - там множество мест, где нам хочется побывать. Планируем съездить в Чибижек. Уже долгое время спрашивают об этом посёлке постоянные посетители нашего сайта. В общем, планов множество. Общая площадь нашего района 25000 кв. км с красивейшей природой и богатейшей историей. Так, что мы ещё долгое время будем путешествовать, познавая нашу малую родину. Если у вас появилось желание присоединиться к нашей компании, то милости просим. В жизни всегда есть место приключениям!


Никулкина Наталья,
Курагинский район, 2007 г.
Фото Никулкина Владимира.
www.nikava.ru

05.08.2007 11:50 / Просмотров: 4337 / ]]>Печать]]>
В этом разделе:
31.03.2012
Ойха - 2011
Последние комментарии : 2
Автор: сергей | 27.03.2013 15:20


]]>]]>

Всё прекрасно.Все молодцы кто над всем этим работал.ПодмигиваюИМХОБе-бе-беУлыбаюсь
Автор: Ольга | 28.06.2017 12:35


]]>]]>

Какие же вы молодцы! Шинда-красавица! Кизир великолепен! Альпийские луга в районе Артёмовска ошеломляют своим роскошным видом! Как давно я видела эту красоту! Ничего нет краше тайги!
Добавить комментарий
Ваше имя |
Текст
Контрольный вопрос

Сколько дней в году (не високосном), цифрами?

|
 Календарь новостей
«Сен.2017
Пн.Вт.Ср.Чт.Пт.Сб.Вс.
    123
45678910
11121314151617
18192021222324
252627282930 

Курагинский район, история, краеведение, сплавы, походы, велопутешествия.

Курагинский клуб моржевания и закаливания Льдинка

Клуб ЗЕМЛЯКИ-КУРАГИНЦЫ

Учителями славится Россия, ученики приносят славу ей

 

 Опросы
Оцените этот сайт
Отлично!
Хорошо
Нормально
Так себе
Плохо!

Район, в ктором мы живём! : Одноклассники

 


Главная | О проекте | Карта сайта | Обратная связь | RSS При использовании материалов сайта ссылка на источник обязательна. Использование фотоматериалов только с письменного разрешения. Ваши мнения, предложения и замечания просим направлять на наш e-mail.
Сайт семьи Никулкиных © 2004 - 2017 NikaVA

Рейтинг@Mail.ru Красноярский рейтинг сайтов на Krasland.ru