Во имя веры и Отечества

(Об истории Свято-Троицкого храма в с. Шалоболино)
Светлой памяти игуменьи матушки Екатерины (Бальва) посвящается

Боле тысячи лет назад русская земля приняла христианство. Святой князь Владимир пораженный благолепием византийского богослужения принял православное крещение и его стараниями Русь была освещена светом христианской веры. Христианство стало официальной, государственной религией, что на многие сотни лет предопределило ход истории.


Свято-Троицкий храм в с. ШалоболиноВместе с утверждением христианства на Руси зарождалась и русская церковная архитектура. Приняв от греков веру, наши предки позаимствовали у них и форму храмов, построенных в византийском стиле, подобных константинопольской Святой Софии. Такие храмы были построены в главных русских городах: Киеве, Новгороде, Пскове, Владимире и Москве. Молящихся в них, охватывает торжественность, легкость и умиротворение.

Как и большинство исторических русских храмов, их постройка была связана с великими и священными событиями из жизни Церкви, государства и Царствующего дома и поэтому они вызывали не только высокое художественное, но и патриотическое чувство.

В дальнейшей истории русской церковной архитектуры "византийский стиль" являлся примером и был "высочайше рекомендован" в качестве образцовых в духе проектов К.А.Тона.

В середине XIX века в большом хлебосольном сибирском селе Шалоболино на сельском сходе было принято решение о строительстве каменного храма вместо обветшавшей деревянной церкви. В прошении, направленном ими в Ачинское Духовное правление Томской духовной консистории, было указано стремление "заботиться о религиозности и нравственности членов общества".

Согласно документам Минусинского архива 06 апреля 1845 года вышел Указ Ачинского духовного правления "О разрешении построить каменную церковь в с.Шелаболинском" (так в документе).

Церковь строилась "всем миром" благодаря "тщанию прихожан". В центре села на освященном месте был возведен насыпной холм, на котором заложен фундамент церкви. В больших ямах жгли известь, особым способом обжигался кирпич. Раствор для каменной кладки изготавливался также по специальному рецепту, для которого прихожане сдавали установленное количество куриных яиц.

Несколько лет усердного труда увенчались успехом. Согласно Клировой ведомости за 1853 год в селе Шалоболино в 1851 году был построен уникальный двухпрестольный белоснежный храм в византийском стиле в честь Святой Животворящей Троицы. Возвышаясь над всей округой, он поражал своим великолепием. Высокая звонница и огромный круглый купол восхищали прихожан. Множества оконных проемов в стенах и куполе зрительно раздвигали внутренние своды, отчего в нем было светло и просторно.

Стены главного престола во имя Святой Животворящей Троицы были покрыты фресками, на которых изображены лики святых и библейские сюжеты. В центре купола была изображена Святая Троица, а по окружности - сюжет о сотворении мира. Алтарь отделялся от придела иконостасом в несколько ярусов. Позолоченные Царские врата, ведущие в алтарь и узорчатые решетки на окнах, были фигурной ковки.

Во втором приделе храма во имя Рождества Христова, меньшим по размеру, все стены были украшены иконами. В нем проходили службы по будним дням. Причт храма состоял из священника, дъякона и псаломщика.

Освящение Свято-Троицкого храма состоялось в 1853 году. Первым был освящен 5 мая 1853 года престольный храм во имя Рождества Христова, а 30 сентября - главный храм во имя Святой Троицы. Из поколения в поколение передавались воспоминания об этих знаменательных событиях. "В день освящения в село съехалось множество народу. Не все могли попасть внутрь храма. Многим пришлось стоять у входа".

На многие десятилетия храм стал святым и значимым местом для всей округи. По воспоминаниям жителей села в праздники он был переполнен прихожанами. Сердце замирало у них от внутреннего пышного убранства, красивого пения многоголосого хора. А мощный колокольный звон семи колоколов, в том числе самого большого 100-пудового, плыл величаво и торжественно по близлежащим деревням и заимкам.

Открытие храма оказало большое влияние на дальнейшее развитие местной территории. В 1852 году были образованы Шалаболинская волость, выделенная из Курагинской с центром в селе Шалоболино, и Шалаболинский Троицкий приход, выделенный из Курагинского прихода. Изначально в приход входили селения: Детлово, Кнышинское, Алексеевка, Пойлово, а также деревни: Кураганчиковская, Джирим, Ильинка с общим количеством 2418 душ обоего пола.

В дальнейшем в селах были построены церкви и открыты приходы, а в деревнях - часовни. Свято-Троицкий храм был не только местом исполнения религиозных обрядов, но культурным и образовательным центром волости.

15 октября 1884 года Благочинным священником Рязанским была учреждена Шалоболинская церковно-приходская школа, которая согласно Положению имела целью "…утверждать в народе православную веру, воспитание нравственности христианской и сообщать первоначальные полезные сведения". Школа была вначале смешанная, одноклассная, а в дальнейшем - двухклассная. Преподавателями в школе в первые годы были священнослужители храма, которые не получали дополнительного жалования и преподавали: чтение, арифметику, чистописание, Закон Божий.

Высокий уровень богословского образования позволял священнослужителям образовывать детей. Священник Алексей Подгорбунский окончил курсы в Иркутской Духовной семинарии. Дъякон Александр Подгорбунский, сын священника, окончил курсы в Красноярском Духовном училище и в дальнейшем служил в Минусинском Спасском соборе.

Содержалась школа за счет сельского общества, Земства, Синода и пожертвований. Ее здание было построено в период строительства храма и пожертвовано церковью для школы.

По Сведениям о школе за 1988-1890 годы в ней обучалось 40 учащихся, начиная с семилетнего возраста: мальчиков - 34, девочек - 6. Дети в основном были из крестьянских семей. В дальнейшем количество обучающихся возрастало. При школе имелась библиотека, из которой книги выдавались учащимся для учебных и домашних занятий. На 1889 год было 252 экземпляра, среди которых значились: Библия, буквари, часословы. Третья часть библиотечного фонда была пожертвована крестьянином Г.Л.Мухиным.

Сегодня в Шалаболинской средней школе помнят и высоко чтят церковно-приходскую школу, считая ее своей прародительницей. Учителем А.И.Бурмага написана и издана книга по истории школы, Школьный гимн. Из стен школы с вековой историей и славными традициями вышло много выпускников, ставших высококлассными специалистами и большинство из них - учителями "от Бога", сеющих доброе и вечное.

При храме был образован попечительский Совет, который своими стараниями сделал много добрых и полезных дел не только для храма, но и для прихожан. При его активном участии в конце XIX века при храме была открыта богадельня для девочек-сирот. Девочки учились швейному делу, помогали в уборке храма, пели на клиросе во время служб. Когда они выходили замуж, им выделялось приданое.

При храме была богатая библиотека церковных и светских книг, образовано общество трезвости, поскольку самогоноварение было широко распространено среди населения и приносило много горя семьям выпивох. Попечительский Совет храма также при обращениях оказывал помощь нуждающимся прихожанам денежной ссудой, продуктами, зерном. При храме имелось церковное кладбище, на котором вечный покой обретали священнослужители, в том числе в 1918 году, будучи уже заштатным, священник Александр Иванович Подгорбунский в возрасте 63 лет.

Шалоболинский приход был богатым. Совершались необходимые требы, изготавливались и продавались восковые свечи, подсобное хозяйство также приносило свой доход. Пополняли церковную казну и пожертвования состоятельных прихожан.

Свято-Троицкий храм в с. Шалоболино Свято-Троицкий храм в с. Шалоболино, 2004 г.


Священнослужители, церковнослужители и прихожане любили свой храм и заботились о нем. На его обустройство выделялось достаточно средств, чтобы содержать его в чистоте и порядке. Он регулярно ремонтировался и реставрировался.
Серьезная реставрация была проведена в 1904 году. Для ее качественного проведения в начале ХХ века местный художник С.Айзиман на средства прихода был отправлен на учебу в Венецию. Постигнув секреты реставрации, С.Айзиман по возвращении домой вместе с местным жителем Гриневичем отреставрировал фрески под куполом и иконостас.

Со сменой власти и государственного строя в 1917 году начинается разрушение русской православной церкви. 23 января 1918 года был издан "Декрет об отделении церкви от государства и школы от церкви". Согласно ему церковные и религиозные общества не имели прав юридического лица и права владеть собственностью. Все имущество и земли, существующие в России, церковных и религиозных обществ были объявлены народным достоянием.

В Шалоболинской волости была создана волостная комиссия по отделению церкви от государства, которая провела опись имущества Шалоболинского храма, в которой значатся: православные иконы, церковная утварь, церковные облачения священнослужителей, богослужебные книги и книги библиотеки, колокола.

Имущество и земли Свято-Троицклого храма были национализированы. Перешли в народную собственность дома священника Симеона Мартыновича Мартынова и дъякона Климентия Тихоновича Зырянова. В 1922-1923 годах они купили себе избы и завели свои хозяйства.

Церковно-приходская школа, действовавшая при храме, стала светской, поскольку согласно Декрету гражданам разрешалось обучаться и обучать религии только частным образом. Также разрешалось и свободное исполнение религиозных обрядов с условием, чтобы они не нарушали общественного порядка и не сопровождались посягательствами на граждан Советской Республики.

До 1921 года в храме в метрических книгах велась регистрация рождения, бракосочетаний и смерти. Но надо отметить, что с 1918 года в них звание "крестьянин" было заменено на - "гражданин". В графе "Кто исповедовал и причащал" части третьей метрической книги "Об умерших" зачастую был прочерк, а в графе "Кто совершал погребение и где погребены" стояла отметка "Без участия притча" (в основном малолетних детей).

Но в то же время, священнослужители в обязательном порядке участвовали в погребении насильственно лишившихся жизни (утонувших, застрелившихся) по отношениям местных Советов или начальника милиции 4-го участка Минусинского уезда.

Согласно Декрету здания и предметы, предназначенные специально для богослужебных целей, должны были отдаваться по особым постановлениям местной власти в бесплатное пользование соответствующих религиозных обществ. Общества должны были быть зарегистрированными. С этой целью на учет и контроль были поставлены верующие и священнослужители.

Согласно учетному листу от 25.01.1923 года, составленному Шалаболинским волостным исполнительным комитетом и направленном в Минусинскую уездную милицию, в 1921-1922 году при храме был на бессрочный срок избран церковный Совет во главе с председателем, в который входили 25 человек. В состав Совета также входили церковный и часовенные старосты. Совет являлся исполнительным органом Шалаболинской религиозной общины. На священников также были составлены подробные анкеты. Общее число прихожан и членов церковной общины в ту пору насчитывало 5270 душ.

Не смотря на выполнение церковью положений Декрета, наступление власти на церковь продолжалось. Следующими Декретами от 26 декабря 1921 года и от 3 января 1922 года была введена цензура проповеди и запрет на религиозное обучение детей младше 14 лет.

С принятием постановления ВЦИК от 16.02.1922, которое декларировало принудительную сдачу всех ценных вещей из золота, серебра и камней, изъятие которых не может существенно затронуть интересы самого культа, началась широкомасштабная Всероссийская компания по изъятию церковных ценностей в помощь голодающим Поволжья. В церквях начались повальные обыски, сопровождающиеся насилием и изъятием церковной утвари.

Из Шалоболинского храма также были изъяты драгоценные предметы, что вызвало возмущение прихожан. Более того, в 1923 году согласно секретному циркуляру Минусинского уездного исполнительного комитета от 31.12.1923 № 603 из церквей и школ волостей, в том числе Шалоболинской были изъяты " …книги, журналы, брошюры, листовки и портреты монархического черносотенно-религиозного содержания и погромного характера, а также эсеровского толка".

В Курагинском архиве сохранился акт № 12 волостной комиссии по изъятию книг, согласно которому из Свято-Троицкого храма из 795 книг было изъято 682. Среди них значились: "Христианские чтения" - 129 книг, "Церковный вестник" - 45 книг, Библия - 1 книга и др.

В 1924 году Губернским административным отделом 17.12.1924 года была проведена регистрация и утверждение Устава Шалоболинского православного религиозного общества. В Уставе были указаны основные задачи общества:

"- устраивать молитвенные собрания;
- управлять имуществом, полученным по Договору от местных органов Советской власти;
- заключать сделки чисто правового характера, связанные с управлением культовым и имуществом;
- участвовать в съездах Религиозных обществ;
- назначать служителей культа для совершения религиозных обрядов".

Уставом было разрешено отдельным членам общества или его уполномоченным собирать добровольные пожертвования на покрытие расходов, связанных с обладанием культовым и имуществом, но обязательные членские взносы запрещались. В Уставе также был определен порядок его изменения и порядок закрытия общества, в котором значилось три причины: по постановлению Енисейского губисполкома или общего собрания, и вследствие ареста части членов общества.

26 марта 1925 года между Курагинским райисполкомом и верующими гражданами был заключен Договор о передаче в бессрочное бесплатное пользование находящихся в Шалоболинском храме церковных богослужебных предметов при условии их использования исключительно по назначению. К Договору приложена опись имущества на 153 предмета, в том числе здание храма, колокола, ограда, иконы, книги, церковная утварь и др., а также список членов религиозной общины в количестве 1510 человек.

В связи с постановлением ВЦИК РСФСР от 08.04.1929 "О религиозных объединениях" начинается активное наступление социализма на религию. Усиливается антирелигиозная пропаганда и преследования верующих, закрытие храмов. Инициировано создание различных атеистических организаций, деятельность которых по отношению к церкви становится агрессивнее.

Из местной молодежи и комсомольцев-активистов в Шалоболино была сформирована группа "воинствующих безбожников", которые проводили агитацию против религии, называя ее "дурманом для народа", "прорабатывали" тех, кто посещал храм и др. Но разоренный храм продолжал действовать, селяне тайно приходили в него на службы. Священник Симеон Мартынов продолжал оказывать гражданам помощь Божьим словом и добрыми делами: крестил детей, отпевал умерших.

Свято-Троицкий храм в с. Шалоболино Свято-Троицкий храм в с. Шалоболино Свято-Троицкий храм в с. Шалоболино

По воспоминаниям жителей, священнослужители храма тоже были принесены в жертву безбожию. Священника отца Александра (Суховского) за непокорность повесили на колокольне храма, а вынувшего из пели его тело и предавшего земле, парнишку-алтарника - расстреляли.

В 1933 году в день Николая-угодника сельские активисты решили окончательно покончить с храмом. Они организовали митинг с красными флагами и революционными песнями под гармошку, где призывали граждан отказаться от православной веры.

Члены ликвидационной комиссии реквизировали из храма остатки церковной утвари, одежду священнослужителей, часть которых увезли в Минусинск. Верующие плакали, уговаривали их не совершать богогохульства, но эти усилия были тщетны. Активисты тем временем залезли на колокольню и стали сбрасывать колокола. Большой колокол упал на паперть и расколол лежащий камень перед входом в храм. До сих пор в нем сохранилась трещина как напоминание о богопротивной деле.
Свято-Троицкий храм в с. Шалоболино
Но активисты не успокоились и продолжали разрушать храм. Ими решено было снести крест с купола храма. Была подготовлена упряжка лошадей, которая начала стягивать его на землю. Но крест стоял непреклонно, только немного наклонился. И вдруг лошади неожиданно упали, они оказались умнее людей. Так и остался крест непоколебимым, возвышающийся над храмом, - молчаливый свидетель его разорения. Только Богу единому ведомо, от скольких бед и напастей охранил этот оставшийся крест местное население.

Позже в разграбленном храме был размещен клуб, но многие родители не пускали детей в него, считая это непристойным. Затем какое-то время в нем был склад для зерна. Денег у местной власти для содержания такого большого здания не было и более 60 лет храм стоял в запустении, подвергаясь разрушениям природы и человека, воспитанного в духе атеизма.

На протяжении всего безвременья милость Божья не оставляла шалаболинцев. Образованный в 30-ые годы колхоз стал миллионером и гремел далеко за пределами района. В окрестностях Шалоболинского бора в 60-ые годы был впервые образован межколхозный пионерский лагерь, где летом отдыхали школьники, в том числе с близлежащих районов. И до сего времени для них там проходят различные оздоровительные модули: эколого-туристические, спортивно-патриотические и др. Спортивная команда лаптистов-шалоболинцев неоднократно становилась победительницей краевых и региональных соревнований, а также чемпионом России. Шалоболинская молодежь является участниками Всероссийских и международных проектов, в том числе по увековечению памяти расстрелянных граждан в 1937 году на Бутовском полигоне в Подмосковье.

С доблестью и отвагой защищали свою Родину шалаболинцы на фронтах войны. За ратные подвиги многие из них удостоены правительственных наград. Из восьми Героев Советского Союза, призванных с территории Курагинского района - трех взрастила Шалоболинская земля: И.Ф.Немкова, П.Ф.Попова и А.Ф.Щукина.

Возрождение храма всегда было сокровенной мечтой селян. Освещенное единожды и намоленное место остается им на все времена. На него не влияет ни разруха, ни запустение. Такова притягательная сила храмов Божьих.

Неоднократно я слышала рассказы о том, что верующие старушки по вечерам с иконками и молитвами обходили своим личным крестным ходом вокруг храма, ученики местной средней школы по заданию учителя истории приходили и трудились по уборке его приделов.

Свято-Троицкий храм в с. Шалоболино Свято-Троицкий храм в с. Шалоболино

Первая реальная надежда на возрождение Божьей обители появилась в связи с приездом в Шалоболино группы американских подростков-волонтеров из штата Гавайи. Это было невероятным событием для сельской глубинки. Ведь только что открылся "железный занавес". Автором этого проекта был архитектор, преподаватель КГУ Анатолий Федорович Блохин. В 1983 году он был приглашен председателем местного колхоза "Путь Ленина" для проектирования новой конторы. Пораженный уникальностью разрушенного храма Анатолий Федорович решил приложить все силы для его восстановления.

Первый раз американские школьники прибыли в Шалоболино 20 июня 1991 года совместно с подростками из Красноярского края. Это были "трудные подростки". В их задачу входила уборка пределов храма и прилегающей территории. Для них это было своеобразным послушанием. В этом благородном деле им помогала молодежь села, представители которой впоследствии с ответным визитом посетили Америку.

Второй визит американских друзей состоялся летом 1992 года. На этот раз их сопровождали специалисты-психологи, пастор. Днем подростки работали в храме вместе с местными жителями - заколачивали оконные проемы досками во избежание дальнейшего разрушения фресок, а вечером отдыхали - пели песни на английском и русском языках, вели с пастором беседы о Боге. Помню их как рассудительных и самостоятельных молодых людей, которые ни сколько не смущаясь присутствия местного телевидения, снимавшего о них телепередачу, рассказывали об уважительном отношении к религии в их стране.

Шалоболинцев вдохновила бескорыстная помощь подростков. Был собран сельский сход, на котором было принято решение об открытии прихода. В связи с этим был отслужен благодарственный молебен около церкви. На банковский счет, открытый американскими волонтерами, селяне также стали перечислять денежные средства. Эти скромные пожертвования были потрачены на оформление проектно-сметной документации по реставрации храма, которую подготовил А.Ф.Блохин с группой архитекторов. Но он неожиданно умирает, и надежды на возрождение храма рушатся.

Свято-Троицкий храм в с. Шалоболино Свято-Троицкий храм в с. Шалоболино Свято-Троицкий храм в с. Шалоболино

Стараниями районных и краевых властей Свято-Троицкий храм как ценнейший исторический объект был внесен в Реестр памятников объектов культурного наследия Красноярского края.

С целью привлечения внимания к восстановлению храма в его разоренных стенах выступал молодежный хор "Неувядаемый цвет" Красноярского краевого Союза духовного возрождения Отечества под руководством Кирилла Русяева. Хор неоднократно осуществлял эту миссионерскую поездку в рамках проекта "Сретение", победившего на открытом краевом конкурсе "Социальное партнерство во имя развития", поддержанного грантовым Советом администрации Красноярского края и общественностью Курагинского района. Но средств и сил на восстановление Свято-Троицкого храма не находилось.

В исследовательской работе "Шалаболинская Троицкая церковь", подготовленной в 2005 году ученицей 10 класса Шалаболинской средней школы Ольгой Чебокчиновой под руководством учителя истории Валентины Федоровны Семочкиной есть такие слова: "Уникальный, красивый храм, доставшийся нам в наследство, ждет творческих, духовно продвинутых людей, которые бы взялись за его восстановление. И мы надеемся, что храм во имя Святой Троицы в селе Шалоболино будет восстановлен!". И такие люди спустя всего 2 года нашлись.
Храм в с. Шалоболино
Указом Управляющего Красноярской Епархией Высокопреосвященнейшего Владыки Антония, Архиепископа Красноярского и Енисейского, во исполнение постановления Священного синода Русской Православной Церкви с 18 октября 2007 года матушка Екатерина (Бальва), ранее возглавлявшая Свято-Благовещенский женский монастырь г.Красноярска, была назначена настоятельницей Свято-Вознесенского монастыря с.Кочергино Курагинского района Красноярского края. Архиепископ Антоний благословил матушке Екатерине также и восстановление Свято-Троицкого храма, расположенного в 50 км от с. Кочергино.

Матушке Екатерине в этот год исполнилось 80 лет. Казалось бы, что может человек в этом возрасте? Но ей и в этом возрасте Бог дал силы быть неутомимой молитвенницей, легкой на подъем и духовно сильным человеком, чтобы совершить на земле еще одно важное богоугодное дело - восстановить поруганный Свято-Троицкий храм.

Вся жизнь матушки Екатерины была наполнена удивительным содержанием: что ни шаг - промысел божий, что ни день - борьба и преодоление трудностей, зачастую превышающая человеческие силы. Но она духовно сильный человек. А большая сила духа и крепкая вера, поистине творят чудеса.

Дочь и внучка священников, расстрелянных в 1937 год как "врагов народа" (реабилитированных посмертно), она рано познала, что такое тяжелый труд. Но крепкая вера и упование на Бога помогли ей в лихие времена и дали силы для возрождения православных обителей.

Свято-Троицкий храм в с. Шалоболино
Свято-Троицкий храм в с. Шалоболино
Свято-Троицкий храм в с. Шалоболино

Четыре храма возродила к жизни матушка Екатерина, и последним из них стал Свято-Троицкий храм. "Приехала сюда (в Курагинский район), - уже холод был большой,- вспоминала матушка Екатерина. В монастырском нашем домике по углам снег лежит. Пришла в собор, в придел Рождества Христова, посмотрела на обезображенные стены и купол - все, что осталось от его былой красоты, и заплакала: Господи, благослови на то, чтоб мы тут Рождество Твое встретили! А до Рождества было всего-то два месяца. И ведь отслужили! Народу собралось немало, стояли уже на деревянном полу, окна придела были заделаны досками и не пускали холод".

Восстановление храма начали с молитвы. Ежедневно читался акафист Святой Троице, в том числе в разрушенном храме. Несколько раз по праздникам совершались молебны. Матушка Екатерина была твердо убеждена в том, что молитва имеет огромную силу. Она привлекала и людей к участию в строительстве. "Ничего бы не смогла я сделать без людской помощи, - вспоминала она, отовсюду столько много разных людей помогало. Сижу бывает, в недоумении, как, что сделать, с чего начать? Вдруг неожиданно приходит помощь. Господь посылает людей, которые помогают, дают нужные материалы и дело двигается".

Из разных городов России приходила помощь. Среди них Минусинск, Абакан, Красноярск, Железногорск, Зеленогорск, Саяногорск, Нижневартовск, Харьков, Курск, Санкт-Петербург, Москва. Большую помощь оказали крупные красноярские предприятия: "ДОЗ", "Красмаш", "Лакокрасочный завод", служба МЧС, а также организации Курагинского района: Щебеночный завод, ДРСУ, служба электрических сетей и многие-многие другие. Приходили пожертвования от граждан. Все квитанции о перечислениях бережно хранятся в благотворительных альбомах храма. За каждого жертвователя в храме возносятся молитвы о благодарствии и прощении. Их имена навечно вписаны в историю возрождения Свято-Троицкого храма.
На восстановлении храма трудились и послушницы Свято-Вознесенского монастыря с.Кочергино, бригада реставраторов из г.Красноярска, сельские жители.

На престольный праздник Святой Троицы 7 июня 2009 года в восстановленном храме прошло первое за 90 последних лет праздничное богослужение. На него съехались люди во всех уголков России. Было много детей, в том числе из детского дома. В их воспоминаниях надолго останется это Чудо возрождения.

Как вспоминала матушка Екатерина этот праздник в храме: "Я не ожидала, что приедет так много народу. Триста человек было в храме. На общей исповеди люди кричали: "Каемся Господи, мы грешные, мы виноватые, гневили Тебя". А когда начали петь "Верую…", все уже плакали и благодарили Бога. Даже батюшка не мог сдержать слез - настолько это был пронзительный и трогательный момент. Ведь это были первые покаянные слова, произнесенные из глубины человеческих сердец, покаяния за все поругания и гонения, которые подвергался храм и его служители в годы лихолетий".

Еще на протяжении двух лет храм продолжал восстанавливаться под руководством матушки Екатерины. Необходимо было установить колокола. Это знаменательное событие произошло 16 ноября 2010 года в седмицу 26-ю по Пятидесятнице. Привезенные из Воронежа семь колоколов были отлиты на колокололитейном заводе Анисимова. Самый большой из них - 500 кг был пожертвован заводом-изготовителем. После освящения колокола были подняты на звонницу храма.

За этим действием, затаив дыхание, наблюдали сотни присутствующих. После 80-летнего перерыва колокольный звон снова радостно разнесся по округе, очищая ее от скверны. В завершении все присутствующие на этом событии торжественно крестном ходом обошли храм. Впереди несли хоругви. Эту почетную ношу возложили на себя руководители красноярских и абаканских предприятий. Участвующие проникновенно пели канон в честь святой Троицы.

Свято-Троицкий храм в с. Шалоболино Свято-Троицкий храм в с. Шалоболино

Главное событие - освящение Свято-Троицкого храма состоялось 4 июня 2011 года. В этот день Свято-Троицкий храм отмечал свое второе рождение - возвращение из небытия. Глядели мы на его пышное убранство, его великолепие и с трудом верили в возрождение, ведь совсем недавно он представлял печальное зрелище: отвалившаяся штукатурка, облупившиеся стены, сгнившие балки несуществующего пола, отсутствие окон и дверей…

При большом стечении народа, гостей, приехавших со всех уголков России, чин великого освещения восстановленного Свято-Троицкого храма провел Его Преосвященство Архиепископ Красноярский и Енисейский Антоний. В своем обращении к верующим он сказал: "Ныне возродился сей храм после того разрушения, которое имело место в годы атеистического безвременья. Ваши предки, которые жили здесь 160 лет назад, с любовью построили этот храм, созидая жизнь - именно через храм Божий созидается жизнь, через веру во Христа Спасителя созидается вечное спасение в Царствие Небесное. Мы все заняты суетой житейской, которая зачастую мешает нам вспомнить о нашей душе. Но мы не должны забывать о ней, иначе нас постигнет то, что постигло Россию во времена тех страшных событий, когда уничтожали все святое, взрывали храмы, срывали с них колокола, когда были загублены сотни тысяч ни в чем не повинных жизней.

Сейчас мы вступили в новый век. Мы должны опомниться, одуматься и создать добрую, хорошую жизнь, которая бы созидалась на духовно-нравственных основах. Это самое главное. Низкий поклон тем, кто приложил усилия, чтобы эту красоту, этот святой храм обратно вернуть народу Божию".

За большие труды и служение на благо Православной церкви Его Высокопреосвященство удостоил матушку Екатерину правом ношения игуменского жезла. Обновился Свято-Троицкий храм ее слезами. Много она сделала и вынесла, чтобы засияли его золотые купола, увенчанные крестами и главным - купольным отреставрированным и занявшим свое Почетное место, чтобы зазвенели церковные колокола, и храм на многие лета продолжал нести исцеление и радость душевную, согревать людские сердца, давать им надежду и веру.

26 июля 2011 года, в день Архангела Гавриила, на 85-ом году жизни игуменья матушка Екатерина (Бальва), отошла к Господу. Господь за труды праведные удостоил ее истинно христианской кончины, мирной и Свято-Троицкий храм в с. Шалоболинобезболезненной. Матушка успела дать наставления сестрам святой обители, попросила у всех прощения, пособоровалась, причастилась и вскоре почила.

В статье "Жизнь как подвиг веры", написанной Надеждой Мисюровой на помин ее души есть такие добрые слова: "Сердце не верит, что ее нет с нами. Встает передо мной ее светлое, жизнерадостное улыбающееся лицо, способное зажечь в душе теплый, яркий огонек, отогнать горести, дать силы для новых свершений во Славу Божею… Что-то было в матушке Екатерине, в этой хрупкой, маленькой женщине с несокрушимым духом, что подвигало сильных и влиятельных руководителей доверять ей, слушать ее и помогать. Она умела радоваться простым вещам и от души благодарить даже в мелочах. В ней была неподдельная искренность, простота и в то же время внутренняя сила. И еще - она была настоящей, таковой была и ее вера в Бога. Люди это чувствовали и не могли пройти равнодушно мимо. Для многих она стала лучом света, у которого можно было обогреться душой. Господь еще сохраняет нашу землю по молитвам таких людей, подобных матушке Екатерине. Светлая ей память".

Настало время для России собирать соборные камни. С какими великими усердием и усилиями это делается! Единожды отступившись от Бога, осмеявши веру и убившим своего Царя, тем самым, потеряв свою былую славу, ныне в поте лица трудится русский народ, возрождая утерянную православную веру.

Действующая Конституция 1993 года гарантирует свободу совести и вероисповедания. Принят Федеральный закон от 26.09.1997 № 125-ФЗ "О свободе совести и о религиозных объединениях". В 2010 году в Федеральный закон от 13.03.1995 № 32-ФЗ "О днях воинской славы и памятных датах России" внесена новая знаменательная дата - День крещения Руси, ежегодно отмечаемая 28 июля. Образуются воскресные школы, строятся церкви в воинских частях и пеницитарных учреждениях.

Это есть подтверждение того, что укрепляются духовно-нравственные основы нашей жизни и общества, возрождается наша Земля и Благословенное Отечество.


А. Е. Калюга
фото Никулкин В. А.

 

24.10.2011 13:05 / Просмотров: 3543 / ]]>Печать]]>
В этом разделе:
Добавить комментарий
Ваше имя |
Текст
Контрольный вопрос

Десять минус три будет, прописью?

|
 Календарь новостей
«Май.2017
Пн.Вт.Ср.Чт.Пт.Сб.Вс.
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
293031    

Курагинский район, история, краеведение, сплавы, походы, велопутешествия.

Курагинский клуб моржевания и закаливания Льдинка

Клуб ЗЕМЛЯКИ-КУРАГИНЦЫ

Учителями славится Россия, ученики приносят славу ей

 

 Опросы
Оцените этот сайт
Отлично!
Хорошо
Нормально
Так себе
Плохо!

Район, в ктором мы живём! : Одноклассники

 


Главная | О проекте | Карта сайта | Обратная связь | RSS При использовании материалов сайта ссылка на источник обязательна. Использование фотоматериалов только с письменного разрешения. Ваши мнения, предложения и замечания просим направлять на наш e-mail.
Сайт семьи Никулкиных © 2004 - 2017 NikaVA

Рейтинг@Mail.ru Красноярский рейтинг сайтов на Krasland.ru