"В горах Саянских"

Мне посчастливилось познакомиться с этим человеком благодаря стечению многих обстоятельств. Этому способствовало наше совместное с супругом увлечение туризмом и краеведением, а также место работы, на котором я нахожусь сейчас, а именно, я корреспондент районной газеты. Владислав Иванович Рогальский - это имя известно, без преувеличения, каждому любителю приключений, кто бывал в горах Восточного Саяна. А книга "Туристские маршруты в Саянах", которую в 1965 году издал Владислав Иванович, вдохновила многих туристов-романтиков на приключения.

У моего знакомства с Владиславом Ивановичем долгая предыстория, которая мало кому будет интересна. Но произошло это благодаря девушке Юле, которую я не могу не упомянуть. Благодаря именно ей состоялась эта встреча, за что я Юле очень благодарна.

Итак, осенью прошлого года, в канун дня туризма я искала героя для своего нового материала. С Юлей мы познакомились в соцсетях и по её аккаунту было ясно, что она мне очень подойдет. По фотографиям видно, что она не сидит на месте: то ходит по лесам, то поднимается в горы. Как мы с мужем говорим - "наш человек". Я завязала с Юлей разговор и предложила статью к приближающемуся дню туриста посвятить ей, ведь наверняка ей есть, что мне рассказать - где она бывает, чем занимается. Но Юля скромно отказалась, сославшись на то, что она непубличный человек.

- Я познакомлю тебя с человеком, который о туризме знает все и даже больше, - заверила меня Юля. - Рогальский, тебе эта фамилия о чём-то говорит? - спросила она. Но на тот момент я не понимала, о ком идёт речь. Намного позже я вспомнила, что когда-то искала информацию о Восточном Саяне, и в своем блокнотике выводила имя Владислава Ивановича Рогальского, как автора книг о Саянах, наряду с таким именем, как Григорий Анисимович Федосеев.

Но на тот момент я этого не вспомнила и Юля кинула мне ссылку на фильм "В горах Саянских", чтобы я хотя бы имела представление о человеке, с которым мне предстояло встретиться. Об этом фильме я расскажу позже, а сейчас мы ехали с Юлей за сотню километров от Курагино в деревню Черемшанка, чтобы встретиться и лично познакомиться с Владиславом Ивановичем Рогальским.

Рогальский

Владислав Иванович живет на берегу реки Казыр, в уютном деревянном домике. На воротах у него всех гостей встречает Полярная звезда, выкованная в металле, путеводная звезда всех путешественников.

И обстановка внутри дома говорит о том, что его хозяин - путешественник: фотографии сибирской природы на стенах, большое чучело пингвина, которое ему подарили друзья в память об Антарктической командировке и, конечно, географическая карта Восточного Саяна. На карте маркерами разного цвета отмечены маршруты, которые прошёл Владислав Иванович в разные годы.

Даже не знаю, что меня поразило в этой встрече больше всего: простота в общении с этим человеком, его жизненный путь или то, что мне выпала честь лично познакомиться с ним. Умный, образованный, интеллигентный, с отличным чувством юмора и неиссякаемым огоньком в глазах - вот, что я могу сказать о Владиславе Ивановиче, если меня попросят его охарактеризовать.

Жизненный путь

Владислав Иванович мне подробно рассказал о своей семье, о своей жизни:
- Я родился 10 марта 1932 года на Украине в городе, который тогда назывался Ворошиловград, а сейчас Луганск, - рассказывал Владислав Иванович. - Мой отец преподавал математику, а мама заканчивала Луганский педагогический институт. Когда началась война, мне было 9 лет, в это время я учился в первом классе. Когда фронт начал приближаться к нам отец отослал нашу семью в эвакуацию в Казахстан, город Караганда. Там я проучился до 6-го класса, и мы вернулись снова в Луганск.

Семья В.И. Рогальского, г. Харьков, 1915 г.

Отец Владислава Ивановича был на фронте с 1942 года и до окончания войны. Победу он встречал в Литве, в городе Шауляе.
- Я с мамой и моим братом переехал в Шауляй, где учился несколько лет. После окончания войны отец остался служить в армии и его, как военнослужащего перевели в Рижский военный округ и мы за отцом переехали в Ригу. В Риге я закончил 8-10 классы Рижской мужской гимназии, здесь я получил хорошие знания. Нас учили высококвалифицированные преподаватели, которых уволили из университетов из-за лояльного отношения к немцам. В другие университеты их не принимали, и они преподавали в нашей гимназии. Нам читали тему от начала и до конца, ВУЗовским стилем. По окончании гимназии я поступил в Московский энергетический институт на радиотехнический факультет, который в то время был одним из лучших.

Факультетом, куда поступил Владислав Иванович, руководил академик В.А. Котельников, выдающийся автор теорем по радиотехнике, а директором была Валерия Алексеевна Моленкова, жена первого секретаря ЦККПСС.
- У нас была хорошая военная кафедра, - вспоминает Владислав Иванович, - было много нужной литературы, которой мы могли пользоваться, и которая была малодоступна другим факультетам.
В.И. Рогальский
Институт Владислав Иванович окончил в 1954 году и был распределен в закрытый Московский научно-исследовательский институт, где проработал 13 лет.
- Потом мне представилась возможность работать в советской антарктической экспедиции, - говорит Владислав Иванович. - Друзья сказали, что там требуется один из радиоинженеров для работы со спутниками земли с лазерными системами передачи информации. Я дал согласие. В это время у меня уже родился первый сын, и мы с женой ждали рождение второго. Я уехал на полтора года в Антарктиду. Второй сын родился, когда я был в экспедиции. Там меня пригласили на судне "Обь" сплавать в Австралию. Мы прокладывали маршрут для американца, доктора технических наук, который работал в нашей экспедиции и занимался исследованием дрейфа магнитных полюсов. Ему нужен был сотоварищ, а капитану судна - сотрудник на эхолоте, чтобы не сесть на мель на неизвестной для советских кораблей трассе. Мы отвезли сотрудника в Австралию и вернулись обратно в Антарктиду.

По возвращении в Москву Владислав Иванович ушел в другой научно-исследовательский институт, который занимался космосом, работал над радиообеспечением полетов дальних беспилотных космических аппаратов к планетам солнечной системы.

В силу своей деятельности Владислав Иванович много ездил по миру. Младший сын помогал ему в этих поездках.
- Если я, как научный сотрудник еду на совещание, например, в Кейптаун, - рассказывает Владислав Иванович, - то, конечно, хочется посмотреть Африку. Сын покупал мне путевку, чтобы я еще мог что-то посмотреть. И так практически в каждой стране, где я бывал по своей работе.
Владислав Иванович работал вплоть до 2014 года, полный рабочий стаж 60 лет.

Все, что рассказывал о себе Владислав Иванович - очень впечатляло. Меня поразил альбом, который был подарен ему друзьями из туристического клуба, когда тот выходил на пенсию. Со своими товарищами Владислав Иванович прошел немало дорог. В этом альбоме аккуратно были собраны основные вехи из туристической жизни. Вклеены фотографии, сделаны на печатной машинке подписи, вручную оформлена обложка. В конце альбома на карте Мира отмечены точки, где Владислав Иванович побывал. И список очень внушительный: Перу (Макчу Пикчу), Бразилия, Куйптаун, Санта-Барбара, Сиэтл, Морсель, Оттава, Тулуза, Париж, Гонконг и далее, и далее. И этот человек, который своими глазами видел Антарктиду, Индию, и многие другие города и страны, с неподдельным восторгом и любовью рассказывает именно о Восточном Саяне.

"В горах Саянских"

В студенческие годы Владислав Иванович со своими друзьями путешествовал в горах Западного и Центрального Кавказа, бывал на Урале. Он ходил в разных местах, вплоть до Памира, где прошел по двум, достаточно сложным рекам, получил разряд мастера спорта по водному туризму.
- По Саянам я начал путешествовать с 1953 года еще, будучи студентом, - рассказывает Владислав Иванович. - В 1951 году вышла книга братьев Федоровых "Два года в Саянах", я ее прочитал и летом 1953 года собрал группу, с которой мы приехали сюда. Маршрут нашей группы прошел с севера, из села Верхняя Гутара - через перевал в истоки р. Уда. Далее - притоки р. Хамсара - село Буланбук - поселок Тоора-Хем, и оттуда - в Кызыл. Первый поход в Саянах прошел почти прямо, потому, что я хотел познакомиться с этим районом и поэтому не стал мудрить.

В горах Саянских

Когда я попал сюда, я больше никуда, кроме Саян почти не ходил. Для меня открылся такой могучий, замечательный край! Необычно красивая природа! Здесь много влаги, много тепла, здесь колоссальные альпийские луга, горные реки, большие пороги, которые интересны для преодоления. Горы достаточно высокие, чтобы иметь ледники, но достаточно проходимые туристами без альпинистского снаряжения, пройти здесь можно практически везде. Не надо иметь крючья и веревки, если только ты хочешь сделать траверс по вершине, тогда конечно, тебе нужны веревки. Здесь можно пройти практически везде и для этого тебе ничего не нужно, кроме ног, хорошей спины и нормального характера, и это подкупает.

Второй раз группа пошла в Саяны в 1955-м году, тогда ребята впервые подошли к пику Грандиозному - это самая высокая и красивая вершина Красноярского края.

"Для меня предметом поклонения и преклонения с июля 1955 года стал пик Грандиозный в Саянах, когда я впервые увидел его вблизи после восьми суток хода с рюкзаком по тайге и перевалам. Вторично, по глубинному внутреннему зову мне удалось увидеть его в июле 2004 года, и уже по настойчивому желанию я увидел и рассмотрел его во всех проявлениях в июле 2005 года - через 50 лет после первой встречи!" В. Рогальский, из альбома "Наши Саяны"
- Мы к нему подошли, но не поднялись, - рассказывает Владислав Иванович. - Камнем немного поранило голову одного из ребят, и мы не стали рисковать, вернулись на реку и ушли в Туву. Третий раз в Саянах я был в 1957 году.

Сколько раз Рогальский за сорок с лишним лет был в Саянах, даже он не смог точно сказать. Последний раз он ходил в Саяны в 2016 году с группой молодых товарищей.
Н.Л. Прозоровский
Отдельного рассказа заслуживает история о документальном фильме "В горах Саянских", с его просмотра и началось моё знакомство с Владиславом Ивановичем. Этот документальный фильм увидел свет в 1957 году. Сложно себе даже представить, он снят был более шестидесяти лет назад! Владислав Иванович с теплотой отзывался об операторе съёмочной команды Николае Львовиче Прозоровском. В альбоме, подаренном Рогальскому друзьями по туристическому клубу, Николаю Львовичу посвящена отдельная страница с фотографиями и подписью: "Николай Львович Прозоровский - один из старейших операторов Советского кино. Он снимал "Джульбарса", "Последний табор", "Ущелье аламасов", "Будапешт весной 1945 г.".

В 1973 году, в 66 лет, он в третий раз шёл и снимал Саяны на вершинах и перевалах, бродил в студёной воде, снимал под ледяным ветром и в дождь, снимал в промозглом Иденском перевале, снимал, забывая обо всём, кроме верного "Конвас-автомата".

Владислав Иванович рассказал мне историю создания фильма "В горах Саянских":
- Мы с ребятами побывали в Саянах в 1955 году, посмотрели эти места. С фотографиями пришли в студию Центрнаучфильма, чтобы убедить руководство снять об этих местах хороший фильм. Было решено снимать широкоэкранный, цветной фильм. Съемки были запланированы на лето 1957 года. Отправили к нам оператора Николая Львовича Прозоровского. Он человек закаленный, фронтовик, поэтому не боялся плыть на плоту, идти по ледникам. Как кто-то отзывался: "Фильм представляет собой советскую геройку".

"Этот фильм о величественной красоте заповедных мест России - память всем, кто бывал в Саянах. Н.Л. Прозоровский ещё четыре раза возвращался туда со мной". (В. Рогальский, из истории создания фильма "В горах Саянских"")

И началась подготовка к съемкам фильма. Были подобраны ребята в команду, из института МИФИ взяли двух альпинистов, остальные члены команды - это друзья Рогальского по институту.
- Пржиемский Юра был руководителем похода, а я его замом, - рассказывает Владислав Иванович. - Он был старше меня по возрасту, фронтовик, большой специалист по плотам. Позже он написал книгу "Плот в туристском путешествии", где показано, как собирать деревянный плот для горных рек без единой веревки, только топор, пила и бревна. Это по его технологии были построены два плота, на которых мы проходили пороги в фильме. Смысл заключался в том, что действительно надо уметь строить плот так, чтобы он не рассыпался. Вырубаются пазы, заклиниваются, в воде клинья разбухают и сцепляют его. Управляется плот гребями - все это Юрино. Наш плот не перевернешь, он весил тонн пять - намокшие восемь шестиметровых бревен. Греби делали из сырой ели в размер плота.

По желанию режиссера подобрали двух девушек, какое кино без них. Владислав Иванович взял свою невесту Людмилу.
- Она сама была ленинградкой, - рассказывает Рогальский, - по распределению попала в наш институт. В конце 1957 года мы поженились, и она была моей женой до самой своей смерти.

Будущая супруга Людмила не была заядлой туристкой, ходила в простые подмосковные походы, была на Кавказе, занималась горными лыжами. В Саяны Владислав Иванович решил взять её с той целью, чтобы посмотреть, как в таком сложном походе она поведет себя не только с ним, но и с его друзьями.
- Ведь мы понимаем, что жизнь проходит не только вдвоем, - признается Владислав Иванович. - Если у твоей половины возникнет не совсем хорошая оценка тех друзей, с которыми ты ходишь в походы и дома, поэтому меньше бываешь, и начинается всякое недолюбливание твоих друзей - это не годится.

Команда прошла поход, девушек отпустили с полдороги, они дошли до сплава и обратно ушли с караваном. Группа прошла 1-й порог, Щеки, Верхний Китатский и Нижний Китатский порог, самый большой и страшный порог Базыбай.
- Эти пороги очень сложные, - рассказывает Владислав Иванович. - Мы знали, как это делать. Мы каждый порог обходили, у нас были уже хорошие карты, знали, где лучше пристать. Выходили на берег, бросали сырые бревна в разные места реки и смотрели, куда они плывут, чтобы видеть какие течения их подхватят. Сухие бревна идут поверху, их несут другие течения, нежели сырые. Только после этого мы садились на плот и проходили. Ведь немало людей погибло на этих порогах - и команда Кошурникова и другие ребята.

Река Казыр, Н-Китатский порог, июль 1957 г.

"Сплавлялись только мужчины. Первым плотом командовал Юра Пржиемский; четверо на гребях и Николай Львович. На втором плоту было 6 человек: команда из четырёх человек, Вадим Гиппенрейтер, помощник режиссёра (и пёс Угрюм - собака Вадима). Мы с разведкой и съёмками прошли все пороги кроме Базыбайского. При попытке его прохождения первым плотом погиб один из альпинистов - Анатолий Тимченко. Его смыло с плота большими валами в центре Базыбая, водовороты втянули в воронку, и через некоторое время в улове на десять секунд показались над водой только его руки... Поставили памятник из куска скалы. Тело нашли только весной 1958 года". (В. Рогальский, из истории создания фильма "В горах Саянских")

"Для чего я хожу в Саяны?"

Я ни сколько не преувеличу, если назову Владислава Ивановича Рогальского - человеком-легендой. Я думаю, что сложно найти второго такого человека, который столько знает о Восточном Саяне. Он не просто знает о нем понаслышке, он прошел его своими ногами вдоль и поперек. Многие десятилетия Владислав Иванович посвятил Восточному Саяну. И хотя этот человек побывал во многих точках мира, но Восточный Саян запал в его сердце и душу. После выхода на пенсию Владислав Иванович перебрался поближе к тем местам, которым он посвятил свою жизнь. Его дом находится на берегу реки Казыр, а из окна виден Восточный Саян.
- С 2014 года я живу в с. Черемшанка. Это место я выбрал потому, что переехали сюда мои друзья из Верхней Гутары, с которыми я только начинал ходить в походы. Дом на берегу реки Казыр помог выстроить мой сын, здесь видно Саяны.

На вершине

У меня осталась тяга к такому большому понятию, как Саяны. Меня тянет сюда. Для себя я понимал, для чего я хожу в Саяны? Я хожу в Саяны в основном потому, что мне здесь нравится, я любуюсь. А любование - это одна из целей туризма. Я хожу не за рыбой, не за мясом, а хожу за любованием саянской природой, она очень разнообразна, красива и я лучшего не нашел.

И чем дольше я разговаривала с Владиславом Ивановичем, тем больше понимала, что этот человек, как айсберг - видна только его макушка. Я уверена, что чтобы я о нём не рассказала - это будет лишь маленькой толикой его насыщенной, удивительной, полной приключений и интересных встреч жизни. Могу сказать одно - несколько часов, проведенных в обществе этого человека, пролетели незаметно. Пример Владислава Ивановича наводит на мысль о том, как человек может прожить свою жизнь, чему её посвятить. Ведь путешествия раздвигают горизонты, позволяют увидеть и полюбить эту жизнь.