»»

Присоединение Приенисейского края к России


Пророческие слова великого ученого Михайло Ломоносова "Могущество России Сибирью прирастать будет…" находит подтверждение и в наши дни.

Кыргызы несколько раз поднимали восстание за независимость, но силы были неравные. В 1293 году монголы обрушили страшный карательный удар, огнем и мечом опустошив Туву и Хакасско-Минусинскую котловину. Таким образом древнее государство было уничтожено.

С гибелью древнего государства кыргызов, все достижения его народа - пашенное земледелие с искусственным орошением, градостроительство, письменность, высокий уровень государственного строя и многие другие социально-экономические и культурно-бытовые достижения - пришли в упадок. Города были разорены, прервались торговые связи, а оседлые племена превратились в кочевые. Железные изделии, получаемые в качестве дани, вытеснили медь и бронзу. Угас самый северный в Центральной Азии и Сибири очаг средневековой цивилизации, просуществовавший почти тысячелетие.

Монголы на завоеванных территориях установили свой режим господства: выселили значительное число "немирных племен" в Монголию и Маньчжурию. Но пытаясь получать хороший ясак с покоренных народов (кочевые племена - давали скот, лесные - пушнину), воссоздали на верхнем Енисее ремесленные города и земледельческие поселения, переселив туда иноязычников и монголов. Однако завоеватели на захваченных территориях не держали войска, в городах не сидели наместники из числа монголов. Во главе захваченных территорий были поставлены знатные киргизы - князцы, которые и подчинялись завоевателям.

В результате междуусобиц Монгольская империя вскоре распалась на феодальные княжества. Ослаб контроль за Сибирью из которой стали бежать пленные ремесленники и переселенцы. В результате этого разрушились и древнемонгольские города, заросли пашни. С 15-го в. Сибирские земли находились под властью западно-монгольских феодалов. Постепенно территория "Кыргызской землицы" стала восстанавливаться. Выделилось 4 княжества: Алтысарское, Езерское, Алтырское и Тубинское.

Каждое княжество имело определенную территорию и центр владения. Но временами политические и климатические условия принуждали киргизов перекочевывать из одного княжества в другое. Тубинское княжество располагалось на правобережье Енисея, вдоль реки Упсы (Тубы) и ее притоков. В русских документах тубинцы упоминаются как воинствующее племя, насчитывающее 300-400 воинов и возглавлявшееся выходцами из "прямых киргизов". Каждое княжество возглавлял князь. Для решения важных вопросов все киргизские князья съезжались в улус к главному "начальному князю".

Каждое киргизское княжество делилось на улусы, а улусы на роды. Этими родо-племенными единицами управляли крупные собственники - самые богатые сородичи и военная аристократия - "летучие люди князя". Под термином "киргизы" русские понимали в то время не только этническую группу, но и географическое название, т.е. места кочевий этих киргизов. Последние исследования хакасских ученых свидетельствуют, что нации "киргиз", как таковой, не было. Не было у енисейских киргизов и своего языка, они пользовались турецким.

Своей письменности тоже не было и киргизская знать при дипломатической переписке "слала листы колмацким письмом", т.е. написанные ойротским алфавитом. Кстати, у подножия Тянь-Шаня, на территории современного Киргизстана, обитает другая группа киргизов. Ученые историки до сих пор не могут придти к единому мнению в вопросе происхождения тянь-шаньских киргизов и их отношению к енисейским киргизам. А енисейские киргизы представляли собою аристократический род и являлись потомками древних кыргызов. Этих потомков, или как они сами называли "прямых киргизов", по их собственным словам было не более 100 человек, к которым и относились князья и их сородичи.

У енисейских киргизов были данники, называвшиеся кыштымами. У алтысар кыштымами были арины, у езерцев - качинцы, у алтырцев - сагайцы, бельтиры и шорцы, у тубинцев - племена, обитавшие в долинах рек Канна и Уды. Племена кыштымов возглавлялись тоже князьями, но из соплеменников. Кыштыми кроме того, что должны были платить дань и участвовать во всех военных операциях, организуемых киргизами. Проникновение русских людей в Сибирь началось в 16 веке. Крепнущее Российское государство расширяло торговые связи с развитыми западноевропейскими странами. Пушнина там пользовалась большим спросом, а ее запасы в России истощались. Крупное купечество тоже стремилось к сибирскому "мягкому золоту". В свою очередь, английские и голландские частные компании пытались самостоятельно торговать в Сибири, что вызвало запретные меры со стороны царских властей, которые считали Сибирь своей территорией. Но главная причина усиления миграции русских на восток лежала в социальной области. Ставший уже крепостническим феодальный гнет усилил отток трудового люда на окраины. Там дышалось и жилось легче.

Придавая большое значение Сибири царь Иван Грозный включил в свой царский титул дополнение "царь Сибирский". 19 февраля 1937 года было создано специальное центральное правительственное учреждение - Сибирский приказ, многие десятилетие осуществлявший руководство сибирскими землями. Административная реформа в Сибири. Проникновение в Сибирь русских связывают с походом Ермака. В 1582 году атаман Ермак Тимофеевич Аленин с казаками разгромили Сибирское ханство во главе с ханом Кучумом и основали ряд крепостей-острогов по рекам Иртышу и Оби. Этим они окрыли более легкий и доступный путь в Сибирь по реками и волокам, поскольку проникновение в Сибирь в ту пору шло с севера на юг и первым путем был путь по "Дышучему морю" - Северному Ледовитому океану.

Первое упоминание о киргизах в русских архивных документах относится к 1604 году, когда князь еуштинских татар Тоян, проживавших на реке Томи (приток Оби), подал царю Б.Годунову челобитную, где просил в его вотчине поставить Город и обещал подвести "под высокую государеву руку" целый ряд племен, среди которых было и племя киргизского князя Номчи "езды до которого конем 7 ден" (алтысарский князь). Вопрос был решен положительно и русские поставили острог, назвав его Томском, а Тоян со своими соплеменниками был поверстан в царскую службу и помогал русским объясачивать окрестные племена. В 1607 году мангазейский воевода Жеребцов поставил в устье Турухана укрепленное ясачное Туруханское зимовье.

В 1618 году был поставлен Кузнецкий острог. В 1619 году на реке Енисей отряд тобольских казаков во главе с Петром Албычевым и Черкасом Рукиным основали Енисейск острог. Он стал наследником основанной в 1601г. на реке Таз "златокипящей" Мангазеи - крупного центра добычи пушнины и самого северного в мире торгово-ремесленного производства, на который морской ход от Архангельска из-за происков иностранцев в 1619 году был закрыт (ныне Мангазейское городище находится в северо-восточной части Тюменской области, остались только легенды о ее богатстве).

В 1628 году сын боярский Андрей Дубенский с казаками основал Красноярский острог и подвел под "государеву руку" царя Михаила Федоровича окрестные племена и земли. В 1623 году был образован Енисейский уезд с центром - Енисейским острогом. Он стал перевалочной базой для казаков, которые шли дальше покорять неизведанные территории: верхний и нижний Енисей, Забайкалье.

Москва стремилась присоединить к Русскому государству новые земли мирным путем, поскольку была заинтересована не в разовой военной добыче, а в планомерном и постоянном сборе дани с коренного населения, гарантировав им защиту от набегов туземцев. Зная, что не все обходится миром во вновь присоединяемых к русской державе землях, царское правительство вынуждено было действовать по принципу "кнута и пряника". В качестве "кнута" в "немирные землицы" приходили воины с пищалями, саблями, копьями и пушками. А в качестве "пряника" - "государево жалованье для тамошних землиц людей", заключавшееся в выделении железа, сукна, муки, меда и др.

Прежде чем инородцы начинали платить ясак, глава племени давал с себя и своего племени клятву (шерть). У разных племен ее ритуал был разным. На шертовании князец объявлял количество своих людей которые будут платить ясак, а также расписывался на шертоприводной записи. Но так как у киргизов письменности не было, то они обычно ставили родовые "знамена", "тамги", представлявшие примитивное изображение стрел, юрт, зверей и др. После обряда воевода должен был кормить и поить за счет казны шертовавших князцов.

Чтобы шертовавшие не уклонились от уплаты ясака и вели себя смирно, воеводы должны были брать аманатов, т.е. заложников. Заложники содержались в выстроенных для этих целей "амонатских дворах". Когда туземцы приносили ясак, воевода выпускал заложника, но тут же брал "вперемену" другого. Каждый воевода старался получить в заложники "доброго аманата, а не худого рода": сына, брата или племянника. При хороших ясаках аманатов хорошо кормили за казенный счет, а при непокорности территорий, которые они представляли, даже убивали.

Почти за тридцать лет русские прошли всю Восточную Сибирь и вышли к Тихому океану. Но почти целое столетие енисейские кыргызские "князцы", которые возглавляли четыре княжества (Езерское, Алтырское, Алтысарское и Тубинское), подстрекаемые военно-кочевыми государствами северных монголов и ойратов-калмыков из Джунгария, сопротивлялись проникновению русских на юг. Они втягивали в борьбу рядовых кыргызов тюркоязычного происхождения и кыштымов (данников), то есть подчиненные кето-самодийские, тунгусские и угорские племена, которые обитали в бассейне Енисея от Казачинского порога до Саян.

Страница 1 из 212»
Рейтинг

В этом разделе

Добавить комментарий

Обновить

Десять минус три будет, прописью?