»»

Пока сердца для чести живы


14 декабря 2015 года исполнится 190 лет со дня начала восстания под предводительством офицеров на Сенатской площади в Петербурге. Его подготовка длилась долгие 10 лет.


3. Поселение А. И. Тютчева в с. Курагинское

На поселение в с. Курагинское А. Тютчев прибыл в июле 1836 года вместе с декабристом Н. Мозгалевским. По запискам краеведа А. Косованова, в с. Курагинском А. Тютчева поселили в доме братьев Агапа и Фаддея Петровичей Жибиновых, местных зажиточных крестьян. Определенных занятий у него не было. Периодически он учил сельских детей грамоте, писал крестьянам письма и прошении. Не смотря на запрет иметь огнестрельное оружие, любил охоту и рыбную ловлю. Был отменным стрелком, с ружьем бродил по островам реки Тубы в поисках добычи, а из окна своего дома стрелял в табуны летящих гусей и всегда выбивал несколько из них. Был прекрасным рассказчиком и юмористом, особенно хорошо пел народные песни. Курагинские сторожилы приписывают ему создание нескольких песен о декабристах.

Выезжать с мест поселения государственным преступникам запрещалось. Только спустя некоторое время было разрешено при условии получения разрешения от властей. Пользуясь этим, А.Тютчев выезжал в Минусинск, где встречался с другим декабристами. Эти поездки были отдушиной в его скучной жизни. Осенью 1836 года Алексей Иванович заскучав по товарищам, самовольно выехал из с.Курагинского в Шушенскую волость, где рыбачил на р.Енисей. Эта рыбалка наделала много шума, в результате которого усилила надзор властей за поселенцами.

В связи с рядом находящими золотыми приисками, продукты в Курагино были значительно дороже, воздух сырой таёжный - это вынудило А.Тютчева и Н.Мозгалевского написать прошение 9 марта 1837 года о переводе их в Минусинск. Им разрешают, но только в с.Тесинское, откуда Алексей Иванович вскоре возвратился обратно в Курагинское.

Вскоре А.Тютчев женился гражданским браком на сестре хозяев дома - девице Евдокие Петровне. С появлением детей они приобрели небольшой домик и перешли в него жить. Надо отметить, что разрешение на брак декабристам давал лично Император, при условии, если девица "расположена рискнуть" и выйти замуж за государственного преступника, лишенного всех привилегий и собственности.

У Тютчевых было 5 детей, записанных на фамилию матери - Жибиновы. Подобные примеры среди декабристов были не редкостью. Так четверо детей декабриста А.Крюкова, поселенного в г.Минусинске и женившегося на ссыльнопоселенке-латышке А.Якубовой, также носили фамилию матери. Оформили они свой брак только в 1853 году, обвенчавшись в Минусинской Спасской церкви.

А.Тютчев не признавал церковного брака и говорил, что не хочет видеть своих детей детьми государственного преступника, "а пусть они будут вольными сибиряками". Возможно, это объяснялось и тем, что Император своим Указом от 18.02.1842, разрешил детям вышедшим на поселение декабристов поступать в кадетские корпуса и институты при условии чтобы они не носили фамилии отца, а назывались по имени отцов (Сергеевы, Никитины), и опять же при условии их рождения в браке в дворянском состоянии до вынесения приговора их отцам.

Многие из ссыльных, находившихся на поселении, очень бедствовали. Служба в государственных, частных и общественных учреждениях была запрещена, а если разрешалась, только по милости Государя. Производить им займы, также было запрещено, по причине того, чтобы в руках декабристов не накапливались большие суммы денег для организации побегов. По этой же причине практиковалась неудобная и оскорбительная форма присланной сочувствующими помощи, "в виде подаяния", которая распределялась небольшими суммами на несколько лет. С 1836 года по указанию Генерал-губернатора Восточной Сибири Енисейскому гражданскому губернатору, декабристам было запрещено заниматься и обучением детей грамоте.

Декабристы очень тосковали в глухомани. Декабрист М.Бестужев в своих письмах писал: "Мы так молоды, … нас схоронили заживо, для нас не стало ни настоящего, ни будущего; одно сознание прошедшего оживляет по временам наше мертвенное сосуществование. Им, как воздухом, мы и дышим…".

Вследствие этого в 1835 году Государь повелеть соизволил: "Государственным преступникам, на поселении в Сибири находящимся, не получающим никакого вспомоществования от родственников, вне Сибири живущих, по недостаточному состоянию сих последних, давать от казны, кроме солдатского пайка, ежегодно следующую одежду: две рубахи, двое портов, одну пару онуч летних и одну пару зимних, две пары чарков, один кафтан крестьянского сукна, одну шапку летнюю и на 2 года овчинную шубу дотоле, пока сии государственные преступники придут в состояние, приличное хорошим поселянам и не будут нуждаться в таковом пособии правительства".

В этом же году Император Николай распорядился наделять политических ссыльных землей в размере 15 десятин каждому для занятия сельским хозяйством и разрешил строить дома и хозяйственные постройки. Но зачастую, земля сельским обществом выделялась непригодная для земледелия, за неимением другой, а для приобретения леса на постройки, требовались деньги.

Алексей Иванович хозяйством почти не занимался, возможно по причине вышеперечисленных негативных обстоятельств. У декабристов, живших в других территориях, возможностей было больше. Например, братья Крюковы в г.Минусинске занимались посевом зерновых, в том числе для продажи. А.Фролов в Шушенском занялся хлебопашеством, завел табун лошадей, построил мельницу. П.Фаленберг по разрешению свыше устроился на службу в Ирбинский железоделательный завод и др. При этом, местные власти опять же следили, чтобы больших доходов поселенцы от своей деятельности не получали, а только на свое "прожитие", опять же причине возможной организации побегов.

Семья А.Тютчева жила на казенное пособие и средства, присылаемые ему сестрой В.Бердяевой. Были годы, когда семья декабриста очень бедствовала. Их выручала дочь В.Бердяевой, вышедшая замуж за князя Н.А.Кострова - Минусинского окружного начальника, переехавшая вместе с мужем и матерью, ради А.Тютчева в Минусинск. Иногда они приезжали в Курагинское и оказывали материальную и нравственную поддержку декабристу.

На каторге и поселениях декабристы постоянно находились под неусыпным контролем охранников и жандармов. Вся их переписка, посылки. проходила через III отделение жандармерии, которое следило, чтобы не было "крамолы". Старосты, управляемые поселениями, старавшиеся угодить вышестоящим властям, писали на поселенцев кляузнические писания, которые содержали скверные отзывы о буйном поведении декабристов и их сопротивлении местным властям. Это тоже негативным образом действовало на поселенцев.

По утверждению А.Косованова в последние годы жизни Алексей Иванович, тоскуя в сибирской глуши по лучшей жизни, стал попивать. Не редко ему составлял компанию курагинский поп И.Никольский, а также другие любители "кутнуть". В таких компаниях А.Тютчев любил попеть песни о декабристах. Видимо это обстоятельство дает повод современным историкам, и в частности биографу А.И.Тютчева - историку Р.Э.Добкач, утверждать, что семья Жибиновых, которым он был поселен, и, в частности его жена Евдокия Петровна страдала "запойным алкоголизмом". "Они то и споили А.Тютчева",- делает свой вывод биограф. Здесь следует напомнить, что крепкие и зажиточные семьи в Сибири, к которым относились Жибиновы, изначально не могли страдать алкоголизмом, поскольку не было бы у них ни приличного дома, ни крепкого хозяйства. Да и поселение государственного преступника к алкоголикам вряд ли было возможно.

После смерти Николая I в 1956 году последовало освобождение декабристов, но "царская милость", к сожалению, пришла поздно. Большинство декабристов, пройдя через каторжные тюрьмы и ссылки, не выдержали и погибли. Из ста двадцати одного осужденного в живых осталось 55 человек. Из них 34 находились в Сибири, остальные - на жительстве под надзором полиции во внутренних губерниях России. Одиннадцать жен декабристов, которые разделили с ними тяготы каторги, не вернулись из Сибири.

Не все декабристы покинули Сибирь после амнистии. Некоторым и выезжать было некуда. По существу, они ехали в Россию умирать, поскольку часть из них были очень стары и все были больны.

Сибирское население с грустью провожало декабристов. В Сибири никогда не было крепостного права, и потому для сибиряков декабрист никогда не был "барином", а скорее всего грамотным и умелым мастеровым. Аналитики утверждают: несмотря на тяжелое существование, очень часто недоброжелательное к ним отношение со стороны местной злой, вороватой и трусливой власти, декабристы столько сделали для Сибири, сколько сама она не сделала бы и в сто лет. "Настоящее житейское поприще наше, - писал декабрист М.Лунин, - началось со вступлением нашим в Сибирь, где мы призваны словом и примером служить делу, которому себя посвятили".

Ходатайство брата И.Тютчева в 1842 году о переводе Алексея Ивановича в Томск было отклонено. В 1848 году декабристу разрешено временно прибыть в Красноярск для лечения.

24 января 1956 года за 6 месяцев до амнистии А.Тютчев скончался в возрасте 54 лет. Похоронен был в ограде Курагинской Спасской церкви, против южных дверей.

По свидетельству историков, смерть многих декабристов явилось результатом бесчеловечного к ним отношения Императора. Многие из них сошли с ума, умерли от туберкулеза и истощения, были парализованы и погибли, не выдержав каторги и ссылки. По выражению И.Пущина, "некрология начала заменять декабристам историю их дней в Сибири...".

Умирали и дети декабристов, оставленные у родственников в Москве и Петербурге, а также рожденные на поселениях; от горя и слез преждевременного умирали родители. Таким образом, угасла вся большая и талантливая семья Бестужевых (мать, пятеро братьев, три сестры и дети).

Страница 3 из 5«12345»
Рейтинг

В этом разделе

Добавить комментарий

Обновить

Десять минус три будет, прописью?