»»

Подвиг трёх изыскателей


Подвиг этих людей переоценить не возможно.

В каждой эпохе есть люди, которые совершают подвиги на благо людей, порой ценой собственной жизни. Этим людям не нужна слава или деньги, они поступают так потому, что просто не могут поступить иначе. Именно такими людьми были члены изыскательской партии руководитель Александр Кошурников, инженер Алексей Журавлев и техник Константин Стофато. Подвиг этих людей переоценить не возможно. 3 ноября 2012 года исполнится ровно 70 лет, как трагически погибла эта экспедиция.

Он начал дело.
Он кончил дело.
Он, начиная, в трубы не трубил.
Закончив, не кричал...
Ни слез не надо, ни венков,
ни прочего...
Друзья, ни слова.
Не разбудите рядового!

Александр Михайлович Кошурников
Назым Хикмет.
Саяны - Москва, 1957


Александр Михайлович Кошурников родился 13 марта 1905 года в селе Харабли, бывшей Астраханской губернии, в семье строителя железных дорог. В Сибирь семья Кошурниковых переехала в 1913 году. Александр Михайлович учился в Томском технологическом институте на инженерно-строительном факультете. По окончании его работал в г. Новосибирске в группе технических изысканий начальником изыскательской партии.
С 1935 года Кошурников перешёл на строительство железных дорог.

Восточный Саян, куда Кошурникова, как начальника экспедиции отправили с целью проложить трассу для будущей дороги "Абакан - Тайшет", всегда считали суровым краем. Холодные и бурные реки, пороги, непроходимая тайга, труднодоступные хребты. Задача перед изыскателями стояла очень сложная. Но каждый из них понимал, на сколько эта трасса важна для страны.

Железная дорога безусловно дала новую жизнь этому краю, ведь здесь богатейшие места, а развитие многих производств не возможно без развития транспортной артерии.

То, что именно Александру Михайловичу поручили руководство такой важной и сложной экспедицией, характеризует его как безусловного лидера и профессионала своего дела.

А. М. КошурниковК осени 1942 года Александр Михайлович имел опыт изысканий и проектирования ряда сложных железнодорожных трасс.

Сложность экспедиции дополняло время, в которое она проводилась. Шёл второй год войны, все свои усилия страна вкладывала в победу над гитлеровской Германией.

Планировалось, что экспедиция выйдет на маршрут ещё в сентябре, но каждый раз дата отправления откладывалась. Были большие проблемы со снаряжением.

5 октября экспедиция двинулась в путь. Пройдя от Верхней Гутары на оленях, через неделю они достигли Казыра. Дальше они двинулись вниз по реке на плоту. Когда река начала замерзать, им много раз пришлось бросать плот и проходить замёрзшие участки берегом, а затем снова строить новый плот, чтобы плыть дальше. Так отряд прошел по реке 180 километров и миновал все наиболее опасные места. До ближайшего населенного пункта оставалось 52 километра, но силы участников экспедиции падали, измождённые и вымотанные они всё же продолжали выполнять свой долг.

А. М. Кошурников2 ноября случилась трагедия, их плот на стремительной реке затащило под лед и только одному Кошурникову удалось добраться до берега. Константина Стофато сразу затянуло под лёд. Алексею Журавлёву помогал выбираться Кошурников, но вытащить на берег так его и не смог. Без еды, огня, в мокрой одежде он прожил ещё сутки. 3 ноября не стало и Александра Михайловича. Об этой трагедии страна узнала только через год, когда нашли останки Кошурникова и листки дневника, который он вёл от самого начала экспедиции до последних минут своей жизни.

Задержка с началом экспедиции. Трудности с оснащением (не хватало даже элементарного - сапог). Поскольку на протяжении маршрута была близка граница с Памятная стелаТувой, изыскателям не разрешили взять с собой рацию. Кроме того, в этом году зима пришла раньше, чем обычно. Возможно, эти факторы во многом повлияли на трагичный исход экспедиции.

Сейчас на берегу Казыра возвышается стела, символично сделана из трёх железнодорожных рельс. От стелы вверх ведёт дорожка к могиле известного изыскателя Александра Михайловича Кошурникова. Здесь часто бывают люди, которые с большим уважением относятся к подвигу, который совершил этот человек и два его товарища. Все трое изыскателей были посмертно награждены государственными наградами. Именем этих трёх мужественных людей названы населённые пункты по трассе Абакан - Тайшет, улицы, открыты мемориальные музеи, памятники. Советские географы назвали именем замечательного изыскателя, руководителя экспедиции, хребет вдоль Левого Казыра.

Трасса "Абакан - Тайшет" названа "трассой мужества". Всего при изыскании было намечено пять вариантов трассы. На одном из них, нижнеуденском, команда Кошурникова и погибла.

Каждый из нас, хоть раз в жизни, пользовался услугами железной дороги. Но, мало кто знает, какими усилиями прокладывались эти "серебряные рельсы". Работа изыскателя первопроходца мало, кому видна, но невероятно важна для страны. Возможно, в будущем, работу изыскателя заменит техника. Рельеф местности можно изучить с помощью спутника из космоса. Но тем более важно сохранить нам память о тех людях, которые ценою своей жизни выполняли свой долг.


Наталья Никулкина
Курагинский район, 2012 г.

Рейтинг

В этом разделе

Добавить комментарий

Обновить

Два плюс три будет, прописью?