»»

КОЛОКОЛ ПАМЯТИ СТУЧИТ В МОЕМ СЕРДЦЕ


Исследовательскую работу подготовил учащийся 11 класса Курагинской СОШ№1 Калюга Дмитрий

В конце 20-х годов ХХ века тяжкий стон прошел по деревням России - началось раскулачивание крестьянства и последующее за ним выселение с обжитых мест. Массовый характер выселение крестьянских семей приняло после принятия Постановления ЦИК и СНК СССР от 01.02.1930 г. "О мероприятиях по укреплению социалистического переустройства сельского хозяйства в районы сплошной коллективизации и по борьбе с кулачеством". Были определены места выселения. Часть раскулаченных южных районов края направлялась на Саралинские рудники и на Артемовский рудник Курагинского (в последствии Артемовский) района.

В данной работе исследованы архивные документы трудового поселения Усть-Можарской спецкомендатуры отдела трудовых поселений Сибирских исправительнотрудовых лагерей Полномочного представительства Объединенного Главного Политического Управления (Сиблаг ПП ОГПУ). Усть-Можарская комендатура и ее трудовое поселение подчинялась районной Ольховской комендатуре, которая находилась в нескольких десятках километров на Артемовском руднике в п.Ольховка.

Населенного пункта Усть Можарка как такового до образования спецпоселения не было, нет на карте его и сейчас. Да и кто бы придумал селиться в непроходимой тайге и болотах?! Документы трудпоселения сохранились в архивном отделе администрации Курагинского района в фонде № Р-40 "Колхоз им.Чкалова". В данных документах находятся и постановления Курагинского и Артемовского райисполкомов по трудколонии, которых в архивных фондах этих учреждений почему-то не обнаруживаются. Видимо очень была повышенная "секретность" данных решений.

Данные материалы интересны даже тем, что сохранились. Ведь многие документы были уничтожены. При работе с архивными документами мне оказала помощь моя мама-заведующая архивным отделом Антонина Евгеньевна и специалисты архива.

Период репрессий в СССР в ХХ веке долгое время замалчивался. До сих пор остаются белые пятна этой трагедии или ее искажение.
Так советские средства массовой информации уверяли, что в районы спецпоселений попадали исключительно "опасные элементы - вредители", тунеядцы, не желающие работать. Там для них создавались самые благоприятные условия для проживания и др. Но это было совсем не так.

Обманут, унижен, забит,
Все сносит, все терпит народ…
Терпение - что динамит:
Чем больше - страшнее рванет!

(Ю.Друнина)

Эта работа - попытка рассказать, исследуя архивные документы, дополняя воспоминаниями очевидцев, о том, что было на самом деле.


1. Образование трудового поселения

Неужто правда, что жизнь свою
Напрасно сожгли жестоко
Одни в ГУЛАГе,
Одни в бою,
Другие - на дыбе шока?

(Ю.Друнина)

С образованием в начале 30-х годов ХХ века на территории Курагинского района Курагинского леспромхоза и его лесозаготовительных участков руководство столкнулось с кадровой проблемой. На заседании Президиума Курагинского районного исполнительного комитета от 16.02.1932 года был рассмотрен вопрос "О создании роты Сиблага ОГПУ". Было принято постановление: "В связи с острым недостатком рабсилы в Курагинском леспромхозе и широким развертыванием лесозаготовительных операций, просить Зап. Сиб. Крайисполком о принятии мер по организации при Курагинском леспромхозе роты Сиблага ОГПУ".

В 1933 года данное постановление было реализовано - образовано трудовое поселение Усть-Можарской спецкомендатуры отдела трудовых поселений Сибирских исправительнотрудовых лагерей Полномочного представительства Объединенного Главного Политического Управления (Сиблаг ПП ОГПУ). На состоявшемся январе 1933 года объединенном совещании представителя Мингоскомбината Золотопродснаба, райкоменданта, представителя Сиблага ОГПУ и секретаря Артемовского ВКП (б) было принято ряд важных решений:

1. В развитии постановления Правительства о ширпотребе и в целях разгрузки Мингоскомбината от нетрудоспособного и многосемейного контингента из с/переселенцев признать целесообразным организацию из указанного контингента трудколонию с укладным производством кустарно-промысловых изделий для нужд комбината и приискового населения Артемовского рудника.

2. Место организации трудколонии принять по реке Можарке Курагинского района, находящееся в 18-20 км от пос. Кордово при более обеспеченном земельными угодьями, лесным массивом и водоснабжением".

При образовании трудколонии решались сразу две проблемы: Артемовский рудник "освобождался" от инвалидов, многосемейных, а леспромхоз приобретал практически бесплатную рабочую силу, которая помогала заготавливать древесину. Не случайно трудколонию разместили в устье реки Можарки. Этот "медвежий угол" окружали вековая тайга и болота. Ближайшая железнодорожная станция Абакан находилась не за одну сотню километров. Чтобы до нее, добраться надо было переплавиться по 5-ти рекам, что сводило "на нет" попытки побегов.

Мингоскомбинат, в систему которого входил Артемовский рудник, обязывался оказывать помощь в приобретении помещения под жильё, бани, столярных мастерских и выделить единовременную помощь в размере 10 000 руб., а также передать колонии 20 лошадей, обеспечить весеннюю посевную кампанию необходимым инвентарём и потребным количеством семян. Согласно договора Мингоскомбинат на 1933 год обязан был выделить продукты из расчета полагаемого пайка: муки - 41 тн., масла - 1500 кг., масла эксп. 600 кг., раст. 650 кг., сахар - 5184 кг., рыбы 5400 кг., крупы 5400 кг и производить расчеты с Сиблагом за принимаемую продукцию ширпотреба не позднее 5 дней со дня приема заказа или части его, причем уплачивать 40 % продуктами питания (по себестоимости) и промтоварами, и 25 % деньгами стоимости заказа. 

На основании постановления Президиума Курагинского райисполкома от 17.01.1933 г. было отведено место под трудколонию по речке Можарке в расположении бараков ЛПХ, которые Сиблаг приобрел у Курагинского леспромхоза за 8 тыс. 740 руб. Постройки располагались на Можарском и Тюхтятском лесозаготовительных пунктах Курагинского ЛПХ.

На Можарском пункте у леспромхоза были куплены 6 бараков, 4 избушки, столовая, ларек, дом. На Тюхтятском пункте были приобретены: 4 барака, 3 бани, изба, амбар, дом, 2 конных двора, 2 амбара, пекарня. Кроме этого Минлеспромсоюзом трудколонии были переданы дегтярный и смолоскипидарный заводы. Также было отведено земли селения Тюхтяты 350 га и из Казырской лесной дачи - 20 000 га из них только 50 га пахотной земли. Надо отметить, что все более удобные земли были заняты колхозами "Тайга", "Тайга за пятилетку" и единоличниками. Поэтому трудколонии досталась земля, изрезанная оврагами, заболоченная, заросшая лесом. 50 га пахотной земли были "отрезаны" в основном у единоличников с тем условием, что после раскорчевки трудпоселения обязано было её вернуть прежним хозяевам.


2. Подчиненность, структура и управление трудколонии.

При образовании в 1933 году трудколония подчинялась отделу трудовых поселений Сибирских исправительнотрудовых лагерей Полномочного представительства Объединенного Главного Политического Управления (Сиблаг ПП ОГПУ), который находился в г.Новосибирске. С образованием Красноярского края (в 1934 г.) она с июля 1935 г. перешла в подчинение отдела мест заключения и трудовых поселений Управления Народного Комиссариата Внутренних дел по Красноярскому краю (МЗ и ТП УНКВД).

Как отмечалось в акте от 08.07.1933 г. комиссии по отведению земель: "Трудколония представляла собой промыслово-кооперативную артель с уклоном сельского хозяйства с выбранным правлением артели из спецпоселенцев с общим политическим наблюдением Ольховской райкомендатуры Сиблага ОГПУ". Распорядительные функции в трудколонии осуществлял комендант и его заместитель. В архивных документах сохранились их фамилии: Руденко, Корнев, Зайцев, Цыплаков (имя и отчество не установлены). Распорядительные документы из вышестоящих органов направлялись в первую очередь к ним. Отчет о проделанной работе, планы, сметы и даже отчеты по посевной по пятидневкам отправлялись за их подписью. Также все договора трудколонии с другими организациями заверялись подписью коменданта и круглой печатью.

В ведении коменданта также находилась охрана спецпоселения, борьба с побегами. Взрослые не могли покидать трудколонию самостоятельно, только с ведома коменданта по рабочим вопросам - сплав древесины, поездка за товарами и др. Детей могли отпустить за пределы колонии только с разрешения коменданта по специальной справки и только младше 12 лет. Старше этого возраста должны были работать на общих работах.

По воспоминаниям трудпоселенцев в трудколонию часто приезжали комиссии, которые проверяли выполнение плана, использование рабочей силы и др.
Хозяйственную работу трудколонии возглавлял уполномоченный. В 1935 году ими были Базанов Яков Константинович и Гульченко (имя и отчество не установлено).
В трудколонии были два участка: № 1 - центральный в Усть-Можарке и № 2- в Тюхтятах. В Тюхтятах находились жилые и хозяйственные постройки, приобретенные у леспромхоза. Центральный участок застраивался спецпоселенцами. Был составлен план поселения, распланированный он был четко: бараки располагались по прямым улицам.

"Первыми "валили" самые толстые деревья, - вспоминает Матрена Павловна Бахметьева, чтобы их не поднимать, так как сил и техники не было, потом на них укладывали деревья помельче. Одно дерево двигали по 19-20 человек, подкладывая под него деревянные ваги (деревья потоньше). Вот так возводили бараки".
Постройки также находились в с Курагино - дом (перевалочная база), в д. Петро-Павловка - баня, 2 кладовые, пекарня, в с. Имисс - интернат.
С 1937 г. план по производству сельхозпродукции до трудколонии доводился и Артемовским райисполкомом. В его сводках она значилась как неуставная сельхозартель.

На основании постановления Совета Министров от 07.05.1947 г. № 1413-375 с спецкомендатуры были упразднены. Но по сведениям ГУВД Красноярского края действовали они еще до 1952 года. В последствии неуставная сельхозартель была преобразована в колхоз "им.Чкалова". Избирались председатели, правление колхоза.
По воспоминаниям Матрены Павловны Бахметьевой колхоз "им.Чкалова" в 50-х годах ХХ века немного ожил, благодаря трудолюбию спецпоселенцев. "В соседних колхозах жили пермяки. Работать они ленились. И когда мы заканчивали уборку, то нас отправляли им помогать. Мы и себе заработаем и им поможем. Зерно у нас из колхоза по-прежнему все выгребали из амбаров и увозили. Амбары стояли пустые. А когда надо было сеять, то привозили опять. Когда убрали спецкомендатуру, то люди начали разъезжаться. Первыми уехали "одиночки", которые были без семьи, потом потянулись семьями. Кто уезжал в себе на родину, кто по территории района расселялся. Мы в 1958 году переехали в д. Тюхтята. Бараки стали разбирать, сжигать, так ненавистно людям было воспоминание о пережитых трудностях".


3. Годы лишений

Первые поселенцы в трудколонию прибыли уже в феврале 1933 года. Селились они в промерзших бараках в с. Тюхтяты, которые, даже по мнению спецкомендата, надо было ремонтировать. Спецпереселенцы различных национальностей пребывали в трудколонию из Артемовского рудника, Минусинской спецкомендатуры, Саралинской спецкомендатуры и др. "Абхазцев "налицо" - 149 чел, из одиноких - 28 чел, семейных - 119 чел.", - отмечалось в донесениях. Согласно сводке на 18.06.1933 г. количество семей трудпоселенцев составляло 147 семей (523 чел.). Из них:

 

Населе-ние
Муж.
Жен.
Подростков от 12-16 лет
Дети до 12 лет
Школьн. Возраста
8-16 лет
Мальчики
Девочки
Мальчики
Девочки
Мальчики
Девочки
ВСЕГО
150
144
26
32
73
98
50
67

Из них раб.
131
56
24
23
       


20.07.1933 г. из Саралинской комендатуры прибыло еще 536 спецпереселенцев. Из них многие умирали в пути, другие - пытались бежать. Из "саралинской партии" бежали в пути 36 чел. В сведениях об убывших трудпоселенцах трудколонии на 01.09.1933 г. из 24 человек: 14 - умерли, 9 - убежали, 1 - отправлен на излечение.
В самой колонии были организованы группы по борьбе с побегами.
По воспоминаниям Бахметьевой Матрены Павловны бежали из трудколонии в основном на лодках по Казыру. Даже песню про это сочинили:

Казыр, Казыр, ты многоводен,
Ты много жизней спас…


Трудпоселенцы должны были обеспечивать себя продуктами питания: хлебом, мясом, молоком. Для трудколонии отделом трудовых поселений доводился план на производство сельхозпродукции и предметов ширпотреба, который нужно было выполнить в обязательном порядке. План доводился не только на произведенную продукцию, но и на количество нетрудоспособных спецпоселенцев, количество которых выше плановой цифры быть не могло или таковых не должно было быть совсем. Из письма начальника ОСП ПП ОГПУ по Западно-Сибирскому краю Анастасенко от 27.06.1934 г. следовало: "Руководствуясь основным положением втянуть в производственный процесс весь нетрудоспособный контингент спецпереселенцев, могущий быть использованным на облегченных работах, - широко разверните кустпром, работу среди данного контингента". Сведения о трудовом использовании трудпоселенцев (инвалидов) могущих работать и фактически работающих в августе 1933 года на 01.09.33 года были следующими:

 

Показатели
На 01.09.1933 г.
На 01.10.1933 г.
Количество семей
352
361
Количество в них чел.,
в том числе:
1163
1221
- мужчин
350, в том числе:
- могущих работать-275,
- работало - 240
360, в том числе:
- могущих работать- 285,
- работало - 250
- женщин
307, в том числе:
- могущих работать-215,
- работало - 200
317, в том числе:
- могущих работать- 225,
- работало - 210
- подростков
124, в том числе:
- могущих работать-110,
- работало - 110
141, в том числе:
- могущих работать- 120,
- работало - 120
- детей
382
403

Страница 1 из 212»
Рейтинг

В этом разделе

Добавить комментарий

Обновить

Естественный спутник земли?