»»

К юбилеею музыкальной школы


К юбилеею музыкальной школы

На заседании Курагинского райисполкома от 30.11.1963 было принято решение № 446а следующего содержания: «В связи с реорганизацией Краснотуранского района и переводом Краснотуранской музыкальной школы на содержание Курагинского районного отдела культуры, с 1 декабря 1963 года Краснотуранскую музыкальную школу переименовать Курагинской музыкальной школой».

1964 год, учащиеся музыкальной школы; в центре – первый директор Курагинской музыкальной школы  Изабелла Петровна Никиша (Пьянкова), (справа) и преподаватель по классу баяна Майя Михайловна Володина (Бездворных), (слева).
Не случайно в решении упоминается Краснотуранский район. Дело в том, что в связи с сооружением Красноярского водохранилища Краснотуранский район в 1963-1964 годах входил в состав Курагинского района.

До 01.12.1963 года в Курагинском районе музыкальной школы не было. Детей музыке и танцам обучали в кружках районного Дома пионеров. Обучение в музыкальных кружках (скрипка, фортепиано, аккордеон), в отличие от других, было платное. Кружки по классу скрипки и фортепиано вел преподаватель Евгений Августович Ромм, а классу аккордеона – Григорий Григорьевич Черкашин, он же вел и танцевальный кружок, где был и аккомпаниатором.

Евгений Августович Ромм приехал из Москвы. Он окончил Московскую консерваторию. Григорий Григорьевич приехал вместе с супругой Лидией Апполинарьевной из Киева, где работали в Киевской филармонии.

В связи с открытием Курагинской музыкальной школы, Григорий Григорьевич перешел на работу в Курагинскую среднюю школу № 1, поскольку музыкальные кружки в Доме пионеров были закрыты, а учеников перевели в открывшуюся школу.

Преподаватели музыкальной школы отмечали, что эти дети получили в Доме пионеров хорошую подготовку и умели ценную способность к импровизации.

Курагинскую музыкальную школу разместили на 2-ом этаже здания по ул. Партизанской (ныне – здание управления культуры).

Штат состоял из 3-х человек, приехавших из Краснотуранска: директор Изабелла Петровна Никиша (Пьянкова) и 2 преподавателя.

Во исполнение приказа по отделу культуры от 03.01.1964 № 1 с 11 января 1964 года был принят в музыкальную школу четвертый учитель (по классу баяна) из п Курагино – Майя Михайловна Володина (Бездворных).

У Майи Михайловны удивительная судьба. Родилась она в г.Москве, а в Сибирь приехала в 1941 году в связи с эвакуацией завода «Красный профинтерн» (будущий Сибтяжмаш), на котором работал руководителем одного из цехов ее отец Михаил Федорович.

Музыку полюбила с детства, но музыкальные инструменты стоили дорого, и в музыкальной школе ей пришлось учиться уже практически взрослой.

В 1960 году Майя Михайловна окончила экстерном вечернее отделение музыкальной школы по классу баяна. Работала в учреждениях г.Красноярска, вышла замуж и уехала по месту жительства мужа - Анатолия Тимофеевича Бездворных, с которым познакомилась во время учебы в Красноярском сельскохозяйственном институте.

В трудовой книжке Майи Михайловны в п.Курагино только две записи, о том, что она принята с 03.01.1964 года преподавателем в музыкальную школу, и о том, что она в 1991 году вышла на пенсию.

«Когда я пришла на работу в музыкальную школу, - вспоминает Майя Михайловна, - учащихся было не много, около 30 человек. Но эти дети были, можно сказать фанатами музыки. Музыкальных инструментов дома у них не было и они все домашние задания делали в школе.

В первые годы работы в музыкальной школе преподавание велось по классам: фортепиано, баян, аккордеон, затем были открыты отделения: духовых музыкальных инструментов, домры и др.».

Не смотря на малочисленность учащихся, в школе был организован хор. Когда проходили родительские собрания, дети обязательно выступали с музыкальными номерами, в том числе участвовал и хор.

Родительские собрания проходили в самой большой классной комнате, которая так же находилась на 2-ом этаже, на который вела единственная лестница, без пролетов. Некоторые из торопившихся по ней подняться или спуститься нередко оступались и «съезжали» вниз.

С течение времени количество учащихся в школе увеличивалось, и музыкальной школе передали 1-ый этаж здания. На нем разместились: раздевалка, 2 класса и зал. «Я старалась брать на обучение обыкновенных детей, не вундеркиндов, как сейчас говорят, - продолжает Майя Михайловна. – Но, которые любили и очень хотели играть на баяне. Может быть от природы, не дано было этим детям быть отличниками, но они старались со всех сил.

Помню своего ученика Сережу Павина. Его воспитывала бабушка. Она ему напевала украинские песни, а он подбирал музыку на баяне. И если ему дашь, например, сегодня задание, то назавтра он его обязательно выполнит.

Я старалась своим ученикам больше уделять внимания, заботы, отрывала от себя крупицы, чтобы вложить в детей».

В музыкальной школе проходили очень интересно и весело праздники: Новый год, выпускные вечера. Учащиеся выступали на районных праздниках и концертах.

Приглашали их и в организации, куда учащиеся и педагоги приходили с музыкальными инструментами. Захватить с собой на выступление баян или аккордеон не составляло большого труда, но многие помнят, как на Щебеночный завод для поведения концерта из музыкальной школы привезли пианино. Рабочие его с трудом занесли в зал на 2-ой этаж, а после проведения концерта, благополучно возвратили в школу.

В 60-ые годы начали проводиться Всероссийские смотры художественной самодеятельности. Первые этапы проходили на уровне районов. Для подготовки малых учреждений культуры района за ними закрепляли более крупные. Приказом по отделу культуры от 23.03.1966 № 11, музыкальную школу закрепили за Ойхинским сельским клубом.

Во исполнение приказа преподаватели музыкальной школы с музыкальными инструментами ездили в подшефный клуб и проводили репетиции.

«Нагрузка у детей была большая, - продолжает свой рассказ Майя Михайловна. - Надо было и в средней школе учиться и в музыкальной, где тоже уроки и задания. По программе необходимо было изучать сольфеджио, классику, играть этюды и др. И мы, учителя, старались детям формировать расписание таким образом, чтобы они более экономично распределяли свое время, лишний раз не ездили в школу, ведь некоторые жили очень далеко.

Если в первые годы у нас не проводились конкурсы, то в последующие мы готовили детей на конкурсы. Это тоже была большая нагрузка для детей и ответственность педагогам.

Педагоги вели большую просветительскую работу, читали лекции. В школе своими силами белили и красили. Но самое главное – они прививали музыкальные знания и культуру детям.

Многие из них выбрали музыку своей профессией. Некоторые стали высокопрофессиональными специалистами, как, например, Володя Дъяченко». В приказах отдела культуры сохранились фамилии директоров и педагогов музыкальной школы. За период 1963-1968 годы директорами назначались: Изабелла Петровна Никиша (Пьянкова), Елена Васильевна Ткачук, Галина Макаровна Кишкенева (Зуб); преподавателями: Майя Михайловна Володина (Бездворных), Иван Афонасьевич Шошин, Маргарита Петровна Ильина, Ефросинья Сергеевна Туранова, Александр Федорович Волков, Борис Иванович Любич, Галина Михайловна Турчина (Межеровская), Иван Федорович Маркин, Людмила Матвеевна Шаронина, Жанна Степановна Пичуева, Александр Иванович Снегирев, Людмила Матвеевна Лукина, Елена Васильевна Польская.

Со временем Курагинская музыкальная школа сменила свое местонахождение - переехала в рядом стоящее одноэтажное здание. Затем ее перевели в Курагинский РДК, а в настоящее время она находится в здании по ул.Влада Листьева. В 1976 году на основании решения Курагинского райисполкома от 15.06.1976 № 296-7 был открыт филиал музыкальной школы в п Большая Ирба по классам баян и фортепиано, а в начале 90-х годов - в п Краснокаменск.

С течением времени менялись педагоги школы, ученики, программы и требования, но неизменным оставалось одно – музыкальная школа на протяжении десятилетий оставалась единственным учреждением района, в котором ребятишки получали художественное образование. Она воспитывала в них чувство прекрасного - любовь к музыке и искусству.


А. Калюга
Курагинский район

Рейтинг

В этом разделе

Добавить комментарий

Обновить

Сколько дней в году (не високосном), цифрами?