»»

Дорогу осилит идущий


Дорогу осилит идущий

Курагинский район один из крупнейших в Красноярском крае. Сейчас, он словно артериями изрезан тысячью километрами дорог, и от того удивительнее, что история Госавтоинспекции начинается здесь только со второй половины 60-х годов представленная всего одним инспектором - Леонидом Ефимовичем Черниковым.

Коллектив ГАИ 80-е годы. В Верхнем ряду первый слева Александр Владимирович Горовой
Немного позже штат ГАИ расширился, вскоре здесь уже работали три сотрудника. Старшим был Василий Петрович Кучменко, ставший позже наставником и учителем для многих молодых инспекторов, оставивших след в истории Госавтоинспекции региона и страны.

За время становления службы в районе, сотрудники ГАИ не один раз меняли место дислокации. Одним из запоминающихся адресов был так называемый «пост ГАИ» и располагался он при въезде в районный центр. Сегодня о нем напоминает лишь едва проступающая, сквозь слои краски, надпись «ГАИ».

Позже сотрудникам Госавтоинспекции выделили здание, на берегу реки Тубы. Требовался ремонт и начались бесконечные субботники. Дружный коллектив автоинспекторов с поставленной задачей справился, и у отделения ГАИ появилось свое помещение, где и до сей поры располагается отдел ГИБДД. Близость реки не только поднимала настроение сотрудникам, но доставляла немало хлопот. Одна из таких особенно запомнилась автоинспекторам. Случилась эта история в 2001 году. В тот апрельский день ледоход на реке Тубе только начался, и Игорь Будим, будучи тогда командиром взвода ДПС, выходя из здания подразделения, окинул взглядом водный простор. Вверх по течению заметил плывущую льдину, на которой находились дети. Трое мальчишек взывали о помощи. Игорь Николаевич, не теряя времени, позвал на подмогу своего коллегу Игоря Ваккера, тот мгновенно среагировал и выбежал из здания на улицу. Из личного автомобиля достали буксировочный трос, и Будим бросился с ним к воде.
Первый начальник ГАИ Виктор Петрович Сурнаков первый лева
Зайдя в реку, офицер закинул трос в сторону льдины, на которой находились дети. Мальчишки схватились за веревку, а милиционеры потянули ее на себя – льдина «причалила» к берегу. Перепуганных и промокших школьников вытащили на берег. Выдохнули: маленькие жизни спасены. О случившемся сообщили коллегам из инспекции по делам несовершеннолетних. Мальчишек отогрели и передали родителям. На вопрос как вышло то, что они оказались на льдине, школьники ответили, что хотели поплавать на ней ради забавы. Родители спасенных ребят благодарили сотрудников ГАИ со слезами на глазах, а позже написали слова благодарности и в местную газету.

В эти годы на дорогах редко встречался частный транспорт, в основном машины предприятий и организаций, а вот мотоциклов было много. А у инспекторов ГАИ техники не было, на происшествия выезжали на автомобиле дежурной части или добирались попутками. На просьбы автоинспекторов «добросить» до места ДТП не отказывал никто. Выезжали на место ДТП сотрудники по одному, только позже появилось такое понятие как «экипаж», который работал в паре. Оформляли материалы ДТП порой прямо на капоте разбитого транспорта. Бывали и спорные ситуации, водители вели себя по-разному, но страха работы в одиночку не было - сотрудников уважали и не помышляли, чтобы оскорбить или учинить потасовку. Но в те времена, участники дорожного движения боялись не только денежных штрафов. Одного только строгого взгляда инспектора было достаточно.
По рассказам местного жителя, он, будучи еще ребенком, вместе с отцом, выезжая на оживленный перекресток поселка, очень часто встречал там автоинспектора Кучменко, которому не нужен был даже жезл. Остановить нарушителя он мог одним движением руки. Взмах указательного пальца вызывал волнение даже у самого дисциплинированного водителя.

Большой радостью для автоинспекторов стало появление в подразделении мотоцикла, а позже и автомобиля. Коллектив креп, служить приходили молодые, образованные сотрудники. Ребята обзаводились семьями. На свадьбах гуляли всем коллективом, а молодожены в день регистрации обязательно приезжали в отдел ГАИ, где их поздравляли коллеги.

В начале 80-х годов в Курагинском районе было образовано районное отделение ГАИ, первым руководителем которого был назначен Виктор Петрович Сурнаков. В 1986 году после его перевода в г. Боготол коллектив остался без начальника. Тогда сотрудники сами предложили достойного кандидата на должность руководителя – Александра Владимировича Горового.
В.П.Кучменко на осмотре мототехники
До сих пор ветераны вспоминают, как просили его занять должность главного госинспектора района. Почему именно его? Потому что он отличался образованностью, обладал профессиональными и личностными качествами, был справедливым человеком. Если водитель допустил грубое нарушение ПДД, не важно, директор он или простой рабочий – наказания ему не избежать.

Обеспечение отдела ГИБДД улучшалось, с ним рос и престиж службы. На смену ветеранам, отдавшим дорожной службе по 20 лет жизни, приходили молодые сотрудники. Надо сказать, что инспекторы «со стажем» с удовольствием делились опытом с молодежью, которая впитывала в себя дорожную грамоту как губка. Этому способствовало и неформальное общение старших с новоиспеченными сотрудниками. При проведении парко-хозяйственных дней, во время уборки территории и служебных помещений автоинспекторы любили послушать рассказы опытных коллег. Некоторые истории запомнились своей комичностью, другие, наоборот, наполнены горем целых семей, третьи были поучительными.
В.П.Кучменко около здания ГАИ
А сколько историй о счастливом спасении. Автоинспекторы не раз приходили на помощь водителям, спасали детей, и даже тушили пожары.

Был и такой случай. Зимним субботним днем, сотрудники регистрационно-экзаменационной группы, возвращаясь после обеденного перерыва, заметили на территории приусадебного участка недалеко от ГИБДД задымление. Немедля бросились в ограду дома, сообщив хозяевам-пенсионерам о том, что в гараже произошло возгорание. Тут же передали информацию в службу спасения, и, не дожидаясь пожарных расчетов, начали тушить пожар подручными средствами, ведь огонь мог распространиться на постройки и дом, расположенные рядом. Самым эффективным средством оказался снег. Нагребая его лопатами, закидывали пламя. Силу огня удалось умерить, в этот момент подоспели пожарные. В результате возгорания пострадал лишь гараж, но в целом строение было спасено, потребовался частичный ремонт.
Игорь Николаевич Будим


Автоинспекторы часто вспоминают и эту историю, которая случилась примерно в 2009 году. В районе появился автомобилист-нарушитель, который неоднократно попадал в поле зрения инспекторов. При этом каждый раз, оформляя нарушение горе-водителя, инспекторы выслушивали упреки и оскорбления в свой адрес. Однажды, поздно вечером после проведения рейда на периферии, экипаж ДПС возвращался в Курагино. На пустой дороге, долгое время, впереди был хорошо виден свет от впереди идущего автомобиля, и вдруг он пропал. Свернуть было некуда, инспекторы поняли: что-то стряслось. Замедлили движение, и вдруг в кювете заметили перевернувшийся автомобиль. Под опрокинувшейся автомашиной оказался зажат водитель. Сотрудники помогли его вытащить из поврежденной техники и передали медикам. Травмы были серьезными, и врачи отмечали счастливую случайность, по которой инспекторы оказались рядом. Уже позже автоинспекторы выяснили, что пострадавшим был их старый знакомый нарушитель. На дороге они не встречали его долгое время, а потом он сам обратился к сотрудникам и поблагодарил за спасение.

С переходом милиции в полицию в 2011 году произошла реорганизация, и два отдела внутренних дел Курагинский и Каратузский были объединены в один. Подразделение ГИБДД также претерпело изменения. Огромная территория обслуживания, новая дислокация, сотрудники ранее незнакомые друг с другом, всё это несло множество сложностей. Однако, со временем сотрудники сработались, привыкли к территории и сейчас обеспечивают безопасность дорог двух районов в полной мере.

Времена менялись, менялись и условия службы, но лишь одно неизменно, за полувековую историю подразделения Госавтоинспекции Курагинского района, первостепенная задача каждого инспектора - это порядок на дорогах. И даже самый трудный путь под силу для настоящих страж дорог, когда есть стремление. Стремление ради сохранения человеческих жизней.


Дарья Краснова,
инспектор по пропаганде БДД ГИБДД

Свадьба сотрудника ГАИ Николая Георгиевича Оськина
Вячеслав Николаевич Соловьев, инспектор ДПС, 9 мая 2000 г.
Коллективное фото, 90-е годы
Три Игоря. Ваккер, Будим, Шубин
Коллектив отдела ГИБДД, 2021 год
Старший инпсектор ДПС Евгений Васильевич Зимин
Инспектор ДПС Александр Александрович Козлов
Статья о Кучменко В.П в Тубинских вестях, 2010 г.

Рейтинг

В этом разделе

Добавить комментарий

Обновить

Сколько дней в году (не високосном), цифрами?