»»»

Жизнь как подвиг веры


Жизнь как подвиг веры

26 июля, в день Архангела Гавриила, на 85-м году жизни отошла ко Господу игуменья матушка Екатерина (Бальва), настоятельница Свято-Вознесенского женского монастыря села Кочергино. Господь удостоил ее истинно христианской кончины, мирной и безболезненной. Матушка успела дать наставления сестрам святой обители, попросила у всех прощения, пособоровалась, причастилась и вскоре почила.

Свято-Троицкий храм в с. ШалоболиноПочти пол года прошло со дня матушкиной кончины, а сердце не верит, что ее нет с нами, встает передо мной ее светлое, жизнерадостное улыбающееся лицо, способное зажечь в душе теплый, яркий огонек, отогнать горести, дать силы для новых свершений во Славу Божию. Возле нее кажутся такими мелкими все жизненные дрязги, перипетии, хочется непременно стать лучше. Дивясь ее подвигам, кажется, как могла все это сделать одна маленькая, хрупкая, пожилая женщина? Но, имевшая огромную веру в Бога и Его Промысел, великое мужество и силу духа.

Возможно, не каждый житель нашего района ощутил случившуюся потерю, но она велика. Еще Христос Спаситель мира сказал:" Не бывает пророк без чести, разве только в отечестве своем и в доме своем"(Мф.13:57). Но матушку Екатерину знали и любили во многих городах России и за рубежом, проводить ее в последний путь приехало более 600 человек со всех уголков страны.

Она обладала удивительным Божиим даром сплачивать вокруг себя людей, сильные мира сего - министры, кинорежиссеры, директора крупнейших предприятий - по одному ее слову или телефонному звонку спешили оказать помощь, они доверялись ей безоговорочно и считали за честь и благо помочь ей в ее богоугодных делах по восстановлению храмов.

Матушка Екатерина, простая русская женщина, в миру Елена Александровна (Бальва), из рода полтавских казаков, родилась в деревне Васильевка Юргинского района Новосибирской области. Отец ее Александр Иванович был священником, дед Иван Васильевич - протоиреем, в советское время они оба были расстреляны. Одному Богу известно, сколько пережила и вынесла мама маленькой Елены, чтобы выжить, вырастить одной такое количество детей, работая на самых тяжелых работах, терпя голод, холод, унижения, не всегда порой имея крышу над головой. Но Господь не оставлял, посылал на помощь людей.

Вот так с малых лет будущая игуменья матушка Екатерины постигала, что значит сила молитвы, когда ни на кого, кроме Бога рассчитывать не приходилось, каждый вечер ожидая маму с работы, маленькие ребятишки молились, чтобы ее не арестовали, как их отца и деда.

Свято-Троицкий храм в с. ШалоболиноВ Курагинский район матушка Екатерина приехала в 2007-м по благословению Архиепископа Антония Красноярского и Ачинского, восстанавливать храм в честь Святой Троицы, что находится в селе Шалоболино. Матушка уже находилась на склоне своих лет, но имела богатый опыт строительства за плечами. Была глубокая осень, и Троицкий храм представлял собой заброшенные руины, на которые было больно смотреть.

Казалось, немыслимо, что этот храм когда-нибудь можно будет восстановить, поднять эти руины из небытия, настолько безнадежно все выглядело. В душе были только горечь и сожаление, что такая некогда красота была порушена, разграблена, осквернена в годы воинствующего безбожия. И кому могло помешать это великолепие, у кого поднялась рука? Почему с такой жестокостью и остервенением боролись против Бога, в которого не верили? Разрушали храмы, сажали и расстреливали священнослужителей…Много подобных вопросов вертелось в голове, когда, перешагивая сгнившие балки, смотрела я со своими близкими на дырявый купол, в котором селились черные вороны, и на остатки некогда бесценных по своей художественной и исторической значимости фресок.

Но все же один главный вопрос из глубины сердца, не давал покоя, как, когда, сколько лет еще должно пройти для того, чтобы был восстановлен Троицкий храм? Доживем ли мы до этого события? Но заброшенные руины, равнодушие чиновников, наша бесхозяйственность, российское безденежье, бедность простых сельских людей, поставленных на грань выживания, когда уже нет дела ни до чего, говорили сами за себя - ждать придется долго, очень долго, возможно бесконечно. Уже не раз были попытки восстановить Троицкий храм, даже выделялись деньги, но все было тщетно, и деньги куда-то испарялись, и люди.

Свято-Троицкий храм в с. Шалоболино Матушк Екатерина поселилась недалеко от развалин в соседнем селе Кочергино в Свято-Вознесенской женской обители. На ее попечении оказались сестры этого монастыря, который до этого подняла из руин тоже простая русская женщина матушка Елисавета (Усталова), ныне схиигуменья Красноярского Благовещенского монастыря. Удивительно, какую дает Господь силу этим женщинам, матушкам? Которых, как солдат на поле боя, благословляет Архиепископ, ведь они являются воинами Христовыми, и значит сам Господь призывает их на эту работу. И идут на бой наши матушки-игуменьи с единственным, что у них есть, с верой в Бога и Его Промысел, что все он подаст для дела благого. И удивительным образом Господь посылает именно таких людей, которые реально могут оказать помощь.

Проходит всего год с приезда в наш район матушки Екатерины, и Троицкий храм неузнаваемо преображается, приобретает свой первоначальный вид, это уже не руины, храм оштукатурен, покрашен, уже вставлены окна, вывезены тонны мусора. За всем этим стоит колоссальный труд многих людей, которых призвала матушка Екатерина на помощь в возрождении храма. Ей, как руководителю восстановительных работ, нужно ничего не упустить, обо всем помнить, каждому дать указания, находить людей, доставать материалы, чтобы работа шла без промедлений, заботиться о каждой мелочи. Ведь в начале в храме не было даже электроэнергии, без нее невозможно было приступить к работе.

Свято-Троицкий храм в с. Шалоболино Далее нужно было заказывать иконостас, отливать колокола. По всей России и бывших союзных республиках искала матушка Екатерина мастеров для этого дела. Строился храм исключительно на народные пожертвования, каждую квитанцию с денежным переводом и именем жертвователя, каждый чек хранила матушка в специальных альбомах, чтобы видели, знали, как помогают люди со всей России восстановить порушенный сельский храм. И все это чудо проходило здесь на наших глазах.

Вот что значит Божий человек, монах. В обыденном представлении монахи - это люди, ушедшие от мира. В какой-то мере это так, но суть в другом: "Не от мира бежим, а к Богу идем", - ёмко говорила матушка. Главное дело монашествующих - это молитва, и без нее никакого дела не начинала матушка Екатерина. Перед тем, как приступить к восстановлению Свято-Троицкого храма в Шалоболино, поехала матушка к преподобному Сергию Радонежскому в обитель, им некогда построенную, Троице-Сергиеву Лавру, поклониться его святым мощам да испросить помощи на такое трудное и нужное дело. Там ей удалось получить благословение и от самого Патриарха Алексия Второго, с которым она неожиданно для себя повстречалась у самой раки с мощами преподобного Сергия.

Если проследить судьбу матушки Екатерины, то на несколько книг хватило бы удивительных, интересных и поучительных случаев и жизненных перипетий, которые выпали на ее долю. Главное, во всей жизни ее можно увидеть промыслительную руку Божию, которая вела ее до последнего часа. Закончила она восстановление четвертого в своей жизни храма, довела все до ума, дождалась освящения храма Владыкой Антонием и в скором времени отошла от трудов праведных ко Господу, в горнии селения Его.

Свято-Троицкий храм в с. Шалоболино Первый свой храм в честь Рождества Пресвятой Богородицы в городе Черногорске матушка Екатерина по Промыслу Божию начала строить еще в глухое советское время, в 1985 году. Тогда еще в миру просто бухгалтер Елена Александровна Бальва, дочь репрессированных и расстрелянных деда и отца. Непросто было тогда выбить разрешение на строительство православной церкви, партийное начальство ставило различные препятствия, чтобы не было храмов на земле русской. Так и здесь началось с того, что разрешение от министерства на постройку храма в Черногорске затерялось где-то под стеклом у местного же руководства.

Ждали, ждали телеграмму с ответом прихожане будущего черногорского храма да и не дождались, пока повторно настойчивая Елена Александровна не отправила телеграмму на разрешение в министерство и тогдашнему Патриарху Пимену. Вскоре пришел ответ, что разрешение на строительство храма вам отправлено еще 23 марта. Но местное начальство упиралось до последнего - храму не бывать - был их ответ, ездите в Абакан, если хотите. Но Елена Александровна не сдавалась, отправила еще одну телеграмму, тогда местные партийные чиновники сделали вид, что смягчились, сказали собирать подписи людей, которые хотят, чтобы в Черногорске был храм, но чтобы обязательно были указаны фамилия, имя, отчество и домашний адрес. Подписи собрали, все сделали, и тут новое искушение.
Свято-Троицкий храм в с. Шалоболино
С местного исполкома послали людей ходить по квартирам и стращать людей. Подошла как-то к Елене Александровне старушка, живущая рядом по улице и говорит: "Лена, что делать, я вот подписалась за строительство храма, а теперь мне сказали, что меня посадят...". Взяла Елена Александровна свою подругу, с которой вместе в шахте работали, пошли и настыдили ту женщину, которая по домам ходила:"Как вам не стыдно, разве можно так людей стращать, а еще бывшая учительница", а подруга Елены Мария, бойкущая женщина, не церемонясь, отчитала ее по-шахтерски. С тех пор перестали по квартирам ходить, народ расправой пугать.

Потом нужно было место для храма найти. То у кладбища место давали, то возле шахты, до которой 9 км, то рядом с бассейном, и последнее место было там, где когда-то при взрыве погибло 120 человек шахтеров, там был заброшенный парк и братская могила. На этом месте люди и пожелали строить храм. Начальство подписало утвердительные документы, потом только опомнились, что место это в самом центре города, но уже было поздно - исправить документы Елена Александровна никому не дала. Теперь предстояло найти деньги на постройку храма.

Люди жертвовали то рубль, то 15 копеек, и собирать бы пришлось очень долго. Обратилась Елена Александровна с вопросом к знакомому строителю: "Сколько примерно денег надо, чтобы храм построить? ". Тот отвечает: "Тысяч 200 нужно, не меньше". "Так я и за десять лет не соберу такую сумму", - посетовала Елена Александровна. Он ей и посоветовал, "не отчаивайся иди в КСК, там тысяч 50 дадут, еще угольный разрез, комбинат "Сибирь". "Пошла я с заявлением в финансовый отдел на камвольно-суконный комбинат, - рассказывает матушка Екатерина. - Его у меня приняли, хорошо, - говорят, на следующем собрании рассмотрим. Через какое-то время звоню, отвечают, выделили вам 50 тысяч. С радостным известием бегу я к батюшке Серафиму, а он и говорит: "Как ты, Елена, быстро веришь, кто это в наше время церкви помогает? Быть такого не может". Еще несколько знакомых так же сказали. Отчаялась я, но решили счет посмотреть, 25 тысяч там уже лежало, в следующем месяце КСК прислал еще 25. "Сибирь" машины дала, гравий. Щапов сказал: "Буду оплачивать все ваши счета".

Свято-Троицкий храм в с. ШалоболиноБыл такой интересный случай, рассказывает матушка: "Работала я на одном строительном комбинате начальником погрузки, приходит ко мне устраиваться сын одного большого городского начальника, учиться он не хотел, а мне как раз грузчики нужны были. Кадровичка и говорит мне, зачем подписала у него заявление, если что с парнем случится, не сносить тебе головы. Как же? Я в 16 лет уже в шахту спускалась, на лесозаготовках работала, а он такой молодой здоровый, пусть трудится. Поработал он лето, да смекнул, что мозгами легче хлеб зарабатывать, чем физическим трудом. Больше подстегивать его не надо было, поехал он в Красноярск, да с разгону два института и закончил". Уже спустя лет двадцать пошла Елена Александровна на ЧЭЗОК, нужны были железные балки для храма. Выходит начальник, здоровый, высокий дядя, обнимает и говорит: "Леночка, ты меня научила жить!" И секретарше сказал: "Этой женщине что нужно - дать! Я ей жизнью обязан".

Много усилий приложил в строительстве Черногорского храма нынешний благочинный Минусинского округа протоиерей Михаил Пристая. Со своими родными дядьями и с простыми старушками-пенсионерками они разгружали, таскали и укладывали кирпичи - подъемного крана не было. Через пол года храм был возведен. 21 сентября на престольный праздник Рождества Богородицы была проведена служба.

Вскоре в жизни Елены Александровны, будущей игуменьи, открылась новая глава -Красноярск. Ее, отличившуюся в строительстве черногорского храма, владыка Антоний благословил и направил поднимать из руин красноярский Благовещенский собор. Там она приняла монашеский постриг с именем Екатерина. Тогда в разоренном, разрушенном помещении некогда красивейшего монастыря находился склад пушнины пушно-меховой фабрики, Свято-Троицкий храм в с. Шалоболинов стенах храма выделывали шкуры, было много грязи и вони. Но матушка не побоялась трудностей, сама вместе с сестрами таскала кирпичи, белила потолки, вместе разгружали доски, кирпичи, и трехэтажный Благовещенский собор родился заново на своем историческом месте. Рассказ об этом - всего в нескольких словах, а сколько за этим стоит труда и заботы, разных сложностей и перипетий, Господь ведает. 11 лет пробыла матушка Екатерина настоятельницей Свято-Благовещенского женского монастыря города Красноярска.

Хорошо помогли материально в восстановлении собора знаменитый кинорежиссер Никита Михалков, министр ЧС России Сергей Шойгу, а также ныне покойный генерал-губернатор Александр Лебедь.

Сохранился трогательный диалог между Никитой Михалковым и матушкой Екатериной. "С утра до ночи, миленькая, работаем". "У меня тоже работы с утра до ночи, батюшка. Я хотела вас вот о чем попросить". "Да милая". "С Вас ведь все и началось у нас". Неподдельное оживление в студии, некоторым непонятно, какое отношение имеет Никита Сергеевич Михалков к женскому монастырю Красноярска, но матушка Екатерина тут же объясняет: "Когда Вы приезжали с министром Сергеем Шойгу и дали нам свои лепты, начали мы строить храм, собрали 534 подписи. Написали Ельцину письмо, ответ от его администрации получили, помощи не получили, а люди в Красноярске откликнулись, все организации стали помогать, колокольню уже выкладываем. И очень хотелось через Вас передать письмо Шойгу, может быть, поможет храм достроить". "Я думаю, ситуация такая, храму помогать надо, а сколько денег нужно?" "Ну, хотя бы миллионов 300". "Я тоже вам дам, я дам, - думает, прикидывает Михалков, - 20 миллионов". "За это, слава Богу, а что же Вы к нам, батюшка, не зашли, может мы обидели Вас чем". "Да что Вы, матушка, если бы Вы знали, в каком я режиме живу, Вы бы меня поняли. Вы мне скажите, куда послать Вам деньги, расчетный счет Ваш какой? Завтра же пошлю деньги". "Спаси Вас, Господи! Ну, а Шойгу Вы сможете передать письмо, он же красноярец, ему же интересно будет храма-то увидеть во всей красе". "Вы знаете, матушка, храмы видеть интересно, а деньги платить никому не интересно". Как только разговор в студии закончился, Никита Сергеевич попросил записанные реквизиты собора и сразу отдал распоряжение завтра же перечислить на монастырский счет 20 миллионов рублей. Это не было деяние на показ, коль дал обещание, выполнил его, не откладывая.

Свято-Троицкий храм в с. ШалоболиноЧто-то было в матушке Екатерине, в этой хрупкой, маленькой женщине с несокрушимым духом, что заставляло сильных и влиятельных мужчин, боссов, директоров доверять ей, слушать ее, помогать. В ней была неподдельная искренность, простота и в тоже время внутренняя сила. И еще - она была настоящей, таковой была и ее вера в Бога. Люди это чувствовали и не могли равнодушно пройти мимо, для многих она стала лучом света, у которого можно обогреться душой, забыть на время о бесконечных мирских проблемах, неприятностях и заботах. Как сказано было Христом в Евангелии:"Идите за Мною, и Я сделаю вас ловцами человеков" (Матф.4:19). Кто в первую очередь стяжает в себе Духа Святого, то нетленное сокровище, к тем и тянутся люди. Бывает так, что никакие сокровища мира и материальные блага не могут утешить, успокоить и напитать сердце человеческое, его бессмертную душу.

Никогда еще не видела я в жизни человека, кто бы так сильно умел радоваться простым вещам и от души благодарить даже в мелочах, как матушка Екатерина. Думаю, не я одна на себе испытывала, как стараешься порой что-то сделать для небезразличного тебе человека, но все проходит абсолютно незамеченным. Но не такова была матушка, ее сияющая радостная улыбка и неподдельные восторги вдохновляли на новые свершения. Уметь радоваться и благодарить за все - это, наверное, важнейшее качество человека. Жизнь - это Божий дар, она бесценна, ни один из ее дней невозможно ни повторить, ни вернуть ни за какие деньги. Но, прежде всего, мы призваны собирать сокровища небесные, ткать для себя одежду духовную, чтобы не предстать перед Господом не готовыми, чтобы не быть "отвергнутыми во тьму внешнюю, там будет плач и скрежет зубов."(Матф.8:12). Но как сказал апостол Павел: "Для меня жизнь - Христос, и смерть -приобретение" (Фил.1:21).

Вот такой уникальный человек, волею Божией, жил здесь рядом с нами, молитвою и жизненным подвигом укреплял всех нас. В Ветхом Завете в книге Бытия можно прочитать как Господь сохранил город ради одного праведника. Никто не представляет, на чем держится наш мир сейчас, в век техногенных катастроф и стихийных бедствий. Господь еще сохраняет нашу землю по молитвам таких людей, подобных матушке Екатерине.

Упокой, Господи, душу рабы Твоей игуменьи Екатерины в Селениях праведных. Светлая ей память.


Надежда Мисюрова,
пресс-служба Свято-Духовского храма, п. Курагино

Рейтинг

В этом разделе

Добавить комментарий

Обновить

Сколько дней в году (не високосном), цифрами?