»»»

Во имя веры и Отечества


(Об истории Свято-Троицкого храма в с. Шалоболино). Светлой памяти игуменьи матушки Екатерины (Бальва) посвящается

Боле тысячи лет назад русская земля приняла христианство. Святой князь Владимир пораженный благолепием византийского богослужения принял православное крещение и его стараниями Русь была освещена светом христианской веры. Христианство стало официальной, государственной религией, что на многие сотни лет предопределило ход истории.

Свято-Троицкий храм в с. ШалоболиноВместе с утверждением христианства на Руси зарождалась и русская церковная архитектура. Приняв от греков веру, наши предки позаимствовали у них и форму храмов, построенных в византийском стиле, подобных константинопольской Святой Софии. Такие храмы были построены в главных русских городах: Киеве, Новгороде, Пскове, Владимире и Москве. Молящихся в них, охватывает торжественность, легкость и умиротворение.

Как и большинство исторических русских храмов, их постройка была связана с великими и священными событиями из жизни Церкви, государства и Царствующего дома и поэтому они вызывали не только высокое художественное, но и патриотическое чувство.

В дальнейшей истории русской церковной архитектуры "византийский стиль" являлся примером и был "высочайше рекомендован" в качестве образцовых в духе проектов К.А.Тона.

В середине XIX века в большом хлебосольном сибирском селе Шалоболино на сельском сходе было принято решение о строительстве каменного храма вместо обветшавшей деревянной церкви. В прошении, направленном ими в Ачинское Духовное правление Томской духовной консистории, было указано стремление "заботиться о религиозности и нравственности членов общества".

Согласно документам Минусинского архива 06 апреля 1845 года вышел Указ Ачинского духовного правления "О разрешении построить каменную церковь в с.Шелаболинском" (так в документе).

Церковь строилась "всем миром" благодаря "тщанию прихожан". В центре села на освященном месте был возведен насыпной холм, на котором заложен фундамент церкви. В больших ямах жгли известь, особым способом обжигался кирпич. Раствор для каменной кладки изготавливался также по специальному рецепту, для которого прихожане сдавали установленное количество куриных яиц.

Несколько лет усердного труда увенчались успехом. Согласно Клировой ведомости за 1853 год в селе Шалоболино в 1851 году был построен уникальный двухпрестольный белоснежный храм в византийском стиле в честь Святой Животворящей Троицы. Возвышаясь над всей округой, он поражал своим великолепием. Высокая звонница и огромный круглый купол восхищали прихожан. Множества оконных проемов в стенах и куполе зрительно раздвигали внутренние своды, отчего в нем было светло и просторно.

Стены главного престола во имя Святой Животворящей Троицы были покрыты фресками, на которых изображены лики святых и библейские сюжеты. В центре купола была изображена Святая Троица, а по окружности - сюжет о сотворении мира. Алтарь отделялся от придела иконостасом в несколько ярусов. Позолоченные Царские врата, ведущие в алтарь и узорчатые решетки на окнах, были фигурной ковки.

Во втором приделе храма во имя Рождества Христова, меньшим по размеру, все стены были украшены иконами. В нем проходили службы по будним дням. Причт храма состоял из священника, дъякона и псаломщика.

Освящение Свято-Троицкого храма состоялось в 1853 году. Первым был освящен 5 мая 1853 года престольный храм во имя Рождества Христова, а 30 сентября - главный храм во имя Святой Троицы. Из поколения в поколение передавались воспоминания об этих знаменательных событиях. "В день освящения в село съехалось множество народу. Не все могли попасть внутрь храма. Многим пришлось стоять у входа".

На многие десятилетия храм стал святым и значимым местом для всей округи. По воспоминаниям жителей села в праздники он был переполнен прихожанами. Сердце замирало у них от внутреннего пышного убранства, красивого пения многоголосого хора. А мощный колокольный звон семи колоколов, в том числе самого большого 100-пудового, плыл величаво и торжественно по близлежащим деревням и заимкам.

Открытие храма оказало большое влияние на дальнейшее развитие местной территории. В 1852 году были образованы Шалаболинская волость, выделенная из Курагинской с центром в селе Шалоболино, и Шалаболинский Троицкий приход, выделенный из Курагинского прихода. Изначально в приход входили селения: Детлово, Кнышинское, Алексеевка, Пойлово, а также деревни: Кураганчиковская, Джирим, Ильинка с общим количеством 2418 душ обоего пола.

В дальнейшем в селах были построены церкви и открыты приходы, а в деревнях - часовни. Свято-Троицкий храм был не только местом исполнения религиозных обрядов, но культурным и образовательным центром волости.

15 октября 1884 года Благочинным священником Рязанским была учреждена Шалоболинская церковно-приходская школа, которая согласно Положению имела целью "…утверждать в народе православную веру, воспитание нравственности христианской и сообщать первоначальные полезные сведения". Школа была вначале смешанная, одноклассная, а в дальнейшем - двухклассная. Преподавателями в школе в первые годы были священнослужители храма, которые не получали дополнительного жалования и преподавали: чтение, арифметику, чистописание, Закон Божий.

Высокий уровень богословского образования позволял священнослужителям образовывать детей. Священник Алексей Подгорбунский окончил курсы в Иркутской Духовной семинарии. Дъякон Александр Подгорбунский, сын священника, окончил курсы в Красноярском Духовном училище и в дальнейшем служил в Минусинском Спасском соборе.

Содержалась школа за счет сельского общества, Земства, Синода и пожертвований. Ее здание было построено в период строительства храма и пожертвовано церковью для школы.

По Сведениям о школе за 1988-1890 годы в ней обучалось 40 учащихся, начиная с семилетнего возраста: мальчиков - 34, девочек - 6. Дети в основном были из крестьянских семей. В дальнейшем количество обучающихся возрастало. При школе имелась библиотека, из которой книги выдавались учащимся для учебных и домашних занятий. На 1889 год было 252 экземпляра, среди которых значились: Библия, буквари, часословы. Третья часть библиотечного фонда была пожертвована крестьянином Г.Л.Мухиным.

Сегодня в Шалаболинской средней школе помнят и высоко чтят церковно-приходскую школу, считая ее своей прародительницей. Учителем А.И.Бурмага написана и издана книга по истории школы, Школьный гимн. Из стен школы с вековой историей и славными традициями вышло много выпускников, ставших высококлассными специалистами и большинство из них - учителями "от Бога", сеющих доброе и вечное.

При храме был образован попечительский Совет, который своими стараниями сделал много добрых и полезных дел не только для храма, но и для прихожан. При его активном участии в конце XIX века при храме была открыта богадельня для девочек-сирот. Девочки учились швейному делу, помогали в уборке храма, пели на клиросе во время служб. Когда они выходили замуж, им выделялось приданое.

При храме была богатая библиотека церковных и светских книг, образовано общество трезвости, поскольку самогоноварение было широко распространено среди населения и приносило много горя семьям выпивох. Попечительский Совет храма также при обращениях оказывал помощь нуждающимся прихожанам денежной ссудой, продуктами, зерном. При храме имелось церковное кладбище, на котором вечный покой обретали священнослужители, в том числе в 1918 году, будучи уже заштатным, священник Александр Иванович Подгорбунский в возрасте 63 лет.

Шалоболинский приход был богатым. Совершались необходимые требы, изготавливались и продавались восковые свечи, подсобное хозяйство также приносило свой доход. Пополняли церковную казну и пожертвования состоятельных прихожан.

Свято-Троицкий храм в с. Шалоболино Свято-Троицкий храм в с. Шалоболино, 2004 г.


Священнослужители, церковнослужители и прихожане любили свой храм и заботились о нем. На его обустройство выделялось достаточно средств, чтобы содержать его в чистоте и порядке. Он регулярно ремонтировался и реставрировался.
Серьезная реставрация была проведена в 1904 году. Для ее качественного проведения в начале ХХ века местный художник С.Айзиман на средства прихода был отправлен на учебу в Венецию. Постигнув секреты реставрации, С.Айзиман по возвращении домой вместе с местным жителем Гриневичем отреставрировал фрески под куполом и иконостас.

Со сменой власти и государственного строя в 1917 году начинается разрушение русской православной церкви. 23 января 1918 года был издан "Декрет об отделении церкви от государства и школы от церкви". Согласно ему церковные и религиозные общества не имели прав юридического лица и права владеть собственностью. Все имущество и земли, существующие в России, церковных и религиозных обществ были объявлены народным достоянием.

Страница 1 из 41234»
Рейтинг

В этом разделе

Добавить комментарий

Обновить

Естественный спутник земли?