»»»

Православный миссионер - Андрей Кураев


Православный миссионер - Андрей Кураев

Андрей Кураев является миссионером Русской Православной Церкви, а также профессором Московской Духовной Академии; старшим научным сотрудником кафедры философии религии и религиоведения философского факультета Московского Государственного Университета им. М. В. Ломоносова; членом экспертного Совета по вопросам совести Государственной Думы Российской Федерации.

Андрей КураевОдно время он работал референтом Патриарха Московского Алексия II. Андрей Кураев также и самый молодой персонаж словаря "Философы России XIX-XX столетий", ставший и самым молодым (в 35 лет) профессором богословия в истории России. Патриарх Алексий II позволял ему спорить с собой. А с ним самим кто только не спорил: от буддистов до староверов. Рокеры Юрий Шевчук и Константин Кинчев называют его другом. Он часто принимает участие в телевизионных передачах. Его дискуссия в ток-шоу способна придать неожиданный поворот и глубину в обсуждаемой теме. За год со своими лекциями он объезжает до шестидесяти городов мира.

Несколько раз Андрей Кураев посетил и наш поселок Курагино. Одна из таких встреч состоялась в Курагинском районном Доме Культуры 27 сентября 2006 года. Книги Кураева очень быстро распродаются. Вообще, сейчас книжные магазины заполонены разнообразной литературой на всевозможные темы, но современная православная литература и серьезные разговоры об этом, обращенные на современном языке, прежде всего к молодым, и людям думающим довольно редки. В России сейчас обычный русский человек, русский интеллигент имеет возможность узнать любую другую религию больше, чем православие. Одна из его лекций так и называется "Православие-неизвестная религия".

Необходимость разговора о Русском Православии и его роли в современном мире на сегодняшний день весьма актуальна. Она затрагивает не столько людей верующих, для которых этот вопрос в той или иной степени решён, а более "светскую" половину общества. Православие оказывается на перекрестье острейших проблем современности.В поисках собственной национальной самоидентификации, прочного фундамента для нового дома среди аспектов православия кроме религиозного первостепенными становятся аспекты культуры и вечных ценностей. В пору разрушения и деградации тысячелетних культурных наработок, нравственности и той внутренней доминанты, благодаря которой существует понятие "Человек" важнейшими становятся вопросы о смысле и образе жизни, о том, откуда мы родом, куда идём и как должны преодолеть этот сложный путь. Православие - это не только религия, церковь, но и наша тысячелетняя культура, шедевры мирового гуманистического искусства (такие, как "Троица" Рублёва), неотъемлемая часть истории, непреходящие духовно-нравственные заветы, способные указать направление движению заблудившегося самого в себе мира.Андрей Кураев и Юрий Шевчук

Андрей Кураев в своих книгах и лекциях раскрывает такие темы и отвечает на такие вопросы, которые сейчас мало кто озвучивает и объясняет и на которые редко у кого можно найти ответ. В одной из своих книг "Как относится к исламу после Беслана?" он открывает теневые стороны этой религии. Вообще религиозная неграмотность и всеядность, бескультурье могут привести к весьма плачевным последствиям. А на довольно актуальную сейчас тему современности и школьного образования он говорит так: "Современность…Что ж тут доказывать: быть современным нужно! Но стоит ли так много говорить о необходимости быть современным? Избежать соприкосновения с современностью пока еще не удавалось никому. Но не пора ли сформулировать иную фундаментальную цель образования: не должна ли сегодня школа стать убежищем от современности?

Современность (модернизм) разрушают форму и гармонию - и в музыке, и в слове, и в живописи, и человеке - значит, самое время школу превратить в бастион классики и традиции. Мир "попсы", ТВ и кухонных сплетен внушают моду на магию и гороскопы - значит, школе пора осознать себя крепостью, обороняющей научную трезвость мышления. Телевидение говорит с американским акцентом, - значит, школа должна стать убежищем русского литературного языка. Современность стремиться растворить человека в мире газет, она создает свою "виртуальную реальность", требуя от человека забыть о той работе, которую лишь он сам может и должен совершить внутри себя. Яркие образы этого мира предлагают подростку: потребляй, живи нынешним, живи мгновением, ибо "себе в удовольствии не откажешь. Разве должна тут поддакивать школа? Не должна ли она почаще напоминать слова М. Цветаевой "У меня есть право не быть собственным современником"? Будь современником Пушкина, Достоевского и Гомера".

Андрей Кураев во многих своих книгах утверждает что, Церковь - не только для бабушек, что в ней есть место и для молодых, и для людей с интеллектуальным складом мышления. Именно для молодых людей он посвящает множество глав в своих книгах. В одной из них на вопрос: "Что такое для Вас православная молодежь?" он отвечает так: "Я знаю конкретно Таню, Васю, Диму. Они все разные. Наверное, это трудно - быть православным и молодым. Потому что это значит - идти против двойного течения. Значит, идти против моды своей светской компании. А чтобы быть молодежью на приходе, нужно идти против приходских суеверий. В одном случае господствующее течение антиправославное, в другом антимолодежное. У нас в приходах господствует психология бабушек. А ведь у каждого возраста свое переживания веры.

Старик ищет смысл своей смерти, а молодой - смысл своей жизни. Но именно потому, что разнятся переживания в разном возрасте, важно сказать молодому человеку: если ты сейчас проживешь мимо Церкви, то обкрадешь самого себя, обеднишь свою жизнь. Знаю, вам, молодым, не нравится старушечье православие. Но если вы сейчас живете мимо него, то обрекаете себя на то, что именно в старушечье православие вольётесь на старости лет. А попробуйте пережить его иначе, но для этого нужно туда войти сейчас. Чтобы у старика светились глаза, у юноши они должны гореть…Молодой всюду видит возможности, а взрослый - опасности. Молодой ставит вопрос: "Что я могу сделать?" Пожилой спрашивает: "А что со мной могут сделать, что оттуда может угрожать мне и моему привычному укладу жизни?". Так и в церковной среде. Вместо молодого дерзновения - старушечьи страхи: "Ничего нельзя!!!"…Мера церковности определяется мерой испуганности. Боятся Гарри Поттера и ИНН, Интернета и собак (они, мол, изгоняют благодать из дома). А ведь наш страх перед новизной (скажем, перед глобализационными процессами) означает нашу заведомую готовность капитулировать, отказаться от созидательной деятельности, перестать быть активными соучастниками и даже творцами истории, превратившись лишь в ее жертв".

Также Андрей Кураев в своих книгах и лекция ставит целью развенчать многие мифы о православии. В своей книге "Рок и миссионерство" он пишет: "В течение двухсот лет была четкая тенденция: чем выше образование человека, тем более прохладно его отношение к религии. Сегодня этого нет, то есть подтвердилось то, что Николай Бердяев ещё в 30-х годах видел в среде русской эмиграции. Тезис о православии как о религии неграмотных крестьян - это миф. Сегодня, для того чтобы быть православным, нужно знать больше, чем для того, чтобы быть атеистом. Если в XIX веке православие было религией христианской от слова крестьянин, то сегодня оно становится городской религией". В подтверждении своих слов автор пишет о том, что: "В московских храмах люди либо с минимум образования - традиционные бабушки, либо с максимум - те, у кого есть вкус к высокой культуре, к серьезной мысли, к сложности, а не к примитиву, который предлагают всевозможные секты".

Книги и творчество Андрея Кураева позволяют по-новому взглянуть и открыть для себя огромный мир православной культуры всю глубину христианской мысли, непреложных истин. Вернуться к истокам нашей многовековой русской традиции и культуры с ее неизменными духовно-нравственными ценностями. Воспетыми классиками русской литературы. Ведь этого так не хватает в нашей современной действительности. Открыть дверь в мир живой мысли и слова, туда, где хочется думать и жить, а войти туда мы можем лишь сами.


Надежда Мисюрова
mivilina@mail.ru

Рейтинг

В этом разделе

Добавить комментарий

Обновить

Естественный спутник земли?